Срок правления президента россии – «Какой срок президентства в россии?» – Яндекс.Знатоки

Медведев удлиняет срок правления президента РФ

 

11 ноября президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проекты законов о поправках к Конституции, удлиняющие сроки полномочий президента РФ до шести лет и Государственной думы — до пяти лет с нынешних четырех.

«Увеличение срока полномочий позволит президенту РФ и Госдуме не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий — тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности», — заявил агентству РИА Новости источник в Кремле.

По словам источника, установление более продолжительного срока полномочий президента России по сравнению со сроком полномочий Госдумы продиктовано также необходимостью обеспечения «стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики

».

«В условиях, когда каждые четыре года возможна практически полная сменяемость государственной власти на федеральном уровне — незначительный временной период между выборами депутатов Госдумы и выборами президента, а также сложение правительством своих полномочий перед вновь избранным главой государства, достижение указанной цели может быть осложнено», — сказал представитель администрации президента РФ.

5 ноября Медведев заявлял, что «авторитет президента и Госдумы будет достаточно высок, основан не только на предвыборных обещаниях, но и на практических результатах деятельности, если у них будет достаточно времени, чтобы все заявленное провести в жизнь и результаты своей работы реально показать народу, отчитаться за них перед избирателями и перед страной».

Речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции, сказал глава РФ.

Проектом закона о поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной Думы» устанавливается, что президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума — на пять лет.

naviny.by

Президент Российской Федерации — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Президент Российской Федерации — глава Российского государства, гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации является главой государства и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение.

Должность президента Российской Федерации учреждена 24 апреля 1991 года на основании результатов Всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. До 25 декабря 1991 года должность именовалась президент РСФСР. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик в составе СССР.

Президент Российской Федерации избирается на срок шесть лет непосредственно гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее десяти лет.

Пост избираемого всенародно президента Российской Федерации был введен в 1991 году. Тогда же было определено, что срок президентских полномочий составляет четыре года.

В ноябре 2008 года Государственная дума пятого созыва внесла изменения в Конституцию Российской Федерации, увеличив срок президентских полномочий до шести лет.

Согласно Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может занимать пост президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Выборы президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации. Законодательством предусмотрено, что решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее, чем за 120 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначил выборы президента Российской Федерации, то выборы проводятся Центральной избирательной комиссией во второе или третье воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации. Выборы президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу. Подготовка и проведение выборов осуществляют Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Расходы на подготовку и проведение президентских выборов производятся из средств федерального бюджета.

Статус президента Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации. Конституция исходит из ведущего положения президента в системе государственных органов. Глава государства в Российской Федерации поставлен над другими ветвями власти.

Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации.

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Российские федеральные программы развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы, инициатором которых является президент Российской Федерации получили название президентских программ.

Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями, которые он осуществляет в своей деятельности во внутренней и внешней политке. Полномочия президента закреплены в четвертой главе Конституции Российской Федерации.

Символом президентской власти является особый Знак президента Российской Федерации. Он возлагается на президента Российской Федерации как главу государства председателем Совета Федерации Федерального Собрания. Использование знака президента Российской Федерации определяется нормами Государственного протокола. Знак Президента России состоит из собственно знака и цепи знака.Знак изготовлен из золота и представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. Расстояние между концами креста — 60 мм. По краям креста – узкий выпуклый рант. На лицевой стороне креста в центре — накладное изображение Государственного герба России. На оборотной стороне креста посередине — круглый медальон, по окружности которого девиз «Польза, честь и слава». В центре медальона — год изготовления — 1994. В нижней части медальона — изображение лавровых ветвей. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака.Цепь знака изготовлена из золота, серебра и эмали; состоит из 17 звеньев, 9 из которых — в виде изображения Государственного герба России, 8 — в виде круглых розеток с девизом: «Польза, честь и слава». На оборотной стороне звеньев цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого президента России и год его вступления в должность. После принесения президентской присяги знак президента России хранится в резиденции президента в Московском Кремле.Отрешение от должности президента Российской Федерации является особой процедурой реализации конституционной ответственности президента Российской Федерации, предусмотренной Конституцией Российской Федерации. Конституционная ответственность президента Российской Федерации наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Процедура отрешения от должности включает два этапа: выдвижение обвинения против президента Российской Федерации и принятие решения об отрешении президента Российской Федерации от должности. Право выдвинуть обвинение против принадлежит Государственной думе, а право принять решение об отрешение от должности — Совету Федерации. Оба решения должны быть приняты большинством в две трети голосов от общего числа депутатов или членов палаты. Обвинение, выдвинутое Государственной думой, должно быть подтверждено заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В праве многих стран аналогичная процедура называется импичментом.

megabook.ru

Политическая деятельность президентов России за годы их правления

За всю историю Российской Федерации президентами страны были 3 человека. Владимир Путин был избран третий раз в 2012 году. Дважды народ отдавал свои голоса за первого лидера России Бориса Ельцина. С 1991 года исполняющими обязанности главы государства были Путин (на протяжении 129 дней руководил РФ) и Черномырдин (длительность замены 1 календарный день).

Борис Ельцин (управлял страной с 1991 по 1999 год)

Борис Николаевич за годы своего правления Россией провел ряд положительных экономических реформ, принял участие в отделении СССР от РСФСР, создал новую Конституцию, всегда хотел видеть независимую демократическую Федерацию. Ельцин активно занялся политикой в начале 90-х годов, начал проводить демократизацию России и ее отдельных регионов.

Ельцин постоянно показывал свое несогласие с политикой СССР. Поэтому с 1992 года президент начинает реформирование страны. Наступают политические и экономические преобразования, которые направлены на выведение России из кризисного положения. Увы, ряд реформ не дал ожидаемого результата. Из-за этого россияне показывают свое недовольство, начинает назревать конфликтная ситуация между исполнительными и законодательными органами власти.

Негодования привели к созыву срочного совета, который ликвидировал Верