Местный референдум это – .. :

Содержание

Местный референдум

Местный референдум 2

Муниципальные выборы 17

.Голосование по отзыву выборного должностного лица 27

Сход граждан 32

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) 36

Собрания граждан 41

Обращения граждан в органы местного самоуправления. 43

Публичные слушания 50

Опрос граждан 51

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования (ст. 24 Закона 2003 г.). 52

Компетенция местного самоуправления 55

Существуют различные виды референдумов: обязательные, консультативные, конституционные, факультативные и т.п.

В России в зависимости от территории проведения референдума различают: референдум РФ, референдум субъектов Федерации и местный референдум.

Конституция РФ ставит местный референдум на первое место среди всех остальных форм осуществления местного самоуправления. Тем самым повышается его значимость среди других форм волеизъявления граждан в пределах муниципального образования.

Понятие «референдум» (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) — прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни.

Различие между референдумом и выборами состоит в объекте голосования, то есть, в отличие от муниципальных выборов, голосование на местном референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению по определенному вопросу местного значения.

Референдумы по масштабу бывают

всенародные, которые охватывают территорию всей страны, региональные, межрегиональные и локальные, имеющие распространение на определенную часть территории (например, местный референдум имеет локальный характер и ограничен решением вопросов местного значения).

Существует два законодательных определения местного референдума:

  1. Референдум местный (местный референдум) — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования; (ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

  2. Местный референдум – непосредственное решение населением вопросов местного значения (ст.22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» )

Признаки местного референдума:

  1. Особый объектный состав – референдум проводится только по вопросам местного значения.

  2. Локальный характер – проведение референдума ограничено определенной территорией (проводится на всей территории муниципального образования).

  3. Особый субъектный состав – принимают участие только те граждане, которые проживают на территории муниципального образования.

Правовые основы местного референдума:

1. Конституция (ч.2, ч.3 ст.3), ч.2 ст.130.

2. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. (с изм. и доп.).

Поскольку в Конституции нет главы, посвященной избирательному процессу, данный федеральный закон обладает базовым значением. Он имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Федеральные законы, законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты о референдумах и выборах не должные ему противоречить.

3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. (ст.22)

4. постановления Конституционного Суда РФ

5. постановления Центральной Избирательной Комиссии

6. законы субъектов Федерации о проведении местных референдумов

Например, Закон Тамбовской области «О местном референдуме в Тамбовской области», Закон ХМАО «О местном референдуме», Закон Санкт-Петербурга «О местном референдуме» и т.п.

7. уставы муниципальных образований (в уставе могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум).

8. иные нормативно-правовые акты о референдумах

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие принципы проведения местного референдума:

  1. Право граждан, проживающих на территории муниципального образования, на участие в местном референдуме – граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, вправе голосовать на местном референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии и убеждений.

Не имеют права принимать участие в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Законодательство не детализирует признак постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Не подлежат включению в списки военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти лица до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования.

  1. Непосредственное участие граждан в референдуме — граждане выражают свою волю самостоятельно, принимая решение при голосовании, а не действуют через каких-либо представителей

  2. Добровольное участие граждан в местном референдуме – никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие граждан в референдуме, это право, а не обязанность гражданина.

  3. Свободное волеизъявление – каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме, голосует по своему собственному усмотрению, руководствуясь внутренним убеждением.

  4. Тайное голосование – контроль за волеизъявлением граждан не допускается (специально оборудованные кабинки, ненумерованные бюллетени).

  5. Гласность – вся деятельность по подготовке и проведению референдума ведется открыто, результаты референдума обнародуются.

  6. Законность – местный референдум проводится в строгом соответствии с действующим законодательством. За соблюдением законов при проведении референдума осуществляется контроль органами местного самоуправления и государственной власти, самими гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений, а также комиссиями по проведению местного референдума.

Местный референдум – это голосование населения муниципального образования по вопросам местного значения.

Для каждого вида муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ) федеральным законом закреплены свои вопросы местного значения (ст.ст.14, 15, 16).

studfiles.net

Местный референдум — это… Референдум: определение, суть, виды, участие и описание :: BusinessMan.ru

Законом Российской Федерации о местном самоуправлении закреплено понятие референдума, как открытого голосования граждан по вопросам соответствующего уровня. Наиболее подробно вопрос о проведении местного референдума рассматривает в Федеральном законе №131 «Об общих принципах местного самоуправления». Одним из наиболее ярких примеров проведения подобного мероприятия за последнее время является голосование о вхождении Крыма и города Севастополь в состав Российской Федерации. При столь важных принимаемых решениях, каждый должен знать, что такое референдум.

Суть

Референдум – это специфическое голосование. Участие в нём могут принимать граждане, которые постоянно проживают на территории, где он будет проводиться, либо находящиеся там достаточно долго. Результаты референдума не требуют подтверждения или специального утверждения кем-либо из представителей власти. Он имеет высшую юридическую силу и не подлежит обжалованию. Проведение референдума возможно только при соблюдении Конституции, законов Российской Федерации и её субъектов, уставов и конституций муниципальных образований.

За что голосуют?

На референдум выносятся наиболее важные вопросы, требующие участия всех граждан, при невозможности принятия решения без учёта их мнения. на нём рассматриваются все вопросы, что влияют на организацию жизни простого народа, его комфорт и защищённость. Список вопросов, решаемых с помощью местного референдума, достаточно широк. Исключение составляют такие мероприятия:

  • О досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, депутатов и иных должностных лиц.
  • Об избрании в органы местного самоуправления депутатов и иных должностных лиц.
  • О проведении выборов.
  • Об изменении утверждённого бюджета муниципального образования.
  • О принятиях мер в случаях ЧП.

Все вопросы, вынесенные на местный референдум, не могут ущемлять права и свободы граждан. Они должны соответствовать Конституции и общепризнанным мировым правам.

Кто организует?

Население может потребовать проведение референдума. Для этого ему необходимо обратиться к представительному органу. Учреждение может организовать проведение референдума как по просьбе населения, так и по собственной инициативе, чувствуя такую необходимость. При отсутствии в муниципальном образовании представительного органа по требованию населения (больше 5% от общего количества избирателей) назначить проведение референдума может глава администрации.

Инициатива проведения

В различных субъектах Российской Федерации условия для проведения местного референдума разные. Если инициатива принадлежит представительному органу, то не менее трети или половины депутатов должны высказаться за его организацию. Но в большинстве случаев проведение референдума провозглашается при квалифицированном большинстве. То есть при 2/3 голосов.

Если проведение референдума требуют местные жители, то должна быть оформлена официальная бумага в представительном органе. В приложении к прошению или заявлению необходимо прикрепить подписи граждан. Их количество не должно составлять менее пяти процентов от числа избирателей субъекта, на территории которого планируется провести местный референдум.

Граждане могут объединиться в инициативную группу либо создать общественное объединение. Если оно хочет провести референдум, это означает, что ему необходимо пройти сложную процедуру регистрации в органах юстиции. Только через полгода после этого объединение сможет обратиться к представительному органу с требованием проведения референдума.

Нюансы проведения

Участники местного референдума – это все граждане, находящиеся на территории его проведения постоянно или преимущественно. Участвовать в мероприятии, как и в выборах, можно только на добровольной основе. Форма голосования – закрытый и тайный. Для соблюдения честности проводимой процедуры возможно только наблюдение, в том числе и со стороны иностранных граждан.

Вопрос в бюллетене референдума должен предполагать закрытый ответ. Чаще всего это «да» или «нет». Вопросы с развёрнутыми ответами не могут быть вынесены на референдум. Это и обуславливает наличие всего двух пунктов, в одном из которых необходимо поставить крестик или галочку. Если по итогам референдума необходимо издание нового закона или корректировка уже существующего, то органы власти не имеют права в отказе. Итоги мероприятия – это опубликование принятого решения. Сроки опубликования, если они не указаны в документе, определяются законом и не превышают семи дней.

Разновидность референдума

Консультативный референдум – это разновидность местного мероприятия, по итогам которого принятие решения не является обязательным. Органы власти проводят что-то наподобие опроса. Узнав мнение граждан об интересующем вопросе, орган местного самоуправления может принять наиболее правильное решение. Зачастую в правовой литературе можно встретить название консультативный опрос вместо референдума.

Условия проведения

В период объявления чрезвычайного положения или в военное время, в течение трёх месяцев после его отмены проведение референдума невозможно. Это связано с необъективностью голосования, а также с невозможностью обеспечить свободное и безопасное волеизъявление для всех граждан одинаково. В течение двух лет после проведения референдума не может производиться подобный. То есть, нельзя организовывать мероприятие с одинаковыми по смыслу вопросами чаще, чем раз в два года.

Участие в референдуме

Граждане нашей страны, перешагнувшие совершеннолетний рубеж, одинаково обладают правом на участие в референдуме. Никакие различия в религии, национальности, образовании, языке не влияют на такую возможность. К участию в референдуме не допускаются заключённые либо лица, в отношении которых уже вступил приговор суда. Люди, признанные недееспособными, также не допускаются к голосованию.

Принцип организации, проведения референдума и участия в нём – это, как и при выборах, всеобщее, равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании. Для каждого гражданина должен быть осуществлён свободный доступ на участки. Подразумевается, что заставлять или отговаривать от участия в мероприятии гражданина нельзя.

Проведение референдума

Российский референдум назначается исключительно на выходной день, при этом он должен быть непраздничным. Новость о будущем проведении референдума и выносимые на голосование вопросы публикуются в официальных источниках (газете или на интернет-сайте) не менее чем за 45 дней до его проведения.

Каждый гражданин, пришедший на участок, должен предъявить паспорт и зарегистрироваться. Ему выдаётся индивидуальный бюллетень, где необходимо отметить вариант ответа на поставленный вопрос. Так как голосование тайное, то для каждого участвующего в референдуме оборудуется закрытое место (кабинка), для принятия спокойного взвешенного решения и фиксации результата. Для подсчёта голосов, все бюллетени граждане должны опустить в специальные урны. Далее, комиссия проводит подсчёт голосов и утверждает итоги.

Комиссия для проведения референдума

Муниципальная избирательная комиссия проводит подготовку, проведение референдума, подсчитывает голоса и определяет результаты. Всё это проводится в максимально открытом для граждан виде. Сейчас всё чаще стали устанавливать камеры наблюдения, фиксирующие моменты проведения референдума, подсчёт голосов. Наблюдать за ходом мероприятия может каждый.

Комиссия формируется и работает согласно соответствующим законам. Её численность зависит от количества участков, на которые делится территория проведения референдума, и числа избирателей на них. Чаще всего они совпадают с участками выборов, так как для удобства проведения последних проводится тщательная подготовка.

Состоявшийся референдум

Референдум считается состоявшимся, если в нём участвовало не менее четверти всего населения, на территории которого он проводился. Вопрос, вынесенный на голосование, считается решённым, если в его пользу проголосовало более половины участников. Когда наблюдатели выявляют во время проведения референдума нарушения закона либо ними были замечены фальсификации при проведении подсчёта, которые могут изменить результат голосования, то такая процедура признаётся недействительной. Лица, заинтересованные в обжаловании результатов, могут обратиться в суд, если у них имеются доказательств, подтверждающих нарушение закона. Любой гражданин имеет на это право. Референдум и его итоги не могут быть обжалованы позднее, чем через месяц после его проведения.

Итоги местного референдума

После подсчёта голосов итоги референдума должны быть оглашены в течение семи дней. Как правило, они публикуются в СМИ как печатных, так и электронных. Если же референдум проводился на территории, где отсутствуют средства массовой информации либо информирование граждан этим путём затруднено, то члены комиссии должны довести его итоги до граждан другим доступным способом на протяжении десяти дней.

Итоги референдума становятся действительными с момента их опубликования, если в документе не указана иная дата вступления в силу результата голосования. Принятое решение может быть отменено или изменено только вердиктом последующего подобного мероприятия не ранее, чем через два года.

businessman.ru

Характеристика местного референдума кратко

Реализация гражданами права на управление делами местного значения происходит не только при голосовании за кандидатов в местные органы, но и путем проведения референдума по насущным проблемам территории муниципалитета и интересов населения.

Референдум призван решить те вопросы, которые являются важными для населения, в связи с тем, что могут напрямую затрагивать их права и законные интересы.

Например, к числу таких вопросов может относиться изменение площади территории города или района, строительство промышленного объекта, который может оказывать негативное влияние на окружающую среду и здоровье граждан.

В этой статье:

Вопросы местного референдума

Постановка референдума происходит таким образом, что граждане дают однозначный ответ, соглашаясь или не соглашаясь с поставленным вопросом. При возникновении  сомнений, рекомендуем обратится к специалисту, так же всегда есть возможность задать вопрос юристу по электронной почте.

Тематика референдума не может ограничивать в правах человека или гражданина. Также, все то, что выносится на всеобщее обсуждение населением не должно противоречить законодательству и иметь здравый смысл.

Конкретный перечень вопросов референдума, как правило, невозможно закрепить в нормативном акте, так как важность вопроса может быть в любой тематике. Задача местных органов определить целесообразность выносимого вопроса и проверка на предмет законности и не противоречивости действующему законодательству.

Однако есть перечень вопросов, который не может выноситься на всеобщее обсуждение:

  • определение продолжительности действия полномочий местных органов, их досрочного прекращения или установление новых сроков;
  • проводить посредством референдума голосование за или против отдельных кандидатур в местные органы;
  • определять списочный состав должностных лиц муниципального органа;
  • назначать или освобождать с должности чиновников местного значения;
  • принимать бюджет города или района, заключать финансовые обязательства;
  • вводить меры чрезвычайного характера по обеспечению безопасности населения.

Порядок проведения местного референдума

Референдум имеет охват все территории муниципалитета. Поэтому в его участи принимают граждане, имеющие регистрации на данной территории. Участвовать могут как российские граждане, так и иностранцы, имеющие вид на жительство с регистрацией на территории этого муниципалитета.

Для проведения всеобщего обсуждения требуется инициатива, которая может исходить: от граждан, избирательных объединений, общественных организаций, мэром, депутатами. В конечном итоге референдум будет назначен только представительным органом.

Депутаты обязаны назначить референдум не позднее тридцати дневного срока со дня внесения инициативы. То есть, какой бы не вынесли вопрос граждане, депутаты на заседании будут решать выносить ли этот вопрос на всеобщее обсуждение или нет.

Если граждане будут не согласны с мнением местных чиновников, они могут их решение обжаловать в верховный суд регионального значения. Признав обоснованность жалобы, верховный суд своим решением может назначить проведение всеобщего обсуждение населением важных вопросов, без учета мнения местных чиновников.

Итоги местного референдума

По итогам всеобщего обсуждения, избирательная комиссия проводит подсчет результатов, которые в обязательном порядке подлежат обнародованию и опубликованию в местной газете. Для принятого решения на референдуме не требуется его одобрение или подтверждение муниципальными органами.

Это решение является обязательным для всех граждан и чиновников данного муниципалитета. Поэтому на чиновников возлагается обязанность по его исполнению и приведению в жизнь, например, если население решило путем референдума запретить строительство опасного объекта, то это решение будет законом для местных органов.

Если местные чиновники будут игнорировать результаты референдума, население может обратиться защитой в государственные органы.

sud-isk.ru

Местный референдум

Местный референдум считается одним из главных институтов в местном самоуправлении. В узком смысле под термином понимают голосование граждан по определенным вопросам. Местный референдум имеет большое значение в системе местного самоуправления. Это связано, главным образом, с тем, что посредством этого института граждане получают возможность решать соответствующие вопросы, принимая участие в делах администрации через соответствующие органы или непосредственно самостоятельно.

Референдум в России, как институт, как народовластие в высшей форме, закреплен в Конституции РФ. Однако действующие ранее Федеральные Законы не предусматривали обязательный и периодический созыв местного референдума. Закон, действующий сегодня, закрепляет за этим институтом статус формы непосредственного участия народа в соответствующем управлении. Вопросы, связанные с проведением местного референдума, также отражены в законодательстве.

Указанный институт широкое распространение получал в 1980-х-90-х годах. Тогда местный референдум способствовал решению различных вопросов муниципального значения. В 95-96гг. этот институт активно применялся при утверждении уставов в муниципальных образованиях. В 96-98 гг. местный референдум, как правило, применялся в случае становления местной власти.

В Федеральном законе определен перечень вопросов, которые запрещены к вынесению для решения этим институтом. К ним, в частности, относят вопросы о:

  1. Досрочном продлении или прекращении срока полномочий государственных органов власти в субъекте РФ, на территории муниципального образования. Вопросы о проведении досрочного голосования в них или об отсрочке его проведения в субъекте или муниципальном образовании.
  2. Персональном составе указанных выше органов.
  3. Избрании любых должностных лиц и депутатов, утверждении, освобождении или назначении на должность, даче согласия на освобождение или назначение на должность.
  4. Принятии срочных и чрезвычайных мер по обеспечению безопасности и сохранению здоровья граждан.
  5. Об изменении или принятии соответствующего бюджета, изменении и исполнении финансовых обязательств муниципального образования, субъекта РФ.

Представительные органы от местного самоуправления принимают решение о созыве местных референдумов. Необоснованный отказ указанных органов о созыве института может быть обжалован в установленном законом судебном порядке и посредством прокурорского надзора. Решение о созыве референдума публикуется в СМИ или обнародуется любыми другими способами в течение пяти дней.

Если муниципальное образование не имеет своего выборного органа самоуправления, то указанный институт формируется в соответствии с указанием главы администрации города или муниципального образования, а также по инициативе населения района.

Местный референдум созывается и проводится на всей области, находящейся в ведении органов самоуправления. Это, главным образом, связано с тем, что вопросы, решаемые при помощи этого института, затрагивают интересы всех граждан, проживающих или временно находящихся на территории муниципального образования. Кроме того, местный референдум – это форма непосредственной демократии, отличающаяся от всех других своим обязательным характером. Другими словами, решения не требуют утверждения, а результаты считаются для всего населения обязательными. Последнее положение относится как к гражданам, проживающим, так и временно находящимся на территории определенного муниципального образования. В связи с этим, участие в местном референдуме должны принимать все жители муниципального образования, а не только представители от той или другой его области.

fb.ru

Правовое регулирование и порядок проведения местного референдума — Муниципальное право

Правовое регулирование проведения местного референдума

На первое место в системе институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении Федеральный закон 2003 г. ставит местный референдум. Такой подход обусловлен прежде всего ст. 3 Конституции РФ, согласно которой референдум и свободные выборы являются высшим, непосредственным выражением власти народа.

Статья 45 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет порядок принятия решений путем прямого волеизъявления граждан.

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).

Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать 3 месяца.

Правовой основой местных референдумов являются нормативные акты трех уровней:

    1. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
    2. На уровне субъектов РФ вопросы местных референдумов находят отражение в законах субъектов о местном самоуправлении, а также о выборах депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Ряд субъектов РФ принял комплексные акты по всем видам выборов — избирательные кодексы субъектов РФ, в которых есть главы о муниципальных референдумах и выборах.
    3. На муниципальном уровне вопросы выборов и местных референдумом находят отражение в уставах муниципальных образований, сами же выборы и референдумы проводятся на основе законов субъектов РФ, при необходимости — на основе федеральных актов.

Оба названных федеральных закона не содержат не только исчерпывающего, но даже минимального перечня вопросов, которые надо выносить на местный референдум.

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона 2002 г. на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. А часть 4 ст. 12 гласит, что федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Но и в этом случае в обязательном порядке выносимые на местный референдум вопросы должны быть из круга тех, которые названы для соответствующего уровня вопросами местного значения.

Вопросы любого референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Помимо этого вопросы местного референдума не могут противоречить законодательству РФ и соответствующего субъекта РФ. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (ч. 7 ст. 12 Закона 2002 г.).

Федеральный закон 2002 г. четко определил пределы усмотрения на местах при выборе вопросов местного референдума. В части 8 ст. 12 названы вопросы, которые нельзя выносить на референдум субъекта РФ, местный референдум.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
    1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
    2. о персональном составе органов местного самоуправления;
    3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
    4. о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
    5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Приведенные ограничения корреспондируют аналогичным ограничениям для референдума субъекта РФ и федерального референдума. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в статье, не допускается (ч. 9 ст. 12 Закона 2002 г.).

Федеральный закон 2003 г. существенно сузил возможности использования местного референдума. Согласно ч. 3 ст. 44 Закона 2003 г. устав принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — непосредственно на сходе граждан. Таким образом, устав муниципального образования теперь не может быть предметом референдума, и это правило не оставляет права на усмотрение субъектам РФ.

При преобразовании муниципальных единиц предполагается учет мнения населения. Закон допускает голосование населения на этот счет, это скорее консультативное выявление пожеланий населения, хотя и проводимое по процедуре местного референдума, поскольку все равно затем требуется решение компетентных органов о преобразовании муниципального образования. По Закону 2003 г. на местном референдуме могут быть приняты муниципальные правовые акты, но не указано, по каким вопросам.

Для полноты картины все-таки отметим, что по Закону 2003 г. в некоторых случаях, если вопросы местного значения решаются на местном референдуме, это будет не консультативное, а императивное решение. В частности, согласно ч. 5 ст. 34 Закона: «Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования». То есть местный референдум не является единственным средством, но если проводится, его решение обязательно.

Помимо этого на местном референдуме или сходе граждан решаются вопросы введения и использования средств самообложения граждан, под которыми Закон понимает разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения ст. 56 Федерального закона 2003 г.

Порядок проведения местного референдума

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе:

    1. выдвинутой гражданами РФ, имеющими право на участие в местном референдуме;
    2. выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
    3. представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, о которых говорит Закон, является сбор подписей в поддержку данной инициативы. Конкретное число подписей устанавливается законом субъекта РФ, но не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования (но не может быть менее 25 подписей). Таким образом, подписи положено собирать при инициативе местного референдума со стороны как граждан, так и их объединений (напомним, что при проведении выборов такое объединение граждан, как политическая партия, не собирает подписи, если у нее есть свои депутаты в Государственной Думе или законодательном собрании субъекта РФ).

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации группы в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума. Ходатайство инициативной группы подписывается всеми членами группы. К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

    • в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального законодательства, конституции (устава), закона субъекта РФ, устава муниципального образования — о направлении их в представительный орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение о назначении референдума;
    • в противном случае — об отказе в регистрации инициативной группы.

Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям закона в порядке и сроки, установленные законом субъекта РФ, уставом муниципального образования. Общий срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям, избирательная комиссия муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в 15-дневный срок со дня признания представительным органом местного самоуправления соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям закона. Если же представительный орган признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям закона, комиссия отказывает инициативной группе в регистрации. Основанием отказа может быть только нарушение инициативной группой законодательства, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

При проверке подписей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое число подписей участников референдума. Более того, о соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель инициативной группы.

Комиссия референдума в муниципальном образовании, установив соответствие порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении референдума. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению референдума.

В случае отказа в проведении референдума комиссия в течение одних суток с момента принятия ею такого решения обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию решения с изложением оснований отказа.

В случае принятия комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в этот орган документов о выдвижении инициативы проведения референдума.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. В местном референдуме, как и в муниципальных выборах, могут участвовать иностранные граждане, если есть договор РФ с соответствующим государством, далее принят федеральный закон или закон субъекта РФ и если они постоянно проживают на соответствующей территории.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решение референдума подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч. 7 ст. 22 Закона 2003 г.).

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решения местного референдума в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Согласно ст. 70 Закона 2002 г. референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки его участников на территории проведения референдума. Комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме, если за него проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта РФ не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.

Любой референдум может быть признан недействительным соответствующей комиссией либо судом по мотивам допущенных в ходе его проведения существенных нарушений, не позволяющих с достоверностью определить результаты референдума.

Если для реализации решения референдума дополнительно требуется издание муниципального нормативного правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения референдума определить срок подготовки и (или) принятия данного акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Инициаторами судебного обжалования решения о проведении местного референдума, а также принятого на таком референдуме решения могут быть граждане, органы местного самоуправления, прокурор, уполномоченные федеральным законом органы государственной власти.

jurkom74.ru

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — это… Что такое МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ?


МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении М.р. принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию граждан в соответствии с уставом муниципального образования.В М.р. имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Решение, принятое на М.р., не нуждается в утверждении какими-либо органами или должностными лицами.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
  • МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНИНА

Смотреть что такое «МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ» в других словарях:

  • Местный референдум — голосование граждан по вопросам местного значения. В РФ: решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения; решение, принятое на местном… …   Финансовый словарь

  • Местный референдум — (англ. regional referendum) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме голосование …   Энциклопедия права

  • МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении М.р. принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. В …   Юридическая энциклопедия

  • Местный референдум — голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении М.р. принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию граждан в соответствии с уставом муниципального образования.В… …   Википедия

  • Местный референдум — 54) референдум местный (местный референдум) референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации,… …   Официальная терминология

  • Местный референдум — См. Референдум местный …   Российское избирательное право: словарь-справочник

  • МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения. На М.р. могут выноситься такие вопросы, как принятие устава муниципального… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • местный референдум — голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении М.р. принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию граждан в соответствии с уставом муниципального образования.В… …   Большой юридический словарь

  • МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении М.р. принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. В …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — (local referendum) голосование граждан по вопросам местного значения (см.) …   Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Книги

  • Шпаргалка по муниципальному праву, А. А. Потапова. Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Муниципальное право» . Рассматриваются такие вопросы, как понятие муниципального права, его источники, сущность… Подробнее  Купить за 29.7 руб
  • Шпаргалка по муниципальному праву, Потапова А.. Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Муниципальное право». . Рассматриваются такие вопросы, как понятие муниципального права, его источники, сущность… Подробнее  Купить за 29 руб
  • Шпаргалка по муниципальному праву. Учебная литература, А. А. Потапова. Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Муниципальное право». Рассматриваются такие вопросы, как понятие муниципального права, его источники, сущность… Подробнее  Купить за 24.95 руб электронная книга
Другие книги по запросу «МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ» >>

dic.academic.ru

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ это что такое МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ: определение — Право.НЭС

Местный референдум

голосование граждан по вопросам местного значения.

Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ, ст.1

Оцените определение:

Источник: Словарь юридических понятий

Референдум местный

голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

См. Вопросы референдума, Назначение референдума.

Оцените определение:

Источник: Российское избирательное право от А до Я:Словарь-справочник

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении М.р. принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию граждан в соответствии с уставом муниципального образования.В М.р. имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Решение, принятое на М.р., не нуждается в утверждении какими-либо органами или должностными лицами.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении М.р. принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. В М.р. имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Решение, принятое на М.р., не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

Оцените определение:

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения. На М.р. могут выноситься такие вопросы, как принятие устава муниципального образования, структура органов местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий представительного органа, главы местного самоуправления, выявление мнения местного населения об изменении границ муниципального образования и др.

Решение о проведении М.р. принимается представительным органом по собственной инициативе, по требованию населения, по решению собрания участников референдума, по требованию главы местного самоуправления, части депутатов (как правило, 1/3) представительного органа, граждан, имеющих право на участие в референдуме. В М.р. имеют право принимать участие все граждане РФ, проживающие на территории данного муниципального образования. Порядок назначения и проведения М.р. устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ. Общий порядок реализации инициативы проведения местного референдума определен Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.), другими избирательными законами. Согласно вышеназванному Закону гражданин или группа граждан вправе образовать инициативную группу по проведению М.р. в количестве не менее 10 человек. В качестве инициатора может выступить и общественное объединение. Инициативная группа по ее ходатайству должна быть зарегистрирована в муниципальной комиссии референдума (а при ее отсутствии представительным органом местного самоуправления). С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа может организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. Финансирование расходов на подготовку и проведение М.р. осуществляется за счет средств местного бюджета. М.р. может быть признан несостоявшимся, если в нем приняло участие меньше 50% участников референдума от числа зарегистрировавшихся. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении и подлежит опубликованию в местной печати. По юридической силе М.р. могут быть императивными и консультативными. Императивный М.р. — референдум, по результатам которого принимаются решения, обязательные как для населения, так и для всех органов власти данной территории. Консультативным является референдум, проводимый для выявления общественного мнения по какому-либо вопросу местного значения.

(В.Ч.)

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

determiner.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *