Признаки естественной монополии – Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий — Конкурентное право

Содержание

Понятие и признаки естественной монополии

Понятие естественной монополии

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

 

Признаки естественной монополии:
1. Действие закона распространяется на строго определенные сферы хозяйствования (их 9). Эти сферы определяют границы правового режима регулирования деятельности федеральных естественных монополий.

2. Удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции — поскольку издержки производства на единицу товара существенно понижаются по мере увеличения объёмов производства.

3. Товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами — поскольку данные товары удовлетворяют важнейшие потребности населения и являются незаменимыми.

4. Спрос на данном товарном рынке является неэластичным. Он стабилен, и даже если цена повысится, спрос никуда не денется.

Вывод: в связи с таким состоянием товарного рынка, нужна крупномасштабная деятельность, чтобы издержки были низкими.

 



< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:


allstatepravo.ru

понятие, характеристика, признаки. Антимонопольная политика.


⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 19Следующая ⇒

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии:

-юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;

-соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования;

-границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;

-общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;

-система регулирования деятельности субъектов монополий;

-санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.

Сферы деятельности естественных монополий:

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-транспортировка газа по трубопроводам;

-услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

-услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

-услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Рассматриваемые монопольные институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики, что невозможно без каких-либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

емонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

— равные условия для различных форм собственности,

— увеличение количества производителей

— устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

— предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

— запрещение соглашений о разделе рынков;

— запрещение переплетающихся директоратов;

— приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

— налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счет перераспределения ее прибылей;

— ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

— управление государственной собственностью;

— государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

— антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию антиконкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

— обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

— снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

— определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

— защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

— создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путем правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определенные сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях государство допускает «исключения из правил» некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, дается разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Что такое естественная монополия и каковы ее главные признаки?

Естественная монополия — это … Что такое естественная монополия: эффективность, равновесие, виды

Добавлено в закладки: 0

Что такое естественная монополия? Описание и определение понятия.

Естественная монополия – это отрасль производства, занятая предприятиями, которая способна нормально функционировать лишь в отсутствии конкуренции.

Когда в области появляется конкурент, то издержки перестают быть наименьшими, тем самым уменьшается число прибыли. А это влечёт, в свою очередь, увеличение цен на услуги или товары.

Естественная монополия является важным аргументом в пользу национализации важных экономически для общества и государства отраслей. Таких, как, к примеру, железнодорожное хозяйство.

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — это большое капиталистическое предприятие, контролируют сбыт и производство одного или нескольких типов продукции; это такая структура, при которой на рынке нет конкуренции и функционирует одна фирма.

Она производит уникальный продукт, который не имеет аналогов, и защищена от вхождения новых фирм на рынок. Первые монополии в истории создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давали привилегированное право торговли определенным товаром.

Факторы монополизации

Причины появления монополий:

  1. Высокая доля постоянных издержек, которые потребуют крупных одномоментных вложений создания бизнеса и при появлении конкуренции не окупаются;
  2. Желание получать монополистическую прибыль — прибыль больше средней, возможную в итоге того, что у потребителя нет альтернативы;
  3. Внешнеэкономическая политика. Она направляется на защиту рынка от иностранной конкуренции для поддержки отечественных субъектов. Включает: (ограничение ввоза или запрет, обложение пошлинами иностранных товаров,).
  4. Законодательные барьеры для осуществления деятельности; (сертификация, лицензирование)
  5. Запугивание конкурентов. Угрожая, к примеру, физической расправой или воздействуя физически на руководство (персонал) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и её ухода с рынка.
  6. Слияние и поглощение фирм (когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя на рынке конкуренцию).

Виды монополий

  • Естественная монополия (системы водоснабжения, железная дорога) — предприятия, которые объединены единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции ввиду технологических особенностей производства (ввиду существенного понижения издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, которые производятся субъектами естественной монополии, нельзя заменить в потреблении другими товарами, ввиду этого спрос на этом товарном рынке на товары, которые производятся субъектами естественных монополий, зависит в меньшей степени от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие типы товаров. При этом, может быть ситуация, когда у услуг компании есть аналоги, но такая компания по общепризнанным нормам считается всё равно монополией (к примеру, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиационными перевозками, но некоторые железнодорожные компании считаются всё равно монополией).
  • Государственная (закрытая) монополия — монополия, которая создана силой законодательных барьеров, которые определяют товарные границы субъекта монополии (монополиста), монопольного рынка, формы регулирования и контроля его деятельности, компетенцию контролирующего органа.
  • Открытая монополия — временная ситуация, которая существует в результате появления нового продукта или технологии в период, пока конкуренты не освоили еще эту технологию и производство этого продукта.
  • Конгломерат, Концерн (в юридической практике — группа лиц) — несколько финансово интегрированных, но отрасле-разнородных субъектов (например, в России — ЗАО «Газметалл»).
  • Чистая монополия — это ситуация, когда на рынке есть только один поставщик этого типа товаров и услуг.
  • Синдикат — это сбыт продукции, распределение заказов производится централизованно (к примеру, «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).
  • Картель — это договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.

Равновесие в краткосрочном периоде фирмы чистой монополии

Значение естественной монополии. Фирма-монополист, чтобы сделать как можно больше прибыль, устанавливает для себя оптимальный объём производства. Для этого применяет те же способы, что и в абсолютной конкуренции, т.е сопоставляет общие издержки и доходы (TR и TC) и предельные издержки и доходы (MC и MR).

В то же время применение второго метода обладает своими особенностями. В отличие от абсолютного конкурента у фирмы монополиста динамика спроса на продукцию фирмы совпадает с динамикой спроса на продукцию отрасли.

Ввиду того, что различное количество продукции фирма будет продавать по различным ценам, то граничный доход не будет константой. Он будет по мере увеличения объёма продаж уменьшаться. Знания о динамике изменения спроса позволяют изменять динамику MR.

Когда фирма не будет практиковать дискриминацию цен, увеличение объёма продаж будет сопровождаться уменьшением цен и сокращении MR более быстрыми темпами, нежели уменьшение цены.

Равновесие в долгосрочном периоде фирмы чистой монополии

Учитывая факторы монополизации, монополия в большинстве случаев защищена от конкуренции и её поведение в долгосрочном периоде не будет отличаться от краткосрочного.

Но для ситуации с открытой и естественной монополией могут появляться добавочные обстоятельства, которые приводят к изменению поведения фирмы. Особенность естественных монополий — высокие AC.

Достижение ACmin при этом не имеет экономического смысла для фирмы, так как она не будет при этом получать прибыль или будет нести убытки. Поэтому оптимальный объём фирмы выберут в диапазоне, когда есть прибыль. Для открытой монополии есть опасность вхождения новых фирм на рынок.

Чтобы этого не произошло, первая вошедшая фирма на рынке создает условия, которые схожи с условиями естественных монополий (то есть устанавливает цену меньше оптимального, обеспечивая низкую окупаемость затрат).

Эффективность и монополии

В целом сложно говорить о какой-нибудь общественной пользе, которая приносится монополиями.

Монополист, стараясь увеличить свою прибыль, поднимает цены на свою продукцию до возможного максимально уровня, оставляя при этом число произведенного товара на уровне максимизации прибыли (P>MR=MC), что вызывает неэффективность распределения ресурсов («мертвый груз», eng.

«Deadweight Loss»), когда товара произведено намного меньше, нежели необходимо для установления равновесия на рынке, будь он абсолютно конкурентным. То есть провоцируется по факту ещё и дефицит производимого товара.

Помимо несправедливого распределения дохода, монополии и другими методами способствуют уменьшению экономической эффективности, не применяют всех доступных производственных ресурсов, не так активно, как конкурирующие с другими фирмы уменьшают производственные издержки и не пытаются использовать достижения научно-технического прогресса.

Мы коротко рассмотрели естественную монополию: эффективность, равновесие, виды. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/estestvennaya-monopoliya.html

Естественная монополия: примеры :

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте.

Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий.

В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?

Что понимается под естественной монополией?

Естественная монополия — это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка.

Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии.

Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат — выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний.

Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль.

В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Классификация

Естественная монополия — предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей.

Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа — принадлежность к той или иной сфере экономики.

В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, — то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами.

Следующий критерий классификации естественных монополий — организационно-правовая форма.

Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные.

Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий.

Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы.

Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем.

Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины.

Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий.

Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще.

В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.

Реестры монополий

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Государственные контракты

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами.

Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий.

В этом смысле в интересах предприятия — как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Роль естественных монополий на рынке

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия — это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик.

Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения — важнейшей социальной задачи.

Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило.

Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.

Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму.

Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны.

Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Регулирование монополий

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников — отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа.

Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство.

Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий — правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.

Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом.

Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет.

Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Помощь монополиям от государства

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий.

Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий.

Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части.

Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.

Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов.

Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией.

Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте.

Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с

femidahelp.ru

§ 7. Понятие естественной монополии

Естественная монополия — это особое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса потребителей эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Из этого определения видно, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Естественной монополии присущ «эффект масштаба», который выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства. Нецелесообразно, скажем, иметь сеть параллельных газопроводов, принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам, поскольку затраты на их строительство и дальнейшую эксплуатацию настолько велики, что в условиях конкурентной борьбы будут расти издержки и, соответственно, цены на услуги по транспортировке газа. Такая ситуация не отвечает интересам и хозяйствующих субъектов, и потребителей оказываемых ими услуг.

Естественная монополия характеризуется также неэластичным спросом. В обычных экономических отношениях при существенном возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей резко снижается. В условиях же естественной монополии спрос неэластичен, т.е. практически не зависит от увеличения цены. Неэластичный спрос можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном росте цены на сливочное масло потребители могут использовать заменители этого товара — маргарин, масло растительное, что приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители не могут резко уменьшить объем ее потребления, потому что электроэнергия является, по сути, безальтернативным источником энергии.

Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополизирована не вся соответствующая отрасль экономики, а лишь ее передающие сети. Например, в газовой отрасли естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам, но не добыча, переработка, хранение или реализация. В электроэнергетике естественной монополией также считается не производство и продажа электроэнергии, а лишь ее передача по сетям и оперативно-диспетчерское управление.

В мировой практике для обозначения деятельности естественных монополистов используются различные термины. Так, в Германии естественной монополией называют ситуацию, когда одно предприятие способно лучше удовлетворить определенный рынок при более низких, но обеспечивающих рентабельность ценах, чем два или более предприятий (железнодорожный и трубопроводный транспорт). Во Франции существуют публичные службы, осуществляющие свою деятельность в интересах всего общества (здравоохранение и образование, железнодорожный транспорт, энергоснабжение и проч.). В законодательстве Великобритании специальной терминологии нет, однако также особо регулируется деятельность, которую дешевле вести с помощью одной компании, чем нескольких или многих компаний (канализация и водоснабжение, передача и распределение электроэнергии, транспортировка газа и железнодорожная инфраструктура).

Субъектами естественной монополии (или естественными монополистами) являются юридические лица, занятые производством или реализацией товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главным критерием для признания организации естественным монополистом считается именно осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого не обязательно быть собственником сетей (линий электропередач, трубопроводов и т.п.). Законодательство не содержит и специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» в качестве субъектов государственного регулирования называются коммерческие и некоммерческие организации. Следовательно, можно сделать вывод, что естественными монополистами могут быть любые юридические лица. Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.

В законодательстве о естественных монополиях широко используется термин «потребители». К ним относятся любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Нужно учесть, что понятие «потребитель» здесь используется в широком смысле; оно не совпадает с трактовкой, установленной в гражданском законодательстве, в частности в Законе о защите прав потребителей.

Деятельность естественных монополистов контролируется одновременно несколькими органами власти. Так, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает порядок ценообразования на товары и услуги монополистов, Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение монополистами законодательства на предмет злоупотреблений. Принятие нормативных актов отнесено к компетенции Министерства экономического развития и торговли РФ. Государственный контроль в этой сфере направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности реализуемых ими товаров для потребителей и эффективное функционирование самих монополистов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественной монополии.

Споры и разногласия, возникающие между субъектами естественной монополии, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ в связи с установлением регулируемых цен (тарифов) подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке Федеральной службой по тарифам.

studfiles.net

50 Понятие и признаки монополий.

Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

51 Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий.

В соответствии с ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

Во второй главе «Государственное регулирование и контроль в сферах естественной монополии»,в ст.6. описаны методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.

(Ст.7. Государственный контроль в сферах естественной монополии):

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. (п.1)

Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:

любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.(п.2)

Для совершения действий, указанных в п. 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в п.1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней со дня его получения.

Если в 15-дневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

(п.4.) Лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения. Такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли). Для осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных настоящим пунктом, орган регулирования естественной монополии вправе запрашивать у хозяйственных обществ и товариществ сведения о составе их участников, располагающих более чем 10 процентами общего количества голосов.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, организацией и проведением проверок субъектов естественных монополий, применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законодательством РФ в отношении антимонопольного контроля.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня: государственной регистрации юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии; окончания проведения последней плановой проверки субъекта естественной монополии.

Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения субъектом естественной монополии выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий; поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении субъектом естественной монополии установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

studfiles.net

Государственное регулирование субъектов естественных монополий

Понятие естественной монополии

Определение 1

Естественная монополия – коммерческая или некоммерческая организация, которая выпускает (реализует) продукцию (осуществляет услуги), удовлетворение спроса на которую эффективно при условии отсутствия конкуренции. Это происходит по причине технологической особенности производств, при этом продукция имеет устойчивый спрос даже при существенном изменении цен (невозможность полной замены их другой продукцией).

Естественная монополия имеет объем спроса и предложения, обусловленный технологией, а оборудование и иные элементы цикла производства не поддаются серийному дублированию. Отраслями естественной монополии можно назвать:

  • Энергетику,
  • Некоторые виды транспорта,
  • Услуги связи,
  • Водоснабжение и водоотведение и др.

Также существуют локальные естественные монополии, например, инфраструктурные предприятия в некоторых городах (коммунальное хозяйство). Это предприятие монополизирует рынок, поскольку другого источника водо-, теплоснабжения в этой местности не существует. Деятельность локальных естественных монополий регулируется местными органами власти.

Регулирование естественной монополии

Если будет отсутствовать государственное регулирование работы субъекта естественной монополии, то данные компании могут постепенно превратиться в олигополии путем сокращения объемов производства, установления монопольных цен (этот действие вызовет увеличение цен в смежных отраслях) По этой причине методы регулирования естественных монополий выходят за рамки традиционного антимонопольного законодательства.

Нормативная база регулирования состоит из следующих актов:

  • Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,
  • Закон «О естественных монополиях»,
  • Закон «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»,
  • Закон «О федеральном ЖД транспорте».
  • Указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий».

Каждый тип естественной монополии регулируется в соответствии с определенной схемой регулирования.

Сущность регулирования государством естественной монополии

Самый радикальный способ регулирования естественных монополий – передача компании в собственность государства, формирование специальных государственных органов с целью управления и осуществления прямого контроля.

Вне зависимости от формы собственности каждый субъект естественной монополии обязан представить в органы исполнительной власти сведения, являющиеся для других компаний коммерческой тайной. Все тарифы на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги) регулирует государство, при этом допустимо субсидирование из бюджета.

Замечание 1

Ликвидация предприятий естественных монополий также не может происходить без решения государственных органов. За функционирование всех сфер естественных монополий отвечает исполнительная власть.

Основной объект регулирования:

  • Цена на товары (услуги) монополиста,
  • Тарифы естественных монополий.

На практике государство запрещает естественным монополистам иметь сверхдоход, перераспределяя сверхприбыль в свою пользу или фиксируя уровень цен и тарифов на договорном уровне.

Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам устанавливаются цены (тарифы) при учете следующих составляющих:

  • Налоги и прочие обязательные платежи,
  • Состояние основных средств предприятия,
  • Сумма амортизационных отчислений,
  • Планируемая прибыль,
  • Государственные дотации и прочие меры государственной поддержки,
  • Инфляционные процессы,
  • Социальная значимость той или иной услуги и др.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *