Принцип стимулирования инноваций заключается в том что 44 фз — Законы
Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Статья 10 посвящена принципу стимулирования инноваций. Инновационная продукция, это словосочетание стало очень модным за последние несколько лет.
В законодательстве же, термин «инновационный», если и упоминается, то весьма расплывчато. Например, в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ? «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которому план закупки инновационной продукции размещается заказчиком на официальном сайте на период от пяти до семи лет. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Но однозначно сказать, какую все-таки продукцию подразумевать под инновационной, пока не может никто. Например, МЧС России, в соответствии с законом о закупках отдельных юридических лиц, ведомство выпустила приказ от 14 декабря 2012 г. № 768 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 № 27137).
Здесь инновационность характеризуется лишь общими, неопределенными характеристиками: потребительские свойства товара должны быть улучшенными, должны обладать положительным экономическим эффектом реализации, товар, работа, услуга должны иметь прикладной характер и практическое применение и пр.
Примерно то же самое можно сказать и о Приказе Минпромторга России от 01.11.2012 N 1618 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2013 № 27584).
Существует терминология Организации экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР), которая применяется в российской статистике уже 15 лет: инновационным продуктом считается товар, который выпускается не более трех лет и сильно отличается по сравнительным характеристикам от уже существующего.
Безусловно, все эти определения слишком общие и их необходимо конкретизировать, ведь многое будет зависеть от критериев.
zakon.uef.ru
Особенности реализации принципов результативности и эффективности государственных закупок в Российской Федерации — ВУЗРУ
Система государственных закупок ни что иное, как инструмент, при помощи которого могут быть удовлетворены государственные и муниципальные потребности в определенных видах товаров и услуг.
Если разобраться более подробно, то можно сказать что система государственных закупок- это комплекс определенных действий, главной целью которых является наиболее выгодное для заказчика приобретение за счет средств бюджета различных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей No 3 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в качестве государственных или муниципальных заказчиков могут выступать организации, которые осуществляют закупки за счет бюджета, а именно:
1. Органы государственной власти;
2. Госкорпорация «Росатом»;
3. Органы управления государственными внебюджетными фондами;
4. Государственные казенные учреждения;
5. Муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения;
6. Бюджетные учреждения1.
Принять участие в закупке может любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Система государственных закупок основывается на ряде принципов, к ним относятся:
- Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок;
- Принцип обеспечения конкуренции;
- Принцип профессионализма заказчиков;
- Принцип стимулирования инноваций в сфере государственных закупок;
- Принцип единства контрактной системы государственных закупок;
- Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- Принцип эффективности осуществления закупок.
Среди всех принципов наиболее ярко выделяется принцип эффективности закупок, который находится в одной статье с принципом ответственности за результат закупок. Детальная информация о принципе эффективности отражена в статье 12 ФЗ-44 «Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок». Главное значение принципа ответственности за результативность заключается в том, что каждый, кто является участником государственных закупок, несет ответственность за результативность и законность своих действий.
Если одна из сторон не выполняет свои обязательства, которые были оговорены в договоре (контракте), то незамедлительно следуют соответствующие последствия.
Примерами таких последствий могут быть как финансовые санкции ( неустойка, штраф и т. д.), так и, например, попадание в реестр недобросовестных поставщиков.
Так же, в широком смысле, под эффективностью государственных закупок понимают результативность процесса закупки, который определяется как отношение полученного результата к произведенным затратам, расходам, которые обеспечили выполнение контракта.
Сама методика оценивания эффективности государственных закупок позволяет оценить результат деятельности государственных заказчиков с точки зрения эффективности и законности исполнения их функций по обеспечению государственных нужд в товарах услугах или работах. Оценка эффективности проводится двумя способами: оперативным — рассмотрение отдельных элементов системы государственных закупок; аналитическим – комплексная оценка эффективности государственных закупок.
В качестве объектов оценки выступают:
- Размещенные заказы;
- Государственные заказчики;
- Уполномоченные органы и департаменты.
Субъектами оценки эффективности государственных закупок являются:
- Государственные заказчики;
Отраслевые департаменты;- Уполномоченные органы.
Оценить эффективность государственного заказа возможно с помощью определенных критериев. Определение критерия зависит от действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, а так же на основе общепринятых научных норм, которыми руководствуется субъект исследования.
Можно выделить несколько основных критериев определения эффективности государственных закупок:
1. Экономность – говоря простыми словами, это экономное использование средств государственного бюджета, с сохранением хорошего качества выполняемых работ и оказываемых услуг;
2. Качественность – то есть это определенная степень ценности и качества определенных услуг, работ или товаров, которые удовлетворяют нужды государственного заказчика. От того, на сколько высоко качество зависит реализация государственных программ, целевых функций органов государственной власти и органов местного самоуправления. Критерий качества характеризуется как степень удовлетворённости заказчика оказанными услугами, работами или поставленным товаром.
3. Смешанный эффект — представляет собой тесное взаимодействие между первым и вторым критерием, то есть когда достигнута средняя степень экономии, при этом качество поставляемого товара или услуги находится на достаточном уровне.
На сегодняшнем этапе развития системы государственных закупок нельзя достаточно четко оценить эффективность государственных закупок, так как отсутствует единый метод или реальный механизм ее оценки. Основной критерий, определяющий эффективность государственных закупок — это наиболее выгодные условия, при которых минимизируются затраты бюджетных средств. Иными словами, под эффективностью государственных закупок понимается наилучшее удовлетворение общественных потребностей на выделенные бюджетные средства.
Часто данный критерий оценки эффективности называют лжеэкономией.
Исходя из вышесказанного, можно заключить что традиционная оценка эффективности государственных закупок или оценка эффективного расходования средств бюджета по параметру экономии является недостаточной. Такая оценка позволяет оценить эффективность только с одной стороны, со стороны экономии бюджетных средств и не более. По этому, сложившуюся систему оценки эффективности государственных закупок необходимо дополнить оценкой качества, так как она позволит оценить основные показатели предоставляемых услуг или приобретаемых товаров.
Список использованных источников:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
vuzru.ru
21. Принципы формирования и развития контрактной системы в сфере государственного регулирования.
Законодательство о контрактной системе в отдельных случаях теперь распространяется и на автономные учреждения. А это значит, что их работникам, отвечающим за закупочный процесс, необходимо как минимум знать и понимать основополагающие нормы данного закона. Чем различаются принципы Закона № 44 ФЗ [1]и Закона № 223 ФЗ[2]? Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, введенная Законом № 44 ФЗ, начала работать 1 января 2014 года и пришла на смену прежнему законодательству о госзакупках – Закону № 94 ФЗ [3]. Она основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды.
|
Согласно ст. 6 Закона № 44 ФЗ к таким принципам относятся:
открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;
обеспечение конкуренции;
профессионализм заказчиков;
стимулирование инноваций;
единство контрактной системы в сфере закупок;
ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
эффективность осуществления закупок.
Перечисленные пункты в целом соответствуют принципам Типового закона ЮНСИТРАЛ о публичных закупках [4], отражающего многолетний опыт закупочной деятельности многих государств.
Вместе с тем в Законе № 94 ФЗ принципы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд не были закреплены как таковые, хотя его общие подходы и цели соответствуют ряду основополагающих норм Закона № 44 ФЗ: требование об открытости информации о контрактной системе восходит к обеспечению гласности и прозрачности размещения заказа, необходимость конкуренции – к расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.
В то же время в Законе № 223 ФЗ, регулирующем закупки для корпоративных нужд, определены следующие принципы:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (при необходимости – с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Но эти принципы в Законе № 223 ФЗ не раскрываются, их характеристики отсутствуют. А вот в Законе № 44 ФЗ разъяснению основополагающих норм отведено сразу несколько статей. Рассмотрим их более подробно.
Принципы контрактной системы: что нового?
Согласно ст. 7 Закона № 44 ФЗ открытость и прозрачность должны обеспечиваться посредством предоставления свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (в частности, посредством размещения сведений в единой информационной системе). Информация эта должна быть полной и достоверной.
Следующий принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок должна создавать равные условия для конкуренции между участниками закупок и любое заинтересованное лицо может стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем (ст. 8 Закона № 44 ФЗ). При осуществлении закупок должен соблюдаться принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок – в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, закупочным комиссиям и их членам, а также участникам закупок запрещено совершать какие-либо действия, противоречащие требованиям Закона № 44 ФЗ, в том числе приводящие к ограничению конкуренции (например, необоснованному ограничению числа участников закупок).
Заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.
Профессионализм заказчиков выделен в отдельный принцип впервые, хотя ранее он был реализован в ч. 2 ст. 7 Закона № 94 ФЗ (в ней говорилось, что заказчик был вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших соответствующее обучение). В свою очередь, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ сказано, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в данной сфере. В частности, на заказчиков теперь возложена обязанность поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в этой сфере.
В то же время принципы стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность закупки являются абсолютно новыми. Так, при планировании и проведении закупок приоритетными должны быть закупки инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10 Закона № 44 ФЗ). Сама же контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита, а также контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона № 44 ФЗ).
Принцип ответственности, а также эффективности закупок согласно ст. 12 Закона № 44 ФЗ состоит в том, что заказчик при их планировании и проведении должен исходить из необходимости достижения заданных результатов закупок. При этом должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе и подзаконными актами.
Таким образом, принцип эффективного использования денежных средств, обозначенный в Законе № 94 ФЗ, сегодня трансформировался в принцип эффективного осуществления закупок. Составляющими такой эффективности являются, кроме снижения размера расходуемых бюджетных и внебюджетных средств, иные критерии результативности закупки.
Анализ приведенных норм позволяет сделать следующий вывод. Основными принципами, применяемыми ко всем видам закупок (для государственных и корпоративных нужд), являются открытость (как разновидности – прозрачность, гласность) закупок, равноправие участников закупки и отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции, а также эффективность и экономность использования средств, предназначенных для данных целей. В то же время заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.
studfiles.net