Малый бизнес в россии проблемы и перспективы развития – ,

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

Библиографическое описание:

Баранов Д. О., Строганова М. Д. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/archive/112/28849/ (дата обращения: 17.08.2019).



Решение социально-экономических проблем — обеспечения занятости, роста реальных доходов населения, снижения социальной напряженности в настоящее время невозможно без развития малого предпринимательства, являющегося одним из важных элементов экономического развития регионов и отдельных муниципальных образований. Поэтому тему исследования считаем актуальной и современной.

Данная тема исследования на сегодняшний момент является также актуальной из-за экономического кризиса, которое привело к снижению деловой активности со стороны бизнеса, которая привела к стагнации производства, снижению занятости и росту безработицы, снижению налогооблагаемой базы и другим серьёзным проблемам для социально-экономической устойчивости России в целом [5].

Мировая практика показывает, что без малого и среднего предпринимательства невозможно динамичное и устойчивое развитие страны, которое также сильно влияет на экономический рост и структуру валового внутреннего продукта.

Повышение деловой активности малых и средних предпринимателей приводит к таким благоприятным событиям, как: увеличение объемов национального производства, увеличение инвестиций в реальном секторе экономики, инновационное развитие предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций, рост числа конкурентоспособных честных бизнесменов, увеличение количества товарно-денежных сделок, приводящих к росту доходов граждан, повышению уровня жизни населения страны [7].

Для чего повышать деловую активность частного бизнеса? Ответ очевиден. Для того чтобы обеспечить положительные темпы роста национальной экономики. Предприниматели, получая больше прибыли, будут организовывать дополнительные рабочие места, платить достойную и белую зарплату своим работникам, а также больше платить налогов, которые можно будет направить на развитие социальной сферы общества. А это в целом приведёт к социально-экономическому развитию страны, повысит платежеспособный совокупный спрос, создаст предпосылки для снижения инфляции издержек [4].

В это связи, на наш взгляд, государственное регулирование малого и среднего бизнеса просто необходимо в нашей стране, и является главным условием стимулирования данной деятельности [6]. Налоговые льготы, государственное субсидирование затрат, льготное кредитование для частного бизнеса — это те меры, которые государство может использовать для поддержки бизнесменов.

Одним из инструментов, способствующим созданию предпосылок для повышения деловой активности является введение государством налоговых льгот для частных предпринимателей и всего малого и среднего частного бизнеса. Налоговые льготы могут проявляться в снижении налоговых ставок, введении льготных каникул для начинающих бизнесменов и различных новых проектов, снижении налогового бремени для предпринимателей, взявших инвестиционные кредиты [1].

На наш взгляд, правительство должно принять кардинальные меры по улучшению условий ведения бизнеса, чтобы не допустить закрытие тысяч предприятий, увеличения безработицы, роста цен на товары и услуги первой необходимости, а также дестабилизацию в обществе.

В настоящее время не только высокие налоги мешают частному бизнесу. В нашей стране бизнесу мешают трудности при кредитовании (высокие проценты по кредиту), всевозможные административные преграды и не достаточное содействие государства в области налогообложения, организационных и управленческих услуг.

Другим немаловажным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса является государственное субсидирование затрат предпринимателей в малодоходных отраслях (животноводство и др.) [2]. Есть отрасли, которые отвечают за продовольственную безопасность, и необходимо компенсировать затраты предпринимателей функционирующих в таких отраслях, увеличивая тем самым их рентабельность и делая их бизнес привлекательным для инвестиций и вовлечения новых субъектов малого предпринимательства.

Важно отметить, что более 50 % представителей малого бизнеса разоряются (становятся банкротами) уже в течение первого года существования [1]. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно вводить льготное кредитование (где ссудный процент будет установлен на уровне ключевой ставки и не больше), которое уменьшит затраты предпринимателей и увеличит их рентабельность, позволит провести модернизацию производственных мощностей на действующих малых предприятиях. Процентные ставки банка по кредитам сегодня установились в размере 25–30 %, и для многих субъектов малого бизнеса кредиты становятся просто недоступными. Такой высокий процент является просто грабительским, взять такой кредит в банке к тому же очень сложно, особенно начинающим бизнесменам. В этой связи на помощь предпринимателю должно прийти именно государство, через предоставление льготных кредитов с низкими процентными ставками по кредитам. Финансовая поддержка малого бизнеса являться наиболее востребованной формой поддержки для большинства субъектов малого бизнеса.

На первый взгляд все просто, если государство помогает предпринимательству, то малый и средний бизнес должен процветать, но на самом деле существует много проблем, препятствующих достижению эффекта от государственного регулирования. Коррупция, монополизм, нехватка квалифицированных кадров, несовершенные законы, административные барьеры это те основные проблемы, которые сдерживают развитие и перспективы малого и среднего бизнеса.

Как отечественный, так и зарубежный опыт свидетельствует, стратегическими ориентирами государственной поддержки должны быть перспективные проекты и программы, обеспечивающие рост реального платежеспособного спроса, а также жизнеспособные наукоемкие и высокотехнологические производства и коллективы, работающие на критически важных направлениях. Непременным условием предоставления поддержки в любой форме должен быть жесткий контроль за ее целевым использованием и ответственность получателя за взятые обязательства [3].

Взаимодействие государства и частного бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется на взаимовыгодной основе и носит долговременный характер. Роль государства в рыночной экономике состоит в обеспечении высокой конкурентоспособности национальной экономики, в создании равных благоприятных условий для развития различных форм бизнеса, включая малый бизнес, всестороннего поощрения предпринимательства и частной инициативы.

В этом отношении поучителен опыт развитых стран. В США, например, более 37 % валового национального продукта производится мелким бизнесом. Примерно два из новых рабочих мест создаются мелким бизнесом. Всего небольших фирм в США около 18 млн., из них семейных — 7 млн. ед. В каждой правительственной программе (их более тысячи), в пропагандистских и рекламных публикациях по данной проблеме содержатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существенный вклад малого бизнеса в экономический рост. Предприятия малого бизнеса сыграли заметную роль в развитии наукоемких, высокотехнологических производств, в освоении нововведений. Большинство новых идей и инновационных проектов рождается на небольших предприятиях.

На мой взгляд, состояние малого и среднего бизнеса в стране является индикатором развития экономики в целом. Это самая незащищенная экономическая часть рыночных агентов, которая тяжелее всего переносит кризисы. Поэтому поддержка со стороны государства субъектам малого бизнеса особенно необходима в условиях современного экономического кризиса. Конкурентоспособность государства, благосостояние граждан во многом зависят и от развития малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, должны быть созданы качественные условия для развития отечественного бизнеса, эффективное функционирование предприятий малого и среднего бизнеса непосредственно зависит от законодательной и нормативной базы. Для создания комплексных мер по регулированию и поддержке малого и среднего бизнеса необходимо учитывать сложившееся социальное положение в обществе и предпринимательстве, именно социальную значимость малого бизнеса нужно учитывать государственным органам власти. Перспективы у малого и среднего бизнеса очень большие, необходимо только найти правильный подход в этой сложной системе госрегулирования.

Литература:

  1. Самсонов В. А. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / В. А. Самсонов, С. Ю. Андреев // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 года: Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам (Краснодар, 25 декабря 2014 г.). — Краснодар: изд-во Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2014. — 256 с. — С. 14–17
  2. Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014–2015 годов в России / С. Ю. Андреев // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 июня 2015 г., г. Уфа). — Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. — 220 с. — С. 66–71
  3. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. — Изд. 16-е., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 602 с.
  4. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
  5. Андреев С. Ю. Социально-экономические аспекты повышения эффективности кролиководческого бизнеса: автореф. дис. канд. экон. наук / С. Ю. Андреев. — Краснодар, 2008. — 26 с.
  6. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. // Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.
  7. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса / Гореико Н. И., Андреев С. Ю. // Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 45–47.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, частный бизнес, среднее, бизнес, деловая активность, льготное кредитование, малое предпринимательство, мелкий бизнес, национальная экономика, экономический рост.

moluch.ru

Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России

Малый бизнес является составной частью развитой экономики. Он должен выполнять ряд функций, которые позволяют экономике гармонично развиваться. Именно малый бизнес является проводником эффективных инноваций в массовое производство. За счет небольшого парка оборудования и немассового выпуска продукции, предприятия сферы малого бизнеса затрачивают не столь значительный объем финансовых средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные, таким образом, выявляются наиболее эффективные инновации. В случае отрицательного результата, потери предприятия сферы малого бизнеса не будут столь велики, как у крупных и крупнейших предприятий. Также помимо апробационной функции, сфера малого бизнеса способствует диверсификации производства, за счет освоения новых перспективных ниш. Предприниматели, организуя свой бизнес, идут на риск ради получения прибыли и самореализации. Результатом таких усилий являются новые малые компании, которые внедряют и осваивают самые передовые технологии, превращают идеи в продукты реального сектора экономики.

Малый бизнес в России неравномерно развит территориально: 30% предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе, к которому отнесен город Москва. Более равномерное распределение предприятий сферы малого бизнеса, позволит развивать реальный сектор экономики, а также повышать уровень инновационной активности во всех федеральных округах, особенно где расположено значительное количество крупных промышленных предприятий.

Российский малый бизнес и инновационное производство

Основная доля малого бизнеса приходится на сферу торговли – 41%, затем идет малый бизнес в сфере операций с недвижимостью – 18%, промышленное производство – 10%, строительство – 6%.

Остальные отрасли не превышают 2%. Можно сделать вывод, что в настоящее время в России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке.

Крупным предприятиям сложно перестроить за короткое время технологический процесс и, соответственно, возникают трудности с отбором не реализуемых инноваций. Это повышает риск банкротства крупных предприятий, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. Предприятия малых форм предпринимательства отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Малый бизнес в России не способствует развитию реального сектора экономики, так как не выполняет функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10% относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия малых форм предпринимательства на настоящий момент не представлены. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не передается в промышленное производство.

Сведение роли малого бизнеса до посреднических функций

Анализ структуры оборота малых предприятий по отраслям экономики показал, что торговля в структуре оборота малых предприятий составляет 67% всего оборота малых предприятий, и, соответственно, поступления в бюджеты различных уровней осуществляются от перепродажи импортных товаров, а не продукции собственного производства. Производственная сфера по количеству малых предприятий составляет 10,3%, в структуре оборота их доля всего 8,7%. То есть малый бизнес в России выступает посредником между зарубежными производителями и российскими потребителями, способствуя тем самым развитию экономик стран производителей.

Невыполнение основных функций малого бизнеса – диверсификации производства и продвижения инновационных продуктов в массовое производство пагубно сказывается на экономическом развитии страны. Сведение роли малого бизнеса до посреднических функций и продвижения на рынок зарубежных продуктов неизбежно ведет к падению уровня развития реального сектора экономики, к потере конкурентных преимуществ, к замедлению темпов развития научного сектора и к окончательной потере связей между производственным и научным сектором.

Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

– во-первых – отсутствие четкой эффективной законодательной базы, регламентирующей функционирование предприятий сферы малого бизнеса;

– во-вторых, отсутствие системы финансирования развития предприятий малых форм предпринимательства. Кредитование является одной из важнейших проблем малого бизнеса в России.

В настоящее время распространена практика предоставления кредитов только под залог или поручительство, которые большинство малых предприятий просто не могут предоставить. Отсутствие специальных банков, которые бы обслуживали малый бизнес, ставит малые формы предпринимательства в особо трудное положение, поскольку невозможность получения кредита исключает способность этих предприятий конкурировать с иными предприятиями;

– в-третьих, увеличение налогового бремени и бюрократизация органов, осуществляющих надзорные функции.

Неэффективность государственной политики развития малого бизнеса

Как известно, в период кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, особенно в сфере малого предпринимательства. В сфере налоговой политики основными мерами должны быть: снижение ставок налога; предоставление налоговых льгот на инвестиции и внедряемые инновации; проведение политики ускоренной амортизации.

В сфере кредитно-денежной политик необходимо проведение политики увеличения кредитов с целью оживления производства при помощи дополнительных кредитов. Это достигается за счет снижения процентных ставок за кредиты. Однако в период кризиса налогово-бюджетная политика государства направлена на повышение налогового бремени, так для предприятий сферы малого бизнеса обязательные отчисления в социальные фонды были увеличены в 2 раза, что негативно сказалось на его развитии, особенно в реальном секторе экономики.

Анализ динамики числа малых предприятий по видам экономической деятельности подтверждает неэффективность государственной политики развития малого бизнеса в наукоемких отраслях и в реальном секторе экономики.

Высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективности государственной политики поддержки малого предпринимательства. Это связано с тем, что в сфере торговли низкие риски банкротства, требуется небольшой первоначальный капитал, осуществляется быстрый оборот капитала, для малых предприятий производственной сферы требуется первоначальный капитал, позволяющий приобрести парк оборудования.

Отсутствие льготных условий кредитования малого бизнеса (минимальная ставка кредита для малого бизнеса – 21%), а так же эффективной программы его поддержки (для получения государственной поддержки необходимо пройти контроль большого числа комитетов и департаментов, получить их одобрение, эти процедуры занимаю несколько месяцев), не позволяют ему развиваться в реальном секторе экономики.

Как добиться того, чтобы малый бизнес работал на развитие национальной экономики?

Для того чтобы малый бизнес действительно оказывал положительное влияние на развитие экономики и способствовал укреплению конкурентоспособности российской продукции особенно ее реального сектора, общее число малых предприятий по стране должно быть не менее 2–3 млн, примерно равномерно распределенных территориально [1]. В каждом округе, необходимо развивать малые формы предпринимательства именно в той отрасли экономики, которая эффективно развивается и учитывает характерные особенности территории. Также необходимо распространение малого бизнеса во всех отраслях экономики, за исключением естественных монополий.

Распределение малых предприятий должно быть оптимальным, т.е. основная их доля – в реальном секторе экономики, а менее значительная в торговле, сфере услуг и научной сфере.

В сложившихся условиях необходимо:

– проработка законодательной базы, регламентирующей функционирование малого бизнеса в производственных отраслях, создающих конечный продукт;

– разработка эффективной системы кредитования малого бизнеса;

– эффективная поддержка со стороны государства, способствующая распространению малого бизнеса в реальном секторе экономики и в научной сфере;

– установление связей между научными учреждениями, занимающимися инновационными разработками, сферой малого бизнеса и предприятиями массового производства.

creativeconomy.ru

3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в рф.

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы под­держки реализуются на практике.

Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого предпринимательства и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 2002 г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 21,6% общей численности малых предприятий страны. На них было занято более 1,3 млн. человек. Они обеспечивали около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений. Для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что Доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет не менее 51 % от общего размера капитала.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпри­нимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого предпринимательства правительство столицы организует и проводит для них открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений и земельных участков; открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников.

Субъекты малого предпринимательства, заинтересованные в реализации городских программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы:

• заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме;

• следующие приложения к заявке по установленной форме: паспорт предприятия; личная анкета руководителя предприятия-заявителя; описание предпринимательского проекта;

• бизнес-план проекта в соответствии с установленными ме­тодическими рекомендациями;

• копию регистрационной карты Реестра малых предприятий г. Москвы; копию учредительных документов предприятия-заявителя; копию бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией; перечень основного имущества предприятия-заявителя; документы, подтверждающие наличие производственных помещений; допол­нительные документы, имеющие отношение к проекту /по усмотрению заявителя).

В современных экономических условиях важное значение для развития предпринимательства имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок с последующим выкупом на льготных условиях.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса в США, органы конгресса США по делам малого бизнеса министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, фе­деральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

Большую роль в механизме поддержки развития малого пред­принимательства ранее играл Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, однако указом президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован.

В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.

Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. так в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы. В июне 2007 г. осуществлен уже одиннадцатый выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству.

Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно раз­вивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

По данным бывшего Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, почти во всех регионах Российской Федерации созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, в 70 регионах действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.). Однако наиболее развитая система государственных органов поддержки и развития малого предпринима­тельства функционирует в Москве, которая в 2008 г. торжественно отметила 20-летний период развития малого предпринимательства. Особенностью опыта развития малого предпринимательства в Москве является комплексный, системный подход в процессе как развития, так и реализации городских программ развития малого предпринимательства.

studfiles.net

Проблемы и перспективы малого бизнеса в России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы изучения проблем малого бизнеса в России

1.1 Основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе

1.2 Истоки формирования и основные характеристики малого бизнеса в России

1.3 Нормативно-правовое обеспечение развития малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне

ГЛАВА 2. Особенности становления и развития малого бизнеса в городе Волгограде (на примере Красноармейского района)

2.1 Управление развитием малого бизнеса в городе Волгограде

2.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в городе Волгограде (на примере Красноармейского района)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета для предпринимателей

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется следующим. Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.

Малое предпринимательство — не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения инноваций, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса отражаются, в первую очередь, на жизнеспособности субъектов малого предпринимательства, которые в условиях сокращения банковского кредитования, резкого падения спроса на товары и услуги вынуждены принимать решения о сокращении, а в отдельных случаях и о полном прекращении своей деятельности.

Значимость изучения проблем малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

Проблема развития малого бизнеса, по мнению российских предпринимателей, кроется в двух основных причинах, во-первых, это чрезмерное государственное регулирование (бюрократизм). Вторая не менее важная проблема, которую необходимо решить — это финансы: нехватка оборотных средств, долгосрочного финансирования и высокая стоимость кредитов.

С момента принятия Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (далее — Закон № 88-ФЗ) произошли существенные изменения в законодательной базе. Были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О приватизации государственного и муниципального имущества». Это привело к коллизии норм федерального законодательства и отмене ряда статей Закона № 88-ФЗ. В таком урезанном виде Закон носил декларативный характер и, в сущности, являлся недействующим нормативно-правовым актом с устаревшими нормами, а малое предпринимательство оставалось обделенным сектором предпринимательства.

Вступивший в силу с 1 января 2008 г. новый Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является нормативным закреплением позиции государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и отправной точкой, дающей старт дальнейшим изменениям в этой сфере.

Таким образом, проблемы становления малого бизнеса и перспективы его дальнейшего развития получили наиболее полное освещение в работах исследователей. Однако некоторые аспекты данной темы остаются еще не достаточно изучены. Это определенно вызывает научный интерес автора выпускной квалификационной работы к данной проблематике.

Цель исследования: изучить роль и место малого бизнеса в современном российском обществе и разработать рекомендации по повышению значимости и эффективности деятельности малого бизнеса.

Указанная цель достигается через решение следующих задач:

· проанализировать основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе;

· выявить истоки формирования, становления и развития малого бизнеса в России;

· проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;

· охарактеризовать государственную и региональную политику по оказанию комплексной и адресной поддержки по различным направлениям для решения проблем в сфере деятельности субъектов малого бизнеса;

· изучить деятельность администрации города Волгограда как органа исполнительной власти, осуществляющего меры по оказанию комплексной и адресной поддержки и развития субъектов малого бизнеса по различным направлениям;

· выявить основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;

· разработать способы совершенствования деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти при осуществлении комплексной и адресной поддержки и развития субъектов малого бизнеса.

Объектом исследования выступает малый бизнес в России.

Предметом исследования является роль малого бизнеса в развитии общества, его проблемы и перспективы в России.

Эмпирический объект исследования — предприниматели, занятые в сфере малого бизнеса.

Теоретико-методической основой исследования явились труды отечественных авторов в области изучения проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур, таких как Буянкина[1] , В. Я. Горфинкель[2] , В. Демкович[3] , Н. Е. Егорова[4] , В. Г. Игнатов[5] , Н. М. Краева[6] , М. Г. Лапуста[7] , И. Б. Левин[8] , Л. К. Пятилетова[9] , Л. Сон[10] , Е. Г. Ясин[11] и др.

Эмпирическую основу исследования составили законодательные акты, регулирующие деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по поддержке и развитию малого бизнеса: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; Федеральный закон от 24.07.2007 г. N-209-ФЗ (ред. от 02.08.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации; Законы и Постановления субъектов Российской Федерации и др. законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Указы президента, Постановления правительства и Министерства экономического развития Российской Федерации, акты местных органов, результаты социологического опроса проведенного автором в январе 2010 года среди предпринимателей Красноармейского районе города Волгограда.

Научная и практическая значимость исследования. Результаты аттестационного исследования могут быть использованы в практической деятельности по исследованию в области проблем малого предпринимательства. Практические рекомендации, сделанные в работе, могут быть использованы при разработке местных программ поддержки малого предпринимательства и быть полезными для определения стратегий улучшения положения субъектов малого предпринимательства.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе раскрываются теоретические аспекты изучения малого бизнеса.

Во второй главе рассматриваются региональные аспекты развития малого бизнеса в Волгоградской области.

В заключе

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *