План-конспект урока по истории (8 класс) по теме: План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»
Ведерникова Наталья Ивановна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Парбигская средняя
общеобразовательная школа»
Томская область, с. Парбиг
План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»
Цель: рассмотреть особенности процесса модернизации начала 19 века
Задачи:
Образовательная: усвоить ключевые понятия курса
Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса
Воспитывающая: воспитывать понимание сущности исторического процесса
Оборудование урока: презентация
Тип урока: лекция — беседа
Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.
- Организационная часть. Сообщение задач урока.
- Переход к изучению нового материала. Вводная беседа
- Какой период истории мы с вами изучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история нового времени)
- Каковы хронологические рамки периода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы)
- Каковы главные особенности этого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация, формирование капитализма)
- Изучение нового материала
План:
- Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация
- Завершение промышленного переворота
- Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм
- Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация
Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.
Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)
Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда, есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.
Особенностью периода является начало процеса модернизации.
Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное
Особенности модернизации:
- В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни
- В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения
- В экономической сфере – индустриализация
- В области культуры – быстрый рост научных знаний
Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин
Итория развития разных стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.
Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)
В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)
В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)
Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.
Работа по заполнению таблицы:
Эшелоны модернизации в начале XIX века
Первый эшелон | Второй эшелон | Третий эшелон |
Страны старого капитализма | Страны молодого капитализма | Традиционное общество |
Англия Франция | США Германия Италия Япония Россия Автрийская империя | Китай Страны Латинской Америки |
Развитие капитализма шло естественным образом | Развитие капитализма за счет реформ | Процессы модернизации ограниченны |
- Завершение промышленного переворота
Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя
Технические изобретения XIX века
Дата | Изобретение | Автор | Значение |
1800 | Токарный станок из металла | Модслей (Англия) | Производство машин при помощи машин |
Автоматический текстильный станок | Ж. М. Жаккар (Франция) | Заменил ручной труд | |
1856 | Конвертер | Г. Бессемер (Англия) | Выплавка стали |
Плавильная печь | Братья Э. и П. Мартены (Франция) | Выплавка стали более высокого качества | |
1825 | Первая железная дорога Стоктон — Дарлингтон | Джорж Стефенсон (Англия) | Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум |
1879 | Первая электричка | Эрнст Вернер Сименс | Ипользование электричества для железной дороги |
1803 | Первый пароход (испытан на реке Сене) | Р. Фултон (Франция) | Замена парусного флота паровым |
1807 | Пароход «Клермон» | Р. Фултон | Замена парусного флота паровым |
1819 | Пароход «Саванна» | совершил трансатлантическое путешествие | |
1803 | Автомобиль с паровым двигателем | Эванс (США), Тревитик (Англия) | Появление первого автомобиля |
1885 | Автомобиль с бензиновым двигателем | Карл Бенц (Германия) | |
1895 | Праобраз современного автомобиля | Готлиб Даймлер (Германия) | |
1908 | Автомобиль «модель Т» | Генри Форд (США) | Появление дешевого автомобиля |
4 июня 1783 | Полет воздушного шара (аэростата) | Братья Монгольфье (Франция) усовершенствовал Жак Шарль | Первый полет в воздухе |
1900 | Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м) | Фердинанд фон Цеппелин (Германия) | Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат |
1902 | Планер с бензиновым двигателем | Братья Райт (США) | Начало самолетостроения |
1803 | Изобретение шпранели (разрывного снаряда) | Х. Шпранел (Англия) | Рост убойной силы оружия |
1862 | Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита | Альфред Нобель (Швеция) | Получение оружия большой разрушительной силы |
1835 | Револьвер | Сэмюэл Кольт (США) | Автоматическое оружие |
1875 | Электродуговая лампа | П.Н. Яблочков (Россия) | Электрическое освещение общественных мест |
1880 | Лампа накаливания | Т. Эдисон (США) | Овещение закрытых помещений |
1843 | Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки | Морзе | Передача информации, связь |
1899 | Бепроволочный телеграф (радио) | А. Попов (Россия) Г. Маркони (Италия) | Передача информации, связь |
1876 | Телефон | М. Грей, А. Белл (США) | Передача информации, связь |
Вывод: технические изобретения заложили основу для развития современного общества (символ этого времени – Эйфелева башня)
- Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм
В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.
Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере
Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль
Первая половина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже к 1870-1880 гг. производственая сфера завоевывается монополиями.
Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.
Сложились различные формы монополистических объединений:
Картель – объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта
Синдикат – объединение, занимающееся совместным сбытом продукции
Трест – полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности
Концерн – объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы
Т.О. складывается монополистический капитализм (империализм).
Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.
Закрепление изученного материала:
- Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
- Что такое капиталистическая монополия?
- Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
- Какие формы слияния предприятий вы знаете?
- Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?
Признаки империализма – по учебнику стр. 20 – выписать
- Сочетание свободной конкурсенции и монополии
- Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
- Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
- Экономический раздел мира на сферы влияния
- Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством
Домашнее задание:
§1-2, ответить на вопросы, словарная работа
nsportal.ru
Что такое модернизация? Определение и основные признаки
Что такое модернизация (modernisation)? Термин произошел от французского слова moderne, означающего «современный», «новейший». Под модернизацией подразумевается процесс обновления в соответствии с новыми современными требованиями. Синонимами являются улучшение, обновление, апгрейд.
Данное понятие используется применительно к общественно-политическим процессам, развивающимся в мире, изменениям в мировой экономике и жизненном укладе народов разных стран, а также для обозначения технического прогресса и совершенствования производственных процессов.
Модернизация производства представляет собой усовершенствование технологических процессов, разработку и внедрение нового оборудования, материалов, способов и методов производства, оптимизацию всех производственных процессов согласно современным нуждам.
Как известно из курса истории, производственная модернизация неразрывно связана с процессами переустройства и обновления в обществе. С накоплением качественных изменений производственных процессов происходит неизбежная модернизация экономики, а она влечет за собой постепенное необратимое изменение уклада жизни и общественного менталитета.
Понятие модернизации вошло в обиход в середине прошлого века, когда учеными-обществоведами были проанализированы этапы развития общества от традиционно-патриархального уклада, царившего в XVIII веке, с его аграрным укладом и общественно-политическим строем до современных форм постиндустриального общества со всем его многообразием общественных отношений и культурных традиций. В 50-х годах XX была создана теория модернизации, которая отвечала на вопрос, что такое модернизация применительно к происходящим в мировом обществе процессам.
Согласно этой теории, модернизация — это обновление общественных отношений, выражающееся в переходе от феодального уклада жизни к современному индустриальному типу. Ее характерные признаки:
— рост дифференциации и специализации труда;
— усиление бюрократизации производства;
— появление социально-политических институтов современного типа;
— увеличение мобильности и индивидуализма в сознании людей;
— изменение системы культурных и моральных ценностей (институт семьи, отношение к религии и т. п.).
Разделяют три этапа развития модернизации (с конца XVIII до начала XX века, первая половина XX века и с 70-х годов двадцатого века до начала нашего столетия). Существует две ее основные модели. Это т. н. вестернизация и догоняющая модель.
Что такое модернизация «по-западному» (или вестернизация)? Под этим термином понимают внедрение западного образа жизни, культуры, технологий в общественный уклад развивающихся стран (большей частью путем колонизации). Догоняющая модель делает ставку на индустриализацию, при помощи которой предполагает «подтянуть» уровень экономически отсталых стран к развитым.
Теория модернизации часто подвергается критике. Суть обвинений, в основном, сводится к следующему — противники данной концепции утверждают, что модернизация способна разрушить традиционно сложившиеся отношения, не построив новых взамен, т. е. так называемое постиндустриальное общество не будет иметь четких ментальных ориентиров. Но следует понимать, что модернизация не предполагает безоговорочного отрицания и ликвидации традиционных ценностей. Напротив, в большинстве культур отлично уживаются старые и новые традиции, что стимулирует общество к дальнейшему развитию.
Что такое модернизация российского общества, какой смысл несет этот термин применительно к нашей стране? Этот вопрос широко обсуждается не только у нас, но и в мире, начало дискуссии положено известной статьей «Россия, вперед!» Д. А. Медведева. Основными направлениями необходимых изменений в России безоговорочно признаются:
— необходимость технического перевооружения производства, внедрение новых компьютерных технологий, улучшение условий труда и быта россиян;
— изменение социальной модели общества — образовательная реформа, развитие и рост частного бизнеса, уменьшение государственной роли в экономической сфере;
— борьба с коррупцией и построение правового общества;
— реформа социальной сферы, направленная на повышение уровня жизни граждан.
fb.ru
Модернизация истории это…
Модернизация истории это…
Модернизация истории это…
Всем пламенный привет! На связи Андрей Пучков! Как-то немного достали темы по обществознанию, на которые пишу в последнее время. Давайте поговорим об истории.
Модернизация истории — это довольно злободневная тема, и даже проблема, которая нерешаема на данной стадии развития науки. Что это такое, и плохо это или хорошо, поговорим в этой статье.
Понятие
Прежде чем говорить о модернизации истории, надо понять, что такое вообще модернизация. В начале самое общее определение: модернизация — это процесс приведения чего-либо в соответствии с чем-либо. Когда есть некий образец, который таковым представляется некой правящей группе лиц. И эта группа лиц проводит цикл реформ, пытаясь привести свою экономику, государство, судопроизводство в соответствии с этим образцом.
Я понимаю, что кажется, будто такое понимание термина вообще не имеет ничего общего с модернизацией истории. Но на самом деле имеет, причем самое непосредственное.
Модернизация истории — это объяснение исторического знания и фактов с использованием мер, рамок современности. Одним словом, когда кто-то рассказывает по истории на лекции или на страницах учебника и проводит постоянные аналогии с современными реалиями — это и есть модернизация истории.
К примеру, лектор или автор монографии, или учебника говорит, что вера крепостного крестьянина в царя-батюшку, когда тот ничего не делает для его, крестьянина, освобождения — это наивно. Налицо модернизация: оценка взглядов крепостного с позиций современной логики, или здравого смысла.
Такое же происходит, когда старые меры длины и веса заменяются на сегодняшние. Это же происходит, когда кто-то положительно или негативно оценивает те или иные реформы, поступки исторических личностей с точки зрения современной морали, нравственности или законов, которые в ТО время вообще не появились еще.
Строго говоря, модернизация истории — это любой субъективизм по отношению к прошлому.
Почему?
Потому что исследователь, рассказчик должен быть в большей или меньшей мере свободен от представления о современной морали или законов, когда он изучает прошлое или рассказывает о нем. История, что там говорить, наука весьма страшная. То, что описано на страницах учебников — это по сути было с реальными людьми, с такими как вы и я.
И вот, к примеру, написано, что Санкт-Петербург, к примеру, город — построенный на костях крепостных, которые его строили. И если мы будем оценивать этот факт с позиции современной морали, то Петр Великий и иже с ним будут никакими не великими, а просто исчадиями ада и зла. Но на самом -то деле он в историю вошел как Великий. А почему? Не только благодаря Великому посольству. А потому, что исторический процесс развития страны изменился коренным образом: до Петра был 20 мануфактур, после него — более 200. Это ж на порядок больше!
Плюс Россия получила регулярную армию, которой не было до Петра, регулярный флот, она стала в конце концов империей!
И если мы за каждым успехом будем реальность оценивать с позиции современной морали — хорошо ли это будет для исторической истины? Не думаю. К тому же, как показывает реальность — история ничему не учит.
Ну вот, еще пример. 9 января 1905 года было Кровавое воскресенье. Жестоко убиты мирные демонстранты, которые хотели вручить царю петицию. Но их многих просто хладнокровно расстреляли. Справедливо — конечно нет. Но в июле 1918 года — революционеры расстреляли самого эксцаря Николая Второго, и всю его семью, включая маленьких детей. Это справедливо? Видите — любая оценка истории с позиции современной морали выглядит просто нелепо. И даже если вы дадите любой ответ: да или нет, то если копнете поглубже, вскроются такие факты, которые вообще оправдают убийство царской семьи. Хотя с точки зрения морали, никакие убийство оправдать невозможно.
Примером такого факта может быть то, что в Российской империи примерно каждые 10 лет умирало от голода до миллиона человек — крепостных крестьян. Было дело Николаю Второму до них? Ему, кто стоял во главе государства? Не это ли причина того, что большая, подавляющая часть государственных институтов просто обрушилась к марту 1917 года?
В общем, когда собираются историки вместе, речь легко доходит до динозавров. Однако за этой вроде бы пустой болтовней кроется нечто большее. Есть истина, а есть правда. Так вот за любой правдой стоит модернизация истории. Потому что правда у каждого своя.
Последний пример: 8 сентября 1380 года русское и монгольское войско схлестнулось в жестокой битве. С точки зрения русских — это была борьба против врага, который уже сто с лишним лет доил русскую землю. Это их правда. С точки зрения монголо-татар — они защищали свою цивилизацию, свое понимание порядка, в который русские хотели внести хаос. Это их правда. А истина? Истина в том, что эта битва стала шажком на пути к независимости Московии с одной стороны, и к распаду монгольской державы с другой.
Ставьте лайки, пишите, что думаете по этому поводу в комментариях. Делитесь этой статье в социальных сетях! Вступайте в нашу группу Вконтакте.
С уважением, Андрей Пучков
ege59.ru
История российской модернизации
Россия на протяжении нескольких веков шла по пути неорганической модернизации или догоняющего развития. Но ни одна из ее попыток осуществить догоняющую модернизацию полностью не удалась, и если в технологическом и социокультурном плане историческая ситуация порой складывалась благоприятно, то задачи политической модернизации всегда оставались камнем преткновения для реформаторов.
Первым опытом российской модернизации являются реформы Петра. Попытки вестернизировать страну предпринимались и ранее, однако реформы Петра были первым опытом “догоняющей модернизации”. Успешные преобразования могли бы обеспечить дальнейшее органичное продвижение России по пути индустриализации, становления гражданского общества и политической демократии. Однако, этого не произошло.
Последствия петровских реформ в разных сферах были далеко не одинаковы, причем некоторые изъяны этого варианта ранней модернизации воспроизводились и на более поздних этапах отечественной истории. Петр I пытался заимствовать технику и технологию в отрыве от тех социальных и экономических институтов, в рамках которых они действовали на Западе. Неудивительно, что использование зарубежных технологических образцов приводило к результатам, прямо противоположным тем, которые достигались в других странах. Например, если в Западной Европе развитие мануфактурного производства сопровождалось распадом феодальных структур, то в России насаждение мануфактур “сверху” лишь дало дополнительный импульс такому институту феодализма, как крепостное право. Некоторые нововведения были совершенно не подготовлены предшествующим развитием страны и имели искусственный характер. Так, например, когда Петр I учреждал в Санкт-Петербурге первый университет, из-за границы пришлось “выписывать” не только преподавателей, но и студентов.
При Петре I завершилась культурная изоляция России. Но поскольку благотворные последствия деятельности самодержца в этом направлении почувствовала лишь привилегированная часть общества, в последующие два столетия социокультурный процесс в России имел дуалистический характер. Европеизированная элита перенимала западные ценности и идеалы, а основная часть населения продолжала жить в традиционной патриархальной среде, по-прежнему отгороженная от внешнего мира глухой стеной. Поэтому, хотя в научно-техническом и социально-экономическом отношениях Россия не приблизилась к Западу, но через образованный слой она оказалась европейской в духовном плане. Наконец, со времен Петра Россия стала выступать в качестве непременного и влиятельного участника европейского концерта. Эти обстоятельства обусловили специфику последующего политического развития России.
Установление тесных связей с Западом в духовной сфере привело к тому, что любая родившаяся там политико-философская идея почти моментально находила сторонников в России, хотя зачастую и не имела никакого отношения к насущным отечественным проблемам. Так Екатерина II, ведя оживленную переписку с философами Просвещения, тем не менее, своими практическими действиями не способствовала приближению России к западным ценностям.
Для образованной России начала XIX в. характерно было понимание необходимости реформ. Речь шла о вполне продуманных мерах, которые совмещали в себе социально-экономические преобразования в духе экономического либерализма и политические новации, включая конституционное оформление народного представительства. Однако эти планы так и не были реализованы. Их осуществлению помешали и внешние обстоятельства (вовлеченность России в европейскую политику), и совокупность внутренних факторов. Примечательно, что, наряду с сопротивлением со стороны косных элементов аристократии и правительственной бюрократии, одним из таких факторов оказалась и деятельность радикалов. Как часто бывало с другими западными идеями, идеи революционного радикализма, активно проникавшие в то время на российскую почву, привели совсем не к тем результатам, на которые рассчитывали их сторонники. 1
Неудачное выступление декабристов окончательно перечеркнуло программу социальной и политической модернизации России начала ХIX столетия. Восстание, организованное нелегальными союзами, развязало руки противникам реформ, что предопределило реакционный в политическом и социальном отношениях курс Николая I.
При Александре II власть стремилась, сохраняя политическую стабильность, осуществлять программу социально-экономических реформ, но не под давлением “снизу”, а путем целенаправленных и обдуманных действий “сверху”. Народу было предоставлено столько гражданских прав и свобод, сколько он мог, в меру своей тогдашней политической зрелости, реализовать и усвоить. Впервые в истории России начался процесс освобождения общества от всепроникающего бюрократического контроля. Экономическая и социально-культурная сферы получали определенную автономию, что на практике означало реальное движение к гражданскому обществу. Этому же способствовали судебная реформа и учреждение системы местного самоуправления.
Логически следующей акцией властей должно было бы стать решение задач политической модернизации. О том, что понимание ее необходимости у высшей административно-политической бюрократии, несмотря на ее колебания, все же было, свидетельствует проект реформ, вошедший в историю под названием “конституции Лорис-Меликова”. Несмотря на несовершенство данного проекта, для страны, не имевшей демократических традиций и только что избавившейся от крепостного права, реализация такой программы могла бы оказаться действенным шагом на пути к постепенной модернизации авторитарно-бюрократической системы. В перспективе этот шаг подготовил бы почву для осуществления всего комплекса задач политической модернизации. Однако действия левых радикалов перечеркнули такую возможность.
Радикалы в России представляли своеобразный слой интеллигенции, сознание которой формировалось под влиянием западноевропейских социалистических идей. Но поскольку между этими идеями и действительностью пореформенной России существовала пропасть, перенесение их на российскую почву не могло родить ничего, кроме мифов, которыми и руководствовались теоретики и практики русского революционного движения.
Так, русская деревня оказалась совершенно невосприимчива к абстрактным политическим лозунгам, с подозрением отнеслась к социалистическим агитаторам и предлагаемым ими схемам общественного переустройства. Крестьянство в целом сохраняло лояльность по отношению к самодержавной власти и связывало с ней свои надежды на справедливое решение вопроса о земле.
Разуверившись в перспективе революции “снизу”, часть молодых радикалов обратилась к политическому террору. Убийство Александра II обусловило не только откат реформ, но и резкое усиление позиций реакционных, консервативных элементов в эпоху Александра III.
Несмотря на то, что с воцарением Александра III в социально-политической сфере возобладал контрреформаторский курс, проведенные ранее преобразования способствовали бурному экономическому росту в стране. В последние десятилетия XIX в. в России развернулась первая фаза индустриальной революции. В этот период значительно увеличилась численность городского населения, шел процесс формирования массового среднего класса, других социальных групп, вызванных к жизни модернизацией (прежде всего слоя промышленных рабочих).
В начале XX столетия социальные перемены стали отражаться и в политической сфере. Выросла общественная активность различных групп городского населения. Общими для них были стремление к непосредственному участию в политической жизни, выдвижение требований, направленных на институционализацию такого участия. Сначала эти требования находили место в программах первых леворадикальных партий, а затем и в деятельности более умеренных либеральных оппозиционных групп.
Однако, надеждам на мирное, эволюционное продвижение по пути политической модернизации не суждено было сбыться. Николай II и его ближайшее окружение отвергали возможность ограничения самодержавной власти. События 1905–1907 гг. были типичным проявлением революционного кризиса, обусловленного резким отставанием процесса политической модернизации от сдвигов в экономике и социальной структуре.
Рассматривая события 1905 – 1907 гг. в исторической ретроспективе, мы видим, что Россия уже не могла обойтись без политической модернизации, но пока не была способна успешно ее осуществить. Нерешенность целого ряда ключевых задач экономической и социальной модернизации, незрелость гражданского общества делали проблематичным непосредственный и быстрый переход к правовому государству и эффективной демократической системе. Выбор в пользу постепенных реформ при сохранении (преимущественно за счет репрессивных мер) политической стабильности, сделанный премьер-министром П.А.Столыпиным, отражал крайне противоречивую российскую реальность.
Вероятно, при определенных исторических условиях избранный Столыпиным авторитарный вариант осуществления назревших социально-экономических и (отчасти) политических реформ имел шансы на успех. Однако политические реалии показали неспособность самодержавия добровольно пойти по пути трансформации своего режима в направлении конституционной монархии.
Если первая русская революция была проявлением кризиса модернизации, то события 1917 года лишь отчасти имели такую основу. Формы и динамика революционного процесса этого периода обусловливались трудностями затянувшейся войны, которая дезорганизовала экономическую и политическую жизнь страны, негативно сказавшись на психологической атмосфере в обществе. Вопрос тогда стоял о выборе не между диктатурой и демократией, а между различными вариантами диктатуры. Революционный взрыв привел к столь стремительной демократизации политической системы, что в конечном счете она, не выдержав перегрузок, рухнула. Утвердившийся тоталитарный режим перечеркнул результаты политической модернизации страны за все предшествовавшие десятилетия.
studfiles.net
Что такое модернизация?
Модернизация в широком смысле – это процесс обновления чего-либо для адаптации к современным требованиям. Свое специальное значение термин находит в различных сферах.
В этой статье подробнее расскажем, что такое модернизация и какие бывают виды модернизации.
Модернизация – история и технологии
В основном термин модернизация можно разделить на модернизацию технологическую, под которой подразумевается обновление того или иного объекта (оборудования, компьютеров, технологических процессов и т.д.) для его соответствия современным требованиям; и историческую – в данном случае модернизацию рассматривают как макропроцесс перехода общества на более высокую эволюционную ступень – от традиционного к модерному, от аграрного к индустриальному.
Модернизация общества – составляющие
Для того чтобы общество могло назвать себя модернизированным, в нем должны одновременно и взаимосвязанно протекать экономическая, политическая, социальная и культурная модернизации.
Экономическая модернизация
Экономическая модернизация предполагает интенсивное развитие экономического воспроизводства. Данный процесс протекает благодаря грамотному разделению труда, обновлению оборудования производства, всестороннему взаимодействию научной и производственной сферы, развитию технологий рационального управления производством.
Политическая модернизация
Модернизация в политической сфере – это создания таких политических институтов, которые могут организовать реальное участие населения и его влияние на принятие тех или иных важных для страны решений.
Социальная модернизация
Под социальной модернизацией понимается создание демократичного общества с динамичной социальной системой, которая позволяет мобильно вносить изменения в те или иные процессы в быстро меняющейся обстановке и отлеживать выполнение принятых изменений.
Культурная модернизация
Культурная модернизация – это формирование куль
elhow.ru
Методическая разработка по истории (8 класс) по теме: конспекты уроков по Новой истории 8 класс
Урок № 1
От традиционного общества к обществу индустриальному.
Цель:
- Охарактеризовать основные черты нового времени;
- Сравнить традиционное общество с индустриальным;
- Выяснить, что означают понятия модернизация и индустриализация.
Словарь:
МОДЕРНИЗАЦИЯ, изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, напр., модернизация оборудования.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу. Источниками средств для индустриализации могут быть как внутренние ресурсы, так и кредиты, инвестиции капиталов из более развитых стран.
КАПИТАЛИЗМ, тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества,
Ход урока:
Разрушение традиционного общества происходит неравномерно:
Выделяется три эшелона модернизации
- страны старого капитализма – эволюция традиционного общества в индустриальное общество; носила естественный характер – Англия и Франция.
- страны молодого капитализма – модернизация происходит за счет целенаправленных реформ – германия, Италия, австрийская империя. США, Россия.
- страны традиционного развития – латинская Америка, Испания, Португалия – процессы модернизации заторможены.
- Как вы думаете, коснулась ли модернизация стран востока и почему?
На путь индустриализация встала только Япония : «Восточная мораль – западная техника».
В эпоху нового времени происходят новые демографические процессы:
- Ускоряется рост населения;
- Урбанизация;
- Миграция населения;
- Эмиграция в Новый Свет;
- Преобладание города в экономической жизни.
Далее учащимся предлагается заполнить таблицу:
Плюсы и минусы развития индустриального общества.
«+» | «-» |
Господство машинного производства Разделение труда, развитый рынок Демократизация общественного устройства Усиление влияния человека в обществе и его власть над природой | Выделение двуокиси водорода привели к потеплению атмосферы Новые виды оружия сделали войны особенно опасными Зависимость производства от источников энергии Технический прогресс породил экологические проблемы. |
Домашнее задание: с.3-5 отвечать на вопросы.
Урок № 2
Индустриальная революция: достижения и проблемы
Цель:
- Рассмотреть этапы индустриальной революции;
- Определить тенденцию развития инженерной мысли в XΙX в.
Словарь:
КАРТЕЛЬ в экономике — форма экономического объединения, участники которого заключают соглашение о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы. Участники картеля сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность.
ТРЕСТ — одна из форм экономических объединений, в рамках которых участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании.
СИНДИКАТ — одна из форм объединения предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность (определение цен, закупка сырья, сбыт продукции и т. п.) при сохранении производственной и юридической самостоятельности.
КОНЦЕРН — наиболее распространенная современная форма объединения предприятий промышленности, транспорта, торговли, банков, научно-исследовательских учреждений, учебных центров, испытательных полигонов на базе комбинирования производства. Для концерна характерны децентрализованная система управления входящими в него предприятиями (по основным группами продукции и регионам), большой объем внутрифирменных поставок; централизованными в нем являются, как правило, капиталовложения и финансы.
ИМПЕРИАЛИЗМ, в широком смысле — государственная политика, направленная на завоевание территорий, колоний, установление политического или экономического контроля над другими государствами.
Ход урока
План:
- Итоги промышленного переворота
- Новые средства транспорта и связи
- Новые источники энергии
- Монополизм
1. В начале урока учащимся рекомендуется задать вопросы:
- В чем заключается промышленный переворот? (переход от ручного труда к машинному)
- Как вы думаете, какая страна задавала тон в области промышленности? (Великобритания)
- Назовите новую отрасль промышленности? (машиностроение)
Запись в тетради:
- Генри Модслей 1800г. – изобретение токарного станка.
- Жозеф Жаккар — автоматический станок для выработки крупноузорчатых тканей.
- Генри Бессемер 1856г. – вращающаяся печь для выплавки чугуна (конвертер).
- Пьер Мартен – специальная печь для выплавки стали более высокого качества.
2. Далее классу снова задаются вопросы:
- Какие новые средства транспорта, появившиеся в XΙX в. Вы знаете? (ж/д. транспорт, «электрички», автомобили, пароходы)
- В чем был главный недостаток парусного флота? (зависимость от ветра).
- Как вы думаете, какая проблема мешала развитию транспорта в Европе? ( недостаток шоссейных дорог)
- Как можно было обойти этот недостаток? (аппарат воздухоплавания)
- В чем коренной недостаток аэростатов? (человек не всегда мог повлиять на направление их движения)
- Какие средства связи появились в XΙX в.? (телефон и телеграф)
Запись в тетради:
- Джордж Стефенсон 1825г. – строительство первой железной дороги и паровозостроение.
- 1840г. – 7700тысяч км. 1912г. – 1 080 000 тысяч км.
- Эрнст Вернер Сименс – узкоколейка с электрической тягой, в результате появились электрички.1879г. испытана первая электричка.
- 1803г. был испытан пароход Фултона, 1807г. спущен на воду пароход «Клермон». 1819г. пароход «саванна» переплыл атлантический океан за 26 дней.
- 1885г. Карл Бенц изобрел трехколесную машину с горизонтальным двигателем, работающим на бензине.
- 1895г. Готлиб Даймлер изобрел прообраз современного автомобиля.
- Генри Форд 1908г. выпуск дешевого автомобиля «модель Т» — жестяная Лизи. Через 8 лет стоимость автомобиля уменьшилась с 850 долларов до 345.
- 17 ноября 1869г. построен Суэцкий канал(161км), соединивший Красное и Средиземное моря. Фердинанд Лессепс руководил строительством, которое продолжалось 10 лет.
- 4 июня 1783г. братья Монгольфье испытали полет воздушного шара.
- Жак Шарль создал модель аэростата.
- Отто Лилиенталь проводил эксперименты по полету планеров. В 1896г. разбился.
- 1900г. Фердинанд фон Цеппелин поднял в воздух первый дирижабль
- Братья Райт изобрели самолет в 1902г. первое испытание полета человека.
3. Материал о новых источниках энергии целесообразно предложить классу для самостоятельного изучения. В тетрадь выписать изобретения, сделанные в этой сфере.
Вопросы:
- Какие принципиально новые источники энергии стали активно использоваться в XΙX веке? (электричество и нефть)
- С чем связано использование нефти? (двигатель внутреннего сгорания)
- С чем связано активное использование электричества? (урбанизация, развитие городской инфраструктуры)
1875г. Павел Яблочков изобрел электрическую свечу.
1880г. Томас Эдисон изобрел лампу накаливания.
1803г. Х. Шрапнель — разрывной снаряд – шрапнель
1862г. Альфред Нобель – производство нитроглицерина, и изготовление динамита.
1835г. Сэмюэл Кольт – револьвер. 1883г. К. Мэксим – станковый пулемет.
4. на этом этапе уместно остановиться коротко на признаках империализма, а также выписать в тетрадь различные формы слияния предприятий.
- Сочетание свободной конкуренции и монополии;
- Слияние промышленного и банковского капитала;
- Образование финансовой олигархии;
- Преобладание вывоза капитала над вывозом товара;
- Экономический раздел мира на сферы влияния;
- Территориальный раздел мира;
- Тесная связь финансовой олигархии с правительством.
Домашнее задание §§ 1-2 задания в рабочей тетради с.9-11
Урок № 3
Индустриальное общество
Цель:
Проследить социальные трансформации в Европе в XΙX веке;
Охарактеризовать образ жизни европейца и североамериканца в XΙX веке.
Словарь:
ЭМАНСИПАЦИЯ, освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин — предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни.
ФЕМИНИЗМ, в широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.
Ход урока
План:
- Миграции населения;
- Социальная структура общества;
- Женское движение;
- Быт европейца и североамериканца.
Проверка домашнего задания проводится в форме самостоятельной работы. Учащимся раздаются карточки-задания. Время для выполнения 5-10 минут.
1. Вопросы:
Какой наиболее значительный миграционный процесс вы можете назвать?
(урбанизация)
Чем объясняются значительные темпы урбанизации? (аграрная революция и промышленный переворот)
Причины роста городов:
- Перенаселение деревни в результате внедрения передовых методов ведения хозяйства – высвобождение рабочих рук;
- Упадок небольших городков в результате падения ремесленного производства и мелкой торговли;
- Развитие железнодорожного транспорта привело к перемещению центров промышленности в новые районы.
Как вы думаете, в какой стране темпы урбанизации были самые высокие? (Англия — из 10 англичан 9 проживало в городе)
Как вы думаете, в какую страну направлялись эмиграционные потоки? (США)
Почему?
2. Вопросы:
Как изменилась модель современной аристократии? (они стали приобретать буржуазные профессии и вкладывать деньги в производство)
Как вы думаете, какая новая социальная группа появилась в XΙX веке? (средний класс)
Кто туда входил? (мелкая буржуазия, служащие: врачи, учителя, юристы, инженеры)
В чем проявлялось неравенство среди рабочих? (Низкая заработная плата у женщин и детей)
1893г. закон, запрещавший труд детей до 11 лет. Рабочий день 6,5 часов в день, после работы, 3 раза в неделю, дети посещали школу.
Домашнее задание: § 3 прочитать дополнительный материал с. 29 – 31
Подготовить сообщение на тему: женское движение – феминизм.
Урок № 4
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.
Цель:
Определить тенденции изменения жизни человека.
Словарь:
ОМНИБУС многоместная конная карета, совершавшая регулярные рейсы в городах и между ними; первый вид общественного транспорта. Появился в Париже в 1662.
ТРАМВАЙ городская наземная электрическая железная дорога; вагон или несколько вагонов Питание осуществляется постоянным током напряжением 500-700 вольт. Обычно через подвесную контактную сеть (обратный провод — рельсы). Трамваи появились в 80-х гг. 19 в.
МЕТРОПОЛИТЕН (метро), вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном направлении). Линии метрополитена обычно прокладывают под землей (в тоннелях), при необходимости по поверхности и на эстакадах.
ФОНОГРАФ один из первых приборов для механической записи звука и его воспроизведения; изобретен Т. А. Эдисоном (США) в 1877. На основе фонографа были созданы граммофон и патефон.
Ход урока
1. Учащимся предлагается подготовить сообщения на темы:
- Омнибус и трамвай.
- Швейная машина. Компания Зингер
- Томас Эдисон и его изобретения.
- Велосипед.
- История создания фотографии.
Как европейский и североамериканский обыватель воспользовался «плодами» технического прогресса?
По ходу выступлений учащихся, класс может задавать вопросы, и важные данные записывать себе в тетрадь, в виде конспекта.
1863г. в Лондоне открыли первую в мире подземную дорогу – метро.
1870г. – Компания Зингер производила 700 тысяч швейных машин в год.
70-е гг. XΙX в квартирах появляется водяное и паровое отопление.
50-е гг. XΙX керосиновые лампы сменяются газовыми рожками, а в дальнейшем и электрическим освещением.
70-е гг. XΙX в крупных городах начинается строительство водопровода и канализации.
1914г. появление ванных комнат у очень богатых людей.
1877г. изобретение фонографа.
1790г. изобретение велосипеда, которое постоянно усовершенствовалось.
1839г. Луи Даггер создал первый способ фотографирования.
1867г. Летэк Шоулс оформил патент на изобретение пишущей машинки.
Домашнее задание: § 4
Урок № 5
Наука. Создание научной картины мира.
Цель:
- Определить тенденции развития научной мысли в Европе XΙX века;
- Рассмотреть достижения науки XΙX века.
Словарь:
МИКРОБИОЛОГИЯ, наука, изучающая микроорганизмы, их систематику, морфологию, физиологию, биохимию, генетику, распространение и роль в круговороте веществ в природе, микроорганизмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Создатель микробиологии — Л. Пастер.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
Нескольким учащимся раздаются карточки-задания по пройденным темам;
Двум-трем ученикам раздаются варианты теста по пройденной теме.
Остальные ученики работают по форме фронтального опроса.
2. Объяснение материала можно провести в виде самостоятельной работы класса с учебником. По ходу такой работы ребята составляют в тетради таблицу. В конце урока все вместе делаем вывод по уроку.
Научная область | Год открытия | Фамилия ученого | Содержание и значение открытия. |
Физика | 1831г. | Майкл Фарадей | Явление электромагнитной индукции – создание электродвигателя |
1873г. | Джеймс Майкл Максвелл | Электромагнитная теория света – передача электричества в пространстве | |
1883г. | Генрих Герц | Подтвердил существование электромагнитных волн и установил что скорость их распространения = 300тыс.км./с. | |
1897г. | А.С. Попов | Беспроволочный телеграф | |
1878г. | Хенрик Лоренц | Продолжил разрабатывать теорию электромагнетизма | |
1891г. | Джон Стоней | Ввел термин «электрон» для обозначения атома. | |
1895г. | Вильгельм Конрад Рентген | Открытие невидимых Х-лучей – создание рентгеновского аппарата – нобелевская премия | |
1903г. | Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри | Создали учение о сложном строении атома – нобелевская премия. | |
Биология | Чарльз Дарвин | Обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. | |
1885г. | Луи Пастер | Открытие новой науки – микробиологии, создана прививка от бешенства. Заложил основы учения об иммунитете. | |
Дженнер | Открыл вакцину от оспы | ||
Рене Лаэннек | Сконструировал трубку из буковой древесины — стетоскоп | ||
1882г. | Роберт Кох | Открыл возбудителя туберкулеза – бациллу Коха | |
Илья Ильич Мечников | Основоположник эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии. |
Открытия, сведенные классом в таблицу, имели огромное значение для развития индустриального общества.
