Что не входит в систему органов государственной власти – —

30. Система органов государственной власти в рф

Государственный аппаратРоссийского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собойединую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдсржск и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом

 является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства1. В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой, объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

studfiles.net

48_Система государственных органов РФ

Система государственных органов РФ: понятие государственного органа, виды.

Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государственной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.

1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком.

Так, Конституция РФ указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды России. Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен федеральным законом.

Порядок создания органа может предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органов государственной власти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются поровну Государственной Думой и Советом Федерации).

2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, то есть его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Органы власти издают правовые акты, которые устанавливают порядок использования гражданами тех или иных своих прав, регулируют отношения между гражданином и государством в определенной мере, на определенном уровне и в определенной области. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения). Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вследствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти.

3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методами, установленными правовыми актами.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в лице одного человека. Такими являются Президент РФ, президенты республик и губернаторы (главы администраций) субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека.

Классификация органов государственной власти

1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой «лестнице» органы местного самоуправления.

Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента РФ, Федеральное Собрание. Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые на основе Федерального закона, а также их конституциями (уставами) и законами. Не всегда органы субъектов РФ образуют единую иерархическую структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Такая единая система предусмотрена Конституцией РФ для судебной и исполнительной власти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти.

Органы местного самоуправления образуются самостоятельно и весьма разнообразны. Природа этих органов, теоретически отражающая отличие государственной власти от самоуправления, на практике мало чем отличается от назначения, функций и порядка формирования органов государственной власти. Здесь, однако, в большей мере проявляется выборность, более широко осуществляется связь с населением.

2. В Российской Федерации, то есть на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано самой Конституцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей (ст. 10).

Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, то есть представляющими и выражающими интересы народа.

§ 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом

Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти.

Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция —защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаимодействии с Правительством) единой государственной денежно-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золотоносными резервами, банковский надзор, осуществление валютного регулирования и контроля, установление официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом контроля за исполнением федерального бюджета, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2006 г.) в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101), осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума.

Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции от 16 октября 2006 г.). Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предложения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парламентских слушаний. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ.

Академии наук. В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции от 4 декабря 2006 г.) Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) имеют статус государственных академий. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ. Президент РАН после его избирания общим собранием утверждается в должности Президентом РФ, а президент отраслевой академии — Правительством РФ. Высшим органом академий является общее собрание, которое принимает устав, подлежащий, однако, утверждению Правительством РФ.

Академии наделены правом управления своей деятельностью, сохраняя, таким образом, элеметы былого самоуправления.

Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ доклады о состоянии фундаментальных и прикладных наук в РФ, отчеты о своей деятельности, а также предложения о приоритетных направлениях развития науки.

studfiles.net

Какие из перечисленных органов власти не входят в систему органов государственной власти?

(-) Местные администрации поселков, районов, сел

(-) Областные администрации

(-) Краевые администрации

(-) Администрация автономного округа

(-) Администрация Санкт-Петербурга

 

19. Какие органы входят в систему федеральной исполнительной власти?

(-) Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты, российские агентства, федеральные службы

(-) Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства

(-) Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства

(-) Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства

 

20. Основными задачами социализации являются:

(-) трансляция культуры новым поколениям

(-) создание общности норм и ценностей условий эффективной совместной деятельности людей

(-) адаптация личности к социальным условиям

(-) контроль за распределением и потреблением материальных ресурсов общества

 

Какой термин используют для обозначения процесса вхождения индивида в социальную среду, путем усвоения им ценностей, установок и образцов поведения?

(-) социализация

(-) воспитание

(-) образование

(-) обучение

 

Какие функции осуществляет федеральная служба?

(-) Управление государственным имуществом

(-) Государственный контроль и надзор

(-) Выработка государственной политики

(-) Предоставление государственных услуг

(-) Издание нормативных правовых актов в установленной сфере ведения

 

Каким способом реализуются распорядительные полномочия органов исполнительной власти?

(-) Путем издания правовых актов государственного управления

(-) Путем осуществления предписаний органов законодательной власти

(-) Путем обработки и передачи информационных материалов

(-) Путем осуществления приема граждан

(-) Путем заключения гражданско-правовых договоров

 

Какими полномочиями в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства обладает Федеральное казначейство?

(-) приостановление всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций (вынесение данного решения возможно только по согласованию с Государственной Думой)

(-) имеют право приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях



(-) вынесение обязательных для рассмотрения представлений и обязательных для исполнения предписаний

 

25. Каков порядок замещения должности федерального министра?

(-) Назначается Президентом Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации

(-) Назначается Председателем Правительства Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации

(-) Назначается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации

(-) Избирается населением Российской Федерации

(-) Назначается государственной Думой Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

 

Какой из перечисленных актов не является источником административного права?

(-) определение по делу об административном правонарушении

(-) постановление Правительства Российской Федерации

(-) законы субъектов Российской Федерации

(-) нормативные указы Президента Российской Федерации

(-) соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации

 

Руководство каким из перечисленных ниже органов государственной власти не осуществляет Президент Российской Федерации?

(-) Министерством внутренних дел Российской Федерации

(-) Министерством обороны Российской Федерации

(-) Генеральной прокуратурой Российской Федерации

(-) Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации

(-) Федеральной службой безопасности Российской Федерации

 

cyberpedia.su

Система органов государственной власти

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат по правоведению

на тему:

«СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

Студентки группы 1ВФ4

БАЛЕБАНОВОЙ Анны Владимировны

Москва

2002

1. Понятие органа государственной власти

Деятельность государства осуществляется посредством государственных органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

2. Система государственных органов РФ

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему . Согласно ст.11 Конституции РФ в нее входят органы государственной власти РФ и органы гос. власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно- правовая связь.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную . В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст.10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти . Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

3. Президентская власть

Хочу напомнить, что институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, каковой была Россия много десятилетий, этот институт был органически чужд. Все дело в том, что с господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

Впервые пост Президента был утвержден в 1990 году, в тогда еще СССР, преодолев значительное сопротивление народных депутатов и повлек изменения в Конституции. А неоднозначная личность М.С.Горбачева навеки будет записана на скрижалях истории не только как человека, давшего толчок демократических преобразований в стране, но как и первого и последнего Президента СССР. Первый президент РСФСР был избран путем прямых народных выборов 12 июня 1991г.

Конституция РФ 1993 года внесла существенные изменения в статус Президента и в порядок его избрания, процедуру отрешения от должности и проч. На этой основе произошло и изменение текущего законодательства. Так, Государственной Думой в 1995 г. был принят и подписан Президентом Закон «О выборах Президента Российской Федерации», ряд других правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента.

Рассмотрим коротко ст.80 Конституции и гл.4, посвященные Президенту.

Ст.80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства . В ранее действующей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ.

Придание Президенту статуса главы государства прежде всего было вызвано требованием повышения персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и на международной арене. Замечу также, что этот статус является традиционным в конституциях многих стран.

Принципиально новое трактование статуса Президента РФ, содержащееся в Конституции означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако Конституция содержит ограничения , препятствующие превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они – в ограниченности периода полномочий Президента, в порядке его прямых всенародных выборов, в недопустимости занятия этого поста более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и т.д.

Закрепляя статус Президента как главы государства, Конституция РФ в ст.80 предусматривает в обобщенном виде связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина . Это означает, что он несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека работали бесперебойно.

Президент также принимает меры по охране суверенитета страны , ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти РФ.

Хочу отметить и такую функцию, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства . Ежегодные послания Президента Федеральному собранию делают их достоянием общественности. Он также осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Хочу отметить и такой момент, как само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации, что является правовым доказательством того, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Рассмотрим вкратце компетенцию Президента РФ .

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности .

Значительный объем такого рода полномочий обуславливается следующими причинами:

1) поскольку путем всенародных выборов программа лица, ставшего Президентом, поддержана большинством избирателей, он, естественно должен обладать определенными полномочиями в формировании федеральных органов государственной власти;

2) составляющий одну из основ конституционного строя Российской федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти РФ был обязан своим «рождением» только одной ветви власти.

3) В соответствии со ст.80 Конституции на Президента, как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов гос. власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное собрание – парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, т.к. именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

Он так же представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч.1ст.128).

Подобный порядок формирования федеральных органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.

С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, он представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка России, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п.«г» ст.83 Конституции). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии.

На Президента возложен и ряд полномочий, связанный и с деятельностью Парламента (ст.84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и Федеральным законом, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренным Конституцией.

Он так же подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст.107 Конституции).

Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст.125 нормативных документов, о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти .

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *