Знания идеалы миропонимание мировоззрение ценности – , , , —

1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, верв и идеалы в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения.

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. По сути, мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

studfiles.net

Билет №1 Философия и мировоззрение отношение «человек-мир» Роль знаний и ценностей в мировоззрении (2)

Билет №1 Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Роль знаний и ценностей в мировоззрении

.

Мировоззрение – это система обобщённых взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Всякое философия – мировоззрение, но не всякое мировоззрение – философия. Понятие мировоззрения – парадоксальное понятие. Философия это теоретически сформулированное мировоззрение.

Выделяют три стороны мировоззрения – познавательная (когнитивная = картина мира), ценностная, поведенческая.

Ценность – значимость какого либо объекта для жизнедеятельности какого-либо субъекта. Ценность как фундамент для постановки цели. Каждая культура вырабатывает свою систему ценностей. Мировоззрение человека зависит как от объективных, так и от субъективных факторов – его принадлежности к определённой социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения. Личного мировоззрение не бывает.

Билет 5Отношения философии и мифологии: от пребывании в бытии к рациональному мироотношению. Современная мифология.

На заре истории человечества господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных противоречий человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, вненаучной формой познания. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос — корневая основа логики.) Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: — эмоционально-образная форма; — очеловечивание природы; — отсутствие рефлексии.

Билет 6 Философия и религия, знание и вера.

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные представления, как известно, выражаются в учении о Боге. Эти фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. С помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои собственные выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никакому давлению и все решения принимает сам. Однако религия тесно сближается с философией, как только ставится задача доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Постановка такой задачи ведет к образованию особого философского направления — религиозной философии (теологии, теоретического богословия). Решение этой задачи есть уже дело не религии самой по себе, а религиозной философии, строящей теоретическую систему оснований, на которые опирается религиозное учение. Следовательно, верующий обращается к философии, когда старается обосновать свою веру. Но религиозное учение от этого не превращается в философское: философским оказывается не оно само, а его обоснование. Таким образом, философия и религия могут вступать в контакт. Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Но, разумеется, существует и множество философских учений, несовместимых с религией. Философы могут быть как верующими, так и атеистами. В религии вера: вера, авторитарность мышления В философии: аргументация, автономность мышлении. Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера религиозна. Вера это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении.

Билет 2. Самоопределение человека и исторические типы мировоззрения.

Историч типы мир-ия: 1. повседневного опыта 2 религиозное 3 научное 4 философское.

Мировоззрение формируется не осознанно – имеет неупорядоченный характер. Личного мировоззрения не бывает. Религиозное – восстановление связи человека с Богом. Теология – богословие. Проблемы: 1 существует ли Бог? 2 как познать Бога? 3 как я должен жить исходя из своих представлений? Религия для широких масс, а научное и философское для узкого круга элиты.

Научное Р-Ф-Н природу необходимо позновать из нее самой.

Билет 3 Происхождение и функции философии. Особенности рациональной картины мира.

Философия – любовь к мудрости.1 каковы значения и смысл философии? 2почему философствуют? 3 кому и зачем нужна философия? Философия – одна из областей духовной культуры человечества(=искусство,религия). Философия и наука появляется одновременно в 6 в до н.э. в Древней Греции. Ф – культура ума. Средство формирования мышления. Лейбниц (разума-воля-чувство способности человека). Ф – мысль своей эпохи. Ф – живая душа культуры. Философий много, а наука одна. Ф – имеет личностный характер. Рефлексия – деятельность самопознания. Ф – средство рефлексии. Ф – одна из форм общественного сознания(полит,эконом,религ,моральное,философ) Идеология – соц-полит сознание. Функции философии: 1. Мировоззренческая, она связана с критической. Поиск решения сложных философских вопросов

2. Методологическая (исследование закономерностей развития, использования понятий; разработка самых общих научных принципов) 3 Согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного

Билет 4 Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания.

Философское сознание: 1ф-практическое(здравый смысл) 2 ф-религиозное 3.ф- художеств 4 ф-теоретическое(исследует основные отношения человека к миру) И.Кант 1 что я могу знать? 2что я должен делать? 3 на что я смею надеяться? 4 что такое человек?

Разделы: 1Онтология – учение о бытие, сущнем 2 гносеология (теория познания) познаваем ли мир? природа человеческого знания? Истина? 3 Методология – учение о методе познавательной и практической деятельности человека. 4

Социальная философия – учение об обществе. Человек есть общественное и социальное существо. Арист: «человек – политическая обезьяна» 5 Аксиология – учение о ценностях 6 . Философская антропология – учение о человеке. Синтезирует все образы человека. 7 История философии.

Билет 7Философия и наука, предельный (пограничный) и открытый характер философской проблематики.

Первые греческие философы были одновременно и учеными. Философия представала как наука наук, мать всех наук. Со временем наука отделилась от философии.

Философия обладает собств. понятийным аппаратом и стремится к открытию закономерностей. Частные науки (физика, химия, математика, биология, медицина и др.) не интересуются целостным отношением мышления и бытия, а исследуют специфический, конкретный срез реальности. Философия же универсальна, ее интересует мир в целом.

Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существ. объективно. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов. В философии особую значимость приобретают аксиологические ориентации.

Философии не свойственна научая однозначность. Она стремится выяснить исход. предпосылки любого знания, важен не только достигнутый результат, но и путь к нему.

Наука опирается на факты и их эксперим-ю проверку. Философия, напротив, отстоит от сферы повседневности и уносится в сферу поиска смысла жизни. Конкр. науч. дисц. Могут развиваться, не учитывая опыт др. форм общ. сознания. А в философии в качестве базы и исход. пункта обобщений принимается совокупный опыт духов. развития человечества, всех форм общ. сознания: науки, искусства, религии, права и др.

Философии много, а наука едина. В отличие от науки философия стремится быть ближе к обыденному здравому смыслу и не отказывается от понятного языка в пользу абстрактных символов науки. Общее в философии и науке: Специфические формы обоснования, Знания в теоретической форме, Логическая доказательность выводов, Ориентированы на разум, противоположный религии. Различия: 1Философия – вечность проблем, 2 Философия – плюрализм, наука – одна истина 3 Наука: подтверждение истины – практика, философия – логическое обоснование, 4 В науке предмет – познание объекта, в философии – человек.

Билет 8Становление древнегреческой философии: от натурфилософии до Сократа.

АФ возникла на рубеже 7-6 вв. до н.э. АФ (VI-IV) принадлежит попытка рационального постижения окружающего мира.. АФ начиналась как натурфилософия, философия природы, как поиск начала, субстанции мира, основы всех вещей и явлений, не исследуется природа блага, справедливости и т.д.. У Фалеса это вода, у Гераклидасубстанцией бытия выступает огонь, неизменный во всех превращениях. Мир по Гераклиду – логос, мировой закон. Мир вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в Огонь. Впервые от конкретных природных стихий (вода, воздух, земля, огонь) в истолковании субстанции к бытию как таковому перешли элеаты. Центральное понятие их философии – бытие. Согласно Пармениду, бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, так как ему возникнуть неоткуда, до него не было другого бытия. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет. Крупный шаг вперед в этом направлении сделал Демокрит: бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом.(атомистика). Пифагор идеальное число, миром правят числа. Идеальный значит умопостигаемый. Космоцентризм — идея единства человека и космоса, часто называют досократовским. Именно он послужил началом европейской философии, именно они первыми поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

Билет 9 Афинская школа: возникновение основных традиций философского мышления (Сократ, Платон, Аристотель).

Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Сократ говорил о человеке как разумном, мыслящем существе, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требованием вырабатывать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Основополагающая способность человека – разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Философия, по Сократу, может рассматриваться как нравственная деятельность, ведь знание само по себе есть добро.

Платон — неоплатоники-христиане ( идея благо – единое — Бог). Школа просуществовала более 900 лет, математика подготовка к философии. Человеческое бытие – творческий процесс. Тезисы теории идей: 1 идея вещи – смысл вещи.2 идея вещи есть эмерджент. 3 идея вещи – образец для возникновения 4 идея вещи не вещественна 5 идея вещи – субстанция (существует самостоятельно).Лосев – 5 не выдержало проверку временем.

Аристотель создал многие области науки (физика,астрономия,зоология,этика, политика,метафизика,логика и ее законы «А=А», «не(А и не А), «А или не А»).

1 учение об идеях бесполезно для познания 2 мир идей обособлен от мира вещей (не оказывает на него влияние) 3 между каждой отдельной вещью и ее идеей должно быть нечто общее для них 4 теория идей не способна объяснить развитие идеи. Развитие – превращение возможности в действительность. Ошибка в гипостазировании – приписывании самостоятельных свойств объектам которые не могут существовать самостоятельно.

В период формирования и развития АФ сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается прежде всего как бытие человека. На смену натурализму приходит антропологизм, но обе эти тенденции развивались в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – космос, важной составной частью которой является человек.Платон – идеалистический и Демокрит – материалистический.

textarchive.ru

Понятие мировоззрения

Введение: что такое философия

Мировоззрение

Истоки философии

Философское мировоззрение

Проблема научности философского мировоззрения

Предназначение философии

Философия — одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно, чем первое. Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому из нас нужно и нечто большее — широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития. Важно также осознавать смысл и цели собственной жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям, не приведет ли нас самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением.

Для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все ее составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И все же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих». Понятно, речь идет не об их механическом соединении. Мировоззрение интегрально: в нем принципиально важна связь компонентов, их «сплав». И, как в сплаве, различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением. Каковы же компоненты, «слагаемые» мировоззрения?

В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору — в этом отношении — может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоученость», которая, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.

Знания — при всей их важности — не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны.

При этом знания и ценности во многом «полярны»: противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине — объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции.

studfiles.net

Билет №1 Философия и мировоззрение отношение «человек-мир» Роль знаний и ценностей в мировоззрении — Документ

Билет №1 Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Роль знаний и ценностей в мировоззрении.

Мировоззрение – это система обобщённых взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Всякое философия – мировоззрение, но не всякое мировоззрение – философия. Понятие мировоззрения – парадоксальное понятие. Философия это теоретически сформулированное мировоззрение.

Выделяют три стороны мировоззрения – познавательная (когнитивная = картина мира), ценностная, поведенческая.

Ценность – значимость какого либо объекта для жизнедеятельности какого-либо субъекта. Ценность как фундамент для постановки цели. Каждая культура вырабатывает свою систему ценностей. Мировоззрение человека зависит как от объективных, так и от субъективных факторов – его принадлежности к определённой социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения. Личного мировоззрение не бывает.

Билет 2. Самоопределение человека и исторические типы мировоззрения.

Историч типы мир-ия: 1. повседневного опыта 2 религиозное 3 научное 4 философское.

Мировоззрение формируется не осознанно – имеет неупорядоченный характер. Личного мировоззрения не бывает. Религиозное – восстановление связи человека с Богом. Теология – богословие. Проблемы: 1 существует ли Бог? 2 как познать Бога? 3 как я должен жить исходя из своих представлений? Религия для широких масс, а научное и философское для узкого круга элиты. Научное Р-Ф-Н природу необходимо позновать из нее самой.

Билет 3 Происхождение и функции философии. Особенности рациональной картины мира.

Философия – любовь к мудрости.1 каковы значения и смысл философии? 2почему философствуют? 3 кому и зачем нужна философия? Философия – одна из областей духовной культуры человечества(=искусство,религия). Философия и наука появляется одновременно в 6 в до н.э. в Древней Греции. Ф – культура ума. Средство формирования мышления. Лейбниц (разума-воля-чувство способности человека). Ф – мысль своей эпохи. Ф – живая душа культуры. Философий много, а наука одна. Ф – имеет личностный характер. Рефлексия – деятельность самопознания. Ф – средство рефлексии. Ф – одна из форм общественного сознания(полит,эконом,религ,моральное,философ) Идеология – соц-полит сознание. Функции философии: 1. Мировоззренческая, она связана с критической. Поиск решения сложных философских вопросов 2. Методологическая (исследование закономерностей развития, использования понятий; разработка самых общих научных принципов) 3 Согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного

Билет 4 Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания.

Философское сознание: 1ф-практическое(здравый смысл) 2 ф-религиозное 3.ф- художеств 4 ф-теоретическое(исследует основные отношения человека к миру) И.Кант 1 что я могу знать? 2что я должен делать? 3 на что я смею надеяться? 4 что такое человек?

Разделы: 1Онтология – учение о бытие, сущнем 2 гносеология (теория познания) познаваем ли мир? природа человеческого знания? Истина? 3Методология – учение о методе познавательной и практической деятельности человека. 4 Социальная философия – учение об обществе. Человек есть общественное и социальное существо. Арист: «человек – политическая обезьяна» 5 Аксиология – учение о ценностях 6 . Философская антропология – учение о человеке. Синтезирует все образы человека. 7 История философии.

Билет 5Отношения философии и мифологии: от пребывании в бытии к рациональному мироотношению. Современная мифология.

На заре истории человечества господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных противоречий человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, вненаучной формой познания. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос — корневая основа логики.) Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: — эмоционально-образная форма; — очеловечивание природы; — отсутствие рефлексии.

Билет 6 Философия и религия, знание и вера.

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные представления, как известно, выражаются в учении о Боге. Эти фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. С помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои собственные выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никакому давлению и все решения принимает сам. Однако религия тесно сближается с философией, как только ставится задача доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Постановка такой задачи ведет к образованию особого философского направления — религиозной философии (теологии, теоретического богословия). Решение этой задачи есть уже дело не религии самой по себе, а религиозной философии, строящей теоретическую систему оснований, на которые опирается религиозное учение. Следовательно, верующий обращается к философии, когда старается обосновать свою веру. Но религиозное учение от этого не превращается в философское: философским оказывается не оно само, а его обоснование. Таким образом, философия и религия могут вступать в контакт. Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Но, разумеется, существует и множество философских учений, несовместимых с религией. Философы могут быть как верующими, так и атеистами. В религии вера: вера, авторитарность мышления В философии: аргументация, автономность мышлении. Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера религиозна. Вера это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении.

Билет 7Философия и наука, предельный (пограничный) и открытый характер философской проблематики.

Первые греческие философы были одновременно и учеными. Философия представала как наука наук, мать всех наук. Со временем наука отделилась от философии.

Философия обладает собств. понятийным аппаратом и стремится к открытию закономерностей. Частные науки (физика, химия, математика, биология, медицина и др.) не интересуются целостным отношением мышления и бытия, а исследуют специфический, конкретный срез реальности. Философия же универсальна, ее интересует мир в целом.

Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существ. объективно. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов. В философии особую значимость приобретают аксиологические ориентации.

Философии не свойственна научая однозначность. Она стремится выяснить исход. предпосылки любого знания, важен не только достигнутый результат, но и путь к нему.

Наука опирается на факты и их эксперим-ю проверку. Философия, напротив, отстоит от сферы повседневности и уносится в сферу поиска смысла жизни. Конкр. науч. дисц. Могут развиваться, не учитывая опыт др. форм общ. сознания. А в философии в качестве базы и исход. пункта обобщений принимается совокупный опыт духов. развития человечества, всех форм общ. сознания: науки, искусства, религии, права и др.

Философии много, а наука едина. В отличие от науки философия стремится быть ближе к обыденному здравому смыслу и не отказывается от понятного языка в пользу абстрактных символов науки. Общее в философии и науке: Специфические формы обоснования, Знания в теоретической форме, Логическая доказательность выводов, Ориентированы на разум, противоположный религии. Различия: 1Философия – вечность проблем, 2 Философия – плюрализм, наука – одна истина 3 Наука: подтверждение истины – практика, философия – логическое обоснование, 4 В науке предмет – познание объекта, в философии – человек.

Билет 8Становление древнегреческой философии: от натурфилософии до Сократа.

АФ возникла на рубеже 7-6 вв. до н.э. АФ (VI-IV) принадлежит попытка рационального постижения окружающего мира.. АФ начиналась как натурфилософия, философия природы, как поиск начала, субстанции мира, основы всех вещей и явлений, не исследуется природа блага, справедливости и т.д.. У Фалеса это вода, у Гераклидасубстанцией бытия выступает огонь, неизменный во всех превращениях. Мир по Гераклиду – логос, мировой закон. Мир вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в Огонь. Впервые от конкретных природных стихий (вода, воздух, земля, огонь) в истолковании субстанции к бытию как таковому перешли элеаты. Центральное понятие их философии – бытие. Согласно Пармениду, бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, так как ему возникнуть неоткуда, до него не было другого бытия. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет. Крупный шаг вперед в этом направлении сделал Демокрит: бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом.(атомистика). Пифагор идеальное число, миром правят числа. Идеальный значит умопостигаемый. Космоцентризм — идея единства человека и космоса, часто называют досократовским. Именно он послужил началом европейской философии, именно они первыми поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

Билет 9 Афинская школа: возникновение основных традиций философского мышления (Сократ, Платон, Аристотель).

Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Сократ говорил о человеке как разумном, мыслящем существе, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требованием вырабатывать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Основополагающая способность человека – разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Философия, по Сократу, может рассматриваться как нравственная деятельность, ведь знание само по себе есть добро.

Платон — неоплатоники-христиане ( идея благо – единое — Бог). Школа просуществовала более 900 лет, математика подготовка к философии. Человеческое бытие – творческий процесс. Тезисы теории идей: 1 идея вещи – смысл вещи.2 идея вещи есть эмерджент. 3 идея вещи – образец для возникновения 4 идея вещи не вещественна 5 идея вещи – субстанция (существует самостоятельно).Лосев – 5 не выдержало проверку временем.

Аристотель создал многие области науки (физика,астрономия,зоология,этика, политика,метафизика,логика и ее законы «А=А», «не(А и не А), «А или не А»).

1 учение об идеях бесполезно для познания 2 мир идей обособлен от мира вещей (не оказывает на него влияние) 3 между каждой отдельной вещью и ее идеей должно быть нечто общее для них 4 теория идей не способна объяснить развитие идеи. Развитие – превращение возможности в действительность. Ошибка в гипостазировании – приписывании самостоятельных свойств объектам которые не могут существовать самостоятельно.

В период формирования и развития АФ сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается прежде всего как бытие человека. На смену натурализму приходит антропологизм, но обе эти тенденции развивались в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – космос, важной составной частью которой является человек.Платон – идеалистический и Демокрит – материалистический.

Билет 10 Особенности философии Древнего Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм).

В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями. Восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер. Философская позиция буддизма представляет собой естественный результат простого наблюдения, когда поток сознания является цепью беспрепятственно и мгновенно изменяющихся моментов. В связи с этим представителям всех философских школ буддизма свойственна ярко выраженная психологическая интерпретация бытия, в которой заложены тенденции к субъективному идеализму. Внешний материальный мир является составной частью психической жизни человека. Нет ничего устойчивого, настоящего кроме вихря элементов бытия. Отсюда центральное место в буддийской философии занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности.

Родоначальником древнекитайской философии считается Конфуций, живший в 551 — 479 гг. до н.э. Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли — «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли объединяет традиционные установления и этические нормы, существовавшие в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу. Овладение духовными ценностями прошлого, полагал Конфуций, позволяет человеку правильно понимать «веления Неба». Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать — «значит знать людей», а познание природы его не интересует. Всякое учение должно дополняться размышлением: «учиться и не размышлять — напрасно терять время».Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит не останавливаясь», но тем не менее он заботился о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.

Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в абстрактно-философском категориальном аспекте — проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Отсюда делались выводы относительно человека и общества. Основная философская идея «Дао дэ цзина» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути — дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств.

Билет 11Эллинистический период античной философии (кинизм, скептицизм, эпикуризм, неоплатонизм, стоицизм)

Киническая школа получила свое название от Диогена, у которого было прозвище Собака (по-гречески «кинос»). Основатель школы — Антисфен (450—560 до н. э.), живший в Афинах. Антисфен был слушателем Сократа, а после его смерти основал свою собственную школу. Антисфен считал всякое удовольствие злом. Киники отвергали потребительскую жизнь, презирали почести, согласно их этическому учению, естественные потребности людей нужно удовлетворять, однако неправильно в процессе удовлетворения этих потребностей стремиться к наслаждению. Цель такого образа жизни – автаркия, т.е. «самодостаточность», автономия нравственной личности. Идеал простои жизни киники весьма тесно связывали с возвратом к природе.

Высшим нравственным идеалом киников, является полная апатия. Моральный принцип кинизма состоит в пренебрежении общественными нормами и в близости к «естеству», цинизму.

Эпикур (342- 271 до н. э.). Ведущую роль среди теоретических источников учения Эпикура играет атомистическая система Демокрита. Но главный упор Эпикур, делает на этику. Цель жизни человека, по Эпикуру, — счастье. Счастье – это наслаждение, которое выражается в удовлетворении естественных потребностей, отсутствие телесного страдания и в достижении определенного душевного равновесия — спокойствия души (атараксия).Главное препятствие достижения человеком счастья – страх. Избавиться от страхов человеку должна помочь философия. Цель философии – открытие человеку дороги к счастью.

Основоположник стоицизма — Зенон (333/32—262 до н. э.) Основной мотив стоической морали заключается в том, что изменение жизни к лучшему невозможно. Единственное, что может сделать человек, — это достойно переносить удары судьбы. Человек должен подчиняться судьбе, он не должен желать того, что не находится в его власти. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Одним из наиболее видных представителей римского стоицизма является Сенека.

Утратой себя и неуверенностью в себе порождено и такое направление эллинистической философии, как скептицизм. Основателем скептицизма как особого направления в античной философии явился Пиррон (365—275 до н. э.). «Скепсис» в переводе с греческого означает «сомнение». Скептики сомневались во всем, опровергали догматы других школ, но и сами ничего не утверждали. Согласно Пирону, всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом, с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметах Пиррон заключает, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то не было суждений о них.

Неоплатонизм возник в III в. в качестве языческой философской школы. Неоплатонизм зарождался в то же время, что и христианством. Неоплатонизм имеет не только ряд черт, общих с мировоззренческим содержанием христианства, но и сам оказал влияние на развитие философских учений христианства. В противоположность христианскому Богу Отцу, неоплатоники представляли божество как безличное Единое. Материя – это абсолютная тьма и полное отсутствие божественного света. При этом материя так же вечна, как и Единое. Душа человека – это нечто противоположное телу, которое материально. Материальный мир как неподлинное бытие.

Билет 12Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития

После того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии. Ее основой послужила античная философия с ее грандиозной системой неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину мира. Не только теология повлияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности. Теология – или богословие – теория о происхождении и действиях Бога Философская мысль средних веков уходит корнями в монотеистические религии. Средневековое мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все существующее, для него является не природа (как в античной философии), а Бог. Основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой душе. Есть только одно абсолютное начало – Бог, все остальное – его творение. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми Античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего.Патристика (II-VI век н.э.),Схоластика(VII-XIV).

textarchive.ru

Понятие мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.


Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
 В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Мироощущение – это то, как человек ощущает себя в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует. Мироощущение человека четко прослеживается в его настроениях и поступках. Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни. Миропонимание это описание языковыми средствами тех образов (совокупность образов – мировоззрение ), которые существуют в психике индивида. Образ и описание этого образа вместе составляют понятие. Совокупность понятий и составляет миропонимание субъекта.

2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука.

Мировоззрение — система взглядов, принципов , ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненной позиции программы деятельности людей. Существуют 3 мировозрения: мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности), философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч о бытие) гносеология (учение по познание) и логика. Элементы ( структура) мир-я : потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным- явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия- прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

https://studfiles.net/preview/2799463/

waytosoul.ru

1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, верв и идеалы в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения.

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. По сути, мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

best-4info.ru

Мировоззрение и идеалы личности

Понятие о мировоззрении
Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человека. Мировоззрение в узком смысле слова — это система взглядов на общественную жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей.

Следует различать мировоззрение больших социальных групп (или общества в целом) и мировоззрение отдельной личности, принадлежащей к этим группам. Мировоззрение больших социальных групп выражается в идеологии, или систематизированном, обобщенном общественном сознании. Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной жизни. Общественное сознание большой социальной группы и сознание личности совпадают в своей сущности, но могут различаться по объему, глубине и степени их действенности.

Мировоззрение личности отражает не только личное бытие, но и бытие целого сообщества, а также и психологию этого сообщества (социальной группы, нации, общества в целом). Мировоззрение личности формируется под влиянием определенной идеологии. Чем более развито общество, тем значительнее роль идеологии в формировании сознания масс. Поэтому, рассматривая мировоззрение личности, невозможно не учитывать идеологического влияния на формирование взглядов отдельного человека.

Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности.

Отражение общественного бытия совершается непосредственно, прямо и опосредствованно, когда в процессе обучения и воспитания люди овладевают общественными идеями, выработанными определенным социумом. Второй путь формирования сознания личности не менее важен, чем первый. Прогрессивные общественные идеи могут опережать общественное бытие и вести личность вперед в ее борьбе за перестройку бытия. Кроме того, только при наличии опосредствованного отражения бытия может правильно совершенствоваться и непосредственное его отражение. Без сознательного усвоения распространенных общественных идей личность будет «блуждать в потемках». Она не сможет глубоко понять общественные события своего времени, разобраться в них.

Мировоззрение личности, как правило, обусловлено социальной принадлежностью.

Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с морально-политическими взглядами одного человека и соответственно санкционируется или затормаживается им. Твердость мировоззрения придает определенность и стойкость личности.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Чтобы понять своеобразие личности, необходимо проанализировать качественные особенности ее мировоззрения.

Качества мировоззрения
Качественная характеристика мировоззрения личности определяется следующими признаками:
1) содержательностью и научностью;
2) систематичностью и цельностью;
3) логической последовательностью и доказательностью;
4) степенью обобщенности и конкретности;
5) связями с деятельностью и поведением.

Содержательность и научность мировоззрения характеризуют личность со стороны богатства и глубины знаний. В противоположность житейскому мировоззрению или взглядам на действительность с позиций так называемого здравого смысла научное мировоззрение позволяет поступать со знанием дела, видеть далекие перспективы, последствия действий и поведения. Только научное мировоззрение освобождает личность от суеверий, от страха и неуверенности перед силами природы и общества.

Мировоззрение систематично и цельно тогда, когда личность выработала определенные взгляды по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности, когда взгляды по отдельным вопросам согласуются между собой и составляют единую систему мнений и методологических подходов.

Систематичность и цельность мировоззрения позволяют говорить о вполне определенной и сложившейся личности. Человек, обладающий таким мировоззрением, занимает твердую жизненную позицию, идет уверенно по определенному пути к намеченной цели. Наоборот, личность, у которой мировоззрение внутренне противоречиво, часто проявляет непоследовательность в оценках событий, в поведении.

Мировоззрение как система взглядов всегда обобщенно. Благодаря обобщенности личность может разобраться в различных конкретных событиях жизни, предвидеть далекие последствия этих событий. Человек, у которого взгляды слишком конкретны, привязаны к определенным явлениям, может не понять тенденций общественного развития, вследствие чего в его мировоззрении проявляется консервативность.

Признавая важность обобщенности мировоззрения, необходимо учитывать степень соотношения отвлеченного и конкретного во взглядах. Обобщение всегда ведет к отвлечению. Иногда отвлечение приводит к тому, что человек за общими, абстрактными идеями не увидит конкретной жизни и не сможет оценить ее в соответствии с принципами. Есть люди, которые много говорят, выдвигая всякого рода планы, и в то же время оказываются совершенно беспомощными в практической жизни.

Необходима определенная мера соотношения отвлеченного и конкретного в системе взглядов личности. Нужная мера образуется лишь тогда, когда человек не отрывается от жизни, а живет ею и ею проверяет истинность своих взглядов.

Мировоззрение необходимо для ориентации, для определения своего места и своей роли в общественном развитии. Мировоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои идеалы, руководствуясь ими в обществе, семье, труде. Вот почему степень связи мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности. Бывает, что человек един и в своих мыслях, и в своих делах. Но бывает и так, что человек обнаруживает два разных лица: одно, когда он высказывает свои взгляды, и совсем другое, когда действует (например, проповедуя мораль, нарушает ее на каждом шагу).

При сочетании указанных положительных качеств мировоззрение превращается в глубокие убеждения личности.

Понятие об убежденности
Убежденность — глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Убежденный человек тот, у кого идеи слились с чувством и волей, для кого невозможен поступок, противоречащий принципам.

Убеждения формируются при активном отношении к действительности, при самостоятельном, вдумчивом отношении к знаниям, ответственном отношении к собственным обязанностям. Отсюда понятно, что созерцательное отношение к действительности и простое начетничество не могут сформировать действительных убеждений, за которые бы человек мог бороться.

Понятие об идеале
На основе мировоззрения, морально-политических взглядов складывается нравственный идеал, который служит основным мотивом и планом самовоспитания личности. В нравственном идеале, как в фокусе, отражаются убеждения человека, его жизненная позиция. Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Наличие высокого нравственного идеала означает высокий уровень развития личности, характеризует благородство ее помыслов и действенную целеустремленность. Зрелый идеал человека содержит обобщенный образ совершенной личности, являющейся образцом для других (идеал нравственной воспитанности, учености, мастерства и т. п.).

Идеал отражает жизнь. Нельзя себе представить что-либо, элементов чего не было бы в реальности. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, что есть в действительности. Более того, идеалом может выступать образ конкретной личности, исторической или современной. Следовательно, реальное, будучи отраженным, может выступать в качестве идеального для той личности, для которой оно служит образцом поведения и деятельности. Но любой обобщенный идеал всегда содержит в себе те элементы совершенного, которые есть в действительности. Вместе с тем идеал — это образ, образец, который предвосхищает будущее и в какой-то мере опережает жизнь, отражая тенденции ее развития. В идеале есть всегда кусочек фантазии, т. е. переконструированной действительности, когда отбрасывается несущественное и элементы несовершенного, подчеркивается и даже преувеличивается прекрасное, совершенное. Так создается идеал, в котором лучшее в настоящем и будущем слито.

Фантазия, основанная на знании объективных закономерностей развития общества, создает такую идеальную картину общества и личности, которой как таковой нет в действительности (есть только элементы, отдельные черты), но которая не только возможна, но и обязательно станет реальностью.

Человеку свойственно предвосхищать будущее на основе обобщения прошлого и настоящего. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установок личности, ее взглядов, интересов и вкусов, общей воспитанности.

Сознание своего идеала вызывает разнообразные переживания у человека. Идеальное обычно вызывает переживание удивления, восторга и восхищения, а у деятельной личности, кроме того, и страстное желание работать над собой с тем, чтобы приблизиться к идеалу.

Наблюдаются два типа отношения к идеалу: созерцательно-восторженное и страстно-деятельное. В первом случае человек ограничивается восхищением идеальным и самобичеванием. Считая идеальное недосягаемым, он руководствуется в жизни так называемым здравым смыслом: «живи, как живется», «живи, как другие рядом живут». Во втором случае восхищение идеальным порождает огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал выступает как план жизни. Он реализуется личностью в процессе активной работы над собой. Идеал — путеводная звезда, указывающая направление движения, но остающаяся постоянно далекой и недосягаемой. Идеал зовет идти вперед, он содержит программу работы над собой. Вместе с тем ни один человек не считает, что он достиг на каком-то этапе идеального совершенства.

Синтетические свойства личности. Целостная психическая организация личности проявляется в определенном стиле жизни и поведения. Наиболее полно характеризуют личность следующие свойства: 1) идейность, 2) целеустремленность, 3) моральная воспитанность, 4) полнота и богатство личности, 5) цельность, 6) активность, 7) оригинальность.

Идейность личности — главное и определяющее свойство направленности, которое сказывается на всем облике поведения и деятельности человека. Идейным человеком называют того, кто постоянно руководствуется в жизни определенными идеями, составляющими сущность его убеждений. Идейная личность — это принципиальный человек, способный пойти на жертвы во имя идеи.

Целеустремленность — это конкретное выражение стремлений личности, определяющих основную направленность ее активности. По социальной значимости целей можно судить об общественной ценности личности.

Моральная воспитанность — характеристика личности со стороны ее отношения к людям, общественным требованиям, собственным обязанностям. Это свойство выражается в гуманности, социальном интересе и ответственности.

Полнота и богатство личности — это качества, которые характеризуют разносторонность в развитии человека. Благодаря им он положительно влияет на окружающих, обогащая их духовный мир, и вместе с тем наилучшим образом выполняет свои собственные общественные обязанности.

Цельность — внутреннее единство личности. Цельная личность не знает раздвоенности, половинчатости, колебаний, она всегда определенна, а потому легко предусмотреть ее действия, если известны идейные и моральные позиции, которым она следует.

Активность — еще одно важнейшее свойство личности. Активный человек наиболее продуктивен. Именно такие люди творят историю. Наиболее значимыми активностями являются трудовая и общественная.

Оригинальность личности — то, что ее выделяет из окружения и вместе с тем представляет социальную ценность. Личность может быть оригинальна в своем поведении, деятельности. Наиболее ценна та оригинальность, которая воплощается в творческом труде.

psyera.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о