Домашнее задание: § 5
Урок № 6
Искусство XΙX
Цель:
- Определить общекультурный контекст эпохи;
- Рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства.
Словарь:
РОМАНТИЗМ, идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами. Мечтательностью, острым желанием создать совершенный мир и резким выступлением против будничности и серости действительности.
РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
НАТУРАЛИЗМ, направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети 19 в. Под воздействием позитивистских идей стремилось к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Исходило из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.
АКАДЕМИЗМ В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.
ИМПРЕССИОНИЗМ (впечатление), направление в искусстве последней трети 19 в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
Ход урока
Начать урок целесообразно с вопроса:
- Какие исторические события оказали влияние на развитие культуры XΙX века?
— Великая французская буржуазная революция;
— Война за независимость в США;
— Промышленный переворот;
— Раскол христианства на католицизм, протестантизм и православие;
— Аристократия отходит от власти, вперед выходит пролетариат;
Ведущие стили в искусстве:
- Романтизм:
- Литература – Джордж Байрон (1788-1824) « Паломничество Чайльда Гарольда»; Виктор Гюго (1802-1885) «Собор Парижской Богоматери»; Редьярд Киплинг (1865-1936) «Книга джунглей».
- Живопись – Франсиско Гойя (1746-1828) «расстрел повстанцев в ночь на 3 мая»; Эжен Делакруа (1798-1863) «Свобода, ведущая народ»
- Музыка – Франц Шуберт (1797-1828) баллада «Лесной царь»; Фредерик Шопен (1810-1849) «Революционный этюд»; Джузеппе Верди (1813-1901) «Травиата» по мотивам романа Александра Дюма старшего «Дама с камелиями»
- Реализм:
- Литература — Оноре де Бальзак (1799-1850) «Человеческая комедия» — включившая в себя более 100 произведений; Чарльз Диккенс (1812-1870) «Приключения Оливера Твиста»;
- Натурализм:
- Литература – Эмиль Золя (1840-1902) «Ругон – Маккары»
- Импрессионизм:
- Живопись – Эдуард Мане (1832-1883) «Завтрак на траве»; Клод Моне (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца»; Камиль Писсарро (1830-1903) «Бульвар Монмартр в Париже»; Огюст Ренуар (1841-1919) «Девушка с веером»
1863г. – открытие в Париже Салона отверженных
Раздел посвященный кино, целесообразно, дать на самостоятельное изучения, а после обсудить всем вместе.
Домашнее задание: § 6-7
АНГЛИЯ И ФРАНЦИЯ.
Цель:
- Раскрыть причины революций 1848 и 1830гг. во Франции;
- Дать представление об экономическом развитии Англии и особенностях её промышленного развития,
Словарь:
ЧАРТИЗМ (хартия), первое массовое рабочее движение в Великобритании в 1830-50-е гг. Требования чартистов были изложены в виде законопроекта («Народная хартия», 1838). В 1840 основана Национальная чартистская ассоциация. В 1840, 1842, 1848 чартисты внесли в парламент петиции с требованием введения всеобщего избирательного права (для мужчин), ограничения рабочего дня, повышения зарплаты и др.; петиции были отвергнуты. После 1848 чартизм вступил в полосу упадка.
Ход урока
1. Проверка знаний в ходе устного и письменного опроса.
Рассказ о Франции после правления Наполеона Бонапарта предоставить учащимся от лица учителя.
Франция – монархия, но ограниченная, конституционная. Политическая власть в руках дворянства, а богатства страны в руках бесправной буржуазии.
Причины, ход и итоги революции 1830г. учащиеся рассматривают самостоятельно и записывают в виде таблицы.
Причины | Ход | Итоги |
Политическая власть в руках дворянства; Земля, предприятия, банки в руках бесправной буржуазии и крестьянства; Реакционная политика карла X: компенсации дворянам, роспуск национальной гвардии, образование под контролем церкви. | 26 июля 1830г. роспуск палаты депутатов и изменение избирательного закона. 27 июля — начало революции. 28 июля – всеобщее восстание, взятие ратуши и арсенала. 29 июля – взятие Тьюльри. Победа революции. | Власть перешла от дворянской аристократии в руки крупной буржуазии. Установление буржуазной монархии. Распад священного союза. Бурное развитие капитализма. |
Также на уроке целесообразно использовать стихотворение Лермонтова «Париж 1830»
Ты мог быть лучшим королем,
Ты не хотел. Ты полагал
Народ унизить под ярмом.
Но ты французов не узнал!
Есть суд земной и для царей.
Провозгласил он твой конец:
С дрожащей головы твоей
Ты в бегстве уронил венец…
О! чем заплатишь ты, тиран…
За кровь людей, за кровь граждан…
О ком эти строчки? Почему события июля 1830года во Франции вызвали такую бурную реакцию по всей Европе?
Вопрос о революции 1848г. во Франции целесообразно рассмотреть по такой же схеме.
Причины | Ход | Итоги |
Политика Луи-Филиппа тормозила развитие капитализма. Высокие налоги на уголь и металл. Коррупция в верхах. Ограниченность избирательного права (240 тысяч при 35 млн. жителей) | 24 февраля – восстание в Париже, начало революции. Свержение короля и образование временного правительства. 25 февраля — провозглашение второй республики. 4 мая – открытие Учредительного собрания. 23 – 26 июня восстание парижских рабочих. Ноябрь – декабрь: принятие конституции – Луи Наполеон президент Франции. | Власть в руках буржуазии. Луи Наполеон совершил государственный переворот 1851г. Во Франции завершился промышленный переворот. По объему промышленности страна вышла на второе место в мире. |
На следующем этапе урока учащиеся переходят к изучению особенностей экономического развития Англии.
- Механизация производства;
- Превращение Англии в развитую индустриальную страну торговую державу, «мастерскую мира»;
- Дальнейшее разделение труда, появление новых отраслей и профессий;
- Массовое разорение классов традиционного общества, рост основных классов капиталистического общества;
- Быстрый рост городов, новых промышленных районов, развитие транспорта.
Чартистское движение лучше рассмотреть в форме таблицы.
Цели и формы борьбы | Основные проявления | Итоги |
Установление всеобщего избирательного права для мужчин путем подачи петиции в парламент. Два направления: моральная (конституционные методы борьбы) и физическая (стачки, восстания) | 1839г. – 12 800 подписей под петицией. Отвергнута. 1842г. – 3 000 000 подписей. Отвергнута. 1848г. – 5 500 000 подписей. Создана чартистская партия с числом членов до 40 000 человек в 1842г. | Установлен 10-часовой рабочий день, ограничен труд детей, повышена зарплата, проведена избирательная реформа. |
Домашнее задание: §§13-15 подготовка к тесту.
nsportal.ru
Теория модернизации — это… Что такое Теория модернизации?
Теория модернизации — теория, призванная объяснить процесс модернизации в обществах. Теория рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные, которые способствуют социальному прогрессу и развитию общества, и предпринимают попытку объяснить процесс социальной эволюции. Хотя никто из учёных не отрицает сам процесс модернизации общества (переход от традиционного к индустриальному обществу), сама теория подверглась значительной критике как со стороны марксистов, так и представителей идеи свободного рынка, так и сторонников теории зависимости по той причине, что представляет упрощённое представление об историческом процессе.
Подход, в котором история рассматривается в процессе усовершенствования, улучшения или обновления, именуется «модернизационный подход». В плане исторического значения модернизационный подход рассматривает историю как процесс перехода от традиционного общество к модерному обществу, от аграрного общества к индустриальному. Главной целью модернизационного подхода является изучение модернизации.
Этапы развития теории
Идейные предшественники
Классические труды, описывающие модернизацию, принадлежат О. Конту, Г. Спенсеру, К. Марксу, М. Веберу, Э. Дюркгейму и Ф. Тённису.
В большинстве классических концепций модернизации акцент делается на формировании индустриального общества, модернизация рассматривается как процесс, протекающий параллельно индустриализации, как превращение традиционного аграрного общества в индустриальное. Она рассматривается с точки зрения трансформации системы хозяйства, технического вооружения и организации труда.
Последствия перехода от сельскохозяйственных обществ к индустриальным так сильно сказались на социальных нормах, что породили совершенно новую академическую дисциплину — социологию, которая стремится описать и понять эти изменения. Практически все великие социальные мыслители конца XIX века — включая Тённиса, Мейна, Вебера, Эмиля Дюркгейма, Георга Зиммеля — посвятили свои исследования выяснению природы этого перехода.
Макс Вебер Эмиль Дюркгейм Георг ЗиммельС таких позиций различают «первичную» и «вторичную» модернизацию. Под «первичной» модернизацией понимают процесс, осуществленный в эпоху промышленных революций, — классический «чистый» тип «модернизации первопроходцев». Под «вторичной» модернизацией понимается процесс, сопровождающий формирование индустриального общества в странах третьего мира — она происходит в условиях наличия зрелых моделей, апробированных в странах индустриально-рыночного производства, а также, по возможности, прямых контактов с ними — как в торгово-промышленной, так и в культурной сферах. Одним из методологических обоснований является применение к теории вторичной модернизации принципов предложенной немецкими этнографами концепции культурных кругов, основанной на идее распространения форм культуры от центров культурного синтеза и напластования различных культурных кругов, распространенных с различных центров[1].
Социологи признают, что решающим фактором модернизации выступает преодоления и замена традиционных ценностей, препятствующих социальным изменениям и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов, на инновационную деятельность — разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений. Причём в большинстве западных обществ индустриализации предшествовали как изменения в общественном сознании, так и изменения в экономике, развитие мануфактурного производства и формирования национальных рынков.
Поэтому среди историков, социологов и философов уже в начале ХХ века распространились концепции, учитывающие влияние культурных и ментальных трансформаций. Они базируются на иной точке зрения, согласно которой процесс модернизации в её западном варианте начинается с трансформации тех или иных форм общественного сознания и культуры.
Так, американский социолог Ч. Х. Кули описывает становление нетрадиционного общества как исторический сдвиг от «первичных» до «вторичных групп», критерием дифференциации которых является исторически принятый ими тип социализации личности: в «первичных группах» социализация индивида протекает в рамках семьи (или — шире — сельской общины), задающей непосредственный психологический контакт между её членами и конкретную структуру отношений между ними; во «вторичных группах» социализация происходит в рамках абстрактно заданной общности (государственной, национальной и т. п.), где структура отношений постигается лишь умозрительно.
Другие социологи отмечают модификации стиля мышления, которое происходит благодаря «абстрактизации» (Георг Зиммель) или «рационализации» (Макс Вебер) массового сознания. Благодаря этому происходят сдвиги в системе ценностей — происходит движение от ценностей коллективизма к ценностям индивидуализма, а основной пафос становления нетрадиционного общества заключается именно в идее формирования свободной личности, которая преодолела иррациональность традиционных общинных практик («расколдование мира», по Веберу) и осознала себя как самодостаточный узел рационально понятных социальных связей. Ментальность личности как носителя врожденного статуса меняется на самосознание субъекта договора, традиционные наследственные привилегии — на утверждение равных гражданских прав, несвобода «генетических» (родовых) характеристик — на волю социального выбора. Это вызывает внутренние трансформации в социумах, приобретающие со временем выражения в экономической сфере: происходит образование на базе местных рынков общего безличного рынка (включая рынок труда), что разрывает замкнутость общинного хозяйства и размывает основы традиционного внеэкономического принуждения; имеет место переход от аристократического управления социумами к так называемым «диктатурам развития», автохтонных для общества социальных групп, «пионерам элиты» (М. Вебер), что инициирует преобразование хозяйственной и политической жизни на основе рациональности[2].
М. Вебер также проанализировал взаимосвязи между господствующей системой, государством, капиталистическим экономическим развитием и бюрократией и раскрыл роль бюрократии как фактора модернизации и рационализации, показал, как бюрократическая реформа играет роль средства обновления государства и политики[3].
Вследствие модернизации меняется социальный тип личности — традиционная заменяется современной. В традиционном обществе, как показал Эмиль Дюркгейм, индивид ещё не является лицом. Он словно растворен в первоначальном сообществе, лишён автономности и индивидуальности. Это, отмечал ученый, является механической солидарностью, основанной на структурно-функциональной тождественности людей, одинаковости их действий, верований и образа жизни. В таком контексте модернизацию общественных отношений он толковал как переход к органической общности людей, которая основывается на их различии, дифференциации функций и связанных с ними деятельности и ценностными ориентациями. Вследствие модернизации происходит отход от всеобъемлющей недифференцированной принадлежности индивида к конкретному коллективу, замена непосредственных отношений опосредованными, родственных — нормальными и статуарным, отношений личной зависимости функциональным разделением труда и т. д.[4].
Развитие теории модернизации
1-й этап
Современная концепция «модернизации» была сформулирована в середине ХХ века во времена распада европейских колониальных империй и появления большого количества новых государств.
С середины ХХ века происходило переосмысление роли западных государств и стран третьего мира в модернизации. Распространенные в 40-60-е годы теории однозначно признавали эталонными для модернизации других стран наиболее развитые — западные. Под модернизацией понимался процесс вытеснения традиции современностью или восходящее развитие от традиционного общества к современному. При этом традиция, как правило, признавалась таковой, что тормозит социальный прогресс, и которую необходимо преодолеть и сломать. Развитие всех стран и народов рассматривался с универсалистских позиций — он должен происходить в одном направлении, иметь одни и те же стадии и закономерности. Признавалась наличие национальных особенностей модернизации, однако считалось, что они имеют второстепенное значение[5].
2-й этап
Второй этап (конец 60-70-е годы) отметился критикой и переоценкой идей первого — акцент делался на научно-технической революции, признаётся, что современные общества могут включать немало традиционных элементов, признается, что модернизация способна усиливать традицию (С. Хантингтон, З. Бауман). Концепции модернизации были признаны как альтернатива коммунистическим теориям трансформации.
Некоторыми исследователями особое внимание стало уделяться проблеме «стабильности» политического развития как предпосылке для социально-экономического прогресса. С одной точки, зрения условием успешности модернизации является обеспечение стабильности и порядка благодаря диалогу между элитой и массами. Но, например, С. Хантингтон считал, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его приобщенностью к политической жизни и имеющимися институтами, структурами и механизмами артикулирования и агрегирования его интересов. Между прочим, он показал, что на стадии изменений только жесткий авторитарный режим, способный контролировать порядок, может и аккумулировать необходимые ресурсы для трансформации и обеспечить переход к рынку и национальное единство[6].
3-й этап
С конца 80-х годов — на третьем этапе развития теории модернизации признают возможность национальных проектов модернизации, осуществляемые на основе накопления технологически и социально передовых опытов и внедрения их в гармоничном сочетании с историческими традициями и традиционными ценностями незападных обществ (А. Турен, Ш. Эйзенштадт). При этом признается, что модернизации могут осуществляться без навязывания западного опыта, а нарушение равновесия между современностью и традиционностью приводит к острым общественным конфликтам и неудачам модернизации.
Суть преодоления традиций видится теперь не в том, что они принципиально отвергаются, а в том, что в некоторых ситуациях, которых со временем становится все больше, социальными регуляторами выступают не традиционные жесткие социальные нормы и модели поведения, обусловленные религией или общинными прецедентами, но вызванные нормами индивидуального выбора, а также личными ценностями и преимуществами. И эти ситуации в процессе модернизации все больше из сфер производства перемещаются в повседневную жизнь, чему способствует образованность, информированность и изменение ценностей в обществе.
Признается, что существуют отрицательные эффекты модернизации — уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов, которое часто приводит к социальной дезорганизации, хаосу и аномии, росту девиантного поведения и преступности[7]. Кое-где это приводит к затяжному кризису социальной системы, в состоянии которой общество не может даже контролировать процесс накопления отклонений.
В качестве средств для преодоления негативных последствий модернизации вводится понятие «контрмодернизация», или, более удачно, «альтернативной модернизации» как варианта модернизации, осуществляемого незападным путем, а также «антимодернизация» как открытого противодействия модернизации. Происходит отказ от европоцентризма в толковании модернизации, тщательно анализируется опыт «модернизации без вестернизации», как это имело место, в частности, в Японии, где модернизация осуществлялась на почве национальной культуры.
Бывшая советская модернизация известной мере признаётся альтернативной формой модернизации, и особые случаи Китая и исламского фундаментализма представляют собой современные формы альтернатив модернизации, демократическому и рыночной трансформации. Более того, происходят дискуссии о наличии особого азиатского пути модернизации, который не только равноценный западному, но и будет определять будущее века[8].
Вследствие этого происходит постепенное преодоление европоцентризма, вестернизации, признание как самоценный незападных цивилизаций и учета самобытной культуры традиционных социумов. Поэтому признаются дискуссионными благоприятные пути модернизации как на Востоке, так и на Западе, в частности: какие нужно установить приоритеты, или предпочесть экономическом, или демократическому развитию, другими словами — экономическое развитие является предпосылкой для сегодняшних демократических процессов, или, наоборот, предпосылкой для экономического подъема является политическая демократизация[3]?
Но такое внимание имеет и большие методологические последствия для концепции: сам процесс модернизации уже не рассматривается как линейный и детерминирован. Теперь признаётся, что поскольку национальные традиции определяют характер модернизационного процесса и выступают его стабилизирующими факторами, то может иметь место определенное количество вариантов модернизации, которая рассматривается как разветвлённый, вариативный процесс.
Подражание передовых стран уже не рассматривается как буквальное и признается лишь в достаточно широких формах — во-первых, через объективную невозможность перескочить странами модернизируются, определенные фазы исторического развития — например, первоначального накопления средств воздействия — капиталов, научных знаний и технологий, осуществления модернизационных рыночных реформ и т. д., во-вторых, ради экономии ресурсов — настолько, насколько ситуации в странах, модернизируются, походите с уже модернизированными. С другой стороны, как отмечал Р. Мертон, системное подражания не является обязательным и даже возможным. Собственно, любая страна, модернизируется, осуществляет трансформацию, заставляет новый элемент, который попал в её среде, действовать по собственным, только ей присущими, правилами и законами. Если этого не произойдет, то страна-реципиент вступает в полосу внутреннего напряжения, социальной аритмии; делает ошибки, испытывая структурных и функциональных потерь[5].
Также изучается модернизация личности. На основании социологических исследований построено аналитическую модель современной личности, которая имеет такие качества:
- открытость к экспериментированию, инновациям и изменениям;
- готовность к плюрализму мнений и одобрения такого плюрализма;
- ориентация на современность и будущее, а не на прошлое;
- экономия времени, пунктуальность;
- убежденность в способности организовать жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия;
- планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни;
- вера в урегулированность и предсказуемость социальной жизни и возможность рассчитывать действия благодаря известным экономическим законам, торговым правилам и правительственной политике;
- чувство справедливости распределения — вознаграждение по возможности зависит от мастерства и вклада;
- высокая ценность формального образования;
- уважение достоинства других независимо от их статуса, объёма власти и т. д.[5]
Отмечается конвергенция социализма и капитализма: страны с рыночной экономикой все больше используют методы и средства государственного планирования и программирования, в то же время там, где социалистические режимы сохранились, наиболее устойчивые из них используют рыночные механизмы и каналы интеграции в мировой рынок.
Предложенные теории неомодернизации, когда модернизация рассматривается только как процесс узаконивания некоторых институтов и общечеловеческих ценностей, как то: демократии, рынка, образования, умного администрирования, самодисциплины, трудовой этики и некоторых других. Этим фактически снимается противопоставление модернизации и традиционализма — признается, что большинство традиций являются вариантами определенных общечеловеческих ценностей. Некоторые исследователи отрицают обязательность для модернизации даже демократии[9].
Согласно теории «неомодернизма» такие институциональные структуры, как демократия, закон и рынок, являются функционально необходимыми, однако они не являются исторически неизбежными или линейно обязательными результатами, хотя и заставляют общий вектор изменений приближаться к совместным модернизационных ориентиров. В то же время историческая и культурная специфика каждой страны позволяет создавать собственный модернизационный проект.
Разрабатываются теории экологической модернизации — ускорение наравне с социальными процессами экологических[10].
Наконец, современные процессы в социумах развитых стран часто обозначаются как постмодернизация — формирование нового типа общества, имеющего иную материальную базу и даже другие ментальные характеристики, чем современное. Такое общество называют постиндустриальным, информационным, технотронным, постмодерным. Постмодернизация развитых обществ предусматривает отказ от акцента на экономическую эффективность, бюрократические структуры власти, научный рационализм, которые были характерны для модернизации, и знаменует переход к более гуманному обществу, где большее пространство предоставляется самостоятельности, многообразию и самовыражению личности[11]. Э. Гидденс, в частности, считал современную эпоху все ещё модерном, но радикализован, и считал, что эпоха постмодерна ещё должно наступить.
Примечания
- ↑ Старостин Б. С. Социальное обновление: схемы и реальность (критический анализ буржуазных концепций модернизации развивающихся стран). — М., 1981.
- ↑ Можейко М. А. Модернизация // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Минск, 2003.
- ↑ 1 2 Гайндль В. Модернізація та теорії модернізації: приклад габсбурзької бюрократії // Україна Модерна. — 1996. — № 1. — С. 89-100.
- ↑ Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991
- ↑ 1 2 3 Ермаханова С. А. Теория модернизации: история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. — Новосибирск, 2005. — Разд. 2. — С. 233—247.
- ↑ Хантингтон Э. Политический порядок в меняющемся обществе. — М., 2004.
- ↑ Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996. — С. 178.
- ↑ Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социологические исследования. — 1998. — № 8. — С. 14-26.
- ↑ Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. — М., 1999. — С. 267—268.
- ↑ Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. — М., 1999. — С. 101—122.
- ↑ Штомпка П. Социология социальных изменений. — С. 179—185.
dic.academic.ru