Концепция экономической безопасности – Концепция экономической безопасности предприятия

Концепция экономической безопасности предприятия

На начальном этапе понятие экономической безопасности предприятия рассматривали как обеспечение условий сохранения коммерческой тайны и иных секретов предприятия.

В настоящее время экономическая безопасность предприятия – это наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового и технико-технологического потенциалов, а также организационной структуры предприятия его стратегическим целям и задачам, контроль и анализ основных показателей финансовой устойчивости организации.

Для принятия решений и подготовки планов на предприятии разрабатывается концепция экономической безопасности предприятия.

Концепция – это принципиальная позиция, система взглядов, требований и условий функционирования системы экономической безопасности предприятия.

Концепция экономической безопасностипредприятия представляет собой систему взглядов, идей, целевых установок, пронизанных единым замыслом на проблему обеспечения

экономической безопасности предприятия, а также систему мер, путей и направлений достижения поставленных целей и создания благоприятных условий для достижения целей бизнеса в условиях неопределенности, а также существования внутренних и внешних угроз.

Основными элементами концепции экономической безопасности предприятия являются:

– защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;

– физическая безопасность персонала предприятия;

– конкурентная разведка;

– безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

– информационно-аналитическая работа;

– безопасность зданий и сооружений;

– техническая и противопожарная безопасность;

– экологическая безопасность;

– экспертная проверка механизма системы

экономической безопасности предприятия.

В качестве основных задач концепции экономической безопасности предприятия выделяют следующие аспекты:

– защита законных прав и интересов предприятия и его работников;

– сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

– изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу;

– своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз экономической безопасности;

– недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

– противодействие техническому проникновению в преступных целях;

– выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его экономической безопасности;

– обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

– защита сотрудников предприятия от различных посягательств;

– добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности предприятия;

– физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

– формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

– возмещение материального и морального ущерба, который был нанесен в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

– контроль за эффективностью функционирования системы экономической безопасности предприятия, совершенствование её элементов.

Таким образом, концепция экономической безопасности предприятия – это официально утвержденный документ, который определяет действия структурных подразделений предприятия на разных этапах и уровнях его деятельности.

newinspire.ru

Подходы к формированию концепции экономической безопасности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ВИШНЕВСКАЯ О.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Донской государственный технический университет,

e-mail: [email protected]

Экономическая безопасность придает управлению развитием предприятия новое полезное качество. В статье предлагаются подходы к формированию концепции экономической безопасности предприятия: понятие; классификация и признаки состояний экономики предприятия; структура стратегий; состав механизма.

Ключевые слова: экономическая безопасность предприятия; состояния экономики предприятия; потенциал предприятия; стратегии развития экономики предприятия; механизм.

The paper proposes an approach to the formation of the concept of economic enterprise security: concept; classification and characteristics of states in business economics, the structure of strategy, the composition mechanism.

Keywords: economic security of the enterprise; state enterprise economy; potential for enterprise development strategies in business economics; mechanism.

Код классификации JEL: C81, D04, D21, D 61, D81, M11, O 12.

В рыночных условиях развития экономики страны с постоянными факторами изменения конъюнктуры, роста конкуренции, влияния технического прогресса и возможности банкротства возрастает интерес к работам по обеспечению экономической безопасности предприятий, которые организуются по определенным концепциям. Концептуальная модель обеспечения экономической безопасности предприятия, построенная на базе анализа известных подходов [11, 13] (рис. 1) дает представление о составе ее основных элементов, среди которых ряд элементов недостаточно отработаны и требуют переосмысливания. К таким элементам, на наш взгляд, следует отнести: понятие «экономической безопасности предприятия», оценка уровня экономической безопасности, стратегия и механизмы обеспечения экономической безопасности. Понятие «экономическая безопасность предприятия» имеет разные трактовки, которые сгруппированы в работе [21] и сведены укрупненно к следующим характеристикам состояния предприятия:

Понятие; цель; объекты и субъе кты;проблемные вопросы конкретного предприятия

Обеспечение

/ Мониторинг и \ Контроль \

экономической ( анализ U —J реализации ]

безопасности у факторов стратегии у

угроз ЭБП У

предприятия

CZ LQ ст>

/ Оценка \ / Стратегия \ /Механизмыи \

уровня ]-Г* ► ЭБП у -►/ меры1 \

у ЭБП 1 \ 1 реализации у

\ стратегии ЭБП У

Рис. 1. Концептуальная модель обеспечения экономической безопасности предприятия, построенная по известным подходам

♦ состояние защищенности интересов предприятия от внешних и внутренних угроз;

♦ состояние, достигаемое при гармонизации интересов предприятия и внешней среды;

© О.В. Вишневская, 2011

♦ состояние, достигаемое при условии стабильного функционирования предприятия, эффективного использования ресурсов, своевременных и полных расчетов с партнерами, банками, бюджетами.

