Как выбрать проектор для квартиры
Здравствуйте Друзья! В этой статье будем выбирать проектор для квартиры. Уверен, многие хотели бы смотреть фильмы на большом экране. Сделать это конечно же можно с помощью жидкокристаллического телевизора с диагональю дюймов 80. Но, такие агрегаты стоят как самолет, поэтому это не вариант. А вот с помощью проектора, устроить в квартире домашний кинотеатр очень даже можно. Обойдется все это дело в более менее вменяемые деньги а кайфа будет гораздо больше чем от телевизора. Пусть даже и 80”. В этой статье расскажу и покажу как выбирать проектор для комфортного просмотра видео в сильно ограниченном пространстве.
Разъемы подключения проектора
Проектор — устройство для проецирования изображения на большой экран. Изображение обычно подается от стороннего устройства. Например компьютера, плеера, игровой приставки, смартфона или планшета. Чем дороже проектор, тем больше у него возможностей подключения и разнообразных вариантов этих подключений.
Ниже приведен рисунок с разъемами подключения проектора Optoma HD91.
Самым распространенным разъемом является HDMI по которому передается сразу изображение и звук. Большинство проекторов оснащены колонками, как телевизоры, и если не подключена более мощная акустика все-равно можно с комфортом посмотреть фильм. По HDMI подключается большая часть домашней бытовой техники в том числе и компьютеры. Так же для последних есть аналоговый разъем, пользоваться которым в 2014 году кощунство.
Имеется куча аналоговых разъемов для подключения старой периферии. Имеются так же порты для управления — обычно USB и/или RS232 (на картинке присутствуют оба). В некоторых моделях есть стандартный порт для USB устройств — флешек или возможно для адаптера WIFI. Можно записать фильм на флешку и посмотреть без подключения к какому-либо устройству.
Перед выбором конкретной модели рекомендуется продумать подключение и проверить по спецификации на сайте производителя есть ли необходимые возможности.
Ширина изображения
Начинать выбор необходимо с определения того, какую диагональ или ширину экрана вы хотите иметь. Первое желание это 3 — 4 метра шириной или вообще на все стену. Но, как говорят люди знающие, для комфортного просмотра первый ряд зрителей должен находится от экрана на расстоянии в две ширины изображения. Получается, что если мы ставим проектор поперек комнаты шириной в 3 метра, то максимальная диагональ для комфортного просмотра будет 1.5 метра. Лучше 1.3-1.4 метра.
Желательно что бы максимальное расстояние от экрана до последнего ряда зрителей не превышало шести размерам изображения. Это на тот случае если необходимо будет выбрать проектор для конференц зала или другого случая.
С шириной экрана мы определились — 1.3 метра. Если же вы планируете установить проектор вдоль 5-ти метровой комнаты, то ширину изображения можно увеличить до 2.5 — 3 метров.
Разрешение проектора
Чем выше разрешение, тем качественней и четче картинка. Все вы наверняка знаете, что самое распространенное разрешение в киноиндустрии это FullHD — 1920 на 1080 точек. Сейчас преимущественно в этом качестве производится практически весь видеоконтент. То есть желательно, что бы наш проектор для квартиры это разрешение поддерживал.
Чем выше разрешение проектора, тем выше и цена. Поэтому, есть желание, надо брать FullHD, нет, можно взять с разрешение в 1280 на 720 или на 800 точек. Меньше 1280 на 720 брать не стоит так как возможно даже при ширине экрана в 1.3 -1.4 метра будет заметна пикселизация.
С разрешением определились — 1920 на 1080 или 1280 на 800.
DLP или LCD
Определимся с технологией изготовления проектора.
После просмотра ролика впервые у меня сложилось мнение, что для дома подойдет только LCD. Прежде чем полностью отбрасывать технологию DLP рекомендуется сходить и посмотреть в демо-залы. Последние должны быть в крупных городах.
Так же есть закон о правах потребителя позволяющий вернуть проектор если вам что то не понравится.
Яркость
Теперь давайте определимся с технологией подсветки и яркостью проекторов. Сейчас наиболее популярны ртутные лампы высокого давления. Они обладают яркостью в 2000 — 3000 и больше люмен. В люменах выражается сила светового потока. Чем люменов больше, тем ярче будет изображение. Чем ярче будет изображение, тем меньше необходимо затемнять комнату при просмотре видео. Говорят что яркости в 3000 люмен достаточно что бы особо не волноваться по по поводу затемнения комнаты.
У ртутных ламп высокого давления есть несколько нюансов:
- Срок службы. Обычно это 3000 — 4000 часов в режиме нормальной яркости и 5000 — 6000 часов в режиме пониженной яркости. Так называемый экономичный режим. По истечении этих часов лампу необходимо менять. Стоимость лампы от 150 у.е и выше. То есть если вы собираетесь использовать проектор вместо телевизора, то через несколько лет придется менять лампу. Так же важен режим использования проектора. Если вы будете его гонять по 8 и более часов в день, то ресурс лампы сильно уменьшится. Если же смотреть фильма по 4 в неделю, по выходным, то о замене лампы можно не беспокоиться.
- Экология. Все таки ртуть это вредный металл и в ближайшем будущем его использование будет сокращено. Мы же уже сейчас можем этому поспособствовать купив проектор с LED лампами или с лазерными источниками света.
LED лампы. Эта инновационная технология сейчас развивается очень быстро. Диоды, благодаря своей экономичности, стараются применять везде где только можно. В автомобилестроении и в освещении наших квартир. Пока технология развивается и стоит дорого, но в ближайшем будущем она будет рулить.
Лампы для проекторов состоят из диодов одного или нескольких. Единственным минусом является слабый световой поток до 1000 люмен (в самых последних проекторов на конец 2013 года). В большей части доступных проекторов и того меньше: 500-800 люмен. Для комфортного просмотра понадобиться сильно позаботится о затемнении комнаты.
Небольшая яркость у LED ламп с лихвой компенсируется сроком службы. Обычно это 20 000 или 30 000 часов. То есть можно забыть о замене и более интенсивно использовать проектор.
С яркостью нужно думать. Если вы не против практически в полной темноте посмотреть несколько фильмов в неделю, погрузившись полностью в кино, то можно смело выбирать LED проектор. Плюсом ко всему будет отличное чувство внутри, что вы за экологию и поддержали развитие новых технологий. Если же с затемнением могут возникнуть трудности, то придется выбирать ртутные лампы.
Проекционное отношение
Одной из главных является проекционное отношение. Для получения этого значения необходимо поделить расстояние от проектора до экрана на ширину изображения. По проекционному отношения проекторы делятся на четыре категории:
- Ультракороткофокусные < 0.6
- Короткофокусные 0.6 — 1.2
- Стандартные 1.2 — 2.5
- Длиннофокусные > 2.5
Это деление условное и в различных магазинах может меняться.
Так как в квартире места не много, в основном это комната 5 на 3 метра, поэтому здесь подойдут ультракороткофокусные и короткофокусные аппараты. Данные проекторы способны с 1 — 2 или 2.5 метров дать качественную картинку нужной ширины.
Скорее всего вы захотите поставить проектор поперек комнаты, чтобы можно было удобно на диване наслаждаться фильмом всей семьей. В этом случае у нас максимальное проекционное расстояние (расстояние от объектива проектора до проецируемого экрана) будет 2.5 — 2.7 метра. То есть желательно с этого расстояния получить картинку шириной в 1.3 метра.
Если вы собираетесь установить проектор вдоль комнаты, то задача сильно упрощается.
Наверное это основные характеристики которые помогут нам подобрать нужный проектор для квартиры или любого другого помещения. Непосредственно сам процесс выбора покажу в видео, а здесь чуть чуть добавлю про экраны.
Экраны для проекторов
Хороший проектор без соответствующего экрана как игровой компьютер с ЭЛТ монитором. За ним глаза только портить. Что бы действительно погрузиться в мир кино — без экрана не обойтись.
В качестве экрана для проектора используется специальные матовые поверхности белого цвета. Отражающая способность у них одинакова по всех поверхности и равна единице. Благодаря этому угол обзора, если брать по аналогии с мониторами, гораздо шире. То есть зрители могут размещаться не обязательно по центру. С боку будет отличный вид без потери в качестве.
Существуют так же специальные экраны с повышенной отражательной способностью до 2.5. Сие позволяет использовать менее яркие проекторы и соответственно более дешевые. Минусом этих экранов является их не большой угол обзора. При взгляде с боку отражающая способность таких экранов падает до 0.5 и использовать этот тип экранов в квартире не представляется возможным.
То есть простой матовый белый экран подойдет. Больше можно узнать из видео ниже
Надеюсь вы без труда определитесь с экраном.
Заключение
В статье рассказал практически о всех важных характеристиках проекторов. Сам же выбор покажу в видео
Любые дополнения, замечания и предложения пишите в комментариях.
Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях. Всего Вам Доброго!
С уважением, Антон Дьяченко
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
youpk.ru
Проектор вместо телевизора, взгляд изнутри квартиры / Stereo.ru
У Вас помещение, дающее значительную свободу в реализации качественного ДК, зачем Вы хотите его превратить в бесполезную площадь? Хотите сэкономить — делайте поэтапно и САМОСТОЯТЕЛЬНО! Если руки растут из правильного места, можете и мебель неплохую для ДК сделать, придерживаясь определенных параметров. Первым делом начните с таких необходимых вещей, как качественный воздухообмен (вентиляция), не менее 3-х раз в час, а иначе 3-4 человека надышат Вам столько влаги, что на стенах начнет откладываться плесень, а воздух в помещении будет постоянно затхлым. Воздухообмен можно замутить при помощи пары автономных и недорогих (по сравнению со стационарными система за тысячи $) рекуператоров Marly (достаточно засверлить стену и подвести к ним 220В). Продумайте отопление и кондиционирование (если они еще отсутствуют в помещении, проектор и аппаратура те еще «печки»!), реализуйте автоматику затемнения (она сейчас стоит вполне подъемных денег), либо (если совсем жаба душит и Вас не напрягает) — реализуйте систему с ручным приводом. Сегодня можно таковую реализовать (ручную) при размещении окна НА ЛЮБОЙ ВЫСОТЕ: можно открывать\закрывать стеклопакеты для проветривания и жалюзи, правда такая система (при размещении оконных проемов в недоступной зоне, например на большой высоте) будет несильно отличаться по цене от простых электрических систем. Работу можно делать постепенно и распланировать бюджет максимально оптимально для семьи. 7х7 немаленькое помещение, с точки зрения ДК в нем можно «замутить» кинозал с экраном от 3 метров по ширине, т.е. диагональю более 4м, но в этом случае бюджет на проектор вырастет до совершенно неподъемной величины. 120-150К бюджет неплохого Full HD кинотеатрального проектора, а значит Вам либо придется сидеть от экрана дальше, либо урезать хотелки до экрана, шириной 1,9-2,3 м и сидеть от него не ближе 3м (это конечно компромисс, но приемлемый). Для большого квадратного помещения лучше выбрать дизайн кинотеатра «гостиной компоновки» (это ее я так называю), представляющий из себя ОДНУ точку просмотра, размещенную в максимально оптимальной зоне. Например большой угловой диван модульной конструкции, который можно конфигурировать по желанию и на котором свободно разместятся 3-4 человека (ширина помещения позволяет), а вот классическую рядную кинотеатральную компоновку Вам лучше избегать, ибо первый ряд с максимальной вероятностью будет слишком близко к экрану, а второй вплотную к задней стене и оба будут вне оптимальной зоны размещения. Под «гостиной компановкой» я понимаю, что обеспечив размещение экрана, проектора, аудиосистемы, и зрительской зоны, в квадратном помещении обычно остается еще полно пространства, которое можно дооформить к примеру биокамином (ему не нужен дымоход), стеллажом для носителей, журнальным столиком, парой кресел и т.п. подобными элементами стандартной гостиной, размещенными с учетом их влияния на звук (стеллаж не должен перекрывать surround каналы или находится впритык к сабу и т.п. В общем при таком подходе Вы максимально реализуете потенциал Вашего помещения, а дети будут Вам предельно благодарны (как и мои внуки мне). Не забывайте, что сегодня они смотрят «Губку боба», а совсем скоро будут гонять триллеры и резаться в шутеры напропалую и вариант «светлого праздничного ДК для детишек» сойдет на нет очень быстро и все придется переделывать. Я со своими в такие яростные баталии рублюсь часами, за уши не оттащишь.
Если выберете вариант поэтапной реализации ДК, готов помочь опытом и советом по каждому из них, включая весьма подробные (выбор материалов, стоимость, конструктивные решения и т.п.). Мне не трудно, сам проходил через эту головную боль, фактически выступая в роли шеф-монтажника для исполнителя работ (честно говоря, лучше-бы я сам все делал, ибо приходится следить и самому предусматривать ЛЮБОЙ самый мелочный вопрос, который в дальнейшем способен сильно подпортить жизнь).
stereo.ru
что лучше выбрать для дома
Что лучше: проектор или телевизор? Пожалуй, редко кто может дать однозначный ответ на этот вопрос. Прежде чем ответить на него, нужно ответить на массу других вопросов: цель приобретения оборудования, условия его использования, ожидаемое качество изображения и т.д.
Видеооборудование проекционного типа
В последнее время все большей популярностью пользуются проекторы. Поклонники киноискусства по достоинству оценивают преимущества проекционного видеооборудования, позволяющего в домашних условиях наслаждаться просмотром фильмов на огромном экране.
Крупное изображение, придающее реалистичность происходящему на экране, и спецэффекты оставляют неизгладимое впечатление. Настоящий кинотеатр дома! Для этой категории зрителей: что лучше – проектор или большой телевизор, вопрос решен давно и однозначно. Можно понять поклонников кинопроекторов и ринуться поскорее менять свой плазменный телевизор на понравившееся устройство.
Но не стоит спешить, давайте сначала сравним достоинства и недостатки обоих видов устройств.
Достоинства кинопроектора в сравнении с телевизором
- Просмотр фильма на большом экране способствует более яркому восприятию, причем стоимость большого экрана несоизмеримо мала по сравнению с телевизором с диагональю, превышающей 2 метра.
- Нагрузка на зрение не так велика, как при просмотре телевизора. Отличие заключается в том, что свет, исходящий от проектора, направлен на экран и попадает в глаза зрителю в отраженном виде. Это привычная для наших глаз «система». Все, что видят наши глаза, видят благодаря отраженным лучам. Если мы смотрим на прямой источник света, как в случае телевизора, это вызывает большую нагрузку на зрительные органы.
- Возможность динамического изменения формата экрана: 21:9, 16:9, 4:3. Просмотр изображений любого из перечисленных форматов в полноценном виде.
- Проекционное оборудование компактно, и для его установки не требуется много места. Поэтому оно не вступает в конфликт ни с каким интерьером.
Недостатки проектора
- Необходимо хорошо затемненное помещение. Качественное изображение возможно получить только в кромешной тьме.
- Не все телепередачи транслируются в цифровом формате. Просмотр фильма в HD-формате, безусловно, доставит удовольствие, но смотреть передачи, транслируемые по каналам аналогового ТВ, с недостаточно четким изображением будет некомфортно.
- Срок службы лампы проектора ограничен, и их замена приводит к дополнительным расходам. Даже у современных качественных моделей этот параметр не превышает 5000 часов.
- Необходимо отдельно приобрести колонки для вывода звука.
- Наличие небольшого шума при работе проектора, который создается вентилятором для охлаждения системы.
Особенности установки проектора
Казалось бы, проектор – простое и компактное оборудование, которое легко и просто установить. Для правильной установки необходимо продумать некоторые моменты:
- Если в качестве экрана будет использоваться белая стена, если таковая имеется, то одной проблемой меньше.
Возможна установка стационарного экрана, если существует специально отведенное для кинотеатра помещение.
Удобное решение, если установить сворачивающийся экран с автоматическим развертыванием. Конечно, этот вариант предполагает определенные временные и финансовые затраты, но его стоит реализовать – комфорт при эксплуатации с лихвой окупит все старания. Тем более что для такого экрана необязательно использовать стену – его можно установить в любом удобном месте, хоть посередине помещения. - Установка самого проектора не вызовет особых трудностей: его можно разместить на любом столе или тумбе, его компактные размеры легко позволяют сделать это.
Но если подвесить устройство к потолку или укрепить на более высоком уровне, чтобы зрители не попадали под луч проектора, то комфортный просмотр будет обеспечен. - Обеспечение кабельных коммуникаций тоже представляет некоторую проблему для подключения акустики и для соединения проектора с проигрывателем. Существующее ограничение на длину кабеля HDMI, 15 метров, не позволяет проложить его незаметно. Придется использовать кабель большей длины, что скажется на качестве передаваемого изображения. Но если применить беспроводную технологию WHDI, которая качественно передает цифровой сигнал и звук до 30 метров, то и эта проблема будет решена.
Особенности проецируемого изображения
В зависимости от модели проектора, точнее, от его технологии, проецируемое изображение может быть разного качества.
В современных проекторах чаще всего используются две технологии: DLP и LCD. Но также используется и технология LCoS, но гораздо реже.
DLP технология
В этой технологии используются микрозеркальные чипы, которые формируют изображение. DLP на данный момент – самая лучшая технология. Она обеспечивает высокое качество изображения и цветопередачи.
Следует помнить, что есть недорогие модели с DLP технологией с одним чипом, у которых качество картинки значительно ухудшается. На краях изображения, в светлых его местах, появляется так называемый эффект «радуги», который искажает цветность изображения.
LCD технология
В проекторах с LCD технологией используются жидкокристаллические матрицы с установленной системой линз. Они также воспроизводят качественное изображение.
Несмотря на недорогую стоимость эти модели воспроизводят качественное изображение не хуже, чем проекторы с DLP технологией.
LCoS технология
Стоит упомянуть и о LCoS, которая представляет собой некий гибрид двух технологий: DLP, LCD. Эти проекторы оказались очень дорогостоящими и потому не пользуются особым спросом.
Хотя существуют некоторые модели, которые могут соперничать с современными телевизорами по яркости и контрастности изображения.
Телевизоры: традиционные и привычные
Наряду с поклонниками киноискусства и профессионалами, отдающими предпочтение видеопроекторам, существуют любители телевизионного оборудования. Для них ответ на вопрос: что же лучше для дома – телевизор или проектор, не составит труда. Однозначно, телевизор! А широкоэкранный фильм можно просмотреть и в кинотеатре. Привычные для всех телевизоры, бесспорны незаменимые и удобные, имеют свои достоинства и недостатки.
Достоинства телевизионных устройств
- Главное, и весомое преимущество современных телевизоров – это превосходное качество изображения: яркость, контрастность, цветность.
- Смотреть телепередачи удобно при любом освещении: искусственном или ярком солнечном свете. И на качество изображения это никак не влияет.
- Всегда имеется большой ассортимент моделей для выбора, что позволяет потребителям легко подобрать для себя подходящее устройство по размерам, по характеристикам, по ценовой категории. Проекторы же очень ограничены в плане выбора. В определенной ценовой категории обычно представлены только 2-3 варианта.
- Простота использования: купил, поставил, включил. И нет необходимости покупать дополнительное оборудование.
- Телевизор всегда готов к работе, не нужно подготавливать для его включения помещение. Нажатие кнопки и – через 2-3 секунды он начинает «вещать».
Перед включением проектора нужно выполнить целый ритуал: затенить помещение, раскрыть экран. Да и сам проектор нагревается несколько минут.
Недостатки телевизоров
- Чем больше диагональ экрана, тем выше стоимость модели. Приобрести хороший телевизор с диагональю, превышающей 2м, для домашнего кинотеатра – дорогое удовольствие. Если довольствоваться моделью с небольшой диагональю, то просмотр широкоэкранных фильмов не доставит такого удовольствия, как в случае с кинопроектором.
- Долгий просмотр телевизора оказывает вредное воздействие на зрение, так как глаза устремлены на источник излучения, а не на отраженный свет.
- Матрицы экранов современных телевизоров уязвимы к механическим воздействиям. Любое неосторожное обращение может легко повредить матрицу.
- Современные телевизоры очень громоздки и тяжелы.
Заключение
Вспомнив все плюсы и минусы проектора и телевизора, можно подвести итоги и определить для себя правильное решение.
Безусловно, главным критерием, определяющим выбор между этими устройствами, является назначение устройства:
- если вы любитель HD-фильмов, тонкий ценитель кинематографических спецэффектов, которые по достоинству можно оценить только при просмотре в кинотеатре, на большом экране, без сомнений, выбирайте проектор;
- если вы любите смотреть передачи аналогового телевидения, регулярно смотрите выпуски новостей, трансляции спортивных мероприятий, или ваше пристрастие – научно-популярные познавательные передачи, то привычный традиционный ЖК телевизор или плазменная панель вполне удовлетворят ваши потребности.
Впрочем, каждое из рассматриваемых устройств направлено на решение своего круга задач. И хорошо, если позволяют финансовые возможности, иметь дома и проектор, и телевизор.
tehnopanorama.ru
Выбор проектора для домашнего кинотеатра / М.Видео corporate blog / Habr
От проектора в домашнем кинотеатре в первую очередь требуется качественная картинка. О том, с помощью чего она формируется, какие компоненты на что влияют и как с учетом этой информации подобрать оптимальный вариант, мы расскажем в этом материале.Говоря о мультимедийном проекторе, мы подразумеваем устройство, способное воспроизводить изображение, получая на вход цифровой сигнал. Иногда проектор может и сам проигрывать некоторые типы файлов, однако подробный анализ этой функциональности — за рамками нашего обзора. Кроме того, поскольку аналоговые устройства почти ушли с рынка, здесь мы сосредоточимся только на цифровых проекторах.
Проектор формирует изображение при помощи, условно говоря, 4 компонентов:
- источника света;
- «модулятора», благодаря которому мы видим не просто свет лампы, а цветную картинку;
- оптики, позволяющей фокусировать изображение на экране;
- электроники, которая всем этим управляет.
Каждый компонент вносит свой вклад в итоговый результат. Чтобы сделать осознанный выбор, нужно представлять, какой компонент за что отвечает.
Источник света
В роли источника может выступать галогенная или другая газоразрядная лампа, а также светодиоды или лазеры трех основных цветов.
Источник должен давать большой и равномерный световой поток, чтобы картинка была яркой, и при этом иметь разумный срок службы. Галогенные лампы дают достаточно яркий световой поток, но их срок службы маловат. Кроме того, такая лампа греется, что ведет к быстрому выходу из строя соседних компонентов — в первую очередь, матрицы. А для некоторых типов газоразрядных ламп характерна деградация мощности по мере эксплуатации.
Лампы используются в большинстве моделей для домашних кинотеатров любого ценового диапазона, например, в Acer V9800 или Canon LV-X320.
Acer V9800Canon LV-X320Вариаций галогенных и газоразрядных ламп существует множество, но объединяет их сравнительно небольшой срок службы. Применительно к домашним кинотеатрам срок службы надо учитывать в комплексе с сервисом самого производителя. В этом сегменте присутствуют довольно дорогие модели, и некоторые производители, например Canon, готовы предоставить сменные лампы в течение гарантийного срока при определенных условиях — как минимум, регистрации устройства на сайте.
Светодиоды и лазеры позволяют не использовать светофильтры в модуляторе и служат дольше ламп. Но светодиоды зачастую дают недостаточно света, а лазеры дороги и сложны в настройке для более-менее естественной цветопередачи, поэтому в устройствах для домашних кинотеатров применяются намного реже. Например, на них работает семейство моделей LG, в частности, LG PF1500G. Чаще светодиоды и лазеры встречаются в универсальных проекторах или в дорогих инсталляционных моделях.
Есть решения, где светодиоды и лазеры дополняют друг друга, но их главный недостаток — сравнительно высокая цена.
Модулятор света
На рынке распространены три технологически различных типа модуляторов:
- просветная жидкокристаллическая матрица (LCD) — одна или несколько в устройстве;
- массив микроскопических управляемых зеркал на чипе, которые могут фиксироваться в одном из двух положений (DLP — Digital Light Processing) — также один или несколько;
- отражающая ЖК-матрица LCOS (вариант от Sony — SXRD; трехчиповый вариант от JVC — D-ILA), более устойчивая к мощному световому излучению;
Как и с источниками света, каждая из существующих технологий обладает своими достоинствами и недостатками. Например, DLP обеспечивает более высокую контрастность изображения, нежели ближайший конкурент — LCD. С другой стороны, при быстрой смене картинки у DLP появляются артефакты изображения. LCoS сочетает в себе преимущества и LCD, и DLP, правда, при этом имеет высокую цену.
Для получения цветного изображения в проекторе используются один или несколько модуляторов. Если модулятор один, он освещается световым потоком, который по очереди проходит через разные светофильтры. Для этого на пути светового потока устанавливается вращающийся диск, сектора которого представляют собой фильтры разного цвета. Так попеременно создаются красное, зеленое и синее изображения, которые за счет инерции зрения смешиваются для зрителя в одно цветное. Иногда к трем основным фильтрам добавляется прозрачный, что помогает повысить контрастность, правда, в ущерб насыщенности.
Устройство в этом случае выходит дороже, но зато на движущихся изображениях не заметно мерцания и так называемого эффекта радуги. Кроме того, картинка на таких проекторах будет ярче (при той же мощности источника света). Конструкции с тремя модуляторами могут использовать не один, а три источника разного цвета (вместо системы зеркал, призм и светофильтров), что позволяет еще больше повысить яркость изображения.
Очевидно, что проекторы с тремя модуляторами при прочих равных характеристиках дороже и массивнее. При этом к ним предъявляются более высокие требования по точности сборки, так как световые потоки, проходящие разными путями, должны сложиться в четкую картинку.
Описанные выше технологии довольно сложно выстроить в ряд по формальным характеристикам, поскольку субъективное впечатление от картинки определяется другими компонентами проектора. Производители либо выбирают более совершенную технологию источника света и модулятора, либо вкладываются в сопутствующие технические решения, позволяющие компенсировать многие недостатки простых подходов в определенном сценарии использования. Так что в сравнении всегда надо учитывать конкретные модели и поставленные задачи.
В сегменте проекторов для домашних кинотеатров чаще всего используется либо одна матрица DLP, либо три матрицы LCD. При этом цена проектора практически не зависит от технологии.
Примеры использования одной DLP-матрицы: NEC NP-V332XG или Panasonic PT-AE8000EA.
NEC NP-V332XGДругой вариант — три матрицы LCD: Epson EH-TW550 или Panasonic PT-LB332E.Epson EH-TW550Panasonic PT-LB332E
Для сравнения пример, использующий запатентованную Sony технологию SXRD, — Sony VPL-HW45.
Модулятор света — тот самый элемент, который определяет разрешение картинки на экране. Наиболее ходовое сейчас — FullHD (1920х1080). Встречаются крайне дорогие проекторы с поддержкой 4К; в этот сегмент 4К приходит с некоторым запозданием относительно рынка телевизоров. Одновременно с этим даже среди различных «ТОП-10» этого года полно устройств даже без поддержки FullHD. Чаще они относятся к низшему ценовому диапазону. Хороший пример — Canon LV-X320.
Разрешения FullHD в большинстве случаев достаточно для жилого помещения. Картинка ниже поясняет, в каких случаях не стоит переплачивать за пиксели:
Рекомендованный размер экрана в зависимости от расстояния просмотра.
По вертикали — расстояние просмотра, по горизонтали — размер экрана. Плоскость разделена на сектора, соответствующие разным разрешениям картинки. Границы этих зон отображают расстояние, при котором для заданной диагонали экрана пропадает субъективная разница между картинками большего и меньшего разрешения.
При изучении этой картинки рекомендуем опираться на представления об углах обзора экрана. Телевизоры обычно рекомендуют устанавливать так, чтобы угол обзора был около 35 градусов (это означает, что расстояние до экрана примерно в 3 раза больше его диагонали). Для сравнения: в кинотеатре IMAX угол обзора 60-120 градусов по горизонтали и 40-80 градусов по вертикали (в зависимости от места в зале).
Оптика
Поговорив о пикселях и углах, мы переходим к другому компоненту проектора — оптике. Ее задача — обеспечить максимальный угол обзора без искажений картинки. В наиболее понятной интерпретации — больший угол обзора позволяет получить большую диагональ изображения при меньшем удалении проектора. Стоит, правда, помнить, что больший размер картинки означает больший размер пикселя, что возвращает нас к обсуждению разрешения.
Как и фотообъективы, оптика проекторов различается фокусным расстоянием, определяющим отношение проекции (какого размера изображение можно получить с такого расстояния или как далеко надо поставить проектор, чтобы получить изображение заданной диагонали). Чем больше фокус, тем меньше шансов получить искажения картинки. С другой стороны, чем фокус меньше, тем ближе к экрану можно расположить проектор (а в помещениях расстояние установки проектора в любом случае ограничено стенами).
В качестве параметров, характеризующих оптику, часто указывается минимальное/максимальное расстояние до экрана при минимальной/максимальной диагонали (если указывается только одна группа значений, то к ним обычно добавляется отношение расстояния просмотра к диагонали изображения). Например, на Яндекс.Маркете описание модели BenQ W1050 включает такие данные:
По аналогии с фотокамерами, оптика проекторов может быть сменной, однако чаще такие модели относятся к сегменту инсталляционных устройств.
Электроника
Задача электроники — управлять всеми перечисленными выше компонентами для получения в ручном или автоматическом режиме (в зависимости от заявленных функций устройства) четкого изображения на экране. В частности, электроника компенсирует оптические искажения картинки. У некоторых устройств есть даже специальные инструменты для автоматической компенсации искажений (например, Screen Fit у Epson).
Выше мы много говорили о несовершенстве технологий, используемых в современных проекторах для формирования изображения (и на самом деле их гораздо больше). Электроника может их частично компенсировать. C помощью управления диафрагмой можно получить более выраженный черный цвет для LCD-проекторов или снизить эффект радуги для DLP — как в AcuMotion от Acer, которая генерирует промежуточные кадры на быстро меняющихся сценах для создания более гладкого движения. Также электроника помогает оптимально расходовать ресурс лампы — как например в технологии LampSave проекторов Benq, которая динамически управляет яркостью для повышения срока службы.
Также электроника отвечает за формирование 3D. В домашних проекторах в подавляющем большинстве используется технология активных очков, синхронизированных с проектором. Сейчас уже предложена технология формирования изображения для разных глаз при помощи разных участков спектра, позволяющая не использовать специальный экран. Но отсутствие большого количества 3D-контента, сама необходимость надевать очки и субъективное снижение яркости 3D-картинки (из-за потерь при фильтрации очками) играют против распространения этой технологии. Несмотря на это, моделей с поддержкой 3D на рынке довольно много.
Выше мы условно разделили проектор на компоненты. Технологии, используемые в них, не только предлагают преимущества, но и создают ограничения, борьба с которыми порождает различные инженерные сложности — необходимость шумного охлаждения, пыль, паразитные отражения света и т.п. В итоге развитие проекторов упирается не только в поиск новых идей, но и в постоянную борьбу с недостатками.
А еще компоненты могут влиять друг на друга: нельзя просто соединить вместе произвольный источник света, какую-то технологию формирования изображения и один из способов создавать цвета. В этом случае недостатки каждого из подходов могут усилить друг друга и устройство получится не конкурентоспособным. Так что, говоря о минимизации проблем, мы подразумеваем работу над всем устройством в комплексе.
Экран и свет
В перечень элементов, определяющих субъективное качество изображения на выходе, разумно включить и экран. Геометрия и покрытие экрана, а также освещенность помещения, где он установлен, неизбежно влияют на восприятие картинки.
К примеру, чем дальше от проектора находится экран, тем больше само изображение при том же угле обзора. Но оно воспринимается менее ярким (световой поток на единицу площади уменьшается). А чем ярче окружающее освещение, тем ярче нужен проектор под те же задачи.
Экран обычно приобретается отдельно и может быть подобран под те или иные требования. Обычно учитывается геометрия, способ монтажа (для дома актуален настенный или потолочный крепеж; штатив или напольная установка в быту менее удобна), наличие автоматического привода, сворачивающего экран, а также покрытие. Последний фактор, пожалуй, самый важный, поскольку позволяет не потерять яркость и контраст изображения за счет неполного отражения. Впрочем, характеристики покрытий — тема отдельного разговора.
Что же выбрать: задаем правильные вопросы
Прежде чем делать окончательный выбор, нужно определиться с бюджетом и ответить на вопросы о предполагаемом сценарии использования.
Если проектор будет выступать универсальной заменой телевизору (работа в фоне, игры, просмотр кино), нам нужен «долгоиграющий комбайн». Здесь можно не обращать особого внимания на тонкости цветопередачи и контрастность, поскольку в таких условиях они просто не проявятся. В итоге выбор, скорее всего, падет на 3LCD модель.
Если нам нужен полноценный домашний кинотеатр (выключенный свет, требования к качеству картинки), т.е. мы делаем ставку именно на красоту цвета (точная цветопередача, настоящий черный) в ущерб яркости — смотрим в сторону DLP.
После этого в ход идут параметры помещения и доступные места для монтажа проектора — эта информация даст нам требуемые параметры оптики (или желаемое расстояние до экрана / диагональ).
habr.com
Домашний кинотеатр на практике. Часть 5
Размещение оборудования, создание условий для комфортного просмотраНастала пора поговорить не про оборудование и акустические системы, а про помещение с точки зрения обеспечения комфорта при просмотре фильма. Говорить про дизайн интерьера мы конечно не будем, поскольку представление о нём у каждого своё, однако вне рамок дизайна существуют различные аспекты организации различных деталей интерьера для обеспечения максимального комфорта зрителей в домашнем кинотеатре.
Освещение в комнате
Поскольку акустическим системам, компонентам и кабелям уровень освещённости в помещении, мягко говоря, по барабану, поэтому организация фоновой подсветки при просмотре фильма целиком и полностью зависит от типа используемого устройства отображения.
Плазменные панели, кинескопные ТВ, проекционные ТВ
Все три типа аппаратов являются устройствами, экраны которых обладают собственным свечением довольно большой яркости. Врачи не рекомендуют смотреть на яркий свет в полной темноте — глаза напрягаются и быстро устают. Однако и при ярком дневном свете смотреть кино в домашнем театре совсем не приятно — экран уже не выглядит столь ярким, картинка не кажется реалистичной. А это приведёт лишь к потери эффекта вовлечения в происходящее на экране. Поэтому рекомендуется не допускать дневной свет в помещения. К тому же, дневной свет не постоянен в плане интенсивности (то солнце светит, то вдруг тучи набежали) — это отвлекает. Также возможно возникновение бликов на экране — это уже совсем не хорошо.
Блокируется дневной свет несколькими путями: с помощью традиционных жалюзи, светонепроницаемых штор или специальной светозащиты (светонепроницаемого материала, закрывающего оконный проём по всей площади). По желанию такую светозащиту можно оборудовать дистанционным управлением, либо подключить её управляющие схемы к 12-вольтовым триггерам ресивера. То есть, скажем, при включении ресивера (или определённого входа на ресивере) светозащита будет активизироваться автоматически.
В помещении нужно создать полумрак — обеспечить комфортную для зрения подсветку, но, в то же время следить, чтобы эта подсветка не отвлекала внимание от просмотра. Именно поэтому наиболее рационально использовать скрытую подсветку — светильники, освещающие тусклым направленным светом стену или потолок таким образом, чтобы прямой свет от светильника не был виден. Избегайте близкого расположения светильника от освещаемой поверхности, дабы световое пятно не выглядело слишком ярким, а значит и отвлекающим — нужна как можно более равномерная подсветка. Что касается светового потока, то для комнаты площадью 20-30 м² вполне достаточно освещения, эквивалентного одной лампе накаливания 40-60 Вт. Поскольку прямого света испускать фоновая подсветка не будет, в комнате будет создан уютный полумрак: передвигаться по комнате или без специального прицеливания попасть рукой в пакет с чипсами при таком свете можно будет вполне, а вот прочитать какой-либо текст на бумаге — проблематично. В этом случае картинка даже на яркой плазменной панели будет восприниматься вполне комфортно в течение длительного времени.
Проектор с экраном.
Тут всё просто. Ваша задача обеспечить кромешную тьму в помещении — в противном случае придётся тратиться на проектор с очень мощным световым потоком в несколько тысяч ANSI. Просто даже небольшое количество света во время просмотра картинки с проектора вызывает катастрофическое падение контрастности, искажение цветовой палитры и т. д. В общем, удовольствия от такой картинки вы уже не получите. А в полной темноте можно добиться качественного изображения даже от проектора с относительно небольшим световым потоком, при условии разумного подхода к выбору экрана (не слишком большая диагональ и качественный материал с хорошими отражающими свойствами).
Мебель
А точнее диван и/или кресла. Тут требования всего два: диван или кресла должны быть удобными при длительном сидении. И второе — спинка должна быть не высокой — она должна заканчиваться максим на уровне плечей сидящего человека. Само собой, никаких подголовников. В противном случае сигнал тыловых АС будет либо не слышен совсем, либо будет искажён из-за отражения от расположенной близко к уху поверхности спинки дивана или кресла. Желательно использовать прямые диваны, установленные строго напротив экрана. В случае с угловыми или полукруглыми диванами некоторые сидящие на них зрители могут находится в полоборота к экрану, что приведёт либо к быстрой утомляемости шеи, либо к не корректной посадке по отношению к АС.
Устройства отображения
Поскольку с размещением телевизора, проекционного телевизора и плазменной панели особо фантазию проявить не удастся (разве что, плазменную панель можно не только поставить на стойку, но и повесить на стену), то говорить про них особого смысла нет. А вот в случае с проектором вариантов куда больше — о них и поговорим.
Наиболее простой вариант — поставить проектор на журнальный столик. Однако, при всей кажущейся простоте, такой способ «инсталляции» имеет ряд недостатков: свет из вентиляционных отверстий проектора будет отвлекать от просмотра, будет слышен шум системы охлаждения (пусть и не сильный). Да и торчащие провода не каждому понравятся. Зато и плюс есть: проектор можно быстро убрать в шкаф, а при необходимости так же быстро его поставить обратно. Правда, в этом случае скорее всего придётся каждый раз подстраивать резкость и размер засветки, хотя это вполне можно пережить. Тем не менее, большинство людей предпочитают стационарную установку проектора, даже если домашний театр стоится не в отдельной комнате, а в одной из жилых.
Если ремонт в помещении делается с учётом установки в ней домашнего театра, то весьма удобным видится способ монтажа проектора на потолок.
Монтаж проектора на потолок имеет несколько неоспоримых плюсов: во-первых, проектор не мешает, поскольку не занимает драгоценное жизненное пространство в комнате. Во-вторых, проектор может быть невидим, если сделать под ним красивую декоративную панель. В-третьих, в случае такого стационарного расположения проектора и экрана (экран может выдвигаться из ниши в потолке или висеть на стене постоянно), отпадает надобность подстраивать фокус, размер засветки.
Впрочем, минусы потолочной инсталляции проектора могут легко и непринуждённо перекрыть все плюсы. Самый главный минус — потолочная инсталляция аппарата невозможна, если ещё на стадии ремонта к нужной точке в потолке не были подведены соответствующие кабели (сигнальные и силовой). К тому же, нужно заранее определиться с моделью проектора, дабы точно знать на каком расстоянии и на какой высоте вешать проектор, какие кабели к нему подводить. А для этого надо определиться ещё, как минимум, с местоположением стойки с аппаратурой и, возможно, с моделью DVD-плеера, обладающего требуемыми выходами. В общем, обычно проектор монтируется на потолке в том случае, если в процессе ремонта и отделки помещения составляется целый комплексный проект будущего кинотеатра. В этому случае всё оборудование обычно подбирается заранее, а во время ремонта лежит в коробках, зато вы точно знаете как и куда протягивать кабели (видеокабели, колоночные кабели, сабвуферный кабель, силовые кабели и, возможно, кабели управления). В общем, это уже серьёзная инсталляция. Поэтому, если вы хотите ставить кинотеатр с проектором в уже отремонтированное помещение, то вариант в потолочным размещением проектора вам едва ли подойдёт.
Ну а что делать, если ремонт в комнате уже сделан — то есть, штробить стены и потолок для подводки кабеля к висящему проектору как-то не хочется? Тогда стоит обратить внимание на весьма популярную схему размещения оборудования для домашнего театра в одном боксе. Такой бокс устанавливается либо между кресел, либо перед диваном. В боксе помещаются все компоненты аудиочасти и сам проектор.
Внешне бокс можно оформить как душе угодно: форма и цвет могут быть любыми. Обычно изготовление бокса производится по индивидуальным чертежам, либо покупная стойка для аппаратуры просто обносится декоративными ширмами или «облачается» в некий декоративный кофр — путей тут много. Занимается изготовлением бокса либо бригада строителей, производящих ремонт в квартире, либо бригада инсталляторов, устанавливающих театр — это обычно решается в процессе инсталляции. Впрочем, если вы самостоятельно строите в комнате домашний кинотеатр, то сделать подобный бокс для вас труда не составит. Главное, позаботьтесь о хорошей вентиляции: ресивер и проектор не могут работать в малых замкнутых объёмах из-за сильного нагрева компонентов (особенно важна хорошая вентиляция для проектора).
Также возможно использование бокса только для проектора, в то время, как всё остальное оборудование находится, скажем, в стенной нише.
А теперь о плюсах и минусах такого бокса:
Плюсы:
- отсутствие шума системы вентиляции проектора;
- отсутствие отвлекающего свечения из вентиляционных отверстий проектора;
- отсутствие отвлекающего свечения дисплеев компонентов;
- близкое расположение компонентов друг к другу и к проектору облегчает коммутацию между устройствами и позволяет сэкономить деньги на длинных кабелях;
- эстетичный внешний вид: оборудование находится в одном месте, а все пучки кабелей и задние панели аппаратов скрыты от глаз.
Минусы:
- необходимо обеспечить подводку питания к боксу
- необходимо обеспечить прокладку колоночных кабелей от бокса до АС.
Первый минус как бы и не минус вовсе, а обязательное условие работы какого-либо оборудования вообще. Придётся по-любому решать эту проблему. Второй минус перестаёт быть таковым, если у вас дома на полу ковровое покрытие или большой ковёр (мягкое покрытие на полу крайне рекомендуется) — покупайте плоские или ленточные колоночные кабели, и проблемы решены. Если же у вас паркет или линолиум, то можно придумать какой-то общий отвод кабелей от бокса с последующей их разводкой в плинтусах. Либо ещё как-то…
Ну и, наконец, наиболее распространённый способ, который хорош для небольших комнат с поперечным расположением комплекса — крепление проектора над диваном посредством подвесной полочки или кронштейна. Тумба с аппаратурой в этом случае располагается обычно рядом с диваном. Большая часть видеокабеля и кабеля питания для проектора будет скрыта днищем дивана и его спинкой. Остаётся замаскировать каких-то 60-70 см. кабеля на стене, который пойдёт от спинки дивана к проектору. В этом случае также встаёт проблема прокладки кабелей (колоночных и сабвуферного) от стойки с оборудованием до АС. Пути решения описаны в отдельной статье.
Расстановка компонентов системы (или «в погоне за эстетикой»)
Если в домашнем кинотеатре вы используете не проектор с экраном, а телевизор, компактный проекционный телевизор или плазменную панель, то наиболее распространённой остаётся максимально плотная компоновка всех компонентов системы: в большой тумбе устанавливается спикер центрального канала и все блоки комплекса, а на верхней полке тумбы располагается телевизор или плазменная панель.
С точки зрения удобства коммутации это наиболее простой и рациональный вариант. Подойдёт такое решение в том случае, если ремонт в комнате уже сделан, а курочить стены или полы вы не намерены. Но с точки зрения эстетики это далеко не самый лучший вариант. Почему? Нагромождение аппаратуры, а также большое количество светящихся элементов дисплеев аппаратов и подсветка некоторых кнопок сильно отвлекают от просмотра. Да, можно использовать тумбы с закрывающимися непрозрачными дверцами — это избавит вас от необходимости лицезреть всю это «цветомузыку» компонентов, но в этом случае и ИК (инфракрасные) сигналы пультов управления не будут долетать до компонентов, да и внешне такая тумба будет выглядеть очень громоздко и неуклюже. Опять же, возникает проблема обеспечения должной вентиляции компонентов…
В общем, если вы намерены создать себе действительно «взрослый» комплекс с точки зрения эстетики, то тумбу с аппаратурой следует размещать там, где даже боковым зреним её вы видеть не будете во время просмотра фильма (то есть, обычно позади дивана). И поверьте, смотреть кино будет гораздо приятнее. Проблема передачи команд с пульта на расположенные сзади блоки легко решается с помощью ИК трансмитера. Разумеется, гоняться за эстетикой имеет смысл только в том случае, если в качестве экрана вы используете плазменную панель, ведь её можно повесить на стенку. А вот 32″ телевизор и «проекционник» на стенку вешать не стоит 🙂
Если пойти ещё дальше, то можно вообще освободить пол, используя плоские настенные АС (панели NXT, либо традиционные динамические АС в плоских корпусах) — эдакий стиль hi-tech. При грамотном выборе АС, в качестве звука кинофильмов вы едва ли проиграете, а вот на серьёзной музыке такие АС не всем могут понравиться. Но есть и третий вариант — встраиваемая акустика. Однако, такие АС требуют специальных углублений в стене (обычно не более 10 см в глубину), которые делаются на стадии ремонта. Зато при грамотной инсталляции они звучать будут как корпусные АС, а выглядеть как настенные. Во всех трёх случаях выглядеть система может примерно так:
Ну и, наконец, при совсем серьёзном подходе к построению домашнего театра можно спрятать АС за драпировкой из акустически прозрачной ткани. А спрятать можно хоть огромные напольные АС, хоть компактные «полочники». В итоге виден будет только экран — как в настоящем кинотеатре.
www.ixbt.com
5 мифов о проекторах. Миф №1 – «Проекторы не дают качественного изображения в освещенном помещении»
Этот пост открывает серию статьей, в которых мы расскажем о наиболее популярных мифах о проекторах, с которыми постоянно приходится сталкиваться и нам, и нашей службе техподдержки. Здесь мы будем стремиться максимально объективно и научно обосновать, почему мы считаем те или иные утверждения касательно проекторного оборудования мифами, и как с ними бороться (и не дать им исказить истинную сущность того, что проекторы могут, и чего не могут).Начнем с особого мифа, который уже давно прочно закрепился в умах потребителей по всему миру. Давайте уже его развенчаем!
«Проекторы не дают качественного изображения в освещенном помещении».
Наверняка вы не раз слышали что-то подобное. Это утверждение, несмотря на свою видимую простоту, вызывает множество вопросов:
- Насколько сильно освещено помещение?
- О проекторе с какой яркостью мы говорим?
- Какого размера экран?
Утверждать что-либо не имея ответов на эти вопросы – это как заявлять, что «паркетник» совершенно не годится для езды по бездорожью: без конкретики это пустые слова, не более.
Специально для этой публикации я провел эксперимент: в большой переговорной комнате в нашем офисе на светло-серую стену проецировалось большое изображение шириной 300 см (т.е. диагональю около 140 дюймов). Для изучения вопроса взял домашний проектор Epson EH-TW6600 (яркость 2500 Лм) и новый инсталляционный проектор Epson EB-L1100U (лазерный инсталляционный проектор с яркостью 6000 Лм, о котором мы рассказывали в блоге ранее).
Поначалу использовалось максимальное освещение в помещении, а проекторы работали как в режиме максимальной яркости, так и максимальной точности. Камера снимает в автоматическом режиме в связи с тем, что при изменении светового потока проектора меняется динамический диапазон всего кадра (о нем ниже), а оценка экспозиции установлена в «средневзвешенный» режим, который примерно позволяет оценить то, как человеческий глаз адаптировался бы в тех или иных условиях освещения. Получилась следующая последовательность фотографий:
Два фото слева – инсталляционный проектор, справа – домашний. Что же мы наблюдаем?
Первое, что бросается в глаза, это то, что в «точных режимах» (например, «sRGB») качество изображения вовсе не выглядит более высоким. Во-вторых, нам нет никакого дела до контрастности этих проекторов, поскольку на «черный» цвет влияет в данном случае лишь комнатное освещение. Это хорошо видно на фотографиях – «черный» цвет на самом деле имеет освещенность стены, и на всех фотографиях его яркость одинакова, поскольку одинакова освещенность в помещении.
Однако камера настраивается и по ярким участкам изображения, и на тех снимках, где проектор демонстрирует максимальную яркость, черный цвет выглядит более темным. И для нашего зрения эффект будет похожим: при одинаковом освещении более яркое изображение будет способно создать более глубокий черный цвет. Визуально, конечно же.
В общем, контрастность изображения – это величина света от проектора, поделённая на освещенность, которую дают лампы освещения в комнате. Ничего не напоминает? Разница между минимальным и максимальным значением… Точно! Это же хрестоматийное определение динамического диапазона! В нашем случае, правда, речь не о фото, а о проекции, поэтому воспользуемся другим определением, которое большинству из нас давно хорошо знакомо – контрастностью.
В качестве единиц измерения берем люксы (лк). После измерений выясняется, что по центру экрана имеем освещенность в 145 лк. Встречайте – это наш «черный цвет», т.е. минимально возможное значение самого темного участка изображения в данном помещении. Увы, современные технологии не позволяют проекторам «проецировать» поток «поглощающих свет антифотонов» на поверхность, поэтому приходится работать с тем, что имеем.
При этом 145 лк освещенности мы имеем на стене в максимальном отдалении от источников света. Освещенность же на ближайшей горизонтальной поверхности – аж 440 лк, а в другом конце конференц-зала – все 540 лк! Подобные условия соответствуют рабочим местам в чертежных бюро и лабораториях, тогда как в обычных офисах и конференц-залах должно быть ~200 лк. В общем, условия для тестируемых проекторов немного экстремальные, но нам не привыкать. К слову, в обычной квартире освещенность рабочих поверхностей редко превышает 100 лк.
Считаем контрастность
Теперь замерим яркость, которую проекторы выдают при выводе чистого белого экрана, и поделим ее на наш «черный цвет» освещенностью 145 лк. Получим значение реальной контрастности, на которую можно рассчитывать при эксплуатации того или иного проектора в нашем освещенном помещении.
В результате имеем следующие уровни контрастности для каждого изображения из первого примера:
- 11,5:1 (Epson EB-L1100U, режим максимальной яркости)
- 7:1 (Epson EB-L1100U, режим максимальной точности)
- 7:1 (Epson EH-TW6600, режим максимальной яркости)
- 4,5:1 (Epson EH-TW6600, режим максимальной точности)
Мы уже не раз подчеркивали, что в освещенном помещении более контрастен тот проектор, который ярче и может «перебить» фоновое освещение, поэтому тут никаких сюрпризов. В итоге использовать в подобных условиях самый точный режим не имеет смысла. Более того, в нем мы теряем дополнительную яркость, которая ох как необходима для увеличения значения контрастности в нашем хорошо освещенном конференц-зале.
Еще раз напомню, что мы мерим контрастность экрана диагональю в 140 дюймов. С учетом закона обратных квадратов уменьшение размера экрана даже на 25% даст значительный прирост яркости результирующего изображения, что позволит получить достаточно контрастную картинку даже в таких, мягко говоря, сложных условиях.
Гасите свет!
Давайте сделаем еще одну серию снимков, погасив часть ламп освещения:
Значительно лучше! При освещенности экрана в 23 лк, полученные уровни контрастности составляют:
- 58:1 (Epson EB-L1100U, максимальная яркость)
- 29:1 (Epson EH-TW6600, максимальная яркость)
- 14:1 (Epson EH-TW6600, sRGB)
Освещенность ближайшей к экрану рабочей поверхности – 39 лк, дальней – 218:
Заглянув в Википедию, я обнаружил, что для чтения достаточно как раз 30-50 лк. То есть, это тоже вполне себе освещенное помещение. В данном случае, благодаря грамотному разделению источников света возле экрана можно оставить вспомогательное освещение, при котором экран окажется в наиболее темном участке помещения, что дает заметный бонус к контрастности результирующего изображения.
Кстати, вы обратили внимание, что по фотографии выше даже и не скажешь, что разница между двумя участками стола по освещенности столь велика? А вот для качества проецируемого изображения это – большая разница, и очевидно, с какой стороны надо ставить экран.
Освещенное – не обязательно переосвещенное
Если не стоит задачи обеспечить достаточную для чтения освещенность, то для того, чтобы нормально ориентироваться в помещении, может быть достаточно и 5 лк. Такая освещенность типична для коридоров в квартирах и хорошо освещенных подъездов. На самом деле, можно делать еще меньше… и где-то на этом уровне освещенности контрастность самого проектора уже начнет играть роль, поскольку «черный» на нашем уже слабо освещенном источниками света экране будет уже намного темнее, и влияние самого проектора, его засветка, может дать о себе знать.
Само собой, в полной темноте есть шанс приблизиться к тому уровню контрастности, который заявляет производитель (к слову, у лазерного Epson EB-L1100U просто ошеломительная контрастность благодаря новому источнику света).
3LCD vs DLP. Снова
Хотите – палками бейте, но снова вынужден вспомнить о фундаментальной разнице технологий 3LCD (3 матрицы) и DLP (1-матрица).
Почему трехматричные проекторы для освещенных помещений – лучший выбор? Дело в том, что трехматричная технология (и мы не устанем это повторять) работает одновременно с тремя цветами, сразу выдавая цветное изображение, тогда как одноматричные проекторы работают с одним цветом в каждый момент времени, что снижает их эффективность и вынуждает часто, очень часто прибегать к усилению белого цвета, чтобы достичь столь же высокой паспортной яркости. Такое усиление цвета достигается… Вы правильно догадались – увеличением доли белого цвета во всем изображении. Вот только цветным участкам достается меньше света и цвета буквально угасают.
Прошу:
Выходит, что 3LCD-проектор и одноматричный проектор с одинаковой мощностью лампы могут выдавать, например, 3000 люмен по белому цвету, но при этом 3LCD-проектор отобразит настолько яркие базовые цвета (красный, зеленый, синий), что сумма их яркостей тоже будет стремиться к 3000 люмен (что логично). А вот одноматричный проектор в самом ярком режиме может дать 1500 люмен цветовой яркости, а может и 1000 – как будет угодно производителю и в зависимости от того, какое цветовое колесо вертится в выбранной модели проектора.
Если взглянуть на изображение, которое мы проецировали в качестве примера, то подобное падение цветовой яркости будет означать падение контрастности цветных участков изображения в 2-3 раза в самом ярком режиме, хотя бесцветные участки сохранят такой же контраст. Вот вам и преимущество!
Если честно, мне нравится, как у проекторов Epson картинка выглядит в самых ярких режимах. Цвета, конечно, не столь правильные, как в «самых точных» режимах, но эти самые точные режимы не смотрятся так зрелищно в условиях освещенного помещения. А раз нет желания из яркого режима переключаться в точный, то все сделано правильно!
Конечно, одним из недостатков изображения любого проектора в освещенном помещении является черный цвет (точнее его условное отсутствие), но приведенные нами фотографии показывают, как черный цвет визуально становится таковым, если соседний участок изображения в несколько раз ярче. Глаз отстраивается по яркому, и там, где только что была освещенная стена, внезапно обнаруживается черный цвет. Одну причину данного явления мы уже описали, и она носит чисто оптическую природу.
Но есть и еще одна – более «психологического» характера…
Иллюзия контрастности
При определенном пороговом значении разницы между темным и светлым участком изображения срабатывает т.н. иллюзия с тенью на шахматной доске, когда в реальности соседние клетки – всего лишь разные оттенки серых и клетка в тени кажется светлее, в то время как обе клетки имеют один оттенок. Все это становится возможным благодаря особенностям работы нашего мозга. И это именно тот минимальный уровень контрастности, к которому мы стремимся.
Итоги в цифрах
Что касается контрастности, то минимальное значение контрастности изображения, на котором будет читаться текст – это около 5:1. А если взять проектор поярче и получить соотношение яркого света проектора к уровню фонового освещения в 15:1, то это уже вполне себе приятная глазу картинка, на которой можно смотреть, например, сериалы, всяко-разные динамичные игры и телепередачи.
И ещё нагляднее
На CnewsTV есть неплохое видеосравнение проекторов для офиса. Если не отвлекаться на различие технологий рассматриваемых проекторов, в обзоре наглядно показано, что самым контрастным проектором в освещенном помещении оказался самый яркий.
Впрочем, для нас с вами уже ничего нового.
habr.com
Как выбрать проектор для дома
Как выбрать проектор для дома — разберёмся в этом через просмотр его свойств, функций, различий в технологиях проецирования, прочих фишках. Но поскольку все эти вещи выражаются в деньгах, то начнём с финансовых категорий.
Ценовой срез
Нет смысла в сравнении зарубежных цен на проекторы (и рынка у них) с нашими (покупать-то будем здесь). И подбирать будем домашний проектор по своему кошельку (а не по кошельку представителя Евросоюза).
Как меняется ценовое предложение при утолщении кошелька?
Первоначальный уровень
Несмотря на фигурирование в этом семействе (около тысячи долларов США) проекторов с разрешением Full HD (подробнее ниже) слабые стороны такого оборудования (по яркости и контрасту) происходят от использования одноматричных технологий в формировании картинки.
Benq с Full HD
Средний диапазон
Являясь исходной (три тысячи у. е.) ступенью для экстрастоимостного сегмента (10000 долларов США и выше) этот класс проекторов, естественно, лишён очевидных изъянов, наделён достаточной контрастностью, яркостью и добавлением функционала.
Лидирующий фланг
В таких устройствах помимо совмещения внушительного контраста и яркости, внедрены новейшие (оттого и дорогущие) технологии проецирования (UltraHD, Blu-ray, HDMI, HDCP передовые эталоны-стандарты, поддерживание HDR, цветовой простор BT.2020).
Другое
В широком кругу имеет место устойчивое мнение, что лучший проектор для дома (среднеобычного) со вполне подходящим значением формата Full HD и произведённый по современным технологиям находится на уровне около двух тысяч долларов.
Не исключено, что выбор проектора стоимостью дешевле восьмисот американских долларов с пиксельным разрешением WXGA окажется для вас безупречным.
Нестандартная зона
Стандартная логика цен буксует, если поиск проектора связан со специальным направлением его применения. Имеются в виду проекторы для игр, сверхминиатюрные или с коротким фокусом.
Чем обусловлена цена
Ключевой принцип состоит в том, что с возрастанием стоимости проектора приумножается его производительность, яркость светового потока, удобство настройки экрана, доступный набор опций, передача цвета и применённая технология проецирования.
Правильно выбрать проектор с учётом всех нюансов, особенно если этому сопутствует неудержимое желание сэкономить, помогут ответы на вопросы такого рода:
- С увеличением яркости цена изделия будет расти — есть ли смысл переплачивать за чрезмерную.
- Стоит ли оплачивать ненужные или не столь важные функции.
- Будет ли соответствовать качество цветопередачи освещённости помещения — опять же зачем оплачивать то, что останется невостребованным.
- На какой из технологий остановить выбор (1-DLP, LCoS, 3-DLP и пр.) — это сложнее всего.
Пройдёмся по этим и другим свойствам и технологиям детальнее, ведь именно они определят стоимость вашего выбора.
Яркость
Описывая яркость проектора, говорят, что выражается она в «мощности испускаемого им луча света».
Так считают потому, что яркость от конкретного источника света будет различной на разных по площади экранах. Единицей измерения яркости потока света служит люмен (Лм), а колеблется значение яркости для разных моделей в пределах 2700–20000 Лм.
Отдельного внимания заслуживает то, что при настройке корректности передачи цветов (без утраты части спектра) яркость однозначно теряется, а вместе с нею и контрастность.
Яркость в разных нагрузках
От пропорциональной взаимосвязи качества передачи цветовой палитры и яркости следует хорошо понимать разницу в режимах подачи картинки проектором.
В случае, например, трёхрежимного способа функционирования — яркого (3000 Лм), презентационного (2500 Лм) и истинного (точного) (1500 Лм), то устраивающее зрителя качество отображения в истинном режиме останавливает ваш выбор на проекторе с яркостью в тысячу пятьсот Лм, но не в три тысячи.
Яркость при попутном освещении
Для обеспечения видимости картинки при постороннем освещении световой поток проектора должен своей яркостью перебить («перекричать») такой фоновый свет.
В обстановке большой освещённости и внушительного экрана качество передачи цветовой гаммы теряется и ценится неотёсанная сила яркости. И чем мощнее эта сила, тем выше будет стоимость и, вероятно, помимо высокой яркости, в такую плату войдёт некая толика вспомогательных функций, характеризующих дорогие устройства.
С уменьшением освещения сила светового потока (яркость) становится излишней. Но на первый план выступает качество передачи цвета и контрастность.
При полном же отсутствии стороннего света собственный поток проектора настолько велик, что от его рикошета по поверхностям светлых стен и белого потолка создаются блики на экране, — даже перекрашивание или затемнённая драпировка окажут решающее влияние на положительный результат (даже чёрный корпус самого аппарата в отличие от белого).
При идеальных условиях в просмотровой комнате для высокой контрастности достаточно силы потока света (яркости) в среднем около 700–800 люмен. Для гостиной или жилой, с менее приемлемыми характеристиками, — достаточно наибольшей яркости около 2000 Лм.
Яркость на экране
Выбирая проектор по значению яркости, рассчитывайте, что двукратное увеличение одного из линейных размеров экрана потребует четырёхкратного увеличения мощности светового потока. Такой аппарат будет уже в другой стоимостной категории.
Для проектора невозможно в паспорте указать реальную величину яркости. Ведь он не обладает экранной площадью.
Но если известно значение мощности испускаемого им света, то по таблице от фирмы StewartFilmscreen можно узнать оптимальную диагональ экрана для него.
Значения в таблице приведены относительно матовых покрытий. При использовании же экранов с коэффициентом усиления яркости, нужно эти показатели перемножать на усиливающие коэффициенты.
Яркость по цветам
Недавно производителями был предложен новый эталон яркости (активно протаскивается фирмой Epson) для сравнения клиентами свойств проекторов. Предложенное название — цветовая яркость.
Объяснение сути начинается ими с того, что максимум силы потока проектора определяется яркостью для белого цвета. В свою очередь, яркость белого состоит из яркостей зелёного, красного и синего цветов, которые его составляют.
В итоге макс. светопоток (яркость) = яркость белого цвета = полная яркость зел. + полная яркость красн. + полная яркость син.
(кстати, чёрный = мин. зел. + мин. красн. + мин. син.).
Однако, понимая, что такой показатель является важным для покупателя, изготовители стали нечестно завышать полную яркость, дополнительным образом усиливая яркость белого цвета.
На картинке ниже видно, как два аппарата с одним значением яркости по белому цвету различно отражают цвета.
В этом месте мы подходим к различиям в принципах технологий проецирования.
Технология проецирования
Сразу скажем, что из созданных на сегодня разновидностей проецирования абсолютно лидирующей технологии нет. Каждая технология имеет свои достоинства и производители постоянно работают над сглаживанием присущих им недостатков.
Электронно-лучевые трубки (ЭЛТ)
Сюда относятся первые проекторы, появившиеся ещё в семидесятых годах прошлого столетия. Технология воспроизведения в них основана на использовании ЭЛТ. Для кого-то это будет удивительно, но они до сих пор изготавливаются (и это кому-то нужно!).
ЭЛТ обеспечивают большое разрешение, но не обладают высокой яркостью. Вес их измеряется десятками килограммов, а стоимость десятками тысяч долларов.
Жидкокристаллические дисплеи (ЖКД)
Другой подход к технологии реализации идеи связан с дисплеями на жидких кристаллах.
Сначала это были многослойные по технологии TFT. Говоря по-простому, это обычные дисплеи, только работающие на просвечивание.
В настоящем фирма Epson производит проекторы с использованием трёх дисплеев (вместо одного) на полисиликоновой основе. Благодаря силиконам поддерживается насыщенность цветовой палитры и обеспечивается длительная эксплуатация при постоянном тепловом воздействии.
Микрозеркала (DLP)
С конца прошлого века в проецировании открылась эпоха технологии цифровой обработки. В основе одной из них (DLP-технологии) лежит применение микросхем (или чипов), состоящих из сотен тысяч микрозеркал, каждое из которых это пиксель.
Свет лампы проектора попадает на зеркало через цветовое колесо, разделённое на разноцветные (базовых цветов) сегменты. Соответственно, попадающий свет будет определённым образом окрашен. Оттенки цветов формируются временем включения пикселей.
Изображение на экране (картинка) по технологии DLP получается существенно качественнее (насыщеннее) по сравнению с ЖКТ за счёт:
- меньшего расстояния между зеркалами;
- работы зеркал на отражение, а не на просвет;
- практического отсутствия потерь света.
Как понятно из принципа этой технологии, цвета выводятся на экран последовательно. Нашему зрению это незаметно благодаря большой скорости вращения цветового колеса (около десяти тысяч оборотов в минуту). Но иногда это сказывается появлением на границе контрастных движущихся объектов радужных сполохов (пример на видео).
Выход из этой ситуации производители нашли в применении большего количества сегментов в колесе и окрашивании их в дополнительные цвета (помимо базовых).
В LED DLP-проекторах как источник света используются не лампа, а красный, синий и зелёный светодиоды. Работая в определённой последовательности, они формируют цвета привычным образом.
По причине низкого потребления энергии есть DLP-проекторы, работающие от аккумулятора, а благодаря отсутствию колеса в них нет ограничения по скорости смены цветов и отсутствуют причины появления радуги.
Отсутствует колесо и в трёхматричных DLP-проекторах, где вместо него обосновались три микросхемы-чипа для каждого базового цвета и очень сложная оптика. Однако цена их начинается с десятка тысяч долларов, а экземпляр для домашнего кинотеатра выльется в пятнадцать-двадцать.
Относительно цены с DLP-проекторами производителям других технологий бороться сложно. Тем более что поскольку в них используются микросхемы компании TexasInstruments (США), реклама этих устройств занимает пятьдесят процентов рынка.
Рекламные заявления о том, что таковая технология является лидирующей — не соответствует действительности.
Трёхматричные (3LCD)
В этих проекторах свет от источника отфильтровывается (на базовые) при прохождении через зеркала. С каждого из них один из уже отфильтрованных базовых цветов поступает на отдельную матрицу.
Сами по себе матрицы являются решёткой. В ней прутья — это каналы для управления, а промежутки (пустоты) — пиксели. В результате открытия/закрытия (полного или частичного) формируется световой поток, переходящий на призму, где изображение окончательно формируется из всех цветов и попадает на экран. Таким образом, картинка на нём формируется уже слепленной (полноцветной).
Недостатками такой технологии может быть неточный контур объекта (при недостаточной тонкости настройки матриц — «сдвиг линз»), недостаток «чёрного» (хотя в последние годы этот показатель достиг сравнения с DLP), выгорание матриц (выгорание поляризатора синей матрицы) и эффект решётки.
Отражающие матрицы LcoS
В отличие от 3LCD матрицы в технологии LcoS не пропускают, а отражают поток света открытием или закрытием отражающего полупроводникового участка (подложки) кристалла.
Именно в этой подложке находится управление им, а коэффициент полезного использования полупроводника, доходящий до 93 процентов, исключает появление сеточной структуры на экране.
Во львиной доле выпускаемых LcoS (или иначе D-ILA) проекторов используются матрицы с разрешением SXGA (1365х1024). Световой поток в них имеет мощность от одной до семи тысяч ANSI-лм. Их высокая цена обусловлена высокой стоимостью лампы.
Плата за технологии
Вкратце, DLP-технологии, будучи впереди по контрастности («чёрному»), постоянно работают над подтягиванием яркости, 3LCD — с точностью до наоборот.
Если покупатель готов выйти из бюджетной категории, то у него появляется возможность выбора проектора для дома с полупроводниковыми источниками света (лазеры, светодиоды и пр.).
При входе в средний уровень цен покупателю будут доступны технологии 3LCD C2 Fine от Epson или 3LCD-технология BrightEra от Sony. Плюс к этому в приобретаемом проекторе увеличится контрастность.
Следующий прирост цен введёт покупателя в мир LCoS (SXRD, D-ILA, 3LCD Reflective), а также в трёхматричную DLP.
Контрастность
Рассматривая контрастность, под ней понимают соотношение чёрного с белым. А это, в свою очередь, является общим последствием передачи проектором картинки и восприятия его в определённом зале.
С другой стороны, о ней можно судить по качеству отображения неподвижных вещей (шахматная доска) или предметов в движении.
Кроме того, важно знать, что в проекторах встроена автоматически настроенная диафрагма, призванная насыщать чёрное в тёмноцветных фрагментах, частично блокируя световой поток от источника.
Работа автодиафрагмы сильно проявляется от резкой перемены яркости. Иногда при этом заметно трансформируются оттенки.
Из всего этого возникает резонный вопрос — какой в себе смысл несёт показатель контраста, обозначенный в паспорте (особенно для неискушённых пользователей)?
Ловушка кроется в настройках так называемой гаммы.
Это критерий выдачи устройством подходящей яркости. Ведь в отсутствие оправданной темноватые предметы будут слиты с чёрными. Поэтому и происходит возникновение необходимости настраивания гаммы для разных требований просмотра.
В идеале проектор должен, используя эти настройки, безупречно отразить необходимые оттенки, так сказать, предусмотренные художником (художник — это вы).
На рисунке изображены стандартная и низкая гаммы
В целом для оценки контраста проекторов уже есть подготовленные экспертами выводы, сводящиеся к такому:
- На контрастность влияет освещённость зала.
- Этот показатель не влияет существенным образом на разборчивость отображения текста при добавочном освещении.
- Особенность цветоотображения не зависит от контрастности.
- Сила светового потока наращивает контраст (то есть преимущество яркости в определённых условиях может заменить недостаток контраста).
- Заявленный производителем показатель контрастности практически применим только к освещаемому залу (особенно для бюджетного сегмента).
Цветопередача
При описании этого свойства проекторов пользуются диаграммой, зафиксировавшей все доступные человеческому зрению оттенки цветов. На ней треугольником охвачен фрагмент, отвечающий стандарту sRGB, предъявляемому к современным проекторам. Формируемые проекторами цвета располагаются внутри его.
Различные методики проверочных тестов на пропорциональность равновесия белого цвета и множество других сложных вещей вряд ли будет изучать покупатель, перед тем как выбрать проектор для квартиры.
Хотя такое упорство достойно уважения.
Упрощённое же понимание способности передачи цветов проектором состоит в том, насколько плавно происходит перемещение градиентов от чёрного цвета к любому из базовых цветов.
К этой же теме относится вопрос о технологии настройки цветопередачи проектора. Притом не в наличии её или отсутствии, а в качестве.
Крутые модели, например, дают возможность регулирования белого по каждому из базовых цветов. И предоставляют для этого две составляющие — по нарастанию и по смещению. Первый — для общего уровня яркости, второй — для выравнивания.
Структура управления цветом в дорогих моделях позволяет изменять характеристики их пограничных значений (это нужно делать с крайней осторожностью!).
Объектив и установка
Для предварительной оценки допустимости работы проектора в комнате важно знать его отношение проекции (ПО). Ведь при умножении этой величины на ширину экрана получим расстояние от изображения до объектива.
Если ПО, например, 2 — то с дальности двух метров экран будет иметь ширину один метр, а с трёхметрового отдаления — полтора.
При оснащении объектива ЗУМом проектор будет характеризоваться двумя ПО — минимальным и максимальным. Это, в свою очередь, ведёт к большей свободе выбора площади экрана и просмотрового зала.
Положение проектора, обеспечивающее максимальное изображение называют широкоугольным. Если же оно приводит к минимизации — узкоугольным.
Общие соображения в этом аспекте таковы:
- При нахождении зрителей рядом с проектором может быть слышен звук вентиляции.
- Существуют проекторы, устанавливаемые между изображением и зрителями.
- Крайние расположения объектива чреваты расстройством баланса белого цвета.
Сдвиг (офсет)
В основном проекторы, особенно малобюджетные, выводят картинку под прямым углом к объективу или с незначительным сдвигом по вертикали (около 10%). Это практично, когда проектор располагают на горизонтальной плоскости и на небольшой высоте.
Такое перемещение картинки по отношению к источнику именуется офсетом, и он отражается в описании не всегда.
В среднеуровневых ценах проекторы имеют дополнительно офсет по горизонтали, достигающийся возможностью его подстройки.
В дорогих моделях проекторов такие подстройки могут выполняться моторизованно (с пульта) и сохраняться в памяти (полезно при периодическом изменении формата).
Наличие такой полезной опции даст возможность приспособить к залу проектор, а не выискивать подходящий проектор под имеющуюся комнату.
Режим 3D
Проблемой просмотра видеоматериала в 3D с помощью технологии проектора является потеря мощности светового потока. Отсюда следует, что если ваш проектор обладает запасом яркости, то для 3D это будет плюсом.
Дополнительными проблемами могут быть двоение и мерцание.
В проекторах для подкрепления 3D-режима применяются активные и пассивные методы.
Пассивная предполагает употребление двух проекторов (парой) (или поляризатор с переключателем) плюс спецэкран.
В домашнем кинотеатре используется активная технология с очками.
В DLP-проекторах нашло употребление недорогой методики DLP Link, но синхронизация иногда сбивается.
Геймерам
Любителям игр следует рассчитывать на то, что проекторы подобно мониторам имеют задержку, которая при достижении ста миллисекунд сделает невозможной ведение игры (разве что на авиасимуляторах).
СОВЕТ. Уменьшение задержки достигается отключением всех дополнительных функций по обработке картинки в проекторе
Проекторы типа DLP имеют более резкий отклик сравнительно с проекторами других технологий.
Правда, геймеры — парни ушлые и вполне разберутся с этим по обзорным статьям.
Надеемся, что приведённый нами обзор свойств, функций, технологий проецирования поможет сделать правильный выбор домашнего проектора и он принесёт вам немало удовольствия в повседневном обиходе.
Оставляйте свои комментарии, задавайте нам вопросы.
nastroyvse.ru