Права нормативно правовые акты – 6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

Содержание

Нормативно-правовой акт как источник права РФ

Вместе с другими источниками права, обычаем и прецедентом нормативно-правовой акт считают относительно поздним плодом становления юриспруденции как отдельного института социальных отношений. Сегодня он приобретает большее значение даже в тех странах, где основой государственного строя на протяжении не одного века служат религиозные воззрения. В нашей державе нормативно-правовому акту весомая роль отведена достаточно давно. Законы и президентские указы, распорядительные документы органов исполнительной ветви власти являются фундаментом законности и верховенства принятых решений во всех сферах общественных отношений.

Роль законов и подзаконных актов как юридических источников

История помнит несколько правовых форм, использующихся непосредственно на территории современной российской державы: это добровольное соглашение, непосредственно законодательный документ и обычай. Каждый из них обладает разным значением, имеет отдельную сферу применения. Отечественная судебная практика официально никогда не служила прямым источником для применения ранее принятых решений в прецедентных случаях.

И хотя нормативные акты являются наиболее характерной для РФ формой права, возможностью издавать законы наделены лишь высшие государственные структуры. В нашей стране заниматься правотворческой деятельностью разрешено представительным органам и исполнительной ветке. Кроме того, каждый госорган компетентен в издании нормативных актов по исключительным вопросам, т. е. находящихся в его ведении.

Говоря о нормативно-правовых актах как источниках права, сначала следовало бы определить особенности их действия. С момента вступления в юридическую силу вплоть до ее утраты они действуют на ограниченной территории. После оглашения (опубликования) предписания закона применимы до тех пор, пока не будет принят документ, отменяющий, приостанавливающий его действие или позволяющий внести в него определенные изменения.

Какими бывают нормативно-правовые акты в РФ?

Нормативно-правовой акт как источник российского права можно классифицировать по нескольким параметрам. Если его предписания предназначаются для отдельного круга лиц, подразумевается утверждение специального решения. Документы, не имеющие конкретного указания, являются обязательными для всех граждан.


Кроме того, решения госорганов могут иметь общефедеральное значение или региональное. В иерархической системе каждый принятый на государственном уровне документ имеет свою ступень в зависимости от юридической силы. Условно распределить их можно в следующем порядке:
  • Конституция РФ;
  • федеральные законы, в том числе обладающие статусом конституционных;
  • президентские указы.

Среди нормативно-правовых актов, относящихся к источникам права в России, стоит отметить распорядительные документы правительства РФ, решения центральных ведомств и служб, министерств и подчиненных им государственных структур.

К отдельной группе относят международные соглашения, договоры и резолюции, ратифицированные в Российской Федерации, а также документы, принятые органами власти в отдельных субъектах. Такие нормативно-правовые акты как источники права действуют исключительно на территории региона, утвердившего данное решение.

Конституция – фундамент в правовой системе государства

На вершине системы находится Конституция РФ – это базисный закон, действующий во всех точках государства. Его верховенство объясняется следующими моментами:

  • Во-первых, Конституция – следствие свободного и демократичного волеизъявления населения, постоянно проживающего на территории РФ.
  • Во-вторых, этот закон устанавливает рамки для формирования понятийного аппарата, принципов, общественного порядка.
  • В-третьих, Конституция определяет и гарантирует защиту правам человека и гражданина, устанавливает границы компетентности каждого отдельного элемента в системе высшего государственного устройства.

Внести изменения в Конституцию РФ так же, как в другой нормативно-правовой источник права, обладающий меньшей юридической значимостью, непросто. Правотворческая процедура подразумевает соблюдение целого ряда условий, а сам текст документа вмещает более 130 статей, нормы которых относятся ко всем юридическим отраслям.

Правотворчество законодателей: кто издает законы в России?

Государственная дума – высший орган, на который возложена функция принятия законодательных актов. После всех чтения законопроекта документ отправляется для ознакомления и рассмотрения Совету Федерации. При положительном голосовании за проект преимущественным числом участников заседания от общей численности членов палаты закон считается принятым. Роль президента РФ на данном этапе является, по сути, формальной: для приобретения нормативно-правовым актом как основного источника права юридической силы необходимо ему необходимо подписать и обнародовать его. Однако при необходимости глава государства может вернуть документ на доработку.

Для любых законов, в том числе федеральных и конституционных, обязательна огласка посредством публикации. Решения, прошедшие все необходимые процедуры и принятые на высшем уровне, печатают в редакции «Собрания законодательства Российской Федерации» или «Российской газете». Согласно конституционному укладу, субъекты РФ самостоятельно создают правовую базу, регулирующую правоотношения во всех направлениях общественной жизни региона.

Президентские и правительственные решения

Указы главы РФ практически наравне с федеральными законами определяют механизм реализации и охраны человеческих прав и свобод, интересов граждан. Изданные президентом страны нормативно-правовые акты в системе источников права в обязательном порядке исполняются по всей территории страны. Чаще всего предметом регулирования служат вопросы внутренней и межгосударственной политики России.

Учитывая, что на правительственные органы возложена функция осуществления исполнительной власти в государстве, данные структуры не в состоянии выполнить задачу без реализации правотворческой деятельности. Например, Правительство РФ издает распоряжения, необходимые для осуществления задач в текущем порядке, а принимаемые им постановления носят нормативный характер и обладают большей значимостью.

Особенности и главные отличия законов от правового обычая

Чем же отличаются иные формы источников права от нормативно-правовых актов? Разница заключается вот в чем:

  • Законы и подзаконные документы, принятые на высшем государственном уровне, объединены необходимостью соответствия Конституции РФ, а потому не противоречат ей.
  • В отличие от обычая и прецедента нормативные документы являются четко фиксированными, письменными источниками.
  • Юридически выразить нормы обычая или прецедента невозможно, поскольку такое воплощение приобретет сугубо казуистический неопределенный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты как основные источники права исходят из единого регулирующего центра, что позволяет применять их с целью развития социума в одном направлении, едином русле.

Кроме того, законы и подзаконные документы, изданные госорганами высшего звена, служат неотъемлемым механизмом для установления правопорядка. Определенность норм, из которых состоят документы, в большей мере является препятствием децентрализации и способом приведения к соответствию принципам верховенства права.

Почему в сравнении с обычаем нормативное право имеет большую юридическую силу?

О нормативно-правовом акте как источнике права РФ стоит также сказать следующее. Будучи официальным письменным документом, изданным компетентными руководящими структурами, закон устанавливает, вносит изменения, а также отменяет действующие правовые нормы. Отсюда несложно сделать вывод о том, что любой закон или подзаконный документ является актом правотворчества, а его предназначение заключается в повсеместном применении для неограниченного количества случаев. Непрерывно действуют президентские и правительственные акты, обладающие достаточной значимостью для вступления в силу на территории всех субъектов страны.

Законы и подзаконные документы обладают массой преимуществ относительно всех видов источников права. Нормативно-правовые акты:

  • имеют значительные субординационные и координационные возможности для установления тех или иных норм, правил, инструкций;
  • способны оформить устоявшиеся до определенного времени нормы при соблюдении основных правил изложения;
  • являются удобным подспорьем для разрешения дел – на них легко ссылаться, требуя соблюдения прав или выполнения обязанностей.

История появления закона как основного правового источника

Как уже говорилось, нормативно-правовой акт является источником права, заняв главенствующее положение над обычаем и прецедентом. Переход к соответствующему виду регулирования общественных отношений происходила постепенно. Весьма интересна история «внедрения» нормативно-правовых актов в систему юридических источников: изначально документы применялись только в сферах, связанных непосредственно с реализацией государственной власти. Правоотношения частного, неимущественного характера еще долго оставались под регулированием обычая и прецедентных судебных решений.

С течением времени существенно расширилось влияние законов как письменных источников. Нормативно-правовые акты по трудовому праву, в том числе КЗоТ РФ, гражданскому праву (ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ) используют в соответствующих отраслях общественных отношений. Кодифицированные законные и подзаконные документы давным-давно приняты за рамками стандартного регулирования правоотношений.

В качестве ярчайшего примера выступает Гражданский кодекс РФ – это основной акт, вмещающий в себе нормы частного имущественного и неимущественного права, в том числе регулирующие предпринимательскую деятельность. Несмотря на то что данный документ относят к отрасли гражданских правоотношений, его используют при необходимости правоустанавливающих действий и в экономической сфере.

Разновидности федеральных законов: в чем разница?

Интересной особенностью нормативно-правовых актов, изданных отечественными законодателями, является их подразделение на федеральные и федеральные конституционные. Последние, несомненно, обладают большей юридической значимостью для регулируемых с их помощью отраслей общественных отношений. В зависимости от масштаба действия и территории распространения подобных документов их принято разделять на:

  • нормативные акты централизованного регулирования – принимаются государственными структурами или муниципалитетом;
  • локальные нормативные акты – принимаемые на местном уровне для решения текущих задач региона.

Власти и органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты федерального, республиканского значения. Некоторые документы действуют исключительно на территории автономных округов, краев, отдельных областей. Для координации определенной сферы правоотношений в Москве или Санкт-Петербурге – городах, обладающих особым статусом, власти принимают отдельные подзаконные акты. С помощью данной классификации удается распределять компетенцию в вопросе регулирования отношений между конкретными государственными органами.

Закон как образцовый источник правовой системы

Как источник права нормативно-правовой акт является самым распространенным и эффективным, поскольку призван регулировать правила поведения, устанавливать права и обязанности как представителей федеральных субъектов РФ, так и простых граждан. Законы, указы, постановления и распоряжения включают в себя основополагающие положения, которые определяют подчинение объектов, принимающих на себе действие конкретного документа. Кроме того, любой из вышеперечисленных нормативно-правовых актов является письменным, а значит гарантированным и обязательным к соблюдению всеми, кого он касается. Любой документ, используемый в сфере регулирования сферы отношений, содержит правила общего характера, устанавливает, изменяет или отменяет те или иные правовые нормы.

По сути, главным отличием нормативно-правовых актов от других элементов системы источников является его неоднократное применение. Индивидуальные предписания или же принимаемые государственными органами решения смешанного характера встречаются на практике не реже, но зачастую не применяются больше одного раза.

В нормативно-правовой системе все элементы тесно соприкасаются, обладают значимой юридической силой, а некоторые из них находятся в подчинении относительно друг друга. Значение и роль документа определяются свойством самого документа. Юридическая сила принятого решения зависит в первую очередь от компетенции органа, принявшего его. Нормативно-правовой акт – связующий элемент между правом и государством, опосредующий объективно существующие отношения в социуме.

fb.ru

это… Понятие и виды нормативно-правовых актов :: BusinessMan.ru

Каждый отечественный юрист знает одну прописную истину: жизнь населения любого государства регулируется посредством права. Но теоретики поддерживают иную позицию. По их мнению, право можно разделить на несколько составляющих, одной из которых будет позитивное право. Этот термин включает в себя понятие юридической практики, совокупность нормативно-правовых актов и другие элементы, которые прямо влияют на жизнь социума.

Наиболее важную роль в процессе реализации права играют нормативные акты государства. Этот вид отображения правовой нормы является основным вот уже несколько сотен лет подряд. Проблема в том, что далеко не каждый может корректно изложить суть понятия «нормативно-правовой акт». Для этого нужно разбираться не только в юриспруденции, но ещё и в некоторых теоретических вопросах правовых дисциплин. Далее мы попытаемся максимально раскрыть понятие НПА, рассмотреть их виды и способы появления.

Что такое НПА?

Нормативно правовой акт, или же НПА – это документ официального значения, принимающийся компетентными государственными органами, другими структурами социального значения или референдумом. Процедура их принятия регламентирована императивными нормами законодательства. В НПА содержатся общеобязательные поведенческие правила, которые рассчитаны на неопределённый круг лиц. Таким образом, НПА – это форма реализации права государством через специальные нормативные документы, посредством которых происходит регулирование общественных отношений. Следует отметить тот факт, что нормативные акты различаются своей структурой, а также источниками (органы, издающие НПА).

Признаки НПА

Нормативные акты государства отличаются друг от друга, но имеют единые признаки, характерные для каждого из них, а именно:

  1. Издание НПА производится исключительно органами государственной власти, местного самоуправления, должностным лицом в рамках его полномочий.
  2. В нормативных актах прописаны нормы поведения, санкционированные государством, другими словами, нормы права, которые носят общеобязательный характер.
  3. Действие НПА рассчитано на неопределённый круг лиц.
  4. НПА характеризуется неоднократностью применения.
  5. Правовые нормы в нормативных актах способны прекращать, изменять или создавать новые правоотношения.
  6. Нормативно-правовые акты появляются вследствие процесса правотворчества.

Любой нормативный акт обладает представленным выше перечнем особенностей. Отсутствие хотя бы одной из них лишает НПА юридической силы.

НПА в странах романо-германской правовой семьи

Так как Российская Федерация находится в группе государств романо-германской семьи, понятие нормативного акта следует рассматривать с учётом данной особенности. Нормативно-правовые акты РФ — это основной источник права в государстве. НПА издаются в определённом порядке (с использованием юридической техники), уполномоченными органами, о чём уже было указано ранее. Ко всему прочему, в России и государствах романо-германской правовой семьи нормативные акты образуют систему, которая имеет свою иерархичность. Этот факт позволяет говорить о классификации НПА, основываясь на их юридической силе.

Виды НПА

Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

  • Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт — НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
  • Согласно субъекту, издающему НПА — акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

Законы и подзаконные акты: в чем разница?

Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.

Нормы права, закрепленные в подзаконных актах, считаются исходящими из норм, закрепленных в законах, и не могут им противоречить. Подзаконные акты можно классифицировать на основе органов, которые их издают, например: НПА министерств, президента, ведомств и т.п.

Правотворчество

С учётом того, что НПА – это специфическая форма реализации права или же официальный документ, нужно выделить особый порядок их принятия, который носит название «правотворчество». Этим термином обозначается совокупность действий, направленных на подготовку, принятие, опубликование нормативных актов. Правотворчество – это обязательная процедура, вследствие которой появляются нормативные акты. Она имеет особенности и определённые стадии, а именно:

  1. Подготовка проекта нормативного акта.
  2. Обсуждение проекта.
  3. Согласование проекта с соответствующими органами власти.
  4. Принятие нормативного акта и его подписание.
  5. Оглашение НПА в официальных источниках.

Если мы говорим об издании законов, то процесс законотворчества немного отличается. Законотворчество осуществляется исключительно органами законодательной власти, а также включает в себя издание законов и подзаконных актов высших государственных органов. В свою очередь, правотворчество может осуществляться любыми уполномоченными на то органами.

Регистрация НПА

В некоторых случаях изданные нормативные акты органов исполнительной власти РФ нуждаются в государственной регистрации. Подобный вид деятельности является прерогативой Министерства юстиции Российской Федерации. Зарегистрированные акты вносятся в реестр нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Регистрация является обязательной и проводится в тех случаях, когда нормативный акт затрагивает права и свободы граждан, их обязанности, изменяет правовой статус организаций и ведомств, имеет межведомственный характер. Перед регистрацией в Минюсте нормативный акт проверяется на наличие несоответствий с законодательством Российской Федерации. Если подобные факты обнаружены, то нормативный акт возвращается ведомству на доработку.

Экспертиза актов правотворчества

Экспертиза НПА может производиться Министерством юстиции РФ и в некоторых случаях Министерством экономического развития. Общая экспертиза производится во время регистрации нормативных актов, о чём было сказано ранее, а также во время правотворчества, потому что к нормативным актам выдвигаются определённые обязательные требования. НПА должны издаваться уполномоченными на то органами, иметь надлежащую форму, отвечать целям и задачам, которые перед собой ставит орган, соответствовать федеральным законам и Конституции РФ. В том случае, если нормативные акты затрагивают интересы субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности, их экспертизу производит Министерство экономического развития. Целью проведения экспертизы является выявление норм, затрудняющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность.

Международные нормативные акты

Государство может вести как внутреннюю, так и внешнеполитическую деятельность. В процессе взаимодействия с другими государствами возникает вопрос о регулировании международных отношений. Таким образом появляются международные НПА. Субъектами данных актов являются государства, объектом – отношения между государствами по поводу нематериальных и материальных благ. Международные нормативно-правовые акты могут быть нескольких видов. К примеру, конвенции, международные договоры, рекомендации, ноты. Отсюда следует тот факт, что международные НПА – это основной способ регулирования отношений между государствами, включающий в себя использования международных правовых норм.

Заключение

В заключение нужно отметить, что на сегодняшний день многие страны выделяют как основной способ влияния на общественные правоотношения именно НПА. Примеры этих официальных документов, порядок принятия и особенности были представлены в данной статье.

businessman.ru

Нормативный правовой акт — WiKi

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение

[1].

Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативного правового акта как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативные правовые акты. Таким образом, нормативный правовой акт — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путём текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].

Законы и подзаконные акты

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные или текущие (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяют простые и кодифицированные[4][5]. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

На уровне муниципального образования — решения муниципального образования.

Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[7].

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • административно-правовые
  • комплексные (муниципальные, экологические)

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.[8]

Примечания

ru-wiki.org

Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт является основным источником права в государствах романо-германской правовой системы. Обычно  нормативно-правовой акт понимается как юридический документ, принятый субъектом правотворчества и содержащий нормы права. Иногда в литературе отмечается, что это письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых или отмены устаревших норм.

Нормативно-правовой акт как источник права должен отвечать определенным требованиям. Во-первых, иметь объективно выраженную форму, т.е. норма­тивно-правовой акт может быть выражен в форме де­крета, кодекса, основ, положения, устава, инструкции, регламента и т.д.

Нормативно-правовым актом может быть доку­мент, который принят уполномоченным субъектом правотворчества. Конституция РФ и федеральное зако­нодательство определяют такие субъекты: народ, Пре­зидент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, государственные органы исполнительной власти РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления, об­щественные объединения, предприятия различной формы собственности. Уполномоченные субъекты правотвор­чества могут принимать не любые нормативные пра­вовые акты, а лишь такие формы, которые определены законодательством РФ для данного субъекта правотворчества. Так, Президент РФ принимает указы и рас­поряжения; Федеральное собрание – законы, поста­новления; Правительство РФ издает постановления и распоряжения; министерства РФ – приказы, распоря­жения и т.д.

Нормативно-правовой акт должен быть издан в письменной форме, иметь установленные реквизиты (название нормативно-правового акта; наименова­ние органа, принявшего данный акт; дату принятия нормативно- правового акта и его номер).

Для того, чтобы нормативно-правовой акт стал источником права, он должен быть принят в установ­ленной процессуальной форме. Так, порядок принятия федерального закона определяется в ст.ст. 105-107 Кон­ституции РФ, федерального конституционного закона – в ст. 108 Конституции РФ. В законодательстве определя­ется порядок принятия законов субъектов РФ, поста­новлений и распоряжений Правительства РФ. Законодательством определяется и порядок вступ­ления в силу нормативно-правового акта. Важным требованием к нормативно-правовому акту является положение ст. 15 Конституции РФ, за­крепляющее, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не приме­няются. Любые нормативно- правовые акты, затраги­вающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опуб­ликованы официально для всеобщего сведения.

Каждый нормативно-правовой акт имеет слож­ную структуру и подразделяется на отдельные, относи­тельно самостоятельные элементы: а) преамбулу; б) пункты и статьи; в) главы; г) разделы; д) части; е) примечания; ж) приложения. Например, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.

Классификация нормативно-правовых актов осу­ществляется по различным основаниям.  По юридичес­кой силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон и его виды. В литературе понятие закона оп­ределяется единообразно – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательны­ми) органами государственной власти, в особом про­цессуальном порядке, обладающий высшей юридичес­кой силой и регулирующий наиболее важные общест­венные отношения, которому должны соответствовать все другие нормативные правовые акты.

Из данного определения закона следуют основные признаки закона как наиболее важного источника права: во-первых, законы принимаются представительны­ми органами, избираемыми народом, или непосредст­венно самим народом в порядке референдума; во-вторых, закон обладает высшей юридической си­лой; никто не вправе отменить или заменить закон, кро­ме органа, который его издал, либо Конституционным судом РФ или конституционными судами республик; в-третьих, закон принимается в особом процессу­альном порядке; в-четвертых, закон принимается по наиболее важ­ным, социально-значимым общественным отноше­ниям; в-пятых, ему должны соответствовать все другие нормативные правовые акты органов государства, ме­стного самоуправления, локальные нормативные пра­вовые акты.

В литературе дается разнообразная классификация законов. В соответствии с Конституцией РФ различают федеральные законы и законы субъектов РФ. В свою очередь на уровне Российской Федерации выделяют Конституцию РФ, федеральные конституционные законы (ст. 108 Конституции РФ) и федеральные законы (ст. 105 Конституции РФ). Как правило, в каждой отрасли права действует кодифицированный федеральный закон: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Модельные законы принимаются Содружеством Независимых Государств (СНГ) и направлены на обеспечение единства правового регулирования общественных отношений в странах, входящих в состав СНГ. Они носят рекомендательный характер и требуют ратификации в каждом государстве.

В соответствии со ст.ст. 5 и 76 Конституции РФ пред­ставительные органы субъектов РФ принимают свои законы. При этом республика имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав.

Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и виды. Подзаконные  нормативные  правовые акты – это официальные акты правотворческих органов, которые основаны на законе и направлены на конкретизацию и дополнение его положений. Можно выделить четыре уровня подзаконных нормативных правовых актов: федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ния; нормативные правовые акты общественных объе­динений, предприятий, организаций (локальные).

Федеральные подзаконные нормативно-правовые акты в свою очередь подразделяются на определенные виды в зависимости от органа, его издавшего. В соот­ветствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает   указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Правительство РФ издает постановления и распо­ряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Прези­дента РФ (ст. 115 Конституции РФ). Ведомственные нормативно-правовые акты вклю­чают в себя приказы, распоряжения, указания, инструк­ции, инструктивные письма, положения и т.д. минис­терств, государственных комитетов, федеральных служб, российских агентств, федеральных органов над­зора и иных федеральных органов исполнительной власти.

К подза­конным нормативно-правовым актам субъектов РФ относятся постановления правительства субъекта РФ, распоряжения глав администраций и губернаторов субъектов, приказы и распоряжения, инструкции, реко­мендации и т.д. органов исполнительной власти субъ­ектов РФ. По­рядок осуществления нормотворческой деятельности органами местного самоуправления определяется так­же законодательством субъектов РФ, уставами муници­пальных образований. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в случае их несоот­ветствия Конституции РФ, федеральным законам, зако­нодательству субъектов РФ могут быть отменены в су­дебном порядке.

Локальные нормативно-правовые акты, т.е. норма­тивно-правовые акты общественных объединений, предприятий, организаций различных форм собственности. Это учредительные документы: уставы, положения, правила внутреннего распорядка, приказы, распоряжения руководителей обществ, объе­динений, предприятий и т.д., которые дей­ствуют в пределах данных организаций, но учитывают­ся органами государственной власти: органами испол­нительной власти, судебными органами.

magref.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *