Ценности и их роль в жизни человека
Содержание
Введение
1. Ценности: понятия, сущность, виды
2. Философия ценностей
3. Ценности в литературе
4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)
Заключение
Библиографический список
Введение
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.
1. Ценности: понятия, сущность, виды
Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего «к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем».
В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: «Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам».
Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как «мир воплощенных ценностей», различая ценности-средства и ценности-цели.
Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
«Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».
Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.
Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.
Ценность как понятие определяет «…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик».
Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:
— к материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;
— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.
Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.
Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.
2. Философия ценностей
В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, — прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.
М.А. Недосекина в работе «К вопросу о ценностях и их классификации» (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.
На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.
Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.
Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: «На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание». Ценности в рамках ценностного сознания к
mirznanii.com
основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие
Впервые выявление своеобразии феномена ценности было осуществлено в 50 — 60-е годы XIX столетия немецким философом лейбницевской школы Р. Г. Лотце (1817–1881 гг.) в книге «Микрокосм» и в трактате «Основания практической философии». Именно Р. Лотце ввел в качестве самостоятельной категории понятие «значимость» («Geltung»), ставшей в последствии основой ценностного осмысления.
Сущность ценности
Концепции ценности:
1. Объективно-идеалистическая концепция (Н. Гартман, М. Шелер, Ф. Ринтлен). Она считает, что ценности имеют объективно-идеальную сущность по типу платоновских идей, что реальный-материальный мир является носителем ценностей. К этому взгляду примыкает и
2. Теологическая концепция (Н. Лосский, Ж. Маритен, Г. Марсель). Она утверждает, что ценность имеет божественное происхождение, а в своей крайней точке зрения, — Бог — это и есть ценность.
3. Феноменологическая концепция
(Э. Гуссерль) Она двойственна. С одной стороны, сознание порождает предметный мир в его ценностном значении (свойство, которое называется интенциональность) и тем самым преувеличивается роль субъекта, но, с другой стороны, этот субъект, имея не чисто индивидуальное сознание, а сознание межсубъективное трансцендентальное, как бы уравновешивается своеобразной объективностью.4. Экзистенциальная концепция (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Она приходит к утверждению о субъективности ценности через акт сознательного индивидуального выбора.
5. Биолого-натуралистическая концепция (Д. Дьюи, Дж. Лэрд). Она сводит все ценности к проявлению биологической полезности, к психофизиологическим оценкам, основным на удовольствии.
6. Социологическая концепция (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Она считает, что ценности — это порождаемые и обусловленные социальной средой системы идеологических представлений о настоящем или желаемом, которые входят в сложный комплекс социальной действительности, воздействуя на поведение человека и помогая переосмыслить и преобразовать социальную среду.
7. Особо следует выделить две концепции, сыгравшие выдающуюся роль в развитии ценностных представлений: марксистскую и неокантианскую. Обе заявили, что ценность предполагает не предмет (чем грешили многие философы и до, и после этого), а его значимость. Но вот сама значимость по-разному трактуется неокантианством и марксизмом. Если для первого значимость — есть до мира, над миром и вне его стоящая общезначимость, не относящаяся также и к области субъекта, то есть доопытная «чистая» духовная сущность, то для второго — значимость — это выражение человеческих отношений. Кроме того, и неокантианцы, и марксисты четко различали объективную и субъективную сторону ценностного отношения, ценность и оценку.
Ценность — это не есть предмет или его свойство, это общественная значимость объекта для оценивающего субъекта. Это внутренний, эмоциональный ориентир деятельности субъекта.
Ценностное отношение:
Для выявления ценности оценивающий субъект (им может быть личность, группа людей, класс, нация и т. д.) вступает в ценностное отношение, которое имеет как бы два слоя.
С одной стороны, перед нами только субъект — объективное отношение или оценка, то есть эмоционально-интеллектуальное выявление значимости объекта для субъекта, а с другой стороны, имеется и более глубокий пласт — это связь одного субъекта через значимость оцениваемого объекта с другим субъектом, то есть налицо субъект- субъектное отношении.
Методологические требования, относящиеся к аксиосфере:
1. Недопустимо смешивать ценность и истину, так как это разнородные по природе феномены, принадлежащие к разным сферам, первая — к ценностно-осмысляющей, вторая — к познавательной.
2. Неправомерно считать ценностью пользу, ибо это понятие выражает позитивное значение объекта для субъекта с точки зрения его интересов, и поэтому она столь же объективна, как и истина.
3. Нельзя отождествлять ценности и носители ценности — предметы (реальные или воображаемые), действия, события. Поэтому материальным или духовным может быть носитель ценности, но не сама она.
4. Требуется различать ценностные оценки от оценок иного рода — познавательных (оценка решения математической задачи) и утилитарных (оценка качества товара). Ценностная оценка бескорыстна и иррациональна (внепонятийна).
5. Было бы неправильно отождествлять ценность с целью и идеалом, так как они относятся к разным видам духовной деятельности. Если цель и идеал это модификации проектной, моделирующей, духовно — преобразовательной деятельности, то ценность является определением значимости для субъекта чего бы то ни было, в том числе и целей, и идеалов, и моделей, которые бывают и благими, и дурными.
6. Ценность является основой возникновения ценностной ориентации, то есть такого целенаправленного отношения человека к миру, в результате которого происходит выявление ценностей, их сознательное использование и следование им.
Классификация ценностей:
— по степени общности включает ценности личные, групповые и общечеловеческие;
— по формам культуры: материальные, духовные и художественные ценности;
— по формам сознания и видам деятельности ценности: эстетические, религиозные, политические, правовые, нравственные (этические), экзистенциальные, научные.
Нравственные и эстетические ценности:
выражают отношения к миру индивидуального субъекта, то есть выносятся индивидом от своего имени, на основании испытанного им чувства — эстетического наслаждения или отвращения, зова чувства долга или мучения совести.
Различие между этими формами состоит в том, что эмоционально оцениваются разные предметы: в одном случае носителем ценности является духовная сущность поведения, а в другом — материальная структура предмета.
Нравственными ценностями являются добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие, альтруизм и т. п. Они проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку, но характеризуют не внешний облик поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию. Поэтому нравственные ценности имеют совершенно иную природу, нежели нравственные нормы. Если последние навязываются человеку извне при помощи общественного мнения, то ценности регулируются другим орудием — совестью.
Говоря об эстетических ценностях следует иметь в виду, что природа сама по себе содержит только те или иные материальные структуры — симметрию, ритм, пропорции «золотого сечения», цветовые отношения, которые в определенных обстоятельствах могут стать носителями эстетических ценностей, но не являются самими этими ценностями, ибо ценность они приобретают лишь в отношении к человеку.
Эстетическими ценностями являются: прекрасное/безобразное; возвышенное/низменное; трагическое/комическое; поэтическое/прозаическое.
Политические и правовые ценности:
сверхличностны, поскольку соответствующие оценки выносятся индивидом не от собственного имени, а от имени той общности, к которой он принадлежит, однако они базируются на переживании — эмоциональном восприятии индивидом интересов и идеалов общности, к которой он принадлежит. И если правовые ценности по своей природе являются силой стабилизирующей и консервативной, то политические ценности могут иметь и консервативный и прогрессивный характер, могут обосновывать и реформаторскую, и реакционную и революционную практику.
Правовые ценности: общественный порядок, права представителей тех или иных социальных групп и законопослушание.
Политические ценности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина и т. п., т. е. духовные силы, объединяющие множество людей независимо от того, знакомы ли они, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом.
Религиозные ценности:
Если право и политика рационально формируют свои ценности, то религия овладевает иррациональным уровнем человеческого сознания, объединяя людей не знаниями и рассуждениями, а верой и переживанием недоступного познанию. Религиозные ценности, кроме того, характеризуются мессианством, нетерпимостью и нравственной двойственностью. Они выражаются и передаются в заповедях.
Чаще всего религиозные ценности представляют из себя попытку по другому выразить более глубинные ценности, которые получили название экзистенциальных.
Экзистенциальные ценности — это ценности связанные с осмыслением своего бытия, с нахождением смысла жизни. Ценностное истолкование субъектом смысла своего бытия имеет две формы: либо утверждение уже обретенного субъектом способа существования, либо представление желаемого, но пока недоступного бытия.
Своеобразие экзистенциальной ценности состоит не только в ее содержании, но и в механизме ее порождения. Им является психологический закон самообщения, внутреннего диалога самим с собой, когда каждый участник этого диалога имеет свой смысл бытия.
Смысл человеческого бытия
Назначение жизни человека — это функциональная категория, которая показывает для чего человек предназначен вне его воли и желаний, то есть чему служит человек как существо биосоциодуховное. Это многослойная система детерминант (обусловленностей) различной степени абсолютности и относительности. Пытаясь понять предназначение своей жизни, человек постепенно приходит к формирования смысла жизни.
Смысл жизни человека — это осмысленное человеком назначение его жизни. Исходя из многослойности предназначения жизни такой же характер имеет и смысл его жизни. Поэтому широко мыслящим человеком является тот, кто охватывает своим сознанием всю гамму задач, поставленных перед ним жизнью и сложившимися обстоятельствами, начиная от «вечных истин» и заканчивая бытовыми проблемами и вопросами. Целостный смысл жизни приводит к постановке человеком правильных целей своей жизни.
Цель жизни человека — это должное, некий образ, сформированный им в своём сознании, который он хочет реализовать в объективной или субъективной жизни. Свои цели человек может ставить и без осмысления своего предназначения и иногда они даже могут приводить к позитивным результатам, но в конечном итоге человек тогда становиться по- настоящему деятельным и сознательным существом, когда предназначение, смысл и цель жизни человека соответствуют друг другу.
Гармония предназначения, смысла и цели жизни человека осмысляется человеком как счастье.
Счастье — это высшая степень ценного, значимого для человека; высшее благо, как завершенное самодостаточное состояние жизни.
Роль ценности в жизни человека
Историю культуры можно представить как исторический переход от доминирования внешне нормативного к безусловному преобладанию внутреценностного. В связи с этим особую актуальность приобретает процесс воспитания, т. е целенаправленного формирования системы ценностей человека, превращения ценностей социума в ценности личности.
Это может происходить только через приобщения к ценностному сознанию других людей, которое осуществляется (осознаваемое или неосознаваемое) в ходе общения человека с человеком. Общение порождает общность ценностей. Она достигается не внешним давлением, а внутренним приятием, переживанием ценностей другого, становящихся моими ценностными установками. Способом общения становится диалог- исповедь, когда происходит слияние смысложизненых позиций, устремлений, идеалов участников общения. Именно таким путем происходит внешнее функционирование ценностей, то есть их воздействие на человеческую деятельность, поведение, отношение к миру, общественную жизнь, развитие культуры.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Роль жизненных ценностей в формировании характера. Ценности и качество жизни » mozok.click
Обдумайте и обсудите ситуацию. Глеб рассказал другу Сергею о своих переживаниях по поводу отношений, которые сложились в их классе. На следующий день большая часть класса уже знала содержание их разговора. На уроке по основам здоровья Глеб и Сергей отвечали на вопрос о своих жизненных ценностях, и оба поставили на одно из первых мест такую ценность, как дружба. Оцените их поведение и их ответ на уроке.
Роль жизненных ценностей в формировании характера
Каждый человек в процессе жизни определяет для себя жизненные ценности. Именно они формируют фундамент личности человека, поскольку определяют то, что человек считает самым главным в своей жизни. Это убеждения, идеи, принципы, т. е. те основополагающие ориентиры, которые наполняют нашу жизнь смыслом, формируют наш характер, определяют нашу судьбу. Это то, что дает человеку возможность ответить на вопрос: «Для чего я живу?»
Жизненные ценности — это внутренние обязательства человека перед собой, он не может их нарушить.
Характер человека формируется под непосредственным влиянием жизненных ценностей, иногда человеку легче умереть, чем отказаться от них. И это не образное выражение, а реальные жизни людей, их судьбы. Ярким примером является жизнь выдающегося биолога, селекционера, генетика, путешественника Николая Ивановича Вавилова. В трагические годы сталинских репрессий он, столкнувшись с аморальными людьми, для которых главным в жизни было написание доносов,
Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Николай Вавилов очень любил повторять: «Жизнь коротка, надо спешить». А еще он писал: «Если ты стал на путь ученого, то помни, что обрек себя на вечные поиски нового, на неспокойную жизнь вплоть до самой смерти. У каждого ученого должен быть сильный ген беспокойства. Он должен быть одержимым».
Для настоящего ученого большой жизненной ценностью является возможность открывать новое. Как она может влиять на характер ученого?
фабрикование судебных дел против невиновных, разрушение науки, сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!» Говоря это, ученый имел в виду научные убеждения и базовые человеческие ценности. Для Вавилова главными в жизни были честь, достоинство, мужество, справедливость, творческий научный поиск во благо всего человечества. Эти ценности сформировали основные черты его характера — активность, трудолюбие, смелость, порядочность. Он погиб в сталинских застенках в 1943 году. Вся его жизнь — яркий пример человека, который защитил свои жизненные ценности ценой собственной жизни, пример характера, который определил судьбу.
Важно научиться анализировать свои жизненные ценности. Во-первых, определиться с их наличием. Во-вторых, сформулировать их в понятной для себя форме. В-третьих, помнить, что жизненные ценности проявляются не в словах, а в действиях, в вашей повседневной жизни.
Ценности и качество жизни
К сожалению, есть люди, которые не задумываются над определением ценностей своей жизни, они просто живут, приспосабливаясь к обстоятельствам любой ценой. Они могут красиво говорить о ценностях, но по их поступкам видно, что это лишь слова. На самом деле поведение таких людей определяется не жизненными ценностями, а какими-то другими факторами.
Каждый из вас формирует себя как личность, определяет черты своего характера, выбирает жизненные приоритеты.
Основные жизненные ценности, которые создают наш характер,— это семья, учеба, любовь, дружба, здоровье, творчество, свобода, справедливость, самосовершенствование.
Жизненные ценности начинают формироваться в детстве и являются основой всей дальнейшей жизни, влияют на ее качество.
Качество жизни — это восприятие человеком своего положения в обществе в зависимости от его системы ценностей и в связи с его целями и ожиданиями. Фактически качество жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Человек определяет качество своей жизни, сравнивая фактический уровень удовлетворения потребностей с ожидаемым. Такое сравнение состоит из объективных и субъективных критериев, которые характеризуют физическое, психическое и социальное благополучие.
Субъективно человек оценивает качество своей жизни по системе собственных ценностей. Если главной ценностью человека является, например, творческая работа, то именно ее наличие воспринимается как высокое качество жизни, а если человек считает, что главное — это деньги, то высокое качество жизни определяют доходы, но отнюдь не творческая работа. Таким образом, наши ценности оказывают непосредственное влияние на нашу субъективную оценку качества собственной жизни.
Опорные точки. Жизненные ценности играют важную роль в формировании характера человека и влияют на его оценку качества собственной жизни.
Вопросы для повторения и обсуждения
I уровень
1. Что такое качество жизни?
2. Когда начинают формироваться жизненные ценности?
II уровень
3. Какие основные жизненные ценности сформировали ваш характер?
4. Как человек определяет качество своей жизни?
III уровень
5. Могут ли нам навязать чужие ценности, которые мы не хотим разделять?
6. Почему люди иногда защищают свои жизненные ценности ценой собственной жизни?
7. Объясните, почему люди выбирают разные критерии для оценивания качества своей жизни?
IV уровень
8. Докажите, что жизненные ценности являются фундаментом личности человека.
9. Почему именно поступки определяют настоящие жизненные ценности человека?
Это материал учебника Основы здоровья 9 класс Таглина
mozok.click
Ценности и их роль в жизни человека и общества.
Философия Ценности и их роль в жизни человека и общества.
Количество просмотров публикации Ценности и их роль в жизни человека и общества. — 331
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Ценности и их роль в жизни человека и общества. |
Рубрика (тематическая категория) | Философия |
Практически осваивая мир, мы относимся к нему утилитарно, рассматривая ᴇᴦο с точки зрения пользы. Все остальные качества предметов в данном случае для нас несущественны. Но при этом и сам человек выступает не во всей полноте своих свойств и способностей, а только как носитель какой-то ограниченной потребности.
При духовно-теоретическом освоении мира мы рассматриваем предметы сами по себе, безотносительно к практическим потребностям, но и свои желания, эмоции, чувства тоже отбрасываем. Человек выступает в виде ʼʼчистого разумаʼʼ.
Но существует ещё один вид освоения мира, при котором человек и мир выступают как равнозначимые, берутся во всей полноте своих свойств и качеств. Соображения пользы или истины отступают на второй план. Это ценностное отношение, где практические и духовные аспекты выступают в единстве, гармонии.
Любая наша деятельность имеет цель и смысл, но не все, что значимо – ценно.
Объясните, что имел в виду Ф. Ницше, когда говорил˸ ʼʼТо, что имеет цену, не имеет ценностиʼʼ.
Ценности – это не жесткие нормы и стандарты, а жизненные цели, смыслы и идеалы, которые задают только общую направленность деятельности, но не её конкретные параметры.
По своему объекту ценности могут быть вещные, логические, этические, эстетические и т.д. Как правило, у человека или группы людей есть много ценностей, они неравнозначны, поэтому необходимо говорить об иерархии ценностей.
По субъекту ценности можно разделить на личностные, ценности социальной группы и общественные. В любом случае они надындивидуальны, имеют социальную природу и не всегда могут полностью осознаваться людьми. Мир ценностей образует особую реальность.
Высший уровень ценностей мы связываем с понятием духовности. Это такие ценности, на базе которых решаются смысложизненные проблемы, т.н. ʼʼвечные вопросыʼʼ человеческого бытия (Кто я? Зачем пришел в этот мир? Каков смысл моей жизни?). Они значимы не только для философов, но и для каждого человека и всего общества в целом. Сложность их решения в том, что хотя они имеют ʼʼобщечеловеческуюʼʼ основу, но каждый раз в условиях конкретно-исторического времени и пространства каждый человек открывает и решает их заново, по-своему. На пути их решения происходит самоопределение личности, духовное восхождение.
Духовность может выступать как в религиозной, так и светской форме. Не следует упрощенно связывать духовность только с верой в бога или надмировые идеальные сущности, материалистическое мировоззрение, в случае если не брать ᴇᴦο вульгарные, примитивные формы, признает и развивает высшие проявления человеческого духа. Кроме того, необходимо иметь в виду, что духовность должна быть разной направленности – как положительной, так и отрицательной˸ она не всегда связана с гуманизмом и человеколюбием, возможны и человеконенавистнические, антигуманные идеи и учения.
Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, вплоть до человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.
referatwork.ru
Ценности человека и человечества. Роль духовных ценностей в жизни человека
Количество просмотров публикации Ценности человека и человечества. Роль духовных ценностей в жизни человека — 480
В философии существует раздел, в котором окружающий человека мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, ᴛ.ᴇ. ценности. Этот раздел принято называть аксиологией(теория ценностей), основы которой были сформулированы еще в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования.
Известно, что человек в своих отношениях (взаимодействиях) с окружающим миром проявляет себя, в отличие от животных, универсально, ᴛ.ᴇ. всесторонне. Его природа такова, что он стремится к полноте своего существования, творя по меркам любого рода и многогранно раскрыв; свою деятельную сущность. Деятельное отношение человека к миру существует в различных формах.
Во-первых, познавательное отношение, ᴛ.ᴇ. поиск и обретение знаний, начиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчивая теориями и научными картинами мира, что происходит в научном познании.
Во-вторых, практическое отношение, ᴛ.ᴇ. стремление устроить мир «по-человечески», преобразовать его в соответствии со своими потребностями и интересами, опираясь на свои навыки, знания и орудия труда.
В-третьих, художественно-эстетическое отношение, что предполагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любование и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в своей практической деятельности.
В-четвертых, существует и нравственное отношение, ᴛ.ᴇ. следование человека моральным канонам и императивам (повелениям общества, собственной совести) или же вопреки морали и совести.
В-пятых, в жизни человека имеет место и так называемое ценностное отношение к миру. Оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, раскрытие роли материальных и духовных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности человека. Человек ведь, говоря словами русского философа Н.А.Бердяева, это — «существо оценивающее», а древнегреческий философ Протагорназывал его и вовсе «мерой всех вещей». В рамках этого отношения человек проявляет свои потребности (состояние нужды), интересы (содержание желаний) и, цели (мысленный образ устремлений). Ценностное отношение человека к миру является относительно самостоятельным аспектом его существования, хотя оно и вплетено в общую ткань всей духовно-практической деятельности «гомо сапиенс». «Жить на свете», — писал русский философ И.А.Ильин,— «значит выбирать и стремиться…»
Мир ценностей (аксиосфера) весьма многообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпывающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей. Мы выделим несколько групп ценностей, применяя различные основания для классификации. Тем самым будут выявлены формы существования ценностей, их реальное многообразие.
Первая группа(выделение по субъекту-носителю) — это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Особой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каждый индивид, согласитесь, это целый и неповторимый мир («микрокосм»), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления. «На вкус и цвет товарищей нет», — гласит русская пословица, и в ней, безусловно, есть большая доля истины. Ценностные ориентиры присущи также и конкретным социальным группам, обществу в целом.
Вторая группаценностей (выделение их по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются ценности духовные — в силу своей предельной сложности и многогранности данной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Ценности закрепляют общественные отношения, формируют социальный организм как единое целое. Известно, к примеру, сколь велика роль диалога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфликтных ситуациях. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разрушают общественный организм, ведут его к гибели.
Третья группа(выделение ценностей по способу их существовования) — ценности материальные и духовные. К числу материальных ценностей («благ») принято относить прежде всего вещи, которые необходимы для повседневного существовования человека (пища, одежда, жилье). Οʜᴎ помогают удовлетворять базовые потребности людей и в связи с этим имеют особо важное значение. Сюда относятся и предметы, выполняющие роль орудий труда, — от самых простых (топор, лук) и заканчивая самыми сложными (компьютер, лазер). Что же касается духовных ценностей, то на их специфике и роли в общественной жизни более подробно мы остановимся ниже.
Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имеющие значение во все времена). Известно, что время и люди меняются, но «вечные» ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования. Непреходящее значение имеет жизнь как таковая во всей своей красоте и многообразии. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, который сформировал человека.
Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, существующие в обществе.
Предложенная нами классификация носит, разумеется, приблизительный характер и не претендует на завершенность. Ее назначение состоит в том, чтобы показать единство и многообразие аксиосферы, богатство форм существовования ценностей.
Очень важную роль в цивилизованном обществе играют духовные ценности. Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество). Эти ценности обретают различные формы существования: идея, общественный идеал, художественный образ, фантастическое представление, мечта традиция, ритуал. Духовные ценности существуют как на уровне специализированного («элитарного«), так и массового сознания (к примеру, суждения в рамках здравого смысла, являющегося как бы «путеводителем» по жизни). Следует иметь в виду, что в сфере Духа тоже существуют антиценности, к примеру, низкопробные произведения искусства пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи. В конце XX в. широкое распространение получила массовая культуры, которая в значительной мере являет собой так называемый «ширпотреб», призванный удовлетворить невзыскательные вкусы потребителем
Производство духовных ценностей осуществляется как отдельными людьми (к примеру, учеными, идеологами класса), так и всем обществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и системы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение человека к окружающему миру.
Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также лучше представить себе социально-культурную сущность воспитания человека. С точки зрения аксиологии, воспитание являет собой формирование системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценностного сознанияи способности к оценке. Главное — это помочь человеку сформировать ценностное отношение к окружающему миру, научить его самостоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, светлое и темное в жизни и на этой базе определять свои ценностные ориентации. Воспитание, таким образом, есть приобщение к миру человеческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека.
Рубеж XX—XXI вв. остро поставил вопрос об общих, общечеловеческих ценностях. Все более ощущаемая угроза гибели человечества в связи с глобальными проблемами (экологическая, энерго—сырьевая и другие) требует по-иному посмотреть на современный мир, место и роль человека в нем. В наше время особое значение приобретают такие ценности, как ненасилие в международных делах, гармония во взаимоотношениях с природой, партнерство государств в решении региональных и глобальных проблем. Ненасильственный, безопасный и справедливый мир — вот каким в идеале должно стать мировое сообщество, но это невозможно без опоры на общечеловеческие ценности. В наш ядерный и конфликтный век особый смысл обретают слова Л.Н. Толстого: «Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого». В 1955 г. в манифесте известных ученых Б. Расселаи А.Эйнштейнапрозвучало:»… Мы должны научиться мыслить по—новому. Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном. В случае если вы сможете сделать это, перед вами открыт путь в новый рай, в случае если вы этого не сделаете, перед вами — опасность всеобщей гибели».
referatwork.ru
Поиск Лекций
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными — являются сегодня жизненно важными. Учитывая все сказанное, можно дать следующее общее определение ценности. Ценность — это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение. В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов. Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Следует отметить, что единого подхода к решению этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества. В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные. Материальные ценности — это ценностно значимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого. Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д. Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д. При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально- политическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых — жизнь, здоровье, свобода и т. п. Второе основание классификации ценностей — по субъектам. Здесь различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Индивидуальная, или личностная, ценность — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей. Если же мы говорим о групповых или общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление положительно оценивает не один индивид, а некая их совокупность. Групповые ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями. Общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
|
poisk-ru.ru