Ряд авторов считают, что экономическая безопасность — это «недостижимая цель и утопия» [1], обеспечивается эффективностью самой экономики [11, 17] и ее функциональных составляющих [1, 6].

Учитывая правомерность вышеперечисленных подходов, которые в своей совокупности характеризуют понятие «экономическая безопасность» более полно, чем отдельные авторы, можно предложить обобщенную уточненную формулировку понятия, делающую акцент на то, что экономическая безопасность предприятия — это наилучшее состояние экономики предприятия в ряду других определенных состояний. В соответствии с этим предлагается следующая формулировка понятия «экономическая безопасность предприятия»: экономическая безопасность предприятия — это наилучшее состояние экономики предприятия в ряду других определенных состояний, обладающее качествами, способными защитить свой потенциал во всех функциональных зонах деятельности:

1. Финансы

2. Маркетинг

3. Производство

4. Персонал

5. Организационная культура и имидж

6. Инновации

7. Инвестиции

8. Информационная сфера

9. Политико-правовая деятельность

10. Экология

11. Силовой блок

Предложенная формулировка понятия открывает путь к оценке уровня экономической безопасности как к оценке различных определенных состояний экономики.

Известна классификация состояний экономики предприятия, применяемая в работах по антикризисному управлению предприятием: нормальное, предкризисное, кризисное, несостоятельное [3, 4, 5, 12]. Используя этот ряд состояний экономики и расположив состояние «экономическая безопасность» выше состояния «нормальное», можно получить иерархию состояний (рис. 2).

Рис. 2. Схема иерархии состояний экономики (уровней экономической безопасности) предприятия

Расположение состояния «экономическая безопасность» выше состояния «нормальное» в схеме иерархии предполагает, что состояние «экономическая безопасность» обладает не только всеми признаками «нормального» состояния, но и дополнительными качествами, которые отвечают предложенной формулировке понятия.

Используя данные разных авторов, характеризующие состояние экономики предприятия, можно составить таблицу признаков для оценки уровня экономической безопасности (табл. 1).

По обобщенным признакам, указанным в таблице 1, можно идентифицировать на качественном уровне состояние экономики конкретного предприятия по схеме иерархии состояний по рис. 1.

Так как идентифицированное (текущее) состояние экономики предприятия гипотетически может оказаться любым в системе иерархии состояний, то желаемое состояние экономики должно определяться более высокой ступенью иерархии состояний. Это требует применения различных текущих стратегий, отличающихся конкретными целями, методами, механизмами и мерами реализации. Предприятие должно иметь основную цель и основную стратегию — достижение экономикой предприятия состояния «экономическая безопасность», а также текущую цель и текущую стратегию — переход предприятия на более высокую ступень иерархии состояний экономики (см. рис. 3).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

Таблица 1

Классификационные признаки различных состояний экономики предприятия

Состояние экономики предприятия Признаки, указанные в источниках

1 2

Несостоятельное • Признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам [19] • Устойчивая, хроническая финансовая неустойчивость. Серьезные сбои в производственном процессе. Уход квалифицированного персонала. Частичная или полная остановка производства. Отсутствие платежеспособности [9] • Нарушены пороговые значения всех показателей. Частичная утрата потенциала [3] • Поиск эффективных форм внешней санации [4]

Кризисное • Нарушены пороговые значения большинства основных показателей. Появление признаков необратимости спада производства и частичной утраты потенциала вследствие исчерпания технического ресурса оборудования и площадей, сокращения персонала [3] • Несоответствие показателей экономическим соотношениям либо резкое снижение показателей в определенные временные интервалы. Устойчивость отрицательных тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем, снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, сбои производственного процесса. Уменьшается сбыт продукции, возрастает задолженность и смещаются сроки осуществления платежей [9] • Ухудшение большинства показателей. Привлечение кредитных ресурсов становится затруднительным [12]

Предкризисное • Хотя бы один из основных показателей нарушил пороговое значение, а другие приблизились к этим значениям. Технические и технологические возможности улучшения условий и результатов производства не утрачены [3] • Зарождение финансовой неустойчивости, появление негативных явлений в хозяйственной деятельности. Уменьшаются доходы, растут убытки. Принимаются некачественные непродуманные управленческие решения. Имеются отдельные сбои в осуществлении платежей по долгам [9] • Невыполнение или частичное выполнение текущих задач, развитие разрыва между стратегическими целями и выбранными направлениями развития [12] • Предприятие находится как бы в граничной области между стратегиями роста или стабильности и стратегией сокращения [5]

Нормальное • Экономические показатели не выходят за определенные пределы. Основные экономические законы (закон возмещения затрат, закон массового производства, закон самофинансирования выпуска продукции) не нарушаются [10] • Индикаторы экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений. Использование потенциала близко к технически обоснованным нормативам [3] • Имеет место воспроизводственный процесс [15] • Поддержание платежеспособности и исключение обременения предприятия долгами [2]

Экономическая безопасность Наличие всех признаков «нормального» состояния предприятия, перечисленных выше и наличие новых качественных признаков: • условие расширенного воспроизводства [1]; • высокая производительность, высокое качество продукции. Соответствие уровня использования ресурсов передовому уровню, конкурентоспособность, социальная стабильность [17]; • опережающее развитие в части инновационного обновления производства, роста производительности труда, повышения эффективности производства [7]; • конкретные преимущества, соответствие потенциала и организационной культуры целям и задачам, гармонизация интересов предприятия и субъектов внешней среды [11]; • стабильный спрос на продукцию, расширенное воспроизводство, обновление мощностей, внедрение новой техники, расширение рынка сбыта, решение социальных проблем сотрудников, улучшение кадрового потенциала [20]

Рис. 3. Схема применения текущих стратегий перехода предприятия на более высокую ступень иерархии состояний экономики в рамках общей стратегии обеспечения экономической безопасности предприятия

В целом стратегия обеспечения экономической безопасности — это общая стратегия развития экономики предприятия, включающая в себя текущие стратегии перехода предприятия на следующую более высокую ступень иерархии состояний экономики, вплоть до состояния «экономическая безопасность».

В процессе разработки стратегии на основе анализа факторов внешних и внутренних угроз, определения сильных и слабых сторон предприятия, оценки текущего состояния экономики предприятия и выбора желаемого состояния разрабатывается программа действий с заданием конкретных качественных и количественных параметров изменения состояния продуктов стратегического развития. По данным А.Г. Поршнева [18], состав продуктов стратегического управления включает: ресурсы функциональных зон деятельности предприятия; продукцию (товары и услуги), имеющую «потенциальную прибыльность»; внутреннюю структуру и организационные изменения. Состав продуктов стратегического управления может быть выражен структурой (рис. 4)

Рис. 4. Структура состава продукта стратегического управления

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

Используя состав продукта стратегического управления можно планировать конкретные изменения ресурсов функциональных зон, продукции и внутренней структуры предприятия и организационные изменения и наполнять конкретным содержанием выбранную текущую стратегию перехода предприятия на более высокую ступень иерархии состояний. Вследствие этого общая стратегия обеспечения экономической безопасности предприятия может быть представлена матричной схемой, сочетающей текущие стратегии перехода предприятия на более высокую ступень иерархии состояний с функциональными (продуктовыми) стратегиями (табл. 2).

Представление стратегии обеспечения экономической безопасности предприятия матричной структурой, сочетающей конкретную текущую стратегию перехода предприятия на более высокую ступень иерархии состояний экономики с необходимыми функциональными (продуктовыми) стратегиями, вооружает менеджмент предприятия наглядным средством планирования.

В источниках по экономической безопасности предлагаются разные подходы к составу и содержанию механизмов экономической безопасности предприятия. Среди них:

❖ механизм отражает последовательность протекания событий по обеспечению экономической безопасности. Движущая сила, побудительный мотив действий [7];

❖ законодательная база, основополагающие доктрины, институциональные формы, процедура принятия решений предприятия, организация исполнения и контроля [13];

❖ набор мер, система организации их выполнения и контроля, структура механизма обеспечения экономической безопасности состоит из нескольких блоков с различной степенью структуризации и формализации [6];

Таблица 2

Матричная структура состава стратегии обеспечения экономической безопасности предприятия

Функциональные (продуктовые) стратегии Текущие стратегии

Перехода в состояние «кризисное» Перехода в состояние «предкризисное» Перехода в состояние «нормальное» Развития состояния «нормальное» Перехода в состояние «экономическая безопасность» Развития состояния «экономическая безопасность»

Финансы

Маркетинг

Производство

Персонал

Организационная культура и имидж

Инновации

Инвестиции

Информационная сфера

Политико-правовая деятельность

Экология

Силовой блок

Продукция (товары и услуги)

Внутренняя структура предприятия и организационные изменения

❖ совокупность законодательных актов, правовых норм, побудительных мотивов, мер и средств [11];

❖ состав функций механизма: оценка угрозы, разработка мер и реализация их посредством правовых норм и средств [8];

❖ мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности [14].

Перечисленные подходы показывают, что отсутствует целостное представление о структуре и содержании механизма обеспечения экономической безопасности предприятия.

Используя описание понятия «механизм», данное Г.Р. Латфуллиным [16], как побудительный мотив управленческой деятельности и как целенаправленно функционирующая система взаимодействия совокупностей методов, инструментов, рычагов и процедур, а также вышеприведенные подходы из разных источников, сформирована структура общего механизма обеспечения экономической безопасности предприятия, представленная на рис. 5.

Система взаимодействия совокупностей методов, инструментов, рычагов и процедур базируется на использовании внешних и внутренних механизмов. При этом основными внутренними механизмами (рычагами) выступают, по существу, основные элементы концептуальной модели обеспечения экономической безопасности предприятия по рис. 1.

Мониторинг и анализ факторов угроз достаточно подробно рассматриваются в работах [8, 11, 21], поэтому этот внутренний механизм не требует уточнения. При этом важно отметить, что угроза — это только намерение нанести ущерб [7], то есть наличие вероятности действия, а не само действие.

Механизмы и меры реализации стратегии экономической безопасности предприятия выбираются, на наш взгляд, по конкретному результату анализа факторов угроз, оценки состояния экономики предприятия и выбора текущей стратегии перехода предприятия на более высокую ступень иерархии состояний экономики в сочетании с выбранными функциональными (продуктовыми) стратегиями и намечаемыми количественными и качественными изменениями продукта стратегического управления. Аналогом подобного выбора могут служить рекомендации И.А. Бланка [4] по выбору механизма финансовой стабилизации для предприятия, переживающего финансовый кризис.

Рис. 5. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия

Контроль реализации стратегии является началом и концом цикла стратегического управления [18] и осуществляется путем мониторинга и анализа факторов угроз и оценкой уровня экономической безопасности (состояния экономики) предприятия.

Заключение

Предложенное представление понятия «экономическая безопасность предприятия» как наилучшее состояние экономики предприятия в ряду других состояний («нормальное», «предкризисное», «кризисное», «несостоятельное»), обладающее качествами, способными защитить свой потенциал во всех функциональных зонах деятельности, позволило:

■ сформировать иерархию состояний экономики предприятия;

■ обобщить признаки, характеризующие различные ступени в иерархии состояний экономики предприятий;

■ выразить стратегию обеспечения экономической безопасности через совокупность текущих стратегий перехода предприятия на более высокую ступень иерархии состояний экономики в сочетании с функциональными (продуктовыми) стратегиями, наполняющими текущие стратегии конкретным содержанием;

■ представить структуру механизма обеспечения экономической безопасности предприятия.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Басалай С.И. Модели и индикаторы экономической безопасности отрасли национальной экономики / http://www.cfin. m/press/management/2001-6/02.html.

2. Бандурин В.В., Ларицкий В.Е. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики. М.: Наука и экономика, 1999.

3. Бендиков М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. № 2.

4. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. К.: Ника-Центр, Эльга, 2003.

5. Вишневская О.В. Антикризисное управление предприятием. Ростов н /Д: Феникс, 2008.

6. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность предприятия / журнал НСБ «Хранитель» 25.01.2008 // http://psy.ru/sav-ermagazins/detal.php.

7. Грунин О.А. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2002.

8. Евдокимов Ф.И. Экономическая безопасность — необходимое звено в планировании деятельности предприятия / «Экономика. Право». 2002. № 2.

9. Жарковская Е.П. Антикризисное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Антикризис. Упр.» и другим экономическим специальностям. 6-е изд. испр. и доп. М.: Омега — Л, 2009.

10. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. М.: Феникс, 2000.

11. Козаченко А.В., Понамарев В.Н., Ляшенко А.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения. Киев: Либра, 2003.

12. Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. И.Г. Куку-киной. М.: Финансы и статистика, 2006.

13. Максутов Р.К., Потрубач Н.Н. Концепция экономической безопасности / Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.

14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

15. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. М.: Высш. шк., 2003.

16. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Рейченко. СПб.:Питер, 2003.

17. Терехов. Общее понятие экономической безопасности и характеристика основных ее показателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.sec4all.net, свободный (29.10.2008).

18. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

19. Федеральный закон от 26 октября 2002 г, № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

20. Шатраков А. Некоторые аспекты обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности // http://www.sbcinfo.ru/articles/6th2998conf/37.htm.

21. Шевелев А.Е. Бухгалтерский учет в системе экономической безопасности предприятия. М.: Экономист, 2005.

cyberleninka.ru

4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России

Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества – государства.

Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.

Существуют следующие подходы к определению национальной безопасности:

1) экспансия. Подход основан на том, что обладание экономической, политической и военной властью позволяет отдельным индивидуумам или государству использовать ее для насильственного установления диктата своей воли. Национальная безопасность сообразно этому подходу рассматривается только как военная, экономическая и политическая мощь;

2) паритет. Подход основан на том, что национальная безопасность представляет собой экономическую, политическую и военную мощь, позволяющую сохранить индивидууму или государству свою независимость, в том числе и в принятии решений;

3) гуманизм. Подход основан на том, что национальная безопасность состоит в установлении такого режима, при котором, безусловно, признается право как индивидуума, так и государства на самоопределение, независимость в принятии решений.

Изначально военная мощь являлась необходимым условием выживания человека и государства, способом защиты его самостоятельности от внешнего воздействия. Сегодня же она является непосредственной составной часть государства – государственного режима, без которого невозможно его нормальное функционирование.

Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.

Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.

Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:

1) независимость национальной экономики.

По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно – необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;

2) стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;

3) устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:

1) прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;

2) разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;

3) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

4) разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;

5) создание условий научной и технологической независимости;

6) обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;

7) повышение эффективности государственного аппарата;

8) поддержание баланса межнациональных отношений;

9) создание условий соблюдения законодательства;

10) формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;

11) сдержание военного потенциала страны;

12) улучшение экологической обстановки;

13) интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;

14) формирование единого экономического пространства со странами СНГ;

15) защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;

16) формирование режима финансово-кредитной независимости России;

17) усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;

18) формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;

19) вывод национальной экономики из кризиса.

Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.

studfiles.net

Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России

Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества – государства.

Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.

Существуют следующие подходы к определению национальной безопасности:

1) экспансия. Подход основан на том, что обладание экономической, политической и военной властью позволяет отдельным индивидуумам или государству использовать ее для насильственного установления диктата своей воли. Национальная безопасность сообразно этому подходу рассматривается только как военная, экономическая и политическая мощь;

2) паритет. Подход основан на том, что национальная безопасность представляет собой экономическую, политическую и военную мощь, позволяющую сохранить индивидууму или государству свою независимость, в том числе и в принятии решений;

3) гуманизм. Подход основан на том, что национальная безопасность состоит в установлении такого режима, при котором, безусловно, признается право как индивидуума, так и государствана самоопределение, независимость в принятии решений.

Изначально военная мощь являлась необходимым условием выживания человека и государства, способом защиты его самостоятельности от внешнего воздействия. Сегодня же она является непосредственной составной часть государства – государственного режима, без которого невозможно его нормальное функционирование.

Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результатеих будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.

Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.

Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:

1) независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно – необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;

2) стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;

3) устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической.Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января2000 г. № 24).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечениев Российской Федерации безопасности личности, общества и государстваот внешнихи внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:

1) прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;

2) разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;

3) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

4) разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;

5) создание условий научной и технологической независимости;

6) обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;

7) повышение эффективности государственного аппарата;

8) поддержание баланса межнациональных отношений;

9) создание условий соблюдения законодательства;

10) формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;

11) сдержание военного потенциала страны;

12) улучшение экологической обстановки;

13) интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;

14) формирование единого экономического пространства со странами СНГ;

15) защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;

16) формирование режима финансово-кредитной независимости России;

17) усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;

18) формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;

19) вывод национальной экономики из кризиса.

Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.

www.strategplann.ru

Понятие экономической безопасности

Первое упоминание о безопасности было сделано в 28 главе книги Иезекииль Ветхого Завета Библии. В переводе с греческого термин «безопасность» означает «владеть ситуацией». В специальной литературе приводится определение безопасности как состояния, при котором какой-либо субъект находится в положении надежной защищенности и не подвергается отрицательному влиянию каких-либо факторов. В широком научном смысле под безопасностью понимается защищенность естественно-физиологических, социально-экономических, идеально-духовных и ситуативных потребностей в ресурсах, технологиях, информации и нравственных идеалах, необходимых для жизнедеятельности и развития населения.

Особое место среди различных видов безопасности (социальной, экологической, демографической, политической, военной, научно-технологической, информационной, энергетической, культурной, правовой, генетической, криминологической, гуманитарной, психологической) занимает безопасность экономическая. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения. Существуют различные трактовки понятия «экономическая безопасность». В частности, термин трактуется как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Развивая идею защиты национальных интересов, следует апеллировать к мнению группы известных отечественных ученых, которые рассматривают экономическую безопасность как следствие глобализации, сквозь призму обеспечения международной безопасности. Именно поэтому в первую очередь остановимся на рассмотрении некоторых аспектов обеспечения международной безопасности.

Современные глобальные трансформационные процессы происходят в специфических условиях переходного периода и в сложной политической среде, не гарантирующей обеспечения международной экономической безопасности. В то же время, глобальные трансформационные процессы, уже на начальной стадии их развития, являются реальными, а эволюция системы международных экономических отношений, несмотря на все осложнения, в целом носит позитивный характер. Вместе с тем, геополитическая ситуация все больше усложняется. Реальная политическая действительность объективного перехода от биполярности к мультиполярности, от «холодной войны» к перспективе мира несет в себе новые глобальные угрозы, касающиеся международной безопасности и в первую очередь ее экономической составляющей.

В настоящее время, как никогда ранее, стала актуальна разработка концепции международной экономической безопасности. Первопричиной такой актуальности является глобализация. Глобализация – это объективная закономерность всемирного развития, которой нельзя избежать. Попытки уклониться от глобализации обычно никогда не увенчиваются успехом. Проблема состоит в том, чем станет глобализация для каждой конкретной страны, например, для Украины. Вопрос заключается в том, какими могут быть социально-экономические последствия глобализации, какие она несет в себе преимущества и какие угрозы таит? Без ответа на эти вопросы сложно надеяться на безопасное будущее. Именно поэтому первой производной глобализации является глобальная безопасность, а второй ее производной – глобальная экономическая безопасность.

Предположительно впервые термин «экономическая безопасность» был употреблен почти семьдесят лет назад Ф. Рузвельтом. Официальным термин «экономическая безопасность» стал в 1985 г., когда на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Международная экономическая безопасность». Именно в этой резолюции определено, что необходимо содействовать обеспечению международной экономической безопасности с целью социально-экономического (выделено автором) развития и прогресса каждой страны. На 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был сделан следующий шаг – принята Концепция международной экономической безопасности.

Сегодня формируются новые соотношения в иерархической декомпозиции экономической безопасности – глобальной, международной, национальной, региональной и экономической безопасности предприятия. На новом витке истории, ход которого во многом предопределен последствиями террористических актов в США 11 сентября 2001 г., очевидно, следует по-новому подойти к проблеме международной безопасности в целом и, в частности, к ее экономической составляющей. Все составляющие международной безопасности поступаются своими ведущими позициями и ролью перед безопасностью экономической.

Проблема обеспечения экономической безопасности в последние годы все больше волнует человечество. Мир признал как важность этой проблемы, так и необходимость ее разрешения, поскольку она в различной степени оказывает влияние на национальную экономическую безопасность всех стран. Так, в США в процесс реализации стратегии национальной безопасности вовлечены сотрудники ЦРУ, во Франции – специальные разведывательные подразделения. В России создана экономическая разведка, а для теоретического обоснования способов разрешения проблемы привлечены известные ученые Л. Абалкин, Б. Мильнер, А. Пороховский, В. Сенчагов и др.

Влияние глобализации на экономическую безопасность Украины, появление и становление которой как крупного независимого европейского государства, по сути, является определяющим. По мнению ведущих специалистов Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, Киевского национального экономического университета и Международного института глобалистики, если в ближайшие 5-10 лет Украина не интегрируется в мировые и европейские экономические структуры, она не будет иметь исторической перспективы как независимая держава. По их же мнению, императивом экономической безопасности Украины должна стать известная формула Римского клуба: «Мыслить глобально, действовать локально».

Неизбежный результат будущего глобального развития – интернационализация национальных экономик. Глобальная экономическая безопасность требует новых механизмов и новой стратегии интеграции, но таковых еще не существует. Национальная экономическая стратегия каждой страны в новых условиях одновременно должна быть и регионалистичной, и глобалистской. Обеспечивая национальное экономическое возрождение и прогресс, она должна реально содействовать глобальной экономической интеграции. Так, формирование на территории Украины инфраструктуры по обслуживанию денежно-кредитных и производственно-инвестиционных механизмов глобальной экономической безопасности требует и новых моделей обеспечения национальной экономической безопасности. В частности, должна быть проявлена забота о том, чтобы формируемые в Украине элементы инфраструктуры по обслуживанию глобальной экономики были включены в европейскую и международную систему безопасности.

Изучение и продвижение вперед разработки современных концепций экономической безопасности невозможны без уделения основного внимания ее международному и национальному уровням. Следует еще раз подчеркнуть, что к возникновению проблемы международной экономической безопасности ведет развитие глобализации, причем процессы глобализации могут способствовать появлению кризисных явлений не только на международном, но и государственном и региональном уровнях. Этому существует ряд примеров. Начатая США война против терроризма стала катализатором развития международной экономической безопасности, актуализировав проблему определения сравнительной экономической оценки результатов войны и «цены войны». Экономические потери от войн, как правило, колоссальны. В сравнении с ними экономические выгоды – мизерны. Но станет ли этот факт новым элементом глобальной стабильности и обеспечения международной безопасности? Ярким примером также является финансовый кризис, который возник в 1997 г. в Юго-восточной Азии и распространился к началу 1998 г. в странах других регионов. Частично последствия этого кризиса коснулись и Украины в августе-сентябре 1998 г. Развитие глобализации все больше ведет к сближению национальной и международной экономической безопасности.

Украина стремится не оставаться в тени и реагировать на развитие глобализации. Так, на 50-й юбилейной сессии Генеральной ассамблеи ООН Президент Украины Л. Кучма выступил инициатором создания Совета международной экономической безопасности наряду с существующим Советом Безопасности и Организацией Объединенных Наций. Такое предложение обусловлено достаточно большим числом угроз и потенциальных кризисных явлений международной экономической безопасности, но, к сожалению, из-за негативного отношения развитых стран и России оно поддержано не было.

Наиболее яркие угрозы международной экономической безопасности можно сгруппировать следующим образом:

  1. Нерациональная хозяйственная деятельность. Истощение природных и других видов ресурсов.
  2. Ограничительная политика, увязанная с определенными требованиями.
  3. Отсутствие стабильности валютных курсов государств.
  4. Чрезмерный протекционизм.
  5. Экономические блокады, эмбарго и санкции, не предусмотренные решениями ООН.
  6. Отсутствие доступа к передовым технологиям и свободы выбора.
  7. Противоречивость интересов отдельных государств и транснациональных корпораций.

Таким образом, на международную экономическую безопасность оказывают влияние как факторы внутренней экономической политики каждого члена мирового экономического сообщества, так и единая внешнеэкономическая политика членов сообщества.

Обеспечение международной экономической безопасности базируется на следующих принципах:

  1. Нацеленность на решение глобальных проблем человечества.
  2. Обеспечение свободного выбора и осуществления каждым государством стратегии социального и экономического развития.
  3. Достижение взаимовыгодности в сотрудничестве всех стран мирового сообщества.
  4. Обеспечение суверенности прав государств на использование природного, ресурсного, производственного и экономического потенциала.
  5. Отсутствие исключительной приоритетности в экономическом развитии отдельных стран или групп государств.
  6. Обеспечение ответственности государств перед мировым сообществом за последствия проводимой ими экономической политики.
  7. Мирное урегулирование экономических проблем.

Обеспечение международной экономической безопасности, с одной стороны, предполагает достижение и поддержание на определенном уровне национальной экономической безопасности отдельных государств, а с другой – будучи процессом сложным и многогранным, одновременно является условием достижения национальной экономической безопасности государств. Примером тесной взаимосвязи международной и национальной экономической безопасности еще до недавнего времени могли служить США, стратегия национальной безопасности которых формировалась исходя из национальных интересов и ценностей. Именно это способствовало расширению сообщества демократических стран с рыночной экономикой при одновременном ограничении и сдерживании угроз для США и их союзников. Отсюда основными компонентами стратегии вовлечения США в процесс обеспечения международной экономической безопасности были укрепление собственной экономической безопасности путем поддержания мощного оборонного потенциала, расширения сотрудничества с другими странами, открытие зарубежных рынков, содействие глобальному экономическому росту, поддержание демократии за рубежом и т.д.

Проблема обеспечения международной экономической безопасности затрагивает интересы отдельных стран в различных странах мира, подчас сталкивая их. Так, по мнению специалистов вашингтонского Центра по вопросам политики в области обеспечения безопасности, в решении вопросов утверждения маршрута нефтепровода для транспортировки каспийской нефти были затронуты и американские экономические интересы.

Обеспечение международной экономической безопасности имеет различные организационные формы. Примером одной из крупнейших таких организационных форм является договор о Европейском Союзе (ЕС), которым установлены экономический и валютный союзы стран-участниц. В соответствии с этим договором Совет Министров ЕС определяет стратегические направления экономической политики стран-участниц вследствие их неравномерного развития, слабости валют отдельных государств, медленного реформирования государственного управления в правительственных организациях. Тем не менее, руководители ЕС считают, что весь европейский континент может выиграть от процессов интеграции государств региона в экономическом и политическом плане, так как это укрепит их безопасность и ускорит экономический рост. Присоединяясь к мнению руководителей ЕС, следует отметить, что выигрыш от процессов интеграции может быть получен в виде синергетического эффекта.

Другим примером решения проблем международной экономической безопасности является «Осакская декларация», принятая на состоявшейся в ноябре 1995 г. в г. Осака (Япония) неофициальной встрече руководителей организации Азиатского-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В ней подтверждена решимость членов АТЭС стремиться к либерализации торговли и инвестиций, упрощению торгового и инвестиционного режимов, усилению технического и экономического сотрудничества.

Существует и ряд других организационных форм обеспечения международной экономической безопасности. Но вернемся еще раз к тезису о том, что обеспечение международной экономической безопасности зиждется на национальной экономической безопасности различных государств. Наука об обеспечении экономической безопасности государства – экосестейт (от. англ, ecosastable) – проходит только первые этапы своего формирования, а собственно процесс обеспечения национальной экономической безопасности в каждом государстве осуществляется по-разному и имеет ряд отличительных особенностей. Существуют такие особенности и в Украине, на рассмотрении которых остановимся подробнее.

topknowledge.ru

4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России. Национальная экономика: конспект лекций

4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России

Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества – государства.

Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.

Существуют следующие подходы к определению национальной безопасности:

1) экспансия. Подход основан на том, что обладание экономической, политической и военной властью позволяет отдельным индивидуумам или государству использовать ее для насильственного установления диктата своей воли. Национальная безопасность сообразно этому подходу рассматривается только как военная, экономическая и политическая мощь;

2) паритет. Подход основан на том, что национальная безопасность представляет собой экономическую, политическую и военную мощь, позволяющую сохранить индивидууму или государству свою независимость, в том числе и в принятии решений;

3) гуманизм. Подход основан на том, что национальная безопасность состоит в установлении такого режима, при котором, безусловно, признается право как индивидуума, так и государства на самоопределение, независимость в принятии решений.

Изначально военная мощь являлась необходимым условием выживания человека и государства, способом защиты его самостоятельности от внешнего воздействия. Сегодня же она является непосредственной составной часть государства – государственного режима, без которого невозможно его нормальное функционирование.

Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.

Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.

Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:

1) независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно – необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;

2) стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;

3) устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:

1) прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;

2) разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;

3) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

4) разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;

5) создание условий научной и технологической независимости;

6) обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;

7) повышение эффективности государственного аппарата;

8) поддержание баланса межнациональных отношений;

9) создание условий соблюдения законодательства;

10) формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;

11) сдержание военного потенциала страны;

12) улучшение экологической обстановки;

13) интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;

14) формирование единого экономического пространства со странами СНГ;

15) защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;

16) формирование режима финансово-кредитной независимости России;

17) усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;

18) формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;

19) вывод национальной экономики из кризиса.

Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

1.2. Концепция национальной безопасности. Экономическая безопасность предприятия

1.2. Концепция национальной безопасности

С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608 [3].

В период 1995–1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.

Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности.

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» прочно вошел в жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. Например, США разрабатывают доктрину, концепцию и стратегию своей национальной безопасности, где особое место уделено вопросам экономической безопасности. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической.

Национальная безопасность – чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы (рисунок 1). В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз.

Рисунок 1. Система национальной безопасности.

При этом следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая – функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, вторая – организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Важнейшим компонентом национальной безопасности, её материальным фундаментом, выступает экономическая безопасность.

Все элементы триады «личность-общество-государство» одновременно являются и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения.

Рассматривая различные стороны национальной безопасности, нельзя обойти экономические аспекты.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание отнюдь не случайно. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

В Концепции учитывается, что в настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике.

В Концепции признано, что, хотя в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, страна имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.

Концепция впервые ввела в лексикон официальных документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальной безопасности страны.

В Концепции четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию – вооружением, население и социальную сферу – предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю – конкурентоспособными товарами.

В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.

В частности отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.

Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

Негативные процессы в экономике в значительной степени лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

– реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;

– обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

– подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

– преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

– обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

– совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;

– неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

– равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

– подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

– создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

– расширение рынков сбыта российской продукции;

В условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать:

– правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;

– усиление государственного регулирования в экономике;

– принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Важное значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

Структура экономической безопасности по существу представлена в предложенной развернутой формулировке и состоит, по нашему мнению, из трех частей.

Первая – это достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня национальной безопасности страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил. Эта составляющая присуща для всех наиболее развитых стран мира и по существу не вызывает ни у кого сомнения. Обеспечивается она государством исключительно за счет бюджетных средств.

Вторая – создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный сектора, в том числе на частное предпринимательство, т. е. на все уровни – государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т. е. обеспечению первой составляющей.

Третья – защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. В глобальной экономике в условиях международной кооперации любые изменения, тем более катастрофические, в той или иной мере отражаются на всех ее участниках и поэтому требуются эффективные адекватные меры в случаях возникновения таких ситуаций.

Все три составляющие тесно взаимосвязаны, примерно равнозначны и поэтому приведены в одном определении.

Принципиально важным является баланс (гармоничное сочетание) национальной и экономической безопасности. Дело в том, что с экономической точки зрения обеспечение национальной безопасности в основной своей части – обороноспособности, это по существу расходная (затратная) часть, необходимость которой определяется гипотетически – уровнем предотвращенного ущерба в случае войны, однако одновременно для баланса должна быть и доходная часть, обеспечиваемая созданием наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц) в экономической сфере и защищенностью их интересов.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

В Концепции учитывается, что в настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике.

В Концепции признано, что, хотя в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, страна имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.

Концепция впервые ввела в лексикон официальных документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальной безопасности страны.

В Концепции четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию – вооружением, население и социальную сферу – предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю – конкурентоспособными товарами.

В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.

В частности отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.

Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

Негативные процессы в экономике в значительной степени лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

– реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;

– обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

– подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

– преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

– обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

– совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;

– неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

– равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами;

– подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

– создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

– расширение рынков сбыта российской продукции.

В условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать:

– правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;

– усиление государственного регулирования в экономике;

– принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности.

Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Важное значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *