План индустриальное общество и его особенности – План индустриальное общество

План индустриальное общество и его особенности. Индустриальное общество

Индустриальное общество — это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. Вырастает из традиционного общества.Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.

Отличительные особенности индустриального общества: Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

Интенсивная урбанизация

Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр.всего избирательного права)

Рост уровня потребления («революция потребления», формирование «государства всеобщего благосостояния»)

Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование «общества потребления»)

Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Индустриализация является основой более широкого социального процесса — модернизации. Модель «индустриального общества» часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчёркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счёте становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

4 ДК 1948 сотрудниками Энергетического института АН СССР Бруком И.С. и Рамеевым Б.И. было получено свидетельства на цифровую вычислительную машину, что означало начало работ по созданию ЭВМ. Первая в СССР ЭВМ была запущена 25 ДК 1951. В России-СССР индустриальное общество создавалось и укреплялось в течение всего ХХ в. О развитии индустриального общества в России свидетельствовали: быстрая модернизация страны в к.Х1Х-н.ХХ вв., ускоренные темпы промышленного развития, рост производства на душу населения в ведущих отраслях промышленности, завершение промышленного переворота, закрытие мануфактур, рост фабрично-заводского производства, рост числа наёмных рабочих в экономике, особенно на фабриках и заводах, возникновение новых отраслей промышленности, развитие нефтедобычи, производства электроэнергии, бурное железнодорожное строительство, развитие пароходств, использование Россией технических и технологических достижений Запада

концентрация производства и монополизация экономики, возникновение картелей и синдикатов, банковского и финансового капитала, усиление вложений иностранного капитала в экономику России

На становление индустриального общества в России в пореформенную эпоху отрицательно сказались следующие факторы: половинчатость реформ 1860-1870-х, сохранение пережитков крепостничества, недостаточное развитие рыночных отношений, что отрицательно влияло на развитие индустрии

сохранение сословно-самодержавного строя, затруднявшего свободу предпринимательства, развитие торговли и промышленности

активное вмешательство царизма в экономику, большое место государственного капитала в промышленности и финансах

колониальный характер Российской империи, использование внутренних колоний для развития капитализма «вширь», а не «вглубь»

затрата значительных средств на поддержку помещиков, содержание огромной армии чиновничества.

Индустриальное общество

Современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно-промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался примерно в 15 в. и завершился в 18 в. Для И.о. характерны следующие черты: резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное гос-во; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

О радикальности перемен, произошедших уже в 20 в., говорят, в частности, такие факты: с начала века население планеты выросло более чем в три раза; в 1900 в городах жило около 10% населения, к концу века — около 50%; 90% всех предметов, используемых сейчас человеком, придуманы в последние сто лет; объем промышленного производства в 20 раз выше в конце века, чем в его начале; люди используют 600 млн автомобилей; запущено более 4000 искусственных спутников Земли; за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человеком за все время его существования.

И.о. является началом формирования единого человечества и, соответственно, становлением мировой истории в собственном смысле этого слова.

Иногда И.о. последних десятилетий, добившееся особо эффективного экономического роста, именуется постиндустриальным. Д. Белл выдвинул идею, что с т.зр. реализации обществом различных технологий производства в мировой истории можно выделить три главных типа социальной организации: до-индустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Такое деление истории является, однако, грубым и поверхностным. В его основе лежит лишь одна черта общественного развития — уровень экономического роста. В результате последние три столетия истории оказываются разделенными на две противопоставляемые друг другу эпохи, в то время как вся предшествующая история, занимающая многие тысячелетия, попадает в невыразительную рубрику «доиндустриального общества». Само различие между индустриальным и постиндустриальными типами общества существенно лишь с т.зр. уровня экономического развития. Оно оказывается, однако, второстепенным, когда во внимание принимается целостная культура развитых обществ трех последних веков. Постиндустриальное общество — не самостоятельная эпоха, а лишь современный этап индустриальной эпохи, обладающей не

kapitalists.ru

План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: Разработка урока на тему « Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности.

        .

Цели урока:

        Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная революция  изменяет социальную  структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; проследить изменения в положении всех социальных слоев,   рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии

        Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи

        Воспитательная: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные

Формы работы: проверочная работа, лекция

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме: «Индустриальная революция: достижении и проблемы»

Письменный опрос

Вариант 1.

  1. Согласны ли вы с утверждениями:
  1. да
  2. нет
  3. нет
  4. нет
  5. да
  6. нет
  1. Генри Форд
  2. Чем традиционное общество отличается от индустриального? Приведите примеры технических изобретений 19 в.

Вариант 2.

  1. Согласны ли вы с утверждениями:
  1. Нет
  2. Да
  3. Да
  4. Нет
  5. Нет
  6. да
  1. Генри Форд
  2. В чем заключается промышленный переворот и его завершение? Приведите примеры технических изобретений 19 в. Приведите примеры технических изобретений 19 в.

Изучение нового материала.

Лекция учителя. В тетради записывают основные моменты.

Изменения, произошедшие в индустриальном обществе (название  конспекта)

1) «Земля выбрасывала своих детей».

Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей».

Рост городов — одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился з начале XIX в. и продолжался в дальнейшем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего высвободилось много рабочих рук; во-вторых, упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного производства и мелкой торговли, а также с изменениями на транспорте: с развитием железнодорожного транспорта центры промышленности переместились в новые районы. Поэтому в поисках работы люди были вынуждены менять место жительства.

Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождал эмиграцию, люди уезжали в другие страны. Многие жители местечек переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны. В связи с ростом продуктивности сельского’ хозяйства возникла возможность накормить большие города.

В Великобритании, этой «стране городов», девять англичан из десяти проживали в городах. Во Франции только три человека из десяти жили в городах, но повсюду городское население росло очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города начинали преобладать в экономической жизни.

  • Рост городов, увеличение количества городского и уменьшение сельского населения.

Люди в движении. С 20-х гг. XIX в. началось массовое переселение европейцев на другие континенты. Уезжали из Англии, Германии, Скандинавских стран, Восточной и Южной Европы. Уезжали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Нью-Йорк стал главным портом, куда прибывали эмигранты. Чтобы попасть туда из Гамбурга или Ливерпуля, требовалось 12 дней плавания, из Неаполя — 21 день. На островке Эллис в заливе Нью-Йорка для эмигрантов был создан «вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в страну. Но сначала их проверяла медицинская служба. От 6 до 10% прибывших в США получали отказ по медицинским соображениям. Получивших разрешение сажали на паром и отправляли в Манхэттен. Здесь, в центре Нью-Йорка, их предоставляли самим себе.

Большинство новоприбывших устраивалось у друзей, родителей, земляков. Город состоял из кварталов, каждый из которых имел свей язык и свои обычаи. Эмигранты являлись дешевой рабочей силой, согласной на самые тяжелые условия труда.

  • Резкий рост эммирации из стран Европы в США и другие страны Америки. (В 19 веке Европу покинули 50 млн. чел, из них 35 млн. – в США)

2) Изменения в социальной структуре

Исчезают сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии к наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве, к началу XX в. они стали основными социальныки группами индустриального общества. Что же касается основных классов традиционного общества — дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась. Эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации.

В Англии, как вы знаете, классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в XVIII в., революция во Франции уничтожила собственность сеньоров на землю, а в США никогда не было классов традиционного общества. Помещичье и крестьянское хозяйство сохранялось в первой половине XIX в. в таких странах второго эшелона модернизации, как Австрийская империя, Италия, в германских государствах. Однако в период наполеоновских войн в ряде германских государств и в Австрийской империи были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистического хозяйства в деревне. Бывшие помещики превращались в капиталистических предпринимателей, использовавших наемный труд, значительная часть крестьян становилась фермерами или батраками, следовательно, включалась в капиталистическое хозяйство.

В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации. Расслоение происходило и внутри самих классов общества. Существовала крупная, средняя и мелкая буржуазия, неоднородны были рабочий класс и крестьянство. Значительную часть людей вообще трудно было причислить к какому-то определенному классу. Например, малоземельный крестьянин был вынужден одновременно с работой на своем поле трудиться по найму на крупного землевладельца. Кто же он был — крестьянин или наемный работник?

  • Исчезают старые сословия. Растет численность буржуазии и наемных рабочих

Новая социальная структура общества:

  • Господство аристократии уходит в прошлое. Аристократия сливается с буржуазией, что приводит к формированию нового высшего класса.

Аристократия старая и новая. К. середине XIX в. европейской аристократии пришлось во многом изменить свой образ жизни, иначе было не выжить.

Многие аристократы еще владели землями, и жизнь их была связана больше с деревней, чем с городом. Просторные дома позволяли принимать множество знатных гостей. Библиотеки, художественные коллекции, светские приемы, охота — все делало жизнь приятной. Браки, как правило, заключались в своем кругу, поэтому аристократические семьи были связаны родственными узами.

В Англии мальчиков из таких семей с детства готовили к политической деятельности. После окончания частных привилегированных школ они учились в Оксфорде или Кембридже. Затем ареной их деятельности становился парламент. В середине XIX в. 4/5 членов палаты общин в английском парламенте составляли землевладельцы, а большая часть министров заканчивала элитарные учебные заведения.

Но постепенно, с развитием индустриального общества, господствующее положение аристократии уходит в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает руководящие посты в банках, промышленных компаниях, в колониальной администрации.

Многие аристократические семьи теряют свои богатства. И хотя знать с презрением относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».

  • Ведущую роль в обществе играет крупная буржуазия.

Новая буржуазия. В XIX в. в экономической и политической жизни государств все громче заявляет о себе буржуазия. Больших успехов добивается тот, о ком говорили «человек, который всем обязан самому себе». Вы уже знаете биографии таких людей, достаточно вспомнить Бенджамина Франклина.

Классический пример возвышения такого человека в обществе приводит английский писатель У. Теккерей: «Старик Памп метет лавку, бегает на лосылках, станов ится доверенным приказчиком и компаньоном; Памп-второй становится главой фирмы, нагребает все больше и больше денег, женит сына на графской дочке. Памп-третий не бросает банка, но главное дело его жизни — стать отцом Пампа-четвертого, а его потомство уже по праву наследования властвует над нашей нацией снобов».

В XIX в. во главе крупной промышленности и банков стояли представители буржуазии, нажившие миллионные состояния. Они очень много работали, отдавая время и силы своему делу. Их быт был скромен, но многие стремились -стать частью аристократии. Политик Дизраэли получил от королевы Виктории титул лорда Бикенсфильда, пивовар Гиннес и банкир Ротшильд стали баронами, получили дворянские титулы в Германии Крупп и Сименс.

  • Появляется средний класс – опора общества

Средний класс. Новым явлением в общественной жизни XIX в. стало появление среднего класса, объединившего самые разные слои общества — мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных учреждений. К среднему классу относились и лица свободных профессий — инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, офицеры, юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдельных слоев.

Среди представителей среднего класса во второй половине XIX в. особенно выделяется категория юристов. С формированием правового государства, гражданского общества, развитием экономической жизни потребность в юристах увеличилась. Они писали конституции, составляли кодексы законов, оформляли завещания, консультировали банкиров, предпринимателей, занимались судопроизводством. Юристами по образованию были многие политические деятели. Средний класс придает «устойчивость» обществу. Как правило, эти люди не одобряют социальных потрясений, предпочитая революциям реформы.

  • Рабочий класс делится на квалифицированных рабочих и неквалифицированных

Очень разный рабочий класс. В XIX в. формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится неоднородным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, некоторые историки называли их рабочей аристократией. Их положение на предприятии было прочным, зарплата- позволяла давать техни ческое образование сыновьям, иногда их дети становились служащими. Это уже был шаг вверх по социальной лестнице. В Англии к началу XX в. такие рабочие составляли треть от общего числа. Неквалифицированные рабочие зарабатывали вдвое меньше, но иногда доход семьи увеличивался за счет работающих детей. В семьях с низким доходом любой расход, например покупка башмаков, заставлял экономить на еде, обеды отменялись на несколько дней. Половина английских рабочих могла купить мясо на обед не чаще одного раза в неделю, да и то это были покупки, совершаемые в 11 часов вечера. Почему в такое время? По традиции в промышленных городах большая часть населения приобретала продукты в субботу, после расчета за недельную работу. К восьми часам вечера магазины в богатых кварталах закрывались, а в бедных жизнь только начиналась. Лавки ярко освещены, мясники на всю улицу кричат о достоинствах своего товара.

Вот описание субботнего вечера в рабочем районе Лондона, сделанное современником: «По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку, в которой, кроме ребенка… лежат еще пакетики и сверточки, отец несет на плечах сынишку… Возле кабаков устраиваются концерты… К 11 часам вечера аристократия рабочего класса… запасается уже провизией. Тогда появляются исхудалые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках, с корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных лавок, и мясники сбывают им за дешевую плату все остатки: куски костей, требуху, обрезки и пр.».

За квартиру тоже платили по субботам, и после пропуска двух платежей следовал приказ освободить помещение.

Женский и детский труд. Заглянув вечером в район Лондона, где располагались конфетные и табачные фабрики, можно было увидеть идущих под руку усталых девушек в шляпках, украшенных огромными пучками разноцветных страусовых перьев. Это «фабричные девушки». С 13 лет они на фабрике, с 14 — независимы, так как платят своим матерям за квартиру и стол 5—6 шиллингов в неделю. Работали на фабриках и женщины, но чаще всего вдовы или жены пьяниц, преступников. Порядочный английский рабочий предпочитал, чтобы его жена занималась домом и детьми. Многие женщины работали домашней прислугой, а с развитием предпринимательства у них появились новые профессии: телефонистки, машинистки, секретарши. За свою работу женщины получали намного меньше мужчин.

«Дитя нищеты, крещенное вместо купели в слезах»,— писал английский поэт Лангори о «фабричных детях». Несмотря на ряд парламентских законов, детей продолжали использовать на самой тяжелой работе, в том числе и в каменноугольных шахтах. Одни работали на дне шахтового колодца, нагружая углем тележки, запряженные пони. Другие, сидя в полной темноте, должны были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каждый раз, когда проезжала тележка. Такой одуряющей работой занимались двенадцатилетние подростки.

Только в 1893 г. в Англии был принят закон, запрещавший принимать на работу детей до 11 лет (до этого к работе допускались дети с 8 лет). Рабочий день продолжался 6,5 часа, а после работы 3 раза в неделю по закону они должны были ходить в школу. Но дети были такими усталыми, что на уроках спали.

«Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь. Казалось, это другой народ, так отличались они от тех, кому не приходилось губить свое здоровье на фабриках.

  • Возникло движение за эмансипацию (права) женщин

Женское движение за уравнение в правах. Стремление к свободе и независимости выразилось и в женском движении за уравнение в правах, эмансипацию. Начало этому движению положила Великая французская революция. Но равенство на женщин распространялось недолго — после 1793 г. женские клубы и газеты закрыли.

В 1840 г. петицию в конгресс о предоставлении им равных с мужчинами прав подали американские женщины, но ответа не получили.

До 70-х гг. XIX в. женщины не пользовались равными с мужчинами имущественными правами, а в семье подчинялись мужу или отцу. В Англии женщины добились права голоса в 1918 г. Во главе стояла Эммелина Панкхорст.

  1. Закрепление.

Задание: прочитать § 4, Дать развернутый ответ на вопрос: Какие технические изобретения  изменили  повседневную жизнь людей в 19 веке? В чем заключались эти изменения (трамваи,  газеты, швейные машинки, комфортное житье, мода, питание,  телефон, печатная машинка) _                Домашнее задание. §§ 3-4, закончить письменное задание.


nsportal.ru

Презентация на тему: План лекции

Страны первого и второго эшелона модернизации

Эпицентр I эшелона находился в Англии с последующим распространением на континентальную Европу и Северную Америку.

Страны второго эшелона (Восточная Европа и страны Востока) вступили

виндустриальную эпоху позднее

Для них характерна

догоняющая модель развития

Хронологические рамки индустриальной цивилизации

XVI – XVIII вв. – складывание предпосылок индустриальной цивилизации (прединдустриальная цивилизация)

последняя треть XVIII –середина XIX в. – фаза становления и быстрого развития индустриального общества

до 1914 г. – фаза стабильного развития

до 70-х гг. XX в. – фаза заката

с 70-х гг. XX в. – фаза перехода к постиндустриальной цивилизации.

Конец XIX в. — новые признаки индустриального общества:

капитализм свободной конкуренции

постепенно стал приобретать черты монополистического капитализма,

вступив в империалистическую стадию развития

С ростом производительности труда перенасыщение рынка происходит быстрее, и время между кризисами сокращается

Со времени первого экономического кризиса в 1825 г. по 1857 г. кризисы происходили через 10-11 лет,

с 1866 по 1907 г. — через 7-9 лет, следующий кризис был отодвинут первой мировой войной на 1920 г., затем был кризис 1920-1933 г.г., после которого кризисный цикл сократился до 4-6 лет.

Германия в начале XX в. –классическая страна монополистического капитализма

• В 1905 г. в Германии действовало более 380 картелей, объединявших 12 тыс. предприятий черной металлургии, машиностроения, химической и военной промышленности.

• Они давали 3/5 всей продукции.

•В 1901 г. было создано 75 трестов, в которые вошли 1600 предприятий.

•В 1903 – 1905 гг. монополизированные предприятия производили 75% стали, 75% угля, 84 % нефти.

Подобные процессы, хотя в несколько иной форме, происходили в Англии, Франции, России, Японии и других промышленных странах.

studfiles.net

8 класс. Разработка урока на тему «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности.»

8 класс

Разработка урока на тему

«Индустриальное общество.

Новые проблемы и новые ценности.»

Цели урока:

Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная ре¬волюция изменяет социальную структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эми¬грации европейского населения; проследить изме¬нения в положении всех социальных слоев, рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии

Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи

Воспитательная: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Здравствуйте ребята!

На прошлом уроке вы говорили об индустриальных революциях их достижениях и проблемах. Давайте вспомним, что такое

индустриальное общество? (черты: разделение труда, массовое ппроизводство товаров, машинизация и автоматизация производства, высокий уровень миграции населения, бурный рост городов, возрастание государственного регулирования).

Монополия? (исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства или организации (свое господство в определенной отрасли хозяйства)).

Синдикат? (объединения, занимавшиеся совместным сбытом продукции)

Концерн? (объединения трестов или предприятий, зависящих от определенной монополистической группы)

Трест? (полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции)

Картель? (форма слияния предприятий, определявшая цену и делившая рынки сбыта)

(Если забыли, можете подсмотреть в учебнике)

Ну и чтобы завершить повторения, мы проведем небольшой письменный опрос.

(Раздаточный материал №1)

Согласны ли Вы с утверждением:

  1. Технический прогресс и новые средства связи связаны с Семюэлом Морзе и Александром Беллом? (Да)

  2. Развитию автомобилестроения способствовало создание управляемого аэростата? (Нет, потому что был изобретен двигатель внутреннего возгорания)

  3. В 1903 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии 1-й автомобиль с паровым двигателем? (Нет, он его пустил 100 лет назад, в 1803)

  4. Первым современным станком из металла считается токарный станок Генри Модсли изобретенный в 1800 году? (Да).

  5. Успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и США? (Да, новые изобрения, выросли города)

  6. На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистически капитализм? (Да)

Меняемся вариантами и проверяем. Кто на все 6 ответил? Поставьте себе 5! Кто сделал одну или две ошибки? Поставьте себе 4! У кого 3 неверных варианта? Не надо ставить себе оценку, надо будет еще подучить этот материал!

Итак, проверили, оценки себе поставили! Молодцы! Продолжаем наш разговор!

И сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно вопрос как менялась структура общества.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному. На протяжении всего 19 века индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации.

А вы понимаете, что такое структура общества? Другими словами, какие социальные слои населения составляют основу общества? Посмотрите на доску.

До 18 века 19 век

ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

  1. Дворяне-землевладельцы

  2. Крестьяне ?

  3. Духовенство

  4. купечество

ДО 18 ВЕКА – ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. (дворяне землевладельцы, крестьяне, духовенство, купечество)

МЫ ПЕРЕШЛИ В 19 ВЕК – ИНДУСТРИАЛЬНОЕ. (???)

Давайте назовем, основные слои этих обществ.

Что же мы должны сегодня узнать? (они должны сформулировать глядя на схему) = Какие слои составляют основу индустриального общества? (Это и будет наша задача урока)

Таким образом, мы сформулировали тему урока:

Социальная структура индустриального общества. Запишем её в тетрадь. (это было целеполагание).

Вот мы тему поставили, а каким образом мы решим эту проблемы? Что нам поможет? Нам поможет учебник, остаточные знания по истории и коллективная работа.

Давайте разделимся на 4 группы. (изучаем понятия новых терминов)

Задание А.

Работая с тексом учебника, сопоставьте и определите значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному.

(Раздаточный материал №2)

1 минута вам на сопоставление. Составили? Молодцы? Какие слова получились? Отлично!

Теперь каждая группа даст определение одному термину!

Модернизация – исторический процесс от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях.

Революция – радикальное коренное изменение, скачок в развитие общества.

Капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности и эксплуатации наемного труда капиталом. (такое общество, которое было основано на частной собственности и эксплуатации)

(вывешиваю термины на доску)

Вторая группа согласна с этим определением? А третья? Четвертая? Хорошо, четвертая группа повторить это определение.

Таким образом, модернизация, индустриализация, революция, капитализм – эти процессы позволили осуществить переход к индустриальному обществу.

Переходим к решению нашей главной задачи.

Задание Б. Заполните эту схему на основе учебника (стр.28 – 30)

(Раздаточный материал №3)

На это задание Вам (3-4 мин).

Хожу подсказываю.

Работа закончена, обсуждение закончено. На доске ответ. Оцениваем себя.

Итак, назовите, какие же слои общества составляли основу индустриального общества? ……

Аристократия, Буржуазия, Средний класс, Рабочий класс, Крестьянство = Вот основа индустриального общества! (на доске повесить)

Оцените свою работу? 1 группа есть у вас ошибки? (нету – поставьте себе 5, 1 ошибка – поставьте себе 5 с минусом).

Задание В.

Давайте дадим краткую характеристику каждого класса. (можно и нужно пользоваться учебником)

1.Кто такие аристократы? Это крупные землевладельцы! (наследственный привилегированный слой общества, из представителей самых благородных земель)

Аристократия – что значит старая аристократия? (стр.28. )

А что значит новая аристократия? (стр.28)

Они отличаются? (новая — они теряют часть земель, они занимаются политикой, занимают руководящие посты в банках и компаниях).

2. Буржуазия (стр.29) Основной критерий разделения на среднюю, крупную и мелкую – уровень дохода.

Т.е. самый большой доход – крупная, мелкая – маленький доход.

3. Средний класс. (стр.29) (объединил мелкую буржуазию – те, кто возглавлял частные компании, и лиц свободных профессий – инженеры, врачи, преподаватели). Главный признак – устойчивое материальное положение.

4.Рабочий класс (стр.29). он был однородным? (нет) – высоквалифицированне и неквалифицированные. В чем разница? (Одни получали в два раза меньше, а другие имели техническое образование и становились служащими).

5.Крестьянство. Ребят, а как вы думаете какая большая социальная группа сохранилась от традиционного общества?

(Это общественный класс, занятый в сельском хозяйстве и имеющий в своем владении или пользовании землю и другие средства производства).

Итак, мы дали с вами характеристику каждой социальной группы.

И завершая сегодняшний разговор, давайте подумаем, как индустриальная революция, о которой вы говорили на прошлом уроке, повлияла на социальную структуру индустриального общества?

(Раздаточный материал №4)

ДОСТИЖЕНИЯ.

Происходит ли рост городов и городского населения? (Да)

В социальной структуре появляется новый класс? (Да, средний)

Вместе с достижениями появляются и ПРОБЛЕМЫ?

Расслоение общества, условия работы были тяжелыми, с появлением техники появилась безработица, на фабриках использовался детский и женский труд.

Подтвердите мои слова, что это было действительно так? (стр.30-31) Рассмотрите картинки в учебнике.

Эти проблемы привели к женскому движению за уравнение в правах.

Приведите пример, найдя информацию на стр.32. (эмансипация (за уравнение прав с мужчинами) во Франции, в Англии (добились приема в университеты, сохранение детей при разводах).

Таким образом, давайте сделаем вывод. Решили ли мы сегодня задачу урока? (Да, мы узнали о социальных слоях индустриального общества)

Назовем эти слои? (Аристократия, буржуазия, средний класс, рабочий класс и крестьянство) Итак мы видим, что в 19 веке происходило окончательно крушение сословной структуры традиционного общества, и теперь, общество приобрело более сложную структуру!

Если есть время. Синквейн.

Я предлагаю вам завершить урок на хорошей эмоциональной ноте. Давайте напишем стихотворение по нашей теме. Каждая группа сочинит своё.

Правила: существительное. 2 прилагательных. 3 глагола. Фраза. Слово-резюме.

Общество.

Индустриальное, промышленное.

Развивается, изменяется, модернизируется.

Общество приобрело более сложную структуру.

Проблемы. (с развитием нового общества).

А теперь давайте сами себя оценим, как мы поработали на уроке? Сложите 2 оценки, которые вы себе ставили, работая с раздаточным материалом и разделите на 2. Если у кого получилось от 4,6 до 5.0? Молодцы, сегодня вы получаете пятерку. А у кого от 4 до 4,5? У вас четверка. Все молодцы!

infourok.ru

Особенности хозяйственной жизни индустриальных обществ — Мегаобучалка

 

Эпоха возникновения индустриальных обществ — это 17-18 века. Место — Западная Европа и Северная Америка. Индустриальное общество основано на новом принципе понимания мира и отношения к нему. Это активное, преобразовательное отношение и желание активно изменять окружающий мир. Возникает оно со стремлением улучшить, усовершенствовать свое земное существование, утвердиться в окружающем мире.

Для достижения такой цели нужны новые средства. Среди их многообразия наиболее безграничными возможностями обладает техника, т.е. искусственные средства деятельности. По масштабам достигаемых результатов с нею не сравнится ни кооперация, ни разделение труда, ни совместные действия, ни специализация людей. В индустриальных обществах техника меняет свой облик. Она становится техникой машинного типа. Теперь человек имеет дело не с отдельным орудием или инструментом, а с системой орудий, где уже не человек, а одно орудие приводит в действие другое.

Техника нового типа заменяет не только физические, но умственные и организационные функции человека. Она не просто дополняет человека, удлиняя его руку, ускоряя его движения, расширяя пространство восприятия мира. Техника начинает формировать и самого человека. Образно говоря, он становится частью машины. Человек вынужден подлаживаться под ритм производства, развивать способность к новым движениям (взаимодействие со станком), контролировать эмоции, рассчитывать свои действия, иначе воспринимать время труда и отдыха.

Применение такой техники создает новый вид хозяйственной деятельности — промышленное производство. Воплощением его становится уже не ремесленная мастерская или мануфактура, а фабрика и завод. Что означает это слово «производство»? В первую очередь, это стандартизация, специализация и технологичность. Производить значит создавать много одинаковых предметов. Это свойство принципиально отличает промышленный продукт от деятельности ремесленника. Результаты труда ремесленника индивидуальны и несут на себе своеобразие их творца, правда, за счет объемов производства. А вот стандартизация позволяет в невиданных масштабах увеличить эти объемы. Достигается это путем специализации, когда отдельный человек или группа людей сосредотачиваются на какой-то части производственного цикла. Тем самым промышленное производство предполагает превращение человека в узкого специалиста. Кроме того, производство предполагает уже не творческий порыв, а применение технологии, т.е. продуманных методов и приемов создания продукта.



Важной чертой производства становится его общественный характер. Выражается это, прежде всего, в количестве людей, связанных с производством. Недаром показателем превращения общества в индустриальное становится количество людей, занятых в промышленности (50%). Изменяется ее место в обществе в целом. Обществу не безразлично, что происходит в промышленности. Ведь там занято огромное количество людей. От ее развития зависит благосостояние нации. Поэтому организация производственного процесса приобретает характер социальной и государственной проблемы. Отбор индивидов, способных участвовать в производстве, становится важной частью общественного интереса.

Самой важной чертой производственной деятельности становится превращение хозяйства в экономику. Производство начинает строиться на принципе эффективности, т.е. достижении целей с наименьшими затратами. Целью становится получение прибыли или выгоды. Иначе такой тип ведения хозяйства называют капиталистическим. Поэтому в индустриальном обществе на передний план выходит новая социальная ценность — обогащение. Она получает приоритет по сравнению с ценностями власти и престижа.

Но это не значит обогащения любой ценой. Такие традиционные способы повышения благосостояния, как государственная служба, война, обман теперь становятся лишь способами получения первоначального капитала. Капитализм представляет собой получение прибыли путем рациональной организации ведения дел. Рационализация предполагает способность поставить цели и рассчитать средства для их достижения. Она требует постоянного учета, контроля и самоконтроля, планирования процесса ведения своих дел. Наиболее удобным местом для реализации такого подхода и становится промышленное производство, основанное на технике машинного типа. Ведь машина избавлена от влияния человеческих эмоций, и сама является воплощением расчета, ритмичности, планирования.

Подход к производству с новых позиций приводит к его автономизации. В своем развитии экономика начинает определяться своими внутренними закономерностями, а не влиянием извне со стороны религии, политики, идеологии. Суть всех этих закономерностей — расширение производства. А для этого прибыль должна не тратиться, а снова возвращаться в сферу производства. Более того, экономика начинает подчинять себе все остальные сферы социальной жизни. Наука, образование и даже отдых строятся, чтобы обслуживать ее потребности. Войны ведутся ради расширения рынков сбыта и дешевых рабочих рук. Соответственно экономика и все виды деятельности, с нею связанные, начинают превращаться в ценность.

Массовый характер производства позволяет существенно удешевить предметы первой необходимости. Это постепенно приводит к решению проблемы выживания, которая мучила все цивилизации древности. Однако перед обществом встает новая задача — потребление созданных продуктов. Поэтому в индустриальных обществах начинает формироваться новая социальная ценность, порожденная потребностями машинного производства. Это ориентация человека не на выживание, а на рост потребностей.

 

2.2.7. Социальная жизнь индустриальных обществ

 

Стремление к активному преобразованию окружающего мира привело к грандиозному изменению социальных отношений. В первую очередь, возросла динамичность жизни. Но проявляется она не просто в росте и многообразии событий. Динамика жизни приобретает направленность. Промышленность нуждается во множестве рабочих рук. Поэтому население начинает перемещаться в города, где концентрируется производство. Причем город превращается из административного и торгового центра в промышленный. Новая цивилизация – это цивилизация городская или урбанистическая.

Рост и обновление производства требуют от людей умения перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали, т.е. из одной социальной группы в другую. Иначе говоря, новой цивилизации нужен человек свободный. Нужна свобода от традиций, сковывающих способность принимать неординарные, творческие решения. Нужна свобода от корпоративной зависимости. Поэтому традиции, обычаи, регламентация человеческого поведения теперь воспринимаются как предрассудки, критиковаться, отвергаться.

Общество постепенно становится открытым, т.е. представители низших классов получают возможность доступа в высшие классы. Новым типом социальных отношений становится конкуренция. Это не просто соперничество между производителями за потребителя. Принцип конкуренции превращается в основу мировоззрения индустриального общества. Прежде всего, конкуренция предполагает наличие целей или идеалов, к которым можно стремиться и к которым следует стремиться. Это возможность каждому индивиду приобщиться к наибольшему количеству социальных благ (обеспеченность, комфорт, уважение, власть). Для этого все должны стремиться к росту, успеху, карьере во всех сферах жизни. Поэтому борьба, соперничество друг с другом за обладание благами становится общим принципом жизни.

Открытость доступа наверх позволяет снизить социальную напряженность в обществе. Ведь теперь человеку, чтобы добиться изменения своей жизни, надо не уничтожать касты или сословия противников, а искать пути проникновения в высшие классы. Поэтому одной из основных задач индустриального общества становится разработка правил конкурентной борьбы и системы социальной защиты, т.е. гарантии положения людей, проигравших в конкуренции или не способных принять в ней участие по тем или иным причинам.

Новые цели индустриальной цивилизации приводят к разрушению сословно-кастовой системы традиционных обществ. Формируется новая социальная структура. Положение людей начинает определяться отношением к средствам производства и их ролью в организации производственного процесса. Поэтому решающим становится деление общества на классы, занятые в процессе промышленного производства. Основными классами становятся наемные работники или исполнители, и предприниматели или владельцы собственности и организаторы производственного процесса. Еще одна особенность классовой структуры состоит в том, что в ту или иную группу попадают не по праву рождения и не навсегда. Поэтому в перспективе для каждого открывается возможность изменить свое классовое положение.

С середины 20 в. социальная структура начинает развиваться в определенном направлении. Формируется и численно растет т.н. «средний класс». Первоначально под ним понимали собственно предпринимателей, т.к. они не принадлежали ни к аристократии, ни к низам общества. Но позже к среднему классу начинают относить людей с одинаковым образом жизни, стандартами поведения, ценностями, обусловленными определенным уровнем дохода, не слишком высокого, ни и не низкого. Это средние и мелкие предприниматели, люди, получающие прибыль от владения каким-либо имуществом (чаще всего это акции предприятий и другие ценные бумаги), лица, занятые в сфере услуг и получающие жалование и гонорары.

Создание и сохранение среднего класса становится важной задачей индустриальных обществ. Во-первых, это основные потребители производимой продукции, способные к наращиванию потребления. Во-вторых, это люди, наиболее заинтересованные в развитии индустриального общества. Ведь только оно нуждается в огромном количестве средних и мелких предпринимателей, врачей, адвокатов, менеджеров, звезд эстрады, кино и т.д. И только в этом обществе все они могут процветать.

Рост промышленности усиливает специализацию людей в той или иной сфере деятельности. Недаром индустриальное общество — это общество экспертов. Специализация толкает к расширению процесса обмена. Поэтому рыночные отношения становятся преобладающим способом связи между людьми. Теперь свои качества, свойства, способности человек как бы отстраняет от себя и оценивает с позиции пригодности. Контакты между людьми приобретают не личный, а «вещный» характер. Человек связывается с другим человеком опосредованно, через те предметы, которые он может получить или предложить на обмен. Теперь ценится не связь с людьми, а обладание богатством, поскольку оно становится решающим способом приобретения всех благ.

 

2.2.8. Политическая организация индустриальных обществ

 

С изменением места и роли экономики изменяется место и значение властных отношений. В древности государство выступало решающей силой, скрепляющей общество. Теперь рыночные отношения достаточно эффективно связывают людей друг с другом, определяют потребности людей и возможности их удовлетворения. Поэтому государство перестает быть выражением и гарантом общественного интереса. Недаром многие мыслители в Западной Европе в течение 18-19 в. говорят о необходимости отделить его от общества. Они подчеркивают, что общественная жизнь управляется другими закономерностями, чем жизнь государства, что общество имеет свои собственные интересы, что у людей может быть своя частная, приватная жизнь. Они даже требуют оградить его от вмешательства государства. Ведь рыночные отношения требуют конкуренции и свободного ценообразования. Так возникает гражданское общество.

Обеспечить реализацию такой задачи призваны новые политические режимы. Поэтому рано или поздно во всех индустриальных обществах побеждают республиканские формы правления, построенные на принципах демократии. Демократический способ правления основан на признании прав личности и принятии решений по большинству голосов. Вот почему функция управления превращается в одну из многих функций, необходимых для жизни общества. Представитель власти перестает играть в обществе исключительную роль, перестает быть членом особого сословия, возвышающегося над всеми остальными социальными группами. Власть утрачивает свою тайну, связь с религиозными истоками. Государственные должности становятся выборными. Их может занимать в принципе любой гражданин.

Признание прав личности приводит к тому, что индустриальное общество перестает нуждаться в какой-либо обязательной для всех религии или идеологии. Ведь такая идеология нарушала бы право отдельного человека иметь свои убеждения. Поэтому единственным принципом, призванным определять поведение людей становится лозунг: разрешено все, что не запрещено, а запрещено посягать на права личности.

В результате социально-политическая жизнь индустриального общества — это борьба интересов различных социальных групп. Само общество превращается в совокупность и пересечение многообразных интересов. Они выражаются через определенные социальные институты (партии, профсоюзы, средства массовой информации) и решаются определенными способами (парламентские формы действий). Государство становится ареной, на которой разворачивается такая борьба.

Поэтому характер социальных конфликтов в таком обществе меняется. С появлением социальных групп, связанных с промышленным производством, на передний план выходит лозунг создания новых общественных отношений. Впервые появляются социальные слои, которые связывают улучшение своей жизни не с прошлым, а с будущим. Это понятно. Ведь ни у рабочих, ни у предпринимателей прошлого просто не было, поскольку в традиционных обществах эти социальные группы не существовали.

Основной целью низших классов становится не требование соблюдения прав, принадлежащих тому или иному сословию по традиции, а требование последовательного проведения в реальную жизнь равенства прав для всех членов общества. Поэтому наиболее распространенной, особенно в 19 в., становится борьба низших классов за всеобщее избирательное право.

Создание демократических форм управления способствовало изменению накала социальных конфликтов. Революции, сотрясавшие эпоху возникновения индустриальных обществ и связанные с преодолением сопротивления господствующих классов традиционных обществ, сменяются ориентацией на реформы, т.е. мирные способы решения проблем. Становится возможным не уничтожать своих противников в вооруженной борьбе (потому что иным способом раньше нельзя было добиться своих требований), а создавать партии и участвовать на равных правах со всеми в отстаивании своих интересов.

Новое общество – это общество правовое. Основным способом урегулирования всех социальных вопросов становится правовая регламентация. Право наиболее ярко воплощает рациональность и справедливость, т.е. равное отношение ко всем и воздаяние каждому по заслугам. Ведь оно строится на принципах доказательности, аргументированности и состязательности обвиняющей и защищающей стороны. Кроме того, правовая система индустриальных обществ призвана контролировать соблюдение прав личности. Поэтому право приобретает универсальный характер: оно распространяется на всех и господствует везде.

megaobuchalka.ru

Индустриальное общество

Немецкий социолог Вѐрнер Зо̀мбарт назвал XIX век временем, когда «земля выбрасывала своих детей».

Этой фразой он хотел сказать, что XIX столетие – время коренных перемен в западном обществе.

Что его традиционное устройство, господствовавшие веками устои, превратились в нечто новое.

Так ли это на самом деле, мы сегодня и узнаем.

Вопросы занятия будут следующими:

Рост городов. Люди в движении.

Новая социальная структура общества.

Женский и детский труд.

Возникновение движения за эмансипа̀цию.

Рост городов – один из признаков индустриального общества. Этот процесс ускорился в начале XIX века. Продолжается он и сейчас.

Одна из причин бурного роста городов – перенаселение деревни. В XIX столетии произошла аграрная революция.

В сельское хозяйство были внедрены передовые методы (новые приёмы земледелия и животноводства, техника). В результате высвободилось много рабочих рук.

В деревнях для этих людей больше не было работы. Английские газеты писали: «Сельские округа перенаселены… до такой степени, что в них некуда податься». Та же ситуация была и в Германии.

Немцы жаловались, что в стране слишком много народа, что работы на всех не хватает, а из-за этого постоянно растёт число неимущих.

Вторая причина – упадок небольших городков. Развивающаяся промышленность сделала ненужным труд ремесленников и мелких торговцев. С развитием железных дорог центры производства переместились в новые районы.

Массы людей, столетиями жившие на земле, были вынуждены менять место жительства.

В поисках работы они переезжали в крупные города, в новые промышленные центры своих стран.

Немаловажно то, что в XIX веке стало возможным накормить большие города. Связано это с ростом продуктивности сельского хозяйства.

Например, в Великобритании к середине XIX века в городах жило уже около 50 % всего населения (оно составляло 27 миллионов).

В начале XX века эта цифра достигла 80 %. К тому времени в Великобритании проживало уже 42 миллиона человек.

Население Лондона – столицы государства – превысило шестимиллионный рубеж.

Во Франции, население которой к концу XIX века достигло 40 миллионов человек, в городах проживало около половины населения страны.

В целом, в XIX столетии число городских жителей росло быстрыми темпами.

Особенно важно то, что впервые в истории города начали преобладать в экономической жизни.

Также перенаселение деревни порождало эмиграцию. Люди стали уезжать в другие страны.

С 20-х годов XIX века началось массовое переселение европейцев на другие континенты.

Уезжали из Англии, Германии, Скандина̀вских стран, Восточной и Южной Европы.

Люди перебирались в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Южную Африку.

Но большинство эмигрантов направлялись в США.

Нью-Йорк стал главным городом, куда прибывали эмигранты.

Плавание туда из порта Га̀мбурга или Ливерпу̀ля занимало 12 дней. Из Неа̀поля – 21 день.

На острове Э̀ллис в заливе Нью-Йорка для эмигрантов был создан «вокзал».

Там они регистрировались и получали разрешение на въезд в страну.

Но перед этим обязательной была врачебная комиссия. До 10 % прибывших в США получали отказ по медицинским показателям.

Тех, кто был здоров и получил разрешение на въезд, сажали на паром и отправляли в Манхэ̀ттен.

Здесь, в центре Нью-Йорка, их предоставляли самим себе.

Большинство прибывших устраивалось у земляков, ранее перебравшихся в США.

Неудивительно, что в скором времени Нью-Йорк стал состоять из кварталов, в каждом из которых был свой язык и свои обычаи.

Всего за XIX век в США прибыло около 30 миллионов европейцев. Они помогли развитию экономики страны.

Эмигранты являлись дешёвой рабочей силой. Они соглашались на самые тяжёлые условия труда.

На протяжении всего XIX века индустриальные революции меняли социальную структуру общества.

Повсеместно возросла численность буржуазии и наёмных рабочих.

К началу XX века они стали главными социальными классами индустриального общества.

Отличие социального класса от сословия, состоит в том, что его представителем мог стать любой человек, вне зависимости от происхождения. В то время, как принадлежность к сословиям передавалась по наследству.

Сословия обладали разными правами и обязанностями (вспомните средневековую Европу, где существовали сословия «тех, кто работает, «тех, кто воюет», «тех, кто молится»).

Принадлежность к социальному классу определялась в первую очередь наличием собственности, уровнем дохода, качеством жизни.

Что же касается основных сословий традиционного общества – дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась.

В каждой стране эти изменения происходили по-своему.

В зависимости от темпов модернизации.

В частности, в Англии, классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в XVIII столетии.

Результатом Великой французской революции стала отмена всех сословных привилегий. В том числе упразднение собственности дворян на землю.

В США вообще никогда не было сословий традиционного общества.

Но во многих странах второго эшелона модернизации (таких как Австрийская империя, Италия, Германия, Россия) помещичье и крестьянское хозяйство сохранялось и во второй половине XIX века.

 Однако в ходе наполеоновских войн (1799–1815 годы) в ряде государств Германии, в Австрийской империи были проведены реформы. Они способствовали развитию капиталистического хозяйства в деревне.

Помещики становились предпринимателями. Они начинали использовать наёмный труд. Внедрять в сельское хозяйство новые технологии.

В капиталистическое хозяйство включилась значительная часть крестьян. Они становились фермерами или батраками.

В некоторых странах сословия запрещались законом (уничтожались юридически). К примеру, Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции в 1789 году, провозглашала всех французов гражданами, равными перед законом.

Там же, где сословия продолжали существовать, границы между ними постепенно размывались. Главной причиной этого была модернизация.

Расслоение происходило и внутри социальных классов.

Существовала крупная, средняя, мелкая буржуазия.

Неоднородным был как рабочий класс, так и крестьянство.

Интересно, что множество людей в это время перемен вообще было трудно причислить к какому-либо классу.

Например, малоземельный крестьянин вместе с работой на своём участке трудился по найму в хозяйстве крупного землевладельца. А зимой – уходил работать в город, на завод.

Кем он был? Крестьянином, батраком, промышленным рабочим?

К середине XIX века европейской аристократии пришлось сильно изменить свой образ жизни. По-другому было нельзя.

Многие аристократы ещё владели землями, поэтому их жизнь была больше связана с деревней, а не с городом.

Аристократия была замкнутым сословием. Аристократические семьи были связаны родственными узами.

В основном, только представители высшего сословия занимали высокие посты в правительстве.

К примеру, в Англии мальчиков из знатных семей с детства готовили к политической деятельности.

После окончания частных школ они учились в О̀ксфорде или Кѐмбридже. Затем ареной их деятельности становился парламент.

Но развивавшееся индустриальное общество диктовало свои правила.

Постепенно господство аристократов уходит в прошлое.

Часть земель они продавали под застройку (городам, заводам). Сокращались их лесные владения.

Теперь аристократы, желавшие сделать карьеру, занимали руководящие посты в банках, промышленных компаниях, в колониях.

Многие аристократические семьи потеряли свои богатства.

Ввиду этого, хотя аристократы и презирали «выскочек», им приходилось родниться с наследниками больших состояний.

Это привело к слиянию аристократии и буржуазии. К формированию нового «высшего класса».

В XIX веке буржуазия громко заявила о себе. Её представителям удалось стать важнейшей частью экономической и политической жизни государств.

В качестве примера можно привести англичанина Сѐсила Ро̀дса.

Он родился в 1853 году и был пятым сыном в семье священника.

Ещё в юности он записал в своём дневнике: «Я утверждаю, что англичане – лучшая нация в мире, и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества».

Эта идея сделала его активным создателем Британской империи.

В 17 лет Родс отправился в Южную Африку, не имея ни гроша.

Но целеустремлённость помогла ему стать стал одним из богатейших людей в мире – «алмазным королём».

Деньги дали Сѐсилу Ро̀дсу возможность осуществить свою главную задумку – превратить всю Африку в колонию Великобритании.

Ему удалось завоевать огромные земли для британской короны.

Благодаря этому Родс стал влиятельным политиком и кумиром англичан.

Сама королева Викто̀рия дала обед в его честь.

В XIX веке главами крупной промышленности и банков стали представители буржуазии. Они сумели нажить миллионные состояния.

Для этого – много работали, отдавая все силы своему делу.

Но многие из них стремились стать частью аристократии.

Так английский политик Бѐнджамин Дизраэ̀ли получил от королевы Виктории титул лорда.

Пивовар Гѝннес и банкир Ро̀тшильд стали баронами.

В Германии дворянские титулы получили промышленники Крупп и Сѝменс.

Новым явлением в жизни общества XIX века стало появление среднего класса. Одним из главных признаков принадлежности к нему был

устойчивый доход.

Средний класс объединял самые разные слои общества – мелкую буржуазию, служащих компаний и государственных учреждений, лиц свободных профессий. К ним относились врачи, преподаватели, юристы, инженеры, изобретатели, офицеры и прочие.

Средний класс придавал «устойчивость» обществу.

Как правило, эти люди не одобряли социальных потрясений. Они предпочитали революциям реформы.

В XIX столетии в индустриальных странах сформировался рабочий класс. Но он был неоднородным.

В его среде выделялись высококвалифицированные рабочие (часто их называли рабочей аристократией). Они умели работать на сложных станках, их труд высоко ценился.

Положение таких рабочих на предприятии было прочным.

Зарплата позволяла давать приличное образование детям. Что в будущем помогало им продвинуться по социальной лестнице. Стать служащими или управленцами.

К началу XX века в Англии такие рабочие составляли треть от общего числа.

Неквалифицированные рабочие выполняли простую и тяжёлую работу. Поэтому зарабатывали вдвое меньше.

Жилось им гораздо труднее. Любые траты, например, на новую обувь, заставляли экономить на еде.

Интересно, что по традиции, в промышленных городах Англии большая часть населения приобретала продукты в субботу в 11 часов вечера.

Происходило это потому, что именно к этому времени люди получали расчёт за недельную работу.

За квартиру также платили по субботам. После пропуска двух платежей человеку предлагали освободить помещение.

Если бы мы заглянули вечером в один из рабочих районов Лондона, то увидели бы идущих под руку усталых девушек в шляпках, украшенных пучками разноцветных страусовых перьев.

Это «фабричные девушки» – работницы табачных, ткацких, спичечных фабрик. Заводов по производству булавок. Зачастую они начинали работать с 13 лет. Нужда заставляла их идти на фабрики и заводы.

Работали на фабриках и женщины, но чаще всего это были вдовы или жёны из неблагополучных семей.

Порядочный англичанин предпочитал, чтобы его супруга занималась домом и детьми.

Многие женщины работали домашней прислугой. Они готовили, убирали, стирали, следили за детьми в обеспеченных семьях.

Но вместе с развитием предпринимательства у женщин появились и новые профессии. Они становились телефонистками, машинистками (набирали текст на печатных машинках), секретаршами.

Правда, за свой труд женщины получали намного меньше мужчин. Долгое время их считали менее ценными работниками.

Распространён в XIX веке был и детский труд.

Английский поэт Джон Ла̀нгорн писал о «фабричных детях»: 

«Дитя нищеты, крещёное вместо купели в слезах».

Таких детей обычно набирали в работных домах. После, зачастую без оплаты, заставляли работать на фабриках в тяжелейших условиях.

Даже несмотря на ряд законов парламента, детей продолжали использовать на самой тяжёлой работе. В том числе и в угольных шахтах.

Одни работали на дне шахты. Они нагружали углём тележки, запряжённые пони.

Другие, находясь в полной темноте, должны были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каждый раз, когда проезжала тележка.

Только в 1893 году в Англии был принят закон, запрещавший принимать на работу детей до 11 лет. До этого к работе допускались дети с 8 лет, а иногда и с 5–6-летнего возраста.

Теперь «детский рабочий день» продолжался 6 с половиной часов.

Также по закону 3 раза в неделю после работы дети должны были посещать школу.

Но они были настолько измучены, что в основном спали на уроках.

Одним из новшеств XIX столетия стало появление женского движения за уравнение в правах, эмансипацию.

Начало этому движению положила Великая французская революция.

Но даже в самой свободной стране мира равенство на женщин распространялось недолго. После 1793 года женские клубы и газеты были закрыты.

В 1840 году петицию в Конгресс о предоставлении им равных с мужчинами прав подали американские женщины. Но ответа не получили.

В конце XIX – начале XX века в Англии и США зародилось движение суфражѝсток.

Его участницы боролись за предоставление женщинам избирательных прав. В основном мирными способами. Они приковывали себя к воротам, садились на рельсы, устраивали демонстрации.

Лидером британских суфражѝсток являлась Э̀ммелин Па̀нкхёрст.

Во многом благодаря её упорству в 1918 году женщины Англии добились права голоса.

Таким образом, XIX столетие отмечено бурным ростом городов, увеличением городского и уменьшением сельского населения, ростом эмиграции из стран Европы.

В XIX столетии сформировалась новая социальная структура общества.

Господство аристократии уходит в прошлое. Ведущую роль начинает играть крупная буржуазия. Появляется средний класс – опора общества.

Несмотря на попытки ограничения, в XIX веке распространённым оставался детский труд.

В XIX веке возникло движение за эмансипацию (права) женщин.

videouroki.net

Доклад — Индустриальное общество 2

Индустриальное общество — это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. Вырастает из традиционного общества.Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.

Отличительные особенности индустриального общества: Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

Интенсивная урбанизация

Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр.всего избирательного права)

Рост уровня потребления («революция потребления», формирование «государства всеобщего благосостояния»)

Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование «общества потребления»)

Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Индустриализация является основой более широкого социального процесса — модернизации. Модель «индустриального общества» часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчёркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счёте становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

4 ДК 1948 сотрудниками Энергетического института АН СССР Бруком И.С. и Рамеевым Б.И. было получено свидетельства на цифровую вычислительную машину, что означало начало работ по созданию ЭВМ. Первая в СССР ЭВМ была запущена 25 ДК 1951. В России-СССР индустриальное общество создавалось и укреплялось в течение всего ХХ в. О развитии индустриального общества в России свидетельствовали: быстрая модернизация страны в к.Х1Х-н.ХХ вв., ускоренные темпы промышленного развития, рост производства на душу населения в ведущих отраслях промышленности, завершение промышленного переворота, закрытие мануфактур, рост фабрично-заводского производства, рост числа наёмных рабочих в экономике, особенно на фабриках и заводах, возникновение новых отраслей промышленности, развитие нефтедобычи, производства электроэнергии, бурное железнодорожное строительство, развитие пароходств, использование Россией технических и технологических достижений Запада

концентрация производства и монополизация экономики, возникновение картелей и синдикатов, банковского и финансового капитала, усиление вложений иностранного капитала в экономику России

На становление индустриального общества в России в пореформенную эпоху отрицательно сказались следующие факторы: половинчатость реформ 1860-1870-х, сохранение пережитков крепостничества, недостаточное развитие рыночных отношений, что отрицательно влияло на развитие индустрии

сохранение сословно-самодержавного строя, затруднявшего свободу предпринимательства, развитие торговли и промышленности

активное вмешательство царизма в экономику, большое место государственного капитала в промышленности и финансах

колониальный характер Российской империи, использование внутренних колоний для развития капитализма «вширь», а не «вглубь»

затрата значительных средств на поддержку помещиков, содержание огромной армии чиновничества.

Индустриальное общество

Современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно-промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался примерно в 15 в. и завершился в 18 в. Для И.о. характерны следующие черты: резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное гос-во; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

О радикальности перемен, произошедших уже в 20 в., говорят, в частности, такие факты: с начала века население планеты выросло более чем в три раза; в 1900 в городах жило около 10% населения, к концу века — около 50%; 90% всех предметов, используемых сейчас человеком, придуманы в последние сто лет; объем промышленного производства в 20 раз выше в конце века, чем в его начале; люди используют 600 млн автомобилей; запущено более 4000 искусственных спутников Земли; за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человеком за все время его существования.

И.о. является началом формирования единого человечества и, соответственно, становлением мировой истории в собственном смысле этого слова.

Иногда И.о. последних десятилетий, добившееся особо эффективного экономического роста, именуется постиндустриальным. Д. Белл выдвинул идею, что с т.зр. реализации обществом различных технологий производства в мировой истории можно выделить три главных типа социальной организации: до-индустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Такое деление истории является, однако, грубым и поверхностным. В его основе лежит лишь одна черта общественного развития — уровень экономического роста. В результате последние три столетия истории оказываются разделенными на две противопоставляемые друг другу эпохи, в то время как вся предшествующая история, занимающая многие тысячелетия, попадает в невыразительную рубрику «доиндустриального общества». Само различие между индустриальным и постиндустриальными типами общества существенно лишь с т.зр. уровня экономического развития. Оно оказывается, однако, второстепенным, когда во внимание принимается целостная культура развитых обществ трех последних веков. Постиндустриальное общество — не самостоятельная эпоха, а лишь современный этап индустриальной эпохи, обладающей несомненным внутренним единством.

В рамках каждой из эпох могут существовать одна или несколько цивилизаций, которые могут быть разделены в зависимости от характерных для них стиля мышления, строя чувств и своеобразных коллективных действий на индивидуалистические, коллективистические и промежуточные (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуалистическая цивилизация в И.о. представлена капитализмом, коллективистическая — социализмом, два варианта которого — коммунизм и национал-социализм.

Одна из основных тенденций И.о. — модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному. Эта тенденция сделалась заметной в Зап.

Европе уже в 17 в., позднее она распространилась и на др. регионы. Для традиционных обществ характерны опора прежде всего на веру, а не разум, на традицию, а не на знание, пренебрежительное отношение к экономическому росту, к внедрению новых технологий и управлению экономикой. Модернизирующиеся общества опираются в первую очередь на разум, знание и науку, проводят последовательную индустриализацию, резко увеличивающую производительность труда, усиливают роль управления и, в частности, управления экономикой и придают развитию производительных сил определенные динамизм и устойчивость. Модернизация ведет к росту сложности общественной системы, интенсификации коммуникаций, постепенному формированию мирового сообщества. Процесс модернизации характерен не только для капиталистических, но и для социалистических стран. Последние также апеллируют к разуму и науке и стремятся обеспечить устойчивый экономический рост. Более того, они претендуют на гораздо более эффективную модернизацию, чем та, которая доступна капиталистическим странам. Модернизация не является историческим законом, охватывающим все общества и все эпохи. Она характеризует лишь переход от аграрно-промышленного общества к индустриальному и представляет собой социальную тенденцию, заметно усилившуюся в 20 в., но способную угаснуть в будущем при неблагоприятном стечении обстоятельств (исчерпание природных ресурсов, обострение глобальных проблем и т.п.).

Две фундаментальные оппозиции (индивидуалистическое общество — коллективистическое общество и традиционное общество — модернизированное общество) позволяют выделить четыре типа общественного устройства И.о.: традиционное коллективистическое общество (Китай, Индия и др.), традиционное индивидуалистическое общество, модернизированное коллективистическое общество (коммунистическая Россия, национал-социалистическая Германия и др.) и модернизированное индивидуалистическое общество (США, Япония и др.). Современная Россия переходит от коллективистического общества к модернизированному индивидуалистическому обществу.

Данная схематизация показывает неединственность т.н. зап. пути и вместе с тем неединственность социалистического, в частности коммунистического, выбора. Нет общей дороги, которую должно было бы пройти — пусть в разное время и с разной скоростью — каждое общество. История И.о. не идет в направлении, когда-то описанном К. Марксом, — к социализму, а затем к коммунизму. Но она не является и повторением всеми обществами того пути, который прошли в свое время зап. страны. Современное человечество не является единым, однородным целым. Оно слагается из очень разных обществ, находящихся на разных уровнях экономического и культурного развития. Общества, относящиеся к разным историческим эпохам, существуют и в настоящее время. В частности, доиндустриальные, аграрно-промышленные общества широко распространены в Африке, Латинской Америке и Южной Азии. Общества индустриального типа существенно различаются по уровню своего развития. Валовой национальный продукт на душу населения в России и Бразилии в несколько раз ниже, чем в Италии и Франции, а в последних почти в два раза ниже, чем в США и Японии. Наличие в современном мире обществ, относящихся к разным историческим эпохам, и существенные различия между обществами, принадлежащими к одной и той же эпохе, говорят о том, что каждая эпоха, включая и индустриальную, — это всегда известная неоднородность и определенная динамика. Эпоха — только тенденция развития достаточно обширной и влиятельной группы обществ, способная стать тенденцией развития и многих др. обществ, а со временем, возможно, и подавляющего их большинства.

ronl.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *