Предметом исследования являются – 3.3. Определение объекта и предмета исследования.

Объект и предмет исследования

Проблема «отражается» в объекте исследования. Та социальная проблема, в рамках которой исследователь планирует осуществить свое исследование, определяет научную область поиска исходных теоретических знаний и практического опыта. Поэтому, определяя объект исследования, мы всегда ориентируемся на конкретную проблему и ее основные характеристики.

Объект исследования

Определяя объект, следует дать ответ на вопрос «Что рассматривается»?

Реальная социальная действительность бесконечно разнообразна, а в исследовании надо прийти к определенному результату, поэтому важно определить главное направление в исследовании. Этим главным направлением и является – объект.

В социальном исследовании в качестве объекта выступают социальные, педагогические проблемы и явления негативного характера, различные трудные, сложные, конфликтные ситуации жизни и деятельности человека, разных социальных и возрастных подгрупп населения.

При определении объекта исследования необходимо определить «открытые научные знания», то есть, уточнить, какая есть научная информация, с помощью которой можно дать обобщенную характеристику изучаемой проблемы. С другой стороны, это такое научное знание, относительно которого исследователь получает новую информацию, то есть, дополняет, уточняет, систематизирует теоретическую информацию и, в свою очередь, «открывает новое знание» по данной проблеме. В этом заключается теоретическая значимость результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования, т.е. то новое, что открывает исследователь, может выделяться как специальный и оригинальный аспект изучения проблемы и это будет реальным вкладом в науку.

В качестве объекта исследования могут выступать:

  • Проблемы конкретного человека;

  • Проблемы социальной группы;

  • Проблемы возрастной группы;

  • Конкретная жизненная ситуация человека, группы, социума;

  • Негативное явление в обществе;

  • Методы, приемы и технологии социальной работы, социально-психологической и педагогической помощи, поддержки, профилактики.

Предмет исследования

Предмет – часть объекта, его сторона, специфика, особенность, характеристика.

Предмет – обозначает конкретный аспект изучения объекта и дает представление о том, как, в каком направлении рассматривается объект. Такое определение предмета избавляет от безнадежных попыток объять необъятное.

Предмет может включать ответ на следующие вопросы:

  • Какие новые отношения описываются в данном исследовании;

  • Какие новые аспекты, свойства и функции раскрывает исследование;

  • Определение предмета: результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся эмпирических описаний объекта.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы исследовательской работы.

Объект и предмет: целое и часть

Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное, как целое и часть.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта.

Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Таким образом,

определяя объект исследования– исследователь ориентируется на название и характер проблемы исследования, а

уточняя предмет исследования– ориентируется на тему исследовательской работы.

studfiles.net

Объект и предмет

Создание курсового проекта начинается с разработки введения к нему, в котором автором работы подробно описываются такие его структурные элементы, как актуальность, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза, методологическая база исследования. Правильная формулировка данных элементов научной работы является залогом успеха.

Труднейшим моментом, возникающим при написании введения, считается правильное определение объекта и предмета курсовой работы

. В данной статье пойдет речь о том, как правильно определить объект и предмет исследования.

Объект и предмет исследования

Если обратиться к словарям, то можно найти несколько определений понятия «объект»:

  1. В толковом словаре В. Даля под предметом понимается всё то, что представляется чувствами.
  2. В словаре русского языка С.И. Ожёгова – любая материальная вещь или явление.
  3. В толковом словаре обществоведческих терминов Н.Е. Яценко объект – любое явление, существование которого не зависит от человеческого сознания.

В общем, понять «язык» словарей студенту представляется весьма трудным. Из-за этого и правильное определение объекта и предмета перерастает в ещё одну проблему курсовой работы — студенту трудно самостоятельно выделить эти элементы, а ведь для каждого исследования они индивидуальны и ни интернет, ни учебник здесь не помогут.

Более того, некорректное определение предмета и объекта исследования считается грубой ошибкой, которая может стать причиной неудовлетворительной оценки.

Итак, в научном мире

Под объектом понимается некий процесс или некоторое явление, которое порождает проблемную ситуацию. Это явление и берёт автор проекта для проведения исследования. Объект исследования, в отличии от предмета, более широкое явление, имеющее несколько граней для исследования.

Объект – определённая часть научных знаний, подвергающаяся исследованию.

Объект является некой областью научного знания, которая может существовать в независимости от человеческого знания.

В качестве предмета выступает та область знаний, которая заключена в границах объекта.

Предмет – конкретный аспект проблемы, занимаясь рассмотрением которого авторами познаётся целостный объект, обозначаются и выделяются его характерные свойства. Предмет исследования зачастую очень близок с выбранной студентом темой курсового проекта или полностью с ней совпадает. Как категории науки объект и предмет соотносятся как общее и частное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно: определение объекта и предмета исследования зависит как от общей темы проекта, так и от замысла самого изыскателя.

Однако, в любом случае, первичным считается объект, так как представляет собой многогранное понятие, а вторичным – предмет, потому что в нём выделяется конкретное свойство, черта, признак, принадлежащий объекту.

Как определить объект и предмет исследования

Правильное выделение объекта и предмета исследования очень важно, поскольку это является одним из показателей компетентности студента и уровня научной работы в целом.

Для того чтобы правильно выделить объект и предмет исследования рекомендуется придерживаться следующего порядка действий:

  1. Проанализировать тему и цель исследования.
  2. Выявить конкретную область темы исследования — это будет объект исследования.
  3.  Ответить на вопрос «Что конкретно изучается?» — явления, закономерности, взаимосвязи, т.е уточнить область исследования. Это будет предмет исследования.

Примеры выделения объекта и предмета исследования курсовой работы

В качестве примера можно рассмотреть следующие формулировки объекта и предмета в курсовых работах по различным дисциплинам:

Курсовая работа по информатике: «Основные принципы функционирования электронной почты».

Объект: электронная почта.

Предмет: основные принципы функционирования электронной почты.

Курсовая работа по педагогике: «Влияние межличностных отношений между учеником и педагогом на успеваемость учащегося в МБОУ СОШ».

Объект: учебно-образовательный процесс МБОУ СОШ.

Предмет: межличностные отношения между педагогом и учащимся в учебно-образовательном процессе МБОУ СОШ и их влияние на успеваемость.

Курсовая работа по экономике: «Эффективность производственной деятельности».

Объект: производственная деятельность.

Предмет: эффективность производственной деятельности.

Курсовая работа по экономике: «Экономическое обоснование инвестиционной деятельности».

Объект: инвестиционная деятельность.

Предмет: экономическое обоснование инвестиционной деятельности.

Заключение

Объект и предмет исследования — важные элементы научной работы. От того, насколько грамотно они сформулированы зависит успех курсовой или диплома. Правильно выделить объект и предмет можно только разобравшись в том, что они собой представляют. Во избежание ошибки и путаницы всегда можно обратиться к профессионалам, для которых данная задача не представляет сложности.

©Автор: Пишем-диплом-сами.рф

www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai

Объект и предмет исследования и различие между ними

Наиболее значимыми элементами исследовательской работы считаются объект и предмет изучения. На сегодняшний день принято множество различных аспектов для формулировки данных понятий.

Обобщенные понятия объекта и предмета исследования

В толковом словаре В. Даля понятие объекта и предмета определяется следующим образом:

Определение 1

«Объект, содержание, личность. Объективные особенности, которые доступны для наблюдения зрителям; субъективные – ощущаются самими предметом». «Предмет – все, что можно ощутить». «Предмет сочинения – основа, смысл его».

С. И. Ожегов, в свою очередь, дает немного другое определение:

Определение 2

«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко, определил для этих терминов другое понятие:

Определение 3

«Объект — 1. В философии — всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле — предмет, явления, которые человек стремится познать, и на которые направлена его деятельность». «Предмет — 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».

Если подводить логическую черту, можно дать основные определения этим понятиям, на основе всего вышесказанного. Так предмет и объект исследования – это:

Определение 4

Объект – это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект также понимается как часть научного познания, которую исследователь изучает.

Предмет исследования – это часть вопроса, анализируя который, происходит познание целостности объекта, отделяя его основные, более значимые особенности.

Объекты изучения бывают:

  • Материальными.
  • Нематериальными.

Их независимость определяется в абсолютной отрешенности от факта познания их людьми. Также разделяют реальные и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно считать все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую деятельность, культуру определенного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, то, что не является частью культуры, события, не обладающие точными, конкретизированными понятиями. Такие события не показывают природу существующей реальности, они определяют ее возможные очертания, вероятность которых предполагается на основе накопленных знаний и культуры. На фоне этого формируется и мир виртуальных объектов, которому принадлежит то, что составляе

zaochnik.com

Чем является предмет исследования?

Даже получив высшее образование, не многие выпускники поняли суть определения «предмет исследования». Вопрос отличия предмета от объекта исследований вообще покрыт мраком для большинства студентов. Эта тема очень важна для понимания, ведь существенное отличие между этими понятиями существует. Разобравшись в этом, Вы сможете положить качественное начало написанию дипломной работы.

Для того чтобы понять, что же такое предмет исследования, сразу выделите объект исследования, когда куратор даст Вам тему работы. Это то абстрактное понятие, над которым Вы и будете работать. Предметом же станет любая часть Вашего исследования. Для формирования предмета исследования объект очень важен, ведь именно он задает рамки, в которых Вы будете выбирать предмет анализа.

Предметом исследования, как правило, становится самое слабое место в анализируемом объекте. Предмет исследования – аспект, который устанавливает границы исследования и подлежит детальному анализу. Зачастую, цель работы и предмет, выбранный для исследования, являются одинаковыми. Скажем, если целью нашей работы является раскрытие механизма использования персонального брэндинга для продвижения продукта, то предметом станет персональный брэндинг, как фактор для продвижения продуктов в современном динамичном мире.

Также, предметом могут быть сами способы исследования. Учитывайте это, пожалуйста, при формировании объекта и предмета исследования и Вы грамотно зададите направление проекта.

Понятие объекта исследования всегда будет гораздо шире, чем предмета, но именно правильная постановка предметов анализа позволит Вам выбрать нужное направление в работе и прийти к поставленной цели.

Понятие предмета исследования существует для того, чтобы член комиссии при первой встрече с Вашей работой мог понять, что же Вы выбрали для исследования, ведь, зачастую, по названию это сделать не так уж и просто. Для студента правильный подбор предмета анализа также несет в себе колоссальную пользу: систематизация информации и подбор необходимой литературы даются гораздо проще при правильной формулировке объекта и предмета исследования.

Изначально, целью того, что нам необходимо выделить предмет исследования, является тот факт, что при правильной постановке задач, студент может затратить гораздо меньше усилий и времени для написания диплома. Поскольку предмет задает конкретную точку анализа в поле, заданном объектом, работа выпускника будет являться последовательной и грамотной при правильной формулировке предмета исследования.

Факторы, которые необходимо принять во внимание при постановке предмета исследования:

 

  1. Предмет исследования всегда тесно взаимодействует с обнаруженной научной проблемой;

 

Пример. «Отношение правительства к предпринимателям». Вопрос «Какова же суть отношения?» позволяет нам определить предмет исследования. Это будет «Нормативное правовое регулирование предпринимательской деятельности в государстве». Очень важно то, что если проблема обоснована, то выделить правильный предмет исследования не составляет труда.

 

  1. Предмет исследования может объять только один аспект рассматриваемой проблемы.

Пример. Объектом анализа является «Деятельность с\х сообществ во время сбора урожая». В этом случае разумной будет постановка таких предметов исследования: А) «Деятельность с\х сообществ при подготовке к сезону сбора урожая; Б) «Деятельность с\х сообществ при обеспечении работ с\х техникой» и так далее.

  1. Предмет исследования не может охватывать объем информации больший, чем объект, ведь является его частью.

Пример. Предмет «Оборудование биофабрик в современном мире» гораздо шире, чем объект «Промышленное оборудование биофабрик в Молдове», поэтому их стоит поменять местами.

 Что же главное для правильного выделения предмета исследования в дипломной работе? Для начала обязательно выделить объект, то есть область для исследования, а уже затем мы выберем предмет для более глубокого анализа.

Зная и применяя эти знания на практике, Вы сможете быстро, конструктивно и грамотно написать дипломную работу.

prostudenta.ru

чем отличается объект исследования от предмета исследования?

Как определяется объект и предмет исследования? Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам. В. Даль: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ» . «Предметъ – все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения – основа, смысл его» . С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения» . «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие» . Н. Е. Яценко: «Объект – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность» . «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» . Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие) , вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования. Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. В автореферате диссертации по экономике «Пути повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» (2003) объектом исследования названы «социально-трудовые отношения, реализуемые в процессе обеспечения занятости молодежи» ; а предметом исследования – «организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» . Немало диссертаций, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются. Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

Объект исследования является более широким понятием, чем предмет исследования . Основное структурное отличие объекта от предмета заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные, с точки зрения данного исследования свойства и признаки. Объектом исследования может являться контингент испытуемых, либо какой-то процесс, а предметом — то, что Вы исследуете у данного контингента, либо в данном процессе (психологические, физиологические или иные параметры (например умственную работоспособность).

touch.otvet.mail.ru

Что такое объект и предмет исследования в дипломной

Предмет и объект каждой дипломной работы и являются ее смыслом. Объект и предмет исследования должны быть вынесены в название работы. Это важно для того, чтобы темы не повторялись, и отличались от тех, что пишут ваши однокурсники. Ежегодно в мире происходит много перемен, и для каждого найдется новая и интересная тема. Предмет исследования дипломной работы это какой-либо аспект или свойство, стороны которого подлежат исследованиям. Объект, в свою очередь, это причина проблемы, то, что создает ту или иную ситуацию.

Главным отличием предмета исследования от объекта в том, что предмет – это какая-либо часть объекта, более узкое понятие и определение. Особое внимание нужно уделять и тому, что объект и предмет должны совпадать по теме и не отличаться по смысловому характеру, так как если они будут относиться к разным научным отраслям, то это сделает невозможным рационально и правильно написать дипломную работу и провести точные исследования.
Следует четко определять тему объекта и предмета исследования, так как при неправильном понимании этих двух составляющих будет сложно раскрыть суть дипломной работы, а следовательно, и защитить ее.
Чтобы проще было разобраться в этих двух понятиях, нужно просто запомнить, что объект всегда отвечает на вопрос: «Что будет исследоваться?», а предмет отвечает на вопрос – «как будет рассматриваться объект, в каких аспектах своего функционирования, в связи с чем?»
Для того чтобы было понятно, объясню вам на примере. Вам нравится удобный веб-сайт вашего института или академии, и темой своей дипломной работы вы выбрали сравнительную характеристику сайтов некоторых ВУЗов России, и зарубежных стран. Объектом исследования здесь будут выступать высшие учебные учреждения, а точнее их отношение к собственным сайтам – для чего они были созданы, какая информация на них размещена, какой внимание университет уделяет своей страничке в Интернете. Предмет здесь сами сайты и их детальное изучение. Сюда же можно отнести их сравнительные характеристики, различие, и прочие факторы, которые могут быть полезны в раскрытие темы. 

Приведем еще примеры объектов и предметов дипломной работы.
Дипломная работа на тему: «Программное обеспечение мультимедиа». Тут объектом работы будут выступать информационные технологии, предметом же является программное обеспечение мультимедиа. Современные преподаватели высших учебных учреждений стараются идти в ногу со временем, чтобы понимать, чем живут студенты, и чтобы их предмет был не только интересным, но и познавательным. Поэтому, если тема вашей дипломной работы относится к каким-либо развивающимся современным направлениям, то очень важно, основательно подготовиться не только к написанию, но и к защите работы. Предмет и объект диплома должны быть тщательно изучены. При необходимости можно создать диаграммы и графики, даже, если ваша работа относится к гуманитарным наукам. Необходимо показать, что цель работы достигнута путем личных стараний и усилий. Возможно, в будущем именно ваш диплом, станет сильным толчком для новых открытий, и именно ваши исследования помогут многим разобраться во многих проблемах. 
Объект исследования всегда должен быть четко указан, без лишней воды, и ненужной информации, ведь он является главной частью практической половины всей дипломной работы. Объектом может быть как определенная отрасль, так и одна небольшая проблема. Это может быть, например, университет, предметом исследования которого будет являться отношение начальства к сотрудникам или студентам.

Можно рассмотреть предмет исследования на примере «Обработка учебных материалов в процессе обучения», который  предполагает под собой некоторое ограничение в поиске информации. Каждый предмет или объект  изучения может быть ограниченный какой-нибудь наукой, на основе которой можно построить логическую конструкцию. Считается грубой ошибкой, если во время исследования определенного объекта идет отклонение от дипломной работы в сторону. Если нарушается целостность работы, то и результат в итоге получается не очень положительный. Большое значение имеет целостность теоретическая и практическая, определяющую общую целосность и способ построения дипломного проекта. Если используется раъединение понятий, то оно должно быть близким по смыслу. Например, понятия психологии и педагогики – можно использовать часть понятий как из тех, так и с других, но, в общем, они должны конкретизировать одну тему.

prostudenta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *