Социальные признаки – .

Признак социальный — это… Что такое Признак социальный?


Признак социальный
эмпирически наблюдаемая характеристика изучаемого социального объекта, опосредованно (через собственную структуру и т. п.) раскрывающая его определенную сторону, свойство, связь, отношение, взаимодействие. Носителями этой характеристики выступают социальные явления, вещи, процессы, которые стоят объективно к раскрываемому ими объекту в отношении отражения, соответствия, обозначения, замещения, представления (репрезентации), измерения, показателя (индикатора). П. с.-проявитель свойства (совокупности свойств), трансформатор информации о нем. Через систему признаков социальный объект является вовне, предстает в виде фактов социальных. Таким образом, если свойство социальное характеризует явление непосредственно, то П. с.особенности его (свойства) проявления и через посредство всего этого тоже выражает те или иные стороны объекта. Свойство скрытно (латентно), непосредственно не наблюдаемо, признак же наблюдаем, он фиксируется средствами познания и может быть измерен и оценен.

Только проявленное, зафиксированное и идентифицированное свойство социального объекта становится его признаком. Как выразители свойств П. с. имеют разную способность, с точки зрения полноты и глубины, отражать те или иные стороны данного социального объекта. Наконец, свойства определяют качественную и количественную границу социального объекта, признаки свидетельствуют о ней. П. с. может быть как постоянной и неизменной, так и непостоянной, ситуативной характеристикой объекта, т. е. в изменившихся условиях одно и то же явление, свойство может быть представлено другими признаками. Кроме того, П. с. подразделяются на качественные и количественные, прямые и косвенные, простые и сложные, единичные, выражающие отдельные свойства явления, и совокупные, выражающие сводные свойства и группы объектов. Они могут быть присущи всем единичным явлениям группы в одинаковой степени или варьировать, принимая разное значение у отдельных явлений, единиц совокупности.
П. с.-важное понятие в социологии, соединяющее в себе возможность онтологического, гносеологического, статистического, ценностно-нормативного и др. толкования. Онтологическая интерпретация этого понятия схватывает объективные основания П. с., она отождествляет признак с объективным явлением, которое выражает через себя определенное свойство другого явления.

В этом же плане отождествляются друг с другом П. с., показатель социальный к эмпирический индикатор. Гносеологическое толкование связано с выяснением возможностей формирования социального показателя на основе данного П. с. (или их набора). Речь идет о том, что в социологическом исследовании далеко не каждый признак изучаемого явления может быть взят в качестве объективной основы его социального показателя. Для этого производится отбор признаков под углом зрения того, какие из них с наибольшей полнотой выражают те или иные свойства исследуемого объекта и, следовательно, в какой мере могут стать содержательной основой показателя, который строится на базе определенных теоретических концепций и нормативных оценок этого объекта. Таким образом, гносеологическая интерпретация П. с. превращает его в социальный показатель как особую исследовательскую, познавательную конструкцию, позволяющую социологу сопоставить теоретические представления о свойствах изучаемого объекта с их эмпирическими выразителями-признаками, уточнить эти представления. Наконец, статистическая интерпретация понятия П. с. опирается на понимание признака как характеристики множества и связана с тем, что социология изучает по преимуществу массовые явления и, как и статистика, характеризует их по различным совокупным признакам. В русле этой интерпретации П. с. измеряется, возводится в числовые формы (индексы). При этом учитывается доступность признака для измерения, его значимость, вес в характеристике изучаемого явления и способность стать «элементом» индекса. Выявляя с помощью статистических средств интенсивность проявления рассматриваемого признака, исследователи судят об отраженном в нем свойстве объекта, о самом объекте.

Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990.

  • Престиж социальный
  • Прикладное исследование

Смотреть что такое «Признак социальный» в других словарях:

  • Индикатор социальный — 1) то же, что показатель социальный, 2) доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого или управляемого социального объекта (см. Признак социальный). В исследовательской ситуации И. с. «замещают», обнаруживают другие… …   Социологический справочник

  • Индикатор социальный

    — доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого или управляемого социального объекта. В исследовательской ситуации социальный индикатор «замещают», обнаруживают другие характеристики объекта, обычно недоступные наблюдению и… …   Экология человека

  • Факт социальный — 1) состояние социальной действительности или свершившееся событие, не зависящее от исследователя; 2) элементарная компонента системы социального знания (единица обоснования, доказательства или опровержения в системе научной аргументации),… …   Социологический справочник

  • Свойство социальное — имманентно (непосредственно, внутренне) присущая социальному явлению или процессу характеристика, раскрывающая его общественную природу и индивидуальную специфику. Благодаря собственным свойствам, каждое социальное явление сохраняет качественную… …   Социологический справочник

  • Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …   Литературная энциклопедия

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… …   Энциклопедия инвестора

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… …   Энциклопедия инвестора

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… …   Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Диалоги с Душой, Преображенская Д.. Многие люди, приходя в этот мир, постоянно ощущают одиночество, и это угнетает, подавляет их. Мы, словно, живём в «двух разных мирах», – мире «видимом» и мире «тонком». Мы обретаем социальный… Подробнее  Купить за 434 руб

sociological_guide.academic.ru

Признаки социального действия

Понятие «социальное действие»

Социальное действие выступает в качестве достаточно разностороннего явления современной общественной жизни каждого человека. Ежедневно мы совершаем сотни поступков и действий, которые характеризуются нашими психологическими и физическими особенностями и способностями, а также зависят от нашего мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, умений и навыков. Также в социальном действии особую роль играет социальный статус человека, его половые и возрастные признаки и мотивы поведения.

Определение 1

В социологии социальное действие – это людей целенаправленное и мотивированное проявление социальной активности человека. В огромный мир социального действия входят такие понятия, как «деятельность», «поведение», «реакция», «позиция», «потребность» и многие другие, которые не только определяют социальное действие, но и являются его непосредственным результатом.

Одна из особенностей социального действия – не просто его осуществление, но и ориентация на других людей. Поскольку человек живет в обществе, он связан с его представителями социальными связями (сетью коммуникаций). В зависимости от роли конкретного человека в жизни субъекта зависит направленность его социального действия, потребности, а также те принципы, которые движут им для достижения поставленных целей.

Таким образом, социальное действие может принести пользу субъекту и людям, а может оказать негативное влияние, что приведет к достаточно плачевным последствиям. В данном случае очень важно учитывать весь ряд признаков, которые характеризуют социальное действие, и оценить роль мотивационной составляющей, которая может исходить из разума человека, его ценностей, или от его эмоций, которые также могут быть положительными или отрицательными.

Замечание 1

Этот вывод был сделан еще Э. Дюркгеймом, который предположил, что человеческое поведение четко определено внешними объективными факторами (социальными отношениями, коммуникациями, уровнем культуры в обществе). М. Вебер, в свою очередь, подчеркивал влияние субъективных признаков на социальное действие (то есть, влияние поведения и мировоззрения самого участника и инициатора социального действия).

Признаки социального действия

Разнообразие признаков социального действия принято обобщать и представлять в виде шести основных черт:

  • Во-первых, это то, что социальное действие определяется отношениями между субъектом социального действия, и ситуацией. В данном случае, действие будет зависеть от ценностей индивида, его потребностей, мотиваций и тех эмоций, которые он испытывает во время совершения действия. Ситуация также может носить разнообразный характер. Это может быть мирная ситуация, а может быть состояние конфликта между субъектом и остальными участниками социального действия. В данном случае необходимо объективно оценить возможные последствия в случае применения тех или иных технологий для реализации социального действия.
  • Во-вторых, социальное действие включает в себя сразу три типа мотивов (ориентаций действия). Первый – катактическое социальное действие, которое направлено на оценку потребностей индивида, второй – когнитивное социальное действие, которое в качестве основной цели рассматривает наличие познавательного элемента, получение нового опыта и знаний. Что касается третьего типа мотивов – это оценочное социально действие, которое формируется у субъекта на основе сравнения и оценки соответствия его действий моральным нормам, а также правилам, принятым в обществе.
  • В-третьих, нормативность социального действия, поскольку оно должно реализовывать нормы субъекта, которые находятся в его памяти и закрепились в его общественном поведении.
  • В-четвертых, целенаправленность социального действия, которое всегда ориентировано на конкретный результат. Таким образом, начиная совершать какие-либо поступки, авторы данной типологии признаков предполагают, что человек осознает последствия своего поведения и действий, и сам в праве оценить, насколько они соответствуют тому результату, на который он нацелен.
  • В-пятых, социальное действие включает в себя широкий спектр предметов, а также средств и операций, с помощью которых совершается данное социальное действие. В нашем случае необходимо осознавать психические и физиологические особенности людей, а также условий, в которых они совершают данные действия. Если человек относится к высшему уровню социальной иерархии, то средства будут одни, а если к низшей – то совершенно другие. Это же касается и временного промежутка, который отводится на реализацию действия и достижение целей.

Последний признак социального действия – результат, который может или соответствовать ожиданиям субъекта, или не соответствует его целям и потребностям. В данном случае окончательное решение за человеком. Он может начать снова достигать той же цели, или же меняет вектор своего поведения и нацеливается на новые результаты.

Ценность как признак социального действия

Ценностные ориентации личности являются важнейшим признаком, которые оказывают большое влияние на вектор социального действия и его результат. Также они ориентируют деятельность человека с сложившихся условиях. В ценностях выражаются общественные потребности, такие, как:

  1. Экономические потребности;
  2. Политические потребности;
  3. Духовные потребности.

Например, М. Вебер называет ориентацию человека, основанную на его ценностной составляющей «ориентацией на других». Данная ориентация также включает в себя опознавательную ориентацию, оценочную ориентацию и моральную ориентацию. Ценности складываются на обоих уровнях социализации личности (во время первичной социализации они прививаются членами семьи индивида, а на вторичной – членами образовательного, трудового и профессионального коллективов, а также в кругу друзей). Ценности могут не только определять развитие личности, но также и корректировать потребности человека, программу в реализации намеченных целей, которые достигаются путем социального действия.

spravochnick.ru

Признаки и источники социальных процессов

Признаки социальных процессов

В своем привычном и нормальном виде социальный процесс уже давно стал объектом множества социологических исследований.

Определение 1

В целом, под процессом понимается любое зафиксированное движение, а также смена состояния объекта или явлений. По сути, процесс выступает в качестве бесконечного потока взаимосвязанных событий, трансформаций, которые оказывают влияние на социальные и культурные изменения в обществе.

Без процесса социальная система не могла бы продолжать свое существование. Мы находимся в постоянном движении, которое ведет нас или к прогрессу, или к постепенному регрессу. Таким образом, социальные процессы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Но, как любое явление, живое существо, человек не может находиться в постоянной стагнации, поскольку в таком состоянии он просто погибнет. Основа социальных процессов – это изменения и стремление к ним. Но изменение – это еще и результат, который фиксируется после проведения каких-либо мероприятий. Процесс существует в строгой взаимосвязи с территорией, а также с временным промежутком, в который осуществляются изменения.

Замечание 1

Процессы могут быть видимыми, но могут также быть и малозначительными. Здесь очень важна форма актуализации, в которую попадает социальный процесс. Актуализация может быть практической, а может быть когнитивной.

Практическая актуализация предполагает низкую степень рефлексии с ориентацией на ситуационные способы фиксации процесса. Особую роль в данном случае играют еще и ценностные ориентации, которые поддерживаются на разных уровнях социальной системы: на индивидуальном, групповом или общественном.

Когнитивная форма актуализации социальных процессов направлена на определение всей целостной инфраструктуры социального процесса, его наиболее ярко-выраженных свойств, а также на прогнозирующую деятельность (выявление последствий процессов и явлений в социуме). Благодаря данной актуализации систематизируется информация о наиболее актуальных событиях в обществе, а также оценивается степень их влияния на события.

Источники социальных процессов

Социальные процессы не могут возникать сами по себе, даже несмотря на то, что некоторые из них носят случайный и хаотичный характер. Исследователи подтверждают, что социальные процессы напрямую зависят от проявлений, с которыми сталкивается человек на каждом этапе своего развития. Именно они побуждают его к конкретной деятельности, что и является источником социального процесса.

Первый источник социального процесса – социализация. Она предполагает приобщение человека к основным и значимым культурным ценностям и нормам, которые являются актуальными в конкретный промежуток времени. Социализация может быть двух видов: первичная и вторичная. Первичная социализация предполагает приобщение к ценностям и нормам посредством вовлечения в семейные отношения, а вторичная происходит при взаимодействии человека с иными социальными институтами: институтом образования, труда, государства. Таким образом, источником социального процесса является стремление и необходимость при освоении общественного опыта индивидом.

Второй источник социальных процессов – воспитание. По сути, само воспитание может являться процессом, так как оно выступает в качестве ряда явлений, взаимодействий, которые нацелены на формирование личности человека в правильном направлении (в соответствии с требованиями, которое выдвигает общество).

Также социальный процесс и его возникновение зависит от того, в какой форме он совершается. Среди форм социального процесса авторы выделяют следующие:

  • Объектная форма социального процесса – форма последовательного изменения качественного и количественного состояния исследуемого социального объекта;
  • Субъектная форма социального процесса – форма последовательных действий субъекта;
  • Технологическая форма социального процесса – форма соблюдения определенной техники, сохранение ее и трансляция в массы.

Структура социального процесса

Социальные процессы происходят в абсолютно разных сферах жизни человека. При этом структурно они мало чем отличаются друг от друга. Авторами к началу 21 века была выведена стандартная структура практически любого современного социального процесса. Сюда входят следующие составляющие:

  • Субъект социального процесса (действия). Субъектами являются отдельный индивид, социальные группы, трудовые организации, в которых люди объединены одной конкретной целью;
  • Объект социальных действий – социальная система или социальное явление, на которые направлены соответствующие процессы и изменения;
  • Условия существования индивидов, которые воспроизводят социальные действия и процессы. Среда может быть микро и макросредой, в зависимости от того, какое количество индивидов и процессов она охватывает при осуществлении деятельности.

Безусловно, основой любого социального процесса является целенаправленное социальное действие. Оно может осуществляться в различных сферах жизни человека. Главная особенность – взаимосвязанность каждого элемента друг с другом. Это значит, что изменения и процессы, происходящие в социальной сфере, будут оказывать влияние на политическое мировоззрение людей и социальных групп, а также на их экономическую жизнь и духовное восприятие реальности. Важная целесообразность, поскольку хаотичные процессы имеют меньший срок жизнедеятельности, в отличие от тех, что существуют в определенной системе.

В качестве отдельных черт социальных процессов выделим ранее упомянутую целесообразность и направленность движений, стадиальность процессов, зависимость от внешней среды. Практически каждый процесс подчиняется конкретному алгоритму развития событий, и не менее важно то, что внешние процессы оказывают очень сильное влияние на воспроизводство. Наиболее ярко выраженный процесс на сегодняшний день – глобализация, стандартизация.

spravochnick.ru

Признаки социального действия


ТОП 10:

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

  • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
  • волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
  • наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы:рассматривается как открытая система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Функции Подсистемы
адаптивная биологический организм
личностная усвоение ценностей и норм
социальная совокупность соц. ролей (образцов поведения)
культурная усвоенные цели и идеалы

Социальное действие.

Вы читаете этот текст, текст главы учебного пособия. Как вид активности чтение связано с определенными затратами энергии, нормальным функционированием головного мозга, определенными мыслительными операциями, позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. Однако эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии, хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий тест, может быть рассмотрен социологически?

Прежде всего, внимание должно привлечь побуждение человека к определенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием или обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определенных действий вместе с образом желаемого результата, целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если речь идет о любознательности как таковой, то результатом будет само получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая и чтение, выступает как средство.

Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, «любопытствовать» или послушать музыку… Результаты выбора определены были оценкой ситуации: насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целенаправленную активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника информации — как объект приложения ваших усилий.

Таким образом, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих, то есть соответствует основным признакам социального действия. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

Однако читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу действия социального института образования, а значит, ваша активность организована и ограничена определенными нормами. Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете определенные способы мышления, демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как элементами культуры. Кроме того, сама включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы разделяете определенный набор существующих в обществе ценностей.

Таким образом, ваше действие чтение, возможно лишь в рамках общества с определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, — в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения. Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики.

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект — это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект — то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель — идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата. В самом широком значении средство — это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия — синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта, средств — цели и характеру объекта. В динамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на основе возрастания потребностей.

Механизм реализации действия помогает описать так называемая «всеобщая функциональная формула действия»: потребности — их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия — их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического исследования. Однако для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем, необходимо дальнейшее членение элементов этой модели. И прежде всего в более детальных характеристиках нуждается субъект действия.

Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности — особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии — это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение — это является уже потребностями социальными.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например, здоровье человека или сплоченность группы.

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровень притязаний, т.е. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями. Ценностные ориентации — это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса. В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив — осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений — стимулов. Стимулы — дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.

Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.

Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации в зависимости от уровня потребностей.

  1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида. Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных благ. Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания. Они фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для человека в этом случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа. Они выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе.
  2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или «чести мундира».
  3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Даже в частном примере, с которого начата глава, можно предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает положительное отношение к действию.

Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую — между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости от года обучения.

Таким образом, важнейшие характеристики мотивации действий — это множественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила и устойчивость.

В исследовании мотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализ статистических данных… Так, результаты лабораторных экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик, вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для вас необходимость сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать на этом деле внимание, личные способности и организаторские таланты. Если вернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции — это психологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, все более становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов. Например, вряд ли принесет пользу прямой вопрос: «Устойчивы ли ваши профессиональные ориентации?» Больше информации можно получить, задав вопрос: «Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?» Однако, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.

Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целеполагания и целеосуществления. Цель — это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально, если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целей, средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности. Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на основе оценки их эффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство, теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

В результате работы самопознания, постоянного доминирования определенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план — целостный, свернуты и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятие решений. Такой механизм целенаправленности обеспечивает формирование и производство целостной, неповторимой личности.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.

Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.е. сам овладеть миром.

Инструментом такого овладения может стать и время, если человек умело распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всегда соотносит свои действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени — быть последовательностью событий — человек использует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя «сначала — потом» в своих действиях и переживаниях. Используется и основная структура времени: «прошлое — настоящее — будущее». Так, настоящее, «теперь» для субъекта не мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.

Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное удаление от всех «частностей», и постепенное приближение к ним. Такая модель будет «рабочей» в исследовании различных видов деятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; в решении задач управления, касаются ли они стимулирования работников или организации рабочего времени руководителя… Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. В зависимости от значений, которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, и может быть описано бесконечное многообразие социальных действий.




infopedia.su

Что такое социальный признак

Что такое социальный признак

Ответы:

Признак социальный — эмпирически наблюдаемая характеристика изучаемого социального объекта, опосредованно (через собственную структуру и т. п.) раскрывающая его определенную сторону, свойство, связь, отношение, взаимодействие. Носителями этой характеристики выступают социальные явления, вещи, процессы, которые стоят объективно к раскрываемому ими объекту в отношении отражения, соответствия, обозначения, замещения, представления (репрезентации), измерения, показателя (индикатора). Признак социальный — проявитель свойства (совокупности свойств), трансформатор информации о нем. Через систему признаков социальный объект является вовне, предстает в виде социальных фактов. Таким образом, если социальное свойство характеризует явление непосредственно, то признак социальный — особенности его (свойства) проявления и через посредство всего этого тоже выражает те или иные стороны объекта. Свойство скрытно (латентно), непосредственно не наблюдаемо, признак же наблюдаем, он фиксируется средствами познания и может быть измерен и оценен. Только проявленное, зафиксированное и идентифицированное свойство социального объекта становится его признаком. Как выразители свойств социальные признаки имеют разную способность, с точки зрения полноты и глубины, отражать те или иные стороны данного социального объекта. Наконец, свойства определяют качественную и количественную границу социального объекта, признаки — свидетельствуют о ней. Признак социальный может быть как постоянной и неизменной, так и непостоянной, ситуативной характеристикой объекта, т. е. в из¬менившихся условиях одно и то же явление, свойство может быть представлено другими признаками. Кроме того, признаки социальные подразделяются на качественные и количественные, прямые и косвенные, простые и сложные, единичные, выражающие отдельные свойства явления, и совокупные, выражающие сводные свойства и группы объектов. Они могут быть присущи всем единичным явлениям группы в одинаковой степени или варьировать, принимая разное значение у отдельных явлений, единиц совокупности. Признак социальный — важное понятие в социологии, соединяющее в себе возможность онтологического, гносеологического, статистического, ценностно-нормативного и др. толкования. Онтологическая интерпретация этого понятия схватывает объективные основания социального признака, она отождествляет признак с объективным явлением, которое выражает через себя определенное свой¬ство другого явления. В этом же плане отождествляются друг с другом признак социальный, показатель социальный и эмпирический индикатор. Гносеологическое толкование связано с выяснением возможностей формирования социального показателя на основе данного признака социального (или их набора). Речь идет о том, что в социологическом исследовании далеко не каждый признак изучаемого явления может быть взят в качестве объективной основы его социального показателя. Для этого производится отбор признаков под углом зрения того, какие из них с наибольшей полнотой выражают те или иные свойства исследуемого объекта и, следовательно, в какой мере могут стать содержательной основой показателя, который строится на базе определенных теоретических концепций и нормативных оценок этого объекта. Таким образом, гносеологическая интерпретация социального признака превращает его в социальный показатель как особую исследовательскую, познавательную конструкцию, позволяющую социологу сопоставить теоретические представления о свойствах изучаемого объекта с их эмпирическими выразителями-признаками, уточнить эти представления. Наконец, статистическая интерпретация понятия признак социальный опирается на понимание признака как характеристики множества и связана с тем, что социология изучает по преимуществу массовые явления и, как и статистика, характеризует их по различным совокупным признакам. В русле этой интерпретации социальный признак измеряется, возводится в числовые формы (индексы). При этом учитывается доступность признака для измерения, его значимость, вес в характеристике изучаемого явления и способность стать «элементом» индекса. Выявляя с помощью статистических средств интенсивность проявления рассматриваемого признака, исследователи судят об отраженном в нем свойстве объекта, о самом объекте.

cwetochki.ru

Социальные признаки, социальные группы и социальные сферы

Количество просмотров публикации Социальные признаки, социальные группы и социальные сферы — 128

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИОЛОГИИ

И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Категория ʼʼсоциальноеʼʼ и фундаментальные понятия

Социологии

Социальные признаки, социальные группы и социальные сферы

Раскрыть значение ʼʼсоциальноеʼʼ можно только составлением механизма его формирования в контексте структурной логики образующих элементов и указания социальной специфики.

Категория ʼʼсоциальноеʼʼ последовательно включает:

· область исключительно человеческого бытия;

· взаимодействие людей на фундаменте определённых потребностей;

· формирование и активизацию в результате этого взаимодействия социа- льных признаков, каждый из которых, принимая различные конкретные значения, создает таким образом позиционную иерархию;

· образование на месте каждой позиции групп людей, вступающих между собой в содержательные отношения;

· процесс институциональной организации этих групп как способ удовлетворения исходных социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной деятельности;

· создание и распределœение социальных объектов как факторов социального удовлетворения.

Принципиально-связующую роль в данной логике выполняют социальные признаки и образуемые ими социальные группы.

Социальный признак — ϶ᴛᴏ фактор социальной активности, функционирующий исключительно в процессе социального взаимодействия людей и спо-собный формировать иерархию социальных групп.

Примеры: доход, собственность на средства производства, идеология, этничность, религиозная вера, образование. Кроме своих специфических прикладных функций всœе социальные признаки несут фундаментальную нагрузку – принимая различные значения, они позиционируют социальную иерархию (социально-групповое неравенство).

Типологизация социальных признаков проходит:

· по сферам социальной активности: экономические, политические, рели- гиозные и т.д.;

· по сложности – простые и сложные как интеграция простых;

· по критерию формирования социально-груповой иерархии: количествен- ные, качественные и смешанные – количественно-качественные;

· по философскому критерию: субъективные – составляющие социально-групповое неравенство, где сознание человека является фактором позиционного изменения, и объективные, в векторах которых движение или невозможно (этнос и пол), или не зависит от субъективной мысли (возраст).

Социальные группы обычно определяют единством социальных интере-сов, что не совсœем точно в смысле вторичности социальных интересов по отношению к конкретной позиции социального признака. К тому же, у многих крупных социальных групп-общностей формальное единство интересов настолько нейтрализуется межличностным ценностно-идеологическим различием, что говорить о целœемотивационной интегративности этих групп просто некорректно.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальную группу первично следует трактовать как совокупность людей, занимающих одинаковую позицию-местоположение (статус) в социальной иерархии, сформированной определœенным социальным призна-ком. Типологизация социальных групп проходит по сферам социальной дея-тельности (экономические, политические, религиозные и т.д.), численности, составу (простые и сложные), а также по критерию доступности (закрытые и открытые – легко- и труднодоступные).

Отметим наличие крупных социально-позиционных групп (именно их кон-текст присутствует в научном определœении), которые в социологической литературе часто именуются социальными общностями – к примеру, классы и нации, и микрогрупп с относительно постоянным и всœеобщим межличностным контактом, где первичен узкий социальный интерес и неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ значение получает пси-хологический фактор.

Важнейшим ролевым свойством социальных групп является их способность к организации для удовлетворения социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной активности. Юридические формы таких организаций именуются социальными институтами. Хотя институты несут в себе высшее организационное социальное качество, они вторичны в отношении социально-групповой деятельности и с точки зрения формирования, и в аспекте инструментальности.

Определœенные социальные группы и соответствующие институты состав-ляют активное субъектное ядро каждой социальной сферы. Часто этим термином обозначается или область бюджетного распределœения, или нижний уровень экономической иерархии по признаку дохода, требующий государственной поддержки и защиты. Это скорее обиходное и прикладное понимание неправомерно сводит категорию социальной сферы к узкому, исключительно экономическому значению. В данном исследовании предлагается определять социальной сферой всœе области социальной деятельности – экономику, политику, религию, искусство, педагогику и т.д. Общее между ними – один и тот же механизм формирования, а принципиальное различие состоит в их конкретном содержании – каждая сфера возникает на базе специфических социальных потребностей, содержит собственные социальные признаки и групповую иерархию субъектов, свои институты и социальные объекты как фактор социального удовлетворения и результат субъектной организационной активности.

Рассмотрим в этой логике важнейшие социальные сферы – экономику и политику. Именно в этих областях будет проходить значительная часть исследования и именно здесь находятся принципиальные элементы, определяющие качество всœей социальности.

referatwork.ru

Определение и признаки социального действия

Социальное действие: что это?

Понятие «социальное действие» используется в науке для обозначения определенных действий человека, которые он совершает в отношении другого человека или группы лиц. Социальное действие напрямую связано с пониманием человеком ситуации, в которой он оказался, а также с пониманием собственных мотивов и последствий данного социального поведения.

Замечание 1

Социальное действие всегда напрямую связано с социальной коммуникацией индивида. При этом направленность его может быть внутренняя (для удовлетворения собственных потребностей) или внешняя (для оказания какого-либо влияния на окружающую среду).

В коммуникации человек реализует наиболее распространенные действия, а также потребности: он общается с другими людьми, приобретает от них новый опыт и знания и делится своими. При этом действие и его характер может заметно меняться в связи с такими аспектами, как пол человека, его возраст, профессиональный статус и роль, социальное положение.

Поведение индивида также влияет на его действия: в случае, если человек не имеет каких-либо отклонений, его действие будет носить благоприятный характер с отсутствующими негативными последствиями. Но поведение также может характеризоваться девиациями и расстройствами. В данном случае действие может носить негативный характер и направлено на создание неблагоприятных условий существования других людей в обществе.

Замечание 2

Данное понятие «социальное действие» может быть свойственно только человеку, потому что он является исключительно общественным существом. На первое место выходит разум, следование рациональным выводам, отсутствие импульсивного поведения и необдуманных поступков (если речь не идет о девиации). Также именно в социальных связях человек может максимально реализовать себя и свои действия, что отличает его от животного.

Признаки социального действия

Социальное действие носит достаточно разносторонний характер и обладает рядом интересных признаков. Среди ключевых черт авторы (например, М. Вебер и Т. Парсонс, классики социологической мысли) выделяют следующие:

  1. Социальное действие выступает в качестве отношений, которые складываются между субъектов социального действия (в нашем случае, человеком, который реализует его) и ситуацией. Ситуация может быть различного характера (конфликт, социальное поведение, отношения в трудовом коллективе, в семье), и от ее особенностей зависит то, как будут выстраиваться действия субъекта, и с какими целями он будет совершать его;
  2. Социальное действие включает в себя несколько видов мотивов-ориентаций: во-первых, катектическое, которое в большей степени отвечает потребностям человека. Во-вторых – когнитивное (познавательное), которое направлено на получение нового знания и опыта в какой-либо сфере, на которую направлено социальное действие (политическая, экономическая, культурная, просветительская). В-третьих, это оценочное социальное действие, в котором человек сравнивает различные аспекты жизни и действия с точки зрения морали и нравственности, а также общепринятых социальных норм;
  3. Нормативный признак социального действия – ранее мы указали, что социальное действие человека совершается им в оценочном эквиваленте. Им сравниваются различные объекты действия, производится оценка их уместности, а также рассмотрение с точки зрения норм морали и нравственности, которые приняты в общественной системе.

Также к признакам социального действия относится целенаправленность, набор средств, предметов и технологий по их реализации, а также наличие результата, которые соответствует (или не соответствует) целям субъекта и его потребностям (когнитивным, катектическим или оценочным).

Типы социального действия

Типы социального действия были ранее выделены социологом М. Вебером, и являются актуальными и в наше время. В связи с тем, что среди признаков социального действия наиболее значимыми являются мотивированность, а также нацеленность на конкретный результат, который будет удовлетворять потребность субъекта, то среди типов социальных действий следует выделить следующие.

Во-первых, это целерациональное социальное действие. Его результат полностью ориентирован на достижение социального успеха, который предполагает сознательный и добровольный выбор целей для их достижения, а также методов, средств и технологий. В связи с тем, что рациональность является ведущим признаком такого типа социального действия, то она исключается всякую иррациональность в любом ее проявлении (например, эмоциональные расстройства, аффективные и девиантные признаки).

Во-вторых, ценностнорациональное социальное действие. Такой тип социального действия напрямую зависит от того, какие ценности человек поддерживает, какие нормы являются для него приемлемыми. К тому же мировоззрение личности также оказывает прямое влияние на результат такого социального действия. В данном случае ценностные ориентации предполагают, что индивиду придется пренебречь успехом, в особенности связанным с материальными составляющими.

В-третьих, аффективное социальное действие. Оно предполагает то, что на первый план человек выдвигает не свои рациональные цели, а эмоциональное состояние. Зачастую такие действия оборачиваются нарушениями некоторых общепринятых в обществе поведенческих стандартов, что может привести к наказанию со стороны правоохранительных органов.

В-четвертых, еще один тип социального действия – традиционный. Он движим не рациональной составляющей человека, и даже не его эмоциональным состоянием, а приверженностью к сохранению обычаев и привычек. Такое поведение чаще всего формируется в семейном кругу, а также в общинах в тех странах, где по-прежнему сохраняется именно такой строй. В этом случае происходит полное непринятие норм и ценностей государства, зато ценности узкой социальной группы сохраняются и выходят за ее пределы.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *