Субъекты РФ могут определять содержание реестров должностей государственной гражданской службы с учетом региональной специфики
В настоящее время Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ обязывает субъекты Российской Федерации при утверждении реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ учитывать структуру государственных органов, наименования, категории и группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. Это подразумевает необходимость обеспечения тождества системы гражданской службы субъекта РФ системе федеральной гражданской службы.
С целью устранения выявленного Конституционным Судом РФ несоответствия части 2 статьи 10 Федерального закона № 79-ФЗ Конституции Российской Федерации, был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 149-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым субъекту РФ предоставлено право самостоятельно учреждать должности гражданской службы субъекта РФ с учетом структуры государственных органов данного региона.
Исходя из положений Конституции РФ, содержание реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ будет определяться с учетом:
- структуры органов государственной власти субъекта РФ,
- категорий и групп должностей в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 79-ФЗ,
- принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.
Данные изменения позволят обеспечить соблюдение единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ, направленных на:
- реализацию конституционного принципа единства системы государственной власти и системы исполнительной власти,
- обеспечение удобства граждан при их обращении в органы государственной власти за защитой своих прав, свобод и законных интересов,
- создание условий для равного доступа граждан к гражданской службе.
Государственная служба — AVO.

Опубликованные здесь материалы представлены комитетом государственной и муниципальной службы администрации Владимирской области. Дополнительную информацию вы сможете получить на официальном сайте комитета.
Государственная гражданская служба Российской Федерации — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Нормативными актами, регулирующими прохождение государственной гражданской службы, являются: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения государственной гражданской службы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты государственных органов.
Принципами государственной гражданской службы являются:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной гражданской службе и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельство, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного гражданского служащего;
- профессионализм и компетентность государственных гражданских служащих;
- стабильность государственной гражданской службы;
- доступность информации о государственной гражданской службе;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защищённость государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
На государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законодательством.
Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности государственной гражданской службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;
9) непредставления установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
10) утраты представителем нанимателя доверия к государственному гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.
11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Иные ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, а также ответственность за их несоблюдение устанавливаются федеральными законами.
Права и обязанности государственного гражданского служащего предусмотрены соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статьей 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы.
Государственная служба | Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области
Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области (далее Министерство) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области. Сотрудники Министерства являются государственными гражданскими служащими.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации, а также Областным законом от 18.10.1995 года № 26-ОЗ «О государственной службе Свердловской области» и Областным законом от 15.07.2005 года № 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службе Свердловской области».
Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Государственный гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Государственный гражданский служащий Министерства международных и внешнеэкономических связей является государственным гражданским служащим Свердловской области.
Государственная служба
Государственная службаГосударственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.
Государственная служба РФ делится на следующие виды:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба;
- федеральная государственная служба.
В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:
- федеральную государственную гражданскую службу;
- государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Схематично это выглядит следующим образом.
Несколько подробнее охарактеризуем вышеуказанные виды государственной службы. Начнем с государственной гражданской службы.
Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) [1].
В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [2].
В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб (кроме тех, сотрудники которых находятся на военной и правоохранительной службах) до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ [3].
К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.
Следующим видом госслужбы РФ является военная служба. Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства [4].
Наиболее ярким отличительным признаком является то, что гражданам, находящимся на ней, присваиваются воинские звания. Также стоит отметить, что военная служба в России имеет место быть не только в Министерстве обороны РФ, но и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и др.
Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина [5].
Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции). Настоящий вид госсужбы, например, имеет место быть в органах внутренних дел, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Особняком стоит федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [6].
Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.
Таким образом, поступив на ту или иную разновидность госсужбы, человек становится государственным служащим.
Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [7].
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета [8] .
Причем нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.
В нашей стране госслужащий наделен довольно значительными правами и имеют определенные обязанности.
Поступить на государственную гражданскую службу могут все желающие граждане РФ старше 18 лет и соответствующие ряду требований к образованию и стажу работы.
Предельный возраст нахождения на госслужбе 60 лет, но он может быть продлен до 65 и иногда 70 лет.
Таким образом, человек, избравший путь служения государству, может проработать на госслужбе около 40 лет. Причем, если часть своей жизни он был на муниципальной службе, период работы в органах местного самоуправления засчитается как стаж государственной службы.

[1] П. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
[2] П. 2. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[3] П. 3. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[4] Ст. 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[5] Ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[6] Ст. 4 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[7] П. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[8] П. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Департамент Росгидромета по СФО: Государственная служба
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).
Принципами гражданской службы являются:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
- профессионализм и компетентность гражданских служащих;
- стабильность гражданской службы;
- доступность информации о гражданской службе;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
По вопросам прохождения государственной гражданской службы, условиях поступления на государственную службу, вакантных должностях, конкурсах на замещение должности государственной гражданской службы или включения в кадровый резерв Департамента Росгидромета по СФО* можно обратиться:
- лично по адресу: г. Новосибирск, ул. Советская, д. 30, 3 этаж, кабинет 303;
- письменно;
- посредством телефонной связи;
- в форме электронного обращения посредством заполнения электронной формы обращения граждан.
*Также обращаем Ваше внимание на то, что указанная информация опубликована на сайте в данном разделе.
Государственная служба / Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (минприроды РО)
Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя:
- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- государственную службу иных видов.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:
- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
Информация для граждан, имеющих инвалидность, заинтересованных в поступлении на государственную гражданскую службу в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – гражданская служба) и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного гражданского служащего Российской Федерации.
В связи с этим граждан, имеющие инвалидность, приглашаются для участия в конкурсных процедурах для замещения вакантных должностей гражданской службы.
При принятии решения об участии в конкурсе для поступления на гражданскую службу гражданину следует учитывать способности, которые должны позволять ему исполнять должностные обязанности, связанные с подготовкой документов на компьютере, а также общением с гражданами и коллегами по службе.
Если позволяет состояние здоровье, вам необходимо выбрать интересующую вакансию на нашем сайте в разделе «Государственная служба — информация о конкурсах», ознакомиться с должностным регламентом выбранной вакансии и направить документы в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области.
В случае успешного прохождения конкурсной процедуры и назначения на должность гражданской службы для вас будут созданы надлежащие условия труда, учитывающие состояние здоровья и направленные на обеспечение возможности реализации должностных обязанностей.
Государственная гражданская служба | Администрация Губернатора Калужской области
Версия портала для слабовидящих включает в себя: возможность изменения размеров шрифта, выбора цветовой схемы, а также содержит функцию «включить / выключить» изображения.
Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих.
Используя настройку «Размер шрифта», можно выбрать один из трех предлагаемых размеров шрифта.
При помощи настройки «Цветовая схема» пользователь может установить наиболее удобную для него цветовую схему портала (бело-черная, черно-белая и фиолетово-желтая).
Нажав кнопку «Выкл.» / «Вкл.» можно включить или выключить показ изображений, размещенных на портале. При выключении функции «Изображения», на месте изображений появится альтернативный тест.
Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии.
По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта – 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.
Для того чтобы вернуться к обычной версии, необходимо нажать на иконку.
Увеличить размер текста можно воспользовавшись другими способами:
Включение Экранной лупы Windows:
1. Через меню Пуск:
Пуск → Все программы → Стандартные → Специальные возможности → Экранная лупа.
2. Через Панель управления:
Панель управления → Специальные возможности → Центр специальных возможностей → Включить экранную лупу.
3. С помощью сочетания клавиш «Windows и ”+”».
Использование сочетания клавиш:
1. В браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom, Opera используйте сочетание клавиш Ctrl + «+» (увеличить), Ctrl + «-» (уменьшить).
2. В браузере Safari используйте сочетание клавиш Cmd + «+» (увеличить), Cmd + «-» (уменьшить).
Настройка высокой контрастности на компьютере возможна двумя способами:
1. Через Панель управления:
Пуск → Все программы → Стандартные → Центр специальных возможностей → и выбираете из всех имеющихся возможностей «Настройка высокой контрастности».
2. Использование «горячих клавиш»:
Shift (слева) + Alt (слева) + Print Screen, одновременно.
Изменения и эффективность управления в России
К началу 2000-х годов российская система исполнительной власти накопила эклектичное и противоречивое разнообразие административных структур, полномочий и инструментов регулирования, унаследованных от советской эпохи и перестройки. Эта система была пронизана внутренними конфликтами и неэффективна, предлагала избыточную функциональность и создавала серьезные административные барьеры для бизнеса. Накопившиеся проблемы и конфликты не могут быть разрешены с помощью конкретных организационных решений.Необходимо было полностью преобразовать административную систему, логическую и неконфликтную структуру органов исполнительной власти, выстроенную и ориентированную на достижение результатов, необходимых обществу, а не отдельным группам бюрократов.
Во второй половине 2003 г. Президент России издал Указ «О мерах по реализации административной реформы на 2003–2004 гг.», который положил начало административной реформе (Клименко, 2014). В числе ключевых направлений на ближайшие годы Указ предусматривал ограничение государственного вмешательства, выявление и устранение избыточных функций органов исполнительной власти, содействие саморегулированию, завершение процесса разграничения полномочий между федеральными и региональными ведомствами. .
В целях анализа федеральных функций составлен перечень таких функций и разработаны критерии оценки их существенности или избыточности. К таким критериям относились, например, отсутствие ограничений конституционных прав и свобод при осуществлении функции, доказательство необходимости государственного вмешательства, оценка возможности делегирования функции саморегулируемым организациям. Был использован принцип «презумпции виновности», т.е.т. е. государственный орган должен был представить доказательства того, что его конкретная функция является существенной и не может выполняться операторами рынка или саморегулируемыми организациями.
Всего за 2003–2004 гг. проанализировано 5634 функции. Из них 1468 оказались избыточными, 263 — дублирующими и 868 — нуждающимися в изменениях. Однако усилия, направленные на упорядочивание этих функций, так и не были доведены до конца.
Результаты функционального анализа учтены при формировании новой структуры и специализации государственных органов.Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определена новая административно-функциональная структура федеральных органов исполнительной власти, основанная на принципах специализации и разделения полномочий и исключения конфликта интересов. Выявленные виды функций были разделены между тремя типами федеральных органов исполнительной власти: министерствами, агентствами и инспекциями.
Наряду с инвентаризацией функций органов исполнительной власти в 2004 году начат анализ деятельности государственных учреждений и предприятий, участвующих в процессах государственного регулирования и управления.Проанализировано более 18 000 таких учреждений и более 6 000 предприятий, внесены предложения о приватизации, реорганизации или ликвидации около 30 % учреждений и 59 % предприятий.
Коммунальные услуги
Наиболее общественно значимым аспектом функций органов исполнительной власти являются государственные услуги, связанные с регистрацией прав, выдачей разрешений и представлением документального подтверждения последних. Самые распространенные услуги — выдача паспортов и водительских прав, а в сфере бизнеса — государственная регистрация компании, постановка на учет в налоговом органе, аккредитация, выдача лицензии, разрешения на строительство, разрешения на присоединение к электрическим сетям и т. д.Минимизация административных затрат на взаимодействие играет жизненно важную роль в государственных услугах: сокращение количества документов, которые должны быть представлены заявителями, сокращение времени ожидания и обработки, доступность информации об услуге. Повышение качества обслуживания в разрезе государственных услуг является приоритетной задачей административной реформы.
Идею повышения качества взаимодействия государства и потребителей с помощью процессного подхода развивают в том числе специалисты НИУ ВШЭ с начала 2000-х годов.Развитие этой идеи породило новый инструмент управления административными процессами — административный регламент, представляющий собой описание процесса выполнения функции (оказания услуги) с подробным описанием конечного результата выполнения.
В 2005 году перед Минэкономразвития России была поставлена задача согласования разработки административных регламентов. Министерство действовало в тесном взаимодействии с Правительством РФ, Правительственным комитетом по административной реформе и экспертным сообществом.Подготовлен и утвержден первый вариант Порядка разработки, обсуждения и утверждения административных регламентов. В первый год работы (2006 г.) было разработано около 90 административных регламентов, а к середине 2012 г. практически завершено регулирование государственных услуг как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Разработка регламента была далеко не простой задачей. Каждое ведомство отстаивало свои интересы и далеко не всегда соглашалось на сокращение своих полномочий или упрощение процедур.
Опыт административного упрощения, регулирования и совершенствования организации государственных услуг закреплен в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (2010 г.). Этот системообразующий закон устанавливал не только объем нормативных актов и порядок их разработки, но и срок, к которому этот процесс должен был быть завершен — 1 июля 2012 года.
Благодаря введению административного регулирования гражданское общество в впервые получил доступный и понятный перечень обязательств бюрократии перед своими клиентами и возможность требовать услуги надлежащего качества.Регламенты ограничивали свободу действий должностных лиц и свободу толкования их полномочий. Впервые у клиентов появилась возможность оспорить действия чиновников во внесудебном порядке.
При разработке регламента большое внимание уделялось внутренним взаимодействиям (внутри исполнительного аппарата) и внешним взаимодействиям (с клиентами) и способам их упрощения, снижения затрат и обеспечения комфортных условий для клиентов. Требование повышения «качества» госуслуг продиктовано потребностью клиентов в получении понятной информации, необходимостью короткого времени обработки заявок и ожидания в очереди, удобным графиком обслуживания, комфортной обстановкой в залах ожидания и т. д.Эти параметры качества услуг могут быть наиболее эффективно достигнуты за счет использования технологий «одного окна» или предоставления услуг в электронном виде.
Служба одного окна
В российской практике принцип единого окна реализуется через мультисервисные центры государственных и муниципальных услуг, которые в настоящее время известны как центры «Мои документы»). Центры «Мои документы» являются единым центром приема, регистрации и выдачи документов заявителям в связи с оказанием различных государственных и муниципальных услуг. Создание центров «Мои документы» требовало, во-первых, описания и оптимизации межведомственного взаимодействия без участия соискателей, упрощения и ускорения такого взаимодействия, во-вторых, создания совместных баз данных и приведения их к совместимому формату, в-третьих, создания комфортных условий для приема соискателей и найма квалифицированного и полезного персонала для их обслуживания.
Программа развития центров «Мои документы» стала приоритетной в контексте административной реформы, так как дала ощутимые результаты, создала «фронт-офис» для органов власти в виде комфортабельных и оборудованных центров, работающих по по последним стандартам.
Количество центров «Мои документы» неуклонно растет в геометрической прогрессии. Если в 2007 году в пилотном режиме их открылось всего 16 (не говоря уже о том, что они работали по устаревшему принципу «одной двери»), то в ближайшие годы откроется около 3000 таких центров (более 40 000 окон) и охватят 90 % населения страны.
Одной из важнейших задач является реализация принципа экстерриториальности, т. е. доступности услуг независимо от адреса проживания заявителя и места обращения за услугой.Пока этот принцип не реализован в полной мере.
Развитие сети «Мои документы», несомненно, дает положительный эффект и меняет отношение граждан к органам исполнительной власти. Мониторинговые опросы показывают, что более 80% граждан уже довольны работой таких центров.
Электронное правительство
С начала 2000-х годов работы по созданию системы электронного правительства проводились в рамках ФЦП «Электронная Россия» (2010–2010 годы).За этот период были разработаны отдельные программные решения, подготовлены соответствующие законы, определены этапы зрелости электронных услуг и условия их достижения. Однако в целом целевая программа «Электронная Россия» не дала ожидаемых результатов. Выступая на заседании Совета по развитию информационного общества в феврале 2009 г. и подводя итоги достигнутого на сегодняшний день, президент России Дмитрий Медведев заявил, что «у нас нет электронного правительства, а все, что у нас есть, — это химера». Чтобы изменить эту ситуацию, в конце 2010 г. была принята новая государственная программа «Информационное общество (2011–2020 гг.)», и прогресс в этой области ускорился.
Запуск Единого портала госуслуг стал одним из крупных достижений в развитии электронного правительства за годы реформ. Единый портал предоставляет пользователям доступ к государственным и муниципальным услугам, предоставляет информацию о государственных контрольно-надзорных функциях, основных и обязательных услугах государственных и муниципальных учреждений и организаций.На объединенном портале реализован функционал обратной связи, позволяющий соискателям оценить качество обслуживания. Постоянно растет процент услуг, в отношении которых заявители могут не только подать электронное заявление, но и необходимые подтверждающие документы, а также контролировать ход оказания услуги на всем пути до конечного результата (решения).
Благодаря запуску Единого портала Россия занимает достаточно высокое место в информационном обществе. В Индексе развития электронного правительства (EGDI) Россия занимает 35-е место среди более чем 190 стран (Индекс электронного правительства 2016).
Реализация межведомственного взаимодействия стала одной из ключевых предпосылок развития электронных сервисов. Каждая государственная услуга требовала обновления перечня документов и административных действий, необходимых для оказания этой услуги, а также выявления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов и по закону не должны запрашиваться у заявителя. Примечательно, что законодательное положение о том, что органы, оказывающие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, находящихся в распоряжении других государственных и муниципальных органов или подведомственных им организаций, коренным образом изменило позицию государственных органов. информацию, которую должны предоставить заявители.Неожиданно оказалось, что значительное количество ранее обязательных документов оказалось излишним.
Важным направлением развития электронного взаимодействия является инвентаризация и паспортизация основных государственных информационных ресурсов (государственные реестры, кадастры, реестры, другие базы данных, используемые при оказании государственных и муниципальных услуг). Для этого разрабатывается реестр государственных информационных ресурсов.
Среди других текущих задач — внедрение систем, позволяющих оплачивать пошлины и получать результаты услуг в режиме онлайн, развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, формирование единого пространства, в котором доверена электронная подпись, и т.д.
Федеральная служба государственной статистики — Деятельность территориальных органов
Техническое задание
1. Территориальное управление Федеральной службы государственной статистики по (указывается наименование субъектов Российской Федерации) (далее — Управление) осуществляет следующие полномочия в соответствующей сфере деятельности:
1. 1. в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение Федерального плана статистических работ и Плана производства Федеральной службы государственной статистики;
1.2. в установленном порядке предоставляет официальную статистическую информацию по субъекту Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам;
1.3. обеспечивает предоставление в региональный орган Федеральной службы государственной статистики по субъекту Российской Федерации (в орган Федеральной службы государственной статистики по субъектам Российской Федерации), расположенный в центре федерального округа (наименование) официальной статистической информации по субъекту Российской Федерации для представления полномочному представителю Президента Российской Федерации в данном федеральном округе (применяется для учреждения, расположенного за пределами центра федерального округа) ;
координирует работу территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, расположенных в федеральном округе (наименование), по формированию официальной статистической информации для представления ее Федеральной службой государственной статистики полномочному представителю Президента Российской Федерации в этом федерального округа и вносит предложения в Федеральную службу государственной статистики по совершенствованию информационного взаимодействия с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (наименование) с учетом мнений территориальных органов, расположенных на территории федеральный округ (наименование) (применяется для офиса, расположенного в пределах федерального окружного центра) ;
1. 4. в соответствии с официальной статистической методологией и на основании форм федерального статистического наблюдения, утвержденных Федеральной службой государственной статистики, осуществляет сбор первичных статистических данных, а также административных данных при проведении федеральных статистических наблюдений, обрабатывает их для получения и предоставления Федеральной службе государственной статистики официальной статистической информацией по субъекту Российской Федерации в объеме, предусмотренном Производственным планом Федеральной службы государственной статистики;
1.5. подготавливает, проводит и обобщает результаты Всероссийской переписи населения, Всероссийской сельскохозяйственной переписи на территории субъекта Российской Федерации;
1.6. со временем участвует в ведении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в соответствующей сфере деятельности;
1.7. в установленном порядке предоставляет заинтересованным пользователям данные бухгалтерского (финансового) учета юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
1. 8. в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами контрактной системы осуществляет работы, услуги, закупку товаров для нужд Управления, а также для обеспечения иных государственных требований в соответствующей сфере деятельности;
1.9. привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации лиц на договорных началах для выполнения работ, связанных с проведением федеральных статистических наблюдений;
1.10. осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных для функционирования Управления и выполнения возложенных на Управление обязанностей;
1.11. в соответствии с законодательством Российской Федерации представляет интересы Управления, а также от имени Федеральной службы государственной статистики интересы Федеральной службы государственной статистики в судах, правоохранительных органах и органах прокуратуры, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные органы региональной и местной власти, общественные объединения и иные организации по вопросам, относящимся к соответствующей сфере деятельности;
1. 12. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
1.13. в пределах своей компетенции обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну;
1.14. в пределах своей компетенции обеспечивает надлежащий режим хранения и защиты полученной в ходе деятельности Управления информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну и иную конфиденциальную информацию;
1.15. проводит мобилизационную подготовку Управления;
1.16. реализует программы гражданской обороны в Управлении;
1.17. организует дополнительную профессиональную подготовку государственных гражданских служащих (работников) Управления;
1.18. в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет отбор, хранение, учет и использование архивных документов, образующихся в ходе деятельности Управления;
1. 19. в установленном порядке и в соответствии с договорами об оказании информационных услуг предоставляет пользователям официальную статистическую и иную информацию;
1.20. осуществляет распорядитель доходов федерального бюджета, полученных от оказания информационных услуг;
1.21. в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет оперативное управление имуществом Управления;
1.22. осуществляет иные полномочия в соответствующей сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной государственной статистики. Услуга;
1.23. вносит предложения в Федеральную службу государственной статистики по телефону:
«Совершенствование официальной статистической методики, форм федеральных статистических наблюдений и инструкций по их заполнению, актуализация Федерального плана статистических работ»;
применение законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности;
№ о формировании проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Управления.
2. Управление осуществляет исполнение поручений Федеральной службы государственной статистики в порядке, аналогичном исполнению поручений Федеральной службы государственной статистики.
Информация об исполнении поручения направляется в Федеральную службу государственной статистики директором Управления. Контроль за исполнением осуществляет Федеральная служба государственной статистики.
3. Управление в пределах своей компетенции в соответствующей сфере деятельности имеет право:
3.1. в установленном порядке получать от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, персональные данные физических лиц, подлежащие их обязательному обезличиванию, и иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами в целях формирования официальной статистической информации;
3. 2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
3.3. применять установленные законом ограничительные, превентивные и предупредительные меры, направленные на недопустимость и недопущение нарушения юридическими и физическими лицами обязательных требований в соответствующей сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
3.4. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в соответствующей сфере деятельности;
3.5. рассматривать случаи непредставления респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке либо несвоевременного предоставления этих данных либо предоставления недостоверных первичных статистических данных, принимать решения по таким случаям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Российская Федерация.
обзоров прямых иностранных инвестиций 2021: Российская Федерация | ТОО «Уайт энд Кейс»
Дальнейшее развитие российского законодательства об иностранных инвестициях вводит новые требования к инвесторам и упрощает регулирование в некоторых сферах
В начале сделки иностранный инвестор должен проанализировать, соответствует ли целевая компания стратегическому субъекту
Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями в Российской Федерации, созданная Правительством Российской Федерации в 2008 году, отвечает за рассмотрение заявок на прямые иностранные инвестиции. Правительственную комиссию возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации, в ее состав входят руководители отдельных министерств и других государственных органов.
После назначения Михаила Мишустина новым Председателем правительства и формирования нового правительства в январе 2020 года с марта 2020 года начала функционировать новая Правительственная комиссия.
Хотя окончательное решение по заявке принимает Правительственная комиссия, всю подготовительную работу (в том числе проверку полноты заявки и согласование с соответствующими государственными органами) осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).Помимо прочего, ФАС осуществляет предварительное рассмотрение заявления и подготавливает материалы для дальнейшей оценки Правительственной комиссией. Руководитель ФАС является членом и ответственным секретарем Правительственной комиссии.
В ноябре 2020 года утвержден новый состав Правительственной комиссии, в том числе новый руководитель ФАС Максим Щаскольский.
ВОЗ ФАЙЛЫ
Покупатель должен подать заявление, если предлагаемое приобретение приведет к тому, что приобретатель получит контроль над организацией, занимающейся деятельностью, имеющей «стратегическое значение» для национальной обороны и безопасности России («стратегическая организация»).Приобретатель обязан получить согласие Правительственной комиссии до приобретения контроля над стратегическим объектом, иначе сделка будет признана недействительной.
Для получения согласия приобретатель должен подать заявление в ФАС с приложениями, включающими уставные документы приобретателя и объекта, сведения о структуре их групп (включая всю цепочку контроля как приобретателя, так и объекта) , документы по сделке и бизнес-план развития объекта после закрытия.Обязательным документом также является таблица, в которой раскрываются конечные контролирующие лица приобретателя, бенефициары и бенефициарные собственники.
Понятие «контроль» трактуется широко
ТИПЫ СДЕЛОК ПРОВЕРЕНО
Правительственная комиссия рассматривает сделки, в результате которых осуществляется приобретение контроля над стратегическими объектами. Иностранные инвесторы также должны получить согласие Правительственной комиссии на некоторые сделки, связанные с приобретением имущества стратегического предприятия.
Список видов деятельности «стратегической важности» включает 47 видов деятельности, которые, если они выполняются целью, заставляют цель считаться стратегическим объектом. 47 видов деятельности охватывают области, связанные с природными ресурсами, обороной, СМИ и монополиями.
Деятельность включает не только деятельность, непосредственно связанную с обороной и безопасностью государства (например, операции с ядерными материалами, производство оружия и военной техники), но и некоторые другие косвенно связанные виды деятельности (например, теле- и радиовещание на определенные территории, добычу полезных ископаемых). водные биоресурсы и издательская деятельность).
Критерии определения контроля достаточно широки и ниже (25 процентов) для объекта, который занимается разведкой «участков недр федерального значения», таких как нефтяные месторождения с определенным размером запасов, урановые рудники, недра блоки, подлежащие разведке, в пределах зоны обороны и безопасности. Поправки к закону, вступившие в силу в июле 2021 года, распространили этот нижний контрольный порог на субъектов, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов в рамках государственной политики по усилению контроля в данной сфере.
Иностранным публичным инвесторам запрещается получение контроля над стратегическими объектами или приобретение более 25 процентов имущества стратегического объекта, и они должны получить согласие Правительственной комиссии на приобретение уменьшенных долей в стратегических объектах или приобретение блокирующих прав в отношении таких объектов. сущности. Эти инвесторы могут приобрести контроль (25 и более процентов) над стратегическим объектом, осуществляющим разведку «участков недр федерального значения» или осуществляющим добычу (вылов) водных биоресурсов, если это не изменяет существующий контроль над такими субъектами. Российской Федерацией (т.д., его доля в таких организациях превышает 50 процентов) и при условии, что приобретение будет специально одобрено Правительственной комиссией.
Определенные сделки со стратегическими лицами или их имуществом освобождаются от требования получения одобрения Правительственной комиссии, например, сделки, в которых приобретатель находится под контролем Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или гражданина Российской Федерации, являющегося гражданином Российской Федерации. налоговым резидентом и не имеющим другого гражданства, а также отдельные «внутригрупповые» операции.
На инвесторов, не раскрывающих информацию (отказывающихся раскрывать в ФАС информацию о своих бенефициарах, бенефициарных собственниках и контролирующих лицах), распространяется особый, более строгий режим, установленный для иностранных публичных инвесторов.
В декабре 2018 г. Правительство РФ утвердило правила раскрытия указанной информации, в соответствии с которыми иностранный инвестор, планирующий заключить сделку с участием стратегического общества, должен предварительно раскрыть информацию о его контролирующих лицах, бенефициарах и бенефициарных собственниках во избежание рассматриваться как инвестор, не раскрывающий информацию, и гарантировать, что на него не распространяется более строгий режим, установленный для иностранных государственных инвесторов. Раскрытие должно осуществляться либо в форме заявления на согласование, если требуется согласование, либо в виде информационного письма, поданного в ФАС за 30 дней до совершения сделки.
По мнению ФАС, данное требование о предварительном раскрытии информации распространяется на освобожденные сделки, в которых приобретатель в конечном итоге контролируется Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или гражданином Российской Федерации, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, и является обязательным условием для соответствующего освобождения быть применимым.
Поправки к российскому законодательству об иностранных инвестициях, внесенные в 2017 году, предоставили Председателю Правительственной комиссии право решать, что требуется предварительное согласование любой сделки любого иностранного инвестора в отношении любой российской компании (не обязательно стратегического лица), если это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Процесс инициируется ФАС, которая получает заключения Минобороны, ФСБ и других органов управления о необходимости направления сделки Председателю для принятия решения.При получении хотя бы одного положительного ответа ФАС направляет материалы Председателю Правительственной комиссии для рассмотрения и принятия решения. При получении положительного решения ФАС уведомляет иностранного инвестора о необходимости получения одобрения на предполагаемую сделку. Любая сделка, совершенная с нарушением этого требования, является ничтожной.
Структура типов транзакций, которые потенциально могут подпадать под данное требование, еще формируется. По данным ФАС, на практике процедура применяется в отношении организаций, занимающихся отдельными чувствительными для государственной политики и экономики сферами (в частности, эксплуатирующих отдельные критические технологии, такие как генно-инженерные, нанотехнологии или криобиология и консервация биоматериалов), крупнейшие или единственные поставщики товаров для государственных нужд, либо действующие градообразующие предприятия.
Российское законодательство об иностранных инвестициях требует, чтобы публичные иностранные инвесторы получали разрешение на приобретение более 25 процентов акций или блокирование прав на любую российскую компанию, даже если приобретение осуществляется в рамках учреждения компании. Такие заявления рассматриваются только ФАС и служат «двойной проверкой» того, что приобретаемая российская компания действительно не относится к стратегическим организациям.
ОБЛАСТЬ ПРОВЕРКИ
Как правило, рассмотрение заявки оценивает влияние транзакции на оборону и безопасность государства.
ФАС изначально запрашивает мнение Минобороны и ФСБ о том, представляет ли сделка угрозу обороноспособности и безопасности России. Кроме того, если объект имеет лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ФАС запрашивает у Межведомственного комитета по защите государственной тайны информацию о наличии международного договора, разрешающего иностранному инвестору доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Российское законодательство не содержит более подробной информации об объеме проверки или критериях, по которым оценивается проверяемая сделка.
ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЗОРА
В 2020 году ФАС рассмотрела 45 заявок иностранных инвесторов и 11 направила на рассмотрение в Правительственную комиссию, которая одобрила 10 и отклонила одну. Общая стоимость одобренных сделок составила около 2,5 млрд долларов США, из которых сумма иностранных инвестиций составила около 1,2 млрд долларов США.
КАК ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ МОГУТ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ
В начале сделки иностранный инвестор должен проанализировать, соответствует ли целевая компания стратегическому субъекту и требует ли планируемая сделка получения согласия Правительственной комиссии.
В свете недавних поправок приобретатели должны также проанализировать, потребуется ли такое согласие в случае, если покупатель будет квалифицирован как инвестор, не раскрывающий информацию. Ответы на эти вопросы позволят инвестору начать подготовку к подаче заявки, а затем подать заявку заблаговременно, чтобы контролировать влияние подачи заявки на сроки сделки.
Если планируемая сделка не требует предварительного согласия, но согласие необходимо, если приобретатель квалифицирован как инвестор, не раскрывающий информацию, приобретатель должен раскрыть в ФАС информацию о бенефициарах, бенефициарных собственниках и контролирующих лицах заблаговременно, не менее чем за 30 дней до планируемой сделки.
Даже если целевая компания не относится к стратегическим субъектам, инвестор должен проанализировать, работает ли она в определенных чувствительных сферах или обладает какими-либо «критическими» технологиями, которые могут инициировать процесс передачи ФАС сделки премьер-министру и, в конечном итоге, привести к полномасштабной проверке прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сделки.
Иностранный публичный инвестор, намеревающийся приобрести долю, превышающую 25 процентов акций любой российской компании, или блокирующий права на компанию, должен получить разрешение ФАС на приобретение.
ПРОСМОТР ВРЕМЕНИ ПРОЦЕССА
Установленный законом срок рассмотрения заявления составляет три месяца со дня принятия его к рассмотрению. Правительственная комиссия может продлить срок рассмотрения еще на три месяца. На практике Правительственная комиссия использует это право на продление для большой части заявок, ожидающих рассмотрения.
Поправки к закону, принятые в марте 2021 года, ввели упрощенный порядок рассмотрения сделок, в которых объект деятельности действует в определенных «гражданских» отраслях (таких как пищевая промышленность, энерго- и водоснабжение, машиностроение), но в силу специфики производства имеет небольшую стратегический актив (не более 1 процента от общей суммы активов компании) в виде объекта водоснабжения, водоотведения или лаборатории контроля качества продукции, имеющий «стратегическую» лицензию и, следовательно, относящийся к стратегическому объекту.Согласие на такие сделки, как правило, выдает сама ФАС (если не получено отрицательное заключение или не получено никакого заключения по сделке от Минобороны и ФСБ) с последующим уведомлением Правительственной комиссии о принятом решении.
ОСОБЕННОСТИ ОБНОВЛЕНИЯ
- В российское законодательство об иностранных инвестициях в 2021 году дважды вносились поправки. Первый пакет поправок был принят в марте 2021 года и направлен на установление упрощенного порядка рассмотрения сделок с участием субъекта, осуществляющего деятельность в «гражданских» отраслях экономики (таких как пищевая промышленность). , энергетика, машиностроение) и относящийся к стратегическим объектам только за счет владения небольшим активом (не более 1 процента от общей суммы активов объекта), который в силу производственной специфики имеет «стратегическую» лицензию.Такие сделки, как правило, рассматриваются и одобряются ФАС с последующим уведомлением Правительственной комиссии о принятом решении. Данным законом также расширен перечень обязанностей, которые могут быть возложены на иностранного инвестора в связи с приобретением им стратегического объекта. Второй блок поправок коснулся компаний, занимающихся добычей (выловом) водных биоресурсов, и снизил порог «контроля» в таких компаниях с более чем 50 до 25 и более процентов акций.
Иностранные инвесторы, владеющие долями в таких компаниях, равными или превышающими 25 процентов, должны обращаться в Правительственную комиссию для последующего утверждения контроля над такими компаниями или снижения их долей до уровня 25 процентов.
- На момент написания статьи ФАС разработала еще несколько законопроектов с предложениями о внесении изменений в законодательство об иностранных инвестициях, которые еще не внесены в парламент, большинство из которых все еще обсуждаются на различных уровнях, в том числе с бизнес-сообществом и другими органами власти.
- ФАС продолжает придерживаться общей тенденции усиления контроля в сфере иностранных инвестиций. В последние годы ФАС постоянно применяла расширительное толкование понятия «контроль», утверждая, что контроль существует не только в ситуациях, когда иностранный инвестор имеет контрольный пакет акций стратегического предприятия или возможность принимать решения в отношении «подконтрольного» лица, но также в случаях, когда иностранный инвестор имеет обширные блокирующие права в отношении деятельности стратегического субъекта и, следовательно, может влиять на принятие им решений.
Эта позиция ФАС подтверждается судебной практикой последнего времени. Однако такое расширительное толкование приводит к необоснованно широкому применению законов об иностранных инвестициях и приводит к путанице в терминологии и регулировании, установленном законом; например, в отношении иностранных государственных инвесторов, которые должны одобрять приобретение прав на блокировку и которым запрещено приобретать «контроль», который при правильном толковании не должен охватывать права на блокировку.
РЕЗУЛЬТАТЫ
- Большинство сделок, представленных на рассмотрение Правительственной комиссии, одобрены.В утверждении указан срок, в течение которого приобретение должно быть завершено. Приобретатель может впоследствии обратиться в Правительственную комиссию с обоснованным ходатайством о продлении этого срока, если это необходимо
- Правительственная комиссия может одобрить сделку при наличии определенных обязательств, возлагаемых на иностранного инвестора.
Закон содержит перечень обязательств, который не является исчерпывающим. С 2016 года Закон о стратегических инвестициях уполномочивает Правительственную комиссию возлагать на иностранного инвестора любые обязательства, в том числе обязанность инвестировать определенные суммы средств в деятельность стратегического субъекта или перерабатывать биоресурсы или природные ресурсы, добытые стратегическим субъектом. на территории России
Поправки к закону, принятые в марте 2021 года № - , расширили перечень обязательств, перечисленных в законе, добавив такие обязательства, как реализация продукции стратегического субъекта по фиксированным ценам (тарифам), продолжение исполнения инвестиционных программ и реализация на территории Российской Федерации Федерация передовых инновационных технологий и локализация производства деталей, узлов и комплектующих, используемых стратегическими субъектами при производстве ими товаров
ИЗВЛЕЧЕННЫЕ УРОКИ
- Сроки получения разрешения на ПИИ в России, как правило, очень длительны и часто выходят за установленные законом сроки.
На это есть несколько причин. ФАС имеет тенденцию запрашивать заключения по планируемой сделке не только у Минобороны и ФСБ, как это предусмотрено законом, но и у других органов власти, и эти органы часто задерживают свои ответы. Другими причинами задержки являются нерегулярность заседаний Правительственной комиссии и высокая загруженность отдела ПИИ ФАС, что приводит к задержке подготовки материалов для Комиссии
- ФАС склонна быть крайне осторожной, и даже в неочевидных случаях получать позиции органов управления о необходимости направления сделки на рассмотрение премьер-министру (для решения вопроса о необходимости полномасштабной проверки ПИИ)
- Понятие «контроль» трактуется расширительно.ФАС учитывает не только юридические действия иностранного инвестора, но и фактические обстоятельства, такие как профессиональные или семейные связи иностранного инвестора с лицами, осуществляющими контроль над стратегическими организациями, и использует их в качестве косвенных доказательств контроля
[Исходный код. ]
Российская Федерация — ENNHRI
Скачать в формате PDF
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Независимость и эффективность национальных правозащитных учреждений
Статус международной аккредитации и рекомендации SCA
В последний раз НИПЧ России был переаккредитован со статусом А в октябре 2014 года.В октябре 2019 г. ВАС принял решение отложить рассмотрение НИПЧ России до своей второй сессии 2020 г.
Изменения в национальной нормативно-правовой базе, применимые к НУПЧ, изменились с момента последней проверки SCA
18 марта 2020 г. принят Федеральный закон № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Закон выводит на новый уровень развития институт региональных уполномоченных по правам человека, устанавливая равные возможности доступа граждан различных субъектов Российской Федерации к механизмам защиты прав и свобод, обеспечивая более эффективные гарантии защита прав граждан региональными уполномоченными по правам человека. Закон определяет порядок избрания региональных омбудсменов, правовые основы и основные направления их деятельности, а также обеспечивает гарантии их независимости и полномочия по рассмотрению обращений граждан.
24 апреля 2020 года вступили в силу Федеральные законы №130-ФЗ «О внесении изменения в статью 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон №131-ФЗ «О внесении изменений в статью 69 Гражданского кодекса Российской Федерации». Порядок Российской Федерации».В Законы внесены новые пункты, запрещающие допрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных уполномоченных по правам человека без их согласия по обстоятельствам, ставшим им известными в связи с исполнением ими своих обязанностей.
Внесены поправки в Конституцию Российской Федерации, устанавливающие повышенные требования к кандидатуре на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.[1]
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации наделены Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, содержащимся в местах лишения свободы», Законом от 19 июля 2017 г. 2018 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых», а также Федеральным законом «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, содержащимся в местах лишения свободы»[2].
- См. пункт. «д», ч. 1, ст. 103 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 14 марта 2020 г. «О внесении изменения в Конституцию Российской Федерации» 1-ФКЗ «О совершенствовании Положения некоторых аспектов организации и функционирования публичной власти».
- См. части 6 и 16 статьи 10 Федерального закона от 10 июня 2008 г. «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, содержащимся в местах лишения свободы».
Правозащитники и пространство гражданского общества
В своих годовых отчетах за 2018 и 2019 годы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации по результатам мониторинга, проведенного российским национальным правозащитным учреждением, указала на необходимость упрощения и повышения прозрачности порядок согласования между организаторами и органами власти организации и проведения митинга или иного публичного массового мероприятия.Уполномоченный предложил участие в процедуре российских уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также дополнить соответствующий федеральный закон нормой, позволяющей организатору публичного мероприятия направлять уведомление в форме электронный документ.[1]
- См. Годовые отчеты о деятельности Уполномоченного в Российской Федерации за 2018 и 2019 годы:
http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018.pdf, http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doc2019_fin_compressed.pdf
Система сдержек и противовесов
Комиссар хотел бы указать на следующие вопросы, имеющие отношение к осуществлению законодательной и исполнительной власти.
В течение ряда лет Уполномоченным поднимался вопрос о наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) и составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере обеспечения доступной среды для лиц с ограниченными возможностями .Правительство Российской Федерации выступило с соответствующей законодательной инициативой, и 7 июня 2017 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Федерации»», вступившего в силу с 1 января 2018 года.
В 2016-2017 годах Уполномоченный поднимал на отечественных площадках вопрос о необходимости ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинских изделий и аналогичными преступлениями, представляющими угрозу общественному здоровью. Уполномоченный с удовлетворением отмечает, что соответствующая Конвенция ратифицирована Федеральным законом № 439-ФЗ от 29 декабря 2017 г.
В годовых отчетах Уполномоченного неоднократно указывалось, что помещение подсудимых в камеры в зале суда является нарушением принципа презумпции невиновности. Такие практики должны быть запрещены. По этому поводу в 2019 году во время визита в ЕСПЧ Комиссар представила свой комментарий по поводу исполнения Россией решения ЕСПЧ о запрете помещения подсудимых в камеры в зале суда.Во исполнение этого решения группа депутатов и сенаторов внесла законопроект, получивший поддержку Правительства Российской Федерации и находящийся на рассмотрении в Государственной Думе.
По инициативе Уполномоченного Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», устанавливающий право осужденного на перевод в исправительное учреждение, расположенное по месту жительства осужденного или его родственников, был усыновлен. Этот законопроект учитывает интересы значительного числа граждан, их родственников и близких[1].
- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010064
Функционирование систем правосудия
В Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год, представленном Президенту Российской Федерации и в законодательный орган, поднимался вопрос о праве потерпевшего на доступ к правосудию.
В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела лицо, обратившееся в правоохранительные органы, не имеет возможности добиться наказания виновного и возмещения причиненного вреда. По результатам обращения Уполномоченного в прокуратуру в 2019 году было отменено 241 необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела[1].
- Годовой отчет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год.
http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doc2019_fin_compressed.pdf P.197
Плюрализм СМИ
Понятно, что журналисты сегодня остро нуждаются в дополнительной защите со стороны государства и закона. Об этом свидетельствуют случаи воспрепятствования журналистской деятельности как в России, так и за рубежом.
На законодательном уровне представляется необходимым рассмотреть возможность наделения представителей СМИ, проводящих журналистские расследования, процессуальной неприкосновенностью. Эта мера могла бы повысить гарантии безопасности печати и укрепить право на свободу мысли и слова, закрепленное Конституцией Российской Федерации.
Международные принципы защиты журналистов также требуют перезагрузки системы. Этические нормы, технически существующие на международном уровне под эгидой различных организаций, сегодня фактически не подлежат исполнению, поскольку не предполагают ответственности за их нарушение. По мнению Уполномоченного, международным организациям следует уделить повышенное внимание этой проблеме, провести мониторинг правонарушений в отношении журналистов за последние несколько лет и с учетом анализа полученных данных разработать новые механизмы защиты работников СМИ при исполнении служебных обязанностей.
Сегодня мы ожидаем более активных действий со стороны международного сообщества и хотели бы, чтобы они ответили соответствующими решениями.
7 сентября 2019 года главный редактор РИА Новости Украина Вышинский вернулся в Москву из СИЗО в Украине. Это стало возможным, в том числе, благодаря совместным усилиям Уполномоченного по правам человека России и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека[1].
Проблема защиты прав журналистов в рамках их профессиональной деятельности остается актуальной и для России.
В Уполномоченный поступило обращение об уголовном преследовании российского журналиста Ивана Голунова, обвиняемого в торговле наркотиками. После обращения Уполномоченного была проведена проверка, и дело в отношении журналиста было прекращено[2].
- http://rapsinews.com/judicial_news/20190909/303693321.html
- http://eng.ombudsmanrf.org/events/news/news_of_the_commissioner/view/meeting_of_russian_and_ukraine_
ombudswomen7 90.
riaru/20200123/1563782390.html
Тематический раздел о мерах по борьбе с COVID-19
Наиболее существенное влияние мер, принятых в ответ на вспышку COVID-19, на верховенство закона в стране
Ограничительные меры неизбежно повлияли на работу органов государственной власти, оказывающих услуги населению, и усложнили жизнь граждан. В связи с этим компенсационные и восстановительные меры, введенные российским государством для граждан и организаций (беспроцентные кредиты, ежемесячные пособия гражданам, потерявшим работу, семьям с детьми и т.) сыграли большую положительную роль для соблюдения законности во время пандемии. Однако потребность в помощи комиссара была очень высока. С 27 марта по 4 июня 2020 года на Телефон доверия Уполномоченного поступило 1857 обращений от граждан с просьбой о помощи в трудной жизненной ситуации, в которой они оказались в период пандемии.
Заявители сообщили, что им было трудно обращаться в территориальные центры занятости для регистрации в качестве безработных. Граждане не смогли выполнить требования по предоставлению необходимых документов, отметили некорректную работу онлайн-сервисов, а также сочли невозможным повторное трудоустройство в случае потери работы с соблюдением ограничительных мер. В связи с этим Уполномоченным были направлены обращения к руководству Федеральной службы по труду и занятости с просьбой принять меры по выходу из сложившейся ситуации.
На основании анализа обращений по поводу статуса безработного Уполномоченный также просил Министра труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер по обеспечению доступности федеральной социальной поддержки для граждан, потерявших работу, и усовершенствовать порядок ее предоставления учреждениями, оказывающими услуги по трудоустройству.
В большинстве случаев должностные лица быстро и умело принимали корректирующие меры. В связи с особенностями работы в отдаленных регионах страны возникли проблемы, связанные с организацией необходимых условий для реализации ограничительных мероприятий.
Необходимо отметить случаи, когда граждане, работающие вахтовым методом из-за карантина, своевременно не эвакуировались. Они жаловались, что работодатель не предоставил им необходимые средства защиты и медикаменты.
В целях разрешения сложившейся ситуации Уполномоченный оперативно обратился к Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Правления ПАО «Газпром» и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе с просить принять меры по эвакуации вахтовиков с данной территории месторождения, ввести карантин и обеспечить вахтовиков необходимой защитой и медицинскими препаратами.В результате ситуация разрешилась, люди были обеспечены средствами защиты и доставлены к местам постоянного проживания[1].
Уполномоченный совместно с зарубежными коллегами-омбудсменами урегулировала ситуацию, возникшую в связи с введением в разных государствах ограничительных мер, затронувших порядок пересечения государственных границ. В апреле 2020 года Уполномоченный обратился к Омбудсмену Азербайджана с просьбой оказать содействие в организации возвращения на территорию Азербайджана нескольких сотен граждан Азербайджанской Республики, скопившихся на российско-азербайджанском участке границы в связи с закрытие перехода с азербайджанской стороны.В результате совместных действий двух национальных правозащитных организаций более 200 граждан Азербайджана смогли вернуться на родину. Кроме того, благодаря инициативе двух омбудсменов власти России и Азербайджана организовали возвращение в страну гражданства 12 граждан Азербайджанской Республики, находившихся в изоляторах временного содержания иностранных граждан на территории Российской Федерации до решения об административном выдворении и депортации исполнялись.
Уполномоченный совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации участвовал в решении вопроса о выезде граждан Российской Федерации из-за границы. В результате этих действий удалось оказать помощь в возвращении граждан России из Таиланда, Танзании, ОАЭ, ЮАР, Индии и США. В результате было возвращено несколько тысяч человек[2].
Особым направлением работы Уполномоченного в период пандемии стала защита прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, и других уязвимых категорий граждан.В связи с этим Уполномоченный обратился к Генеральному прокурору Российской Федерации с предложениями пересмотреть подходы к формированию позиции представителей органов прокуратуры, участвующих в рассмотрении судами заявлений органов следствия об избрании (продлении ) меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемых (подозреваемых) в совершении ненасильственных преступлений небольшой и средней тяжести, а также несовершеннолетних, инвалидов, женщин, лиц пенсионного возраста, и в каждом конкретном случае оценить ее в соответствии с первоочередной задачей обеспечения прав человека на жизнь и здоровье[3].
- https://59.ru/text/world/69241204/
- http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upolnomochennogo/view/dejatelnost_upolnomochennogo_po_
pravam_cheloveka_v_period_pandemii /newnovovstinnupsmanviewol/ /dejatelnost_upolnomochennogo_po_
pravam_cheloveka_v_period_pandemii
Наиболее важные проблемы, связанные с COVID-19, для функционирования NHRI
Вспышка пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в начале 2020 года оказала существенное влияние на все сферы общественной, политической и экономической жизни в Российской Федерации и на деятельность общероссийского правозащитного учреждения.
Субъекты российской правозащитной системы были вынуждены предпринять чрезвычайные меры для решения проблем в условиях режима самоизоляции и временных ограничений на приостановку работы предприятий, принятых Правительством Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации по противодействию распространению заболевания, а также принятые чрезвычайные государственные меры по материальной поддержке граждан и субъектов хозяйствования, принятые для смягчения социально-экономических недостатков, возникших в результате введенных ограничительных мер.
В частности, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации во взаимодействии с региональными уполномоченными по правам человека (часто входящими в состав региональных штабов по борьбе с COVID-19) организована совместная работа по оперативному рассмотрению обращений граждан и разрешение локальных кризисов, связанных со вспышкой коронавируса.
С 27 марта 2020 года в Управлении Верховного комиссара работает круглосуточная телефонная линия помощи. Для еще более эффективной работы с обращениями граждан создан онлайн-чат, в котором штатные юристы имеют возможность обрабатывать срочные обращения и незамедлительно обращаться в соответствующие органы для принятия необходимых мер по восстановлению прав граждан.При необходимости мы по-прежнему проводим очные собеседования с соискателями, но в формате видеоконференцсвязи. Заявителям предоставляются юридические консультации, помощь и консультации как в письменной, так и по телефону.
Реалии ограничительных мер не прервали международное сотрудничество. Так, мы регулярно проводим двусторонние онлайн-встречи с зарубежными коллегами, а 29 апреля 2020 года состоялось заседание в формате видеоконференции Евразийского альянса омбудсменов (ЕАО) с участием руководителей и представителей 10 национальных правозащитных институтов евразийского пространства.
Кроме того, регулярные встречи с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации проходят в режиме видеоконференцсвязи (29 апреля 2020 г. состоялось онлайн-заседание Совета уполномоченных по правам человека в России).
17 апреля 2020 года в связи с заявлениями, поступившими в Российское федеральное правозащитное учреждение, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации был проинспектирован следственный изолятор №2 Российской Федерации в г. Москве.
Опыт и результаты правозащитной работы российского национального правозащитного учреждения в условиях пандемии будут обобщены в тематическом докладе Верховного комиссара.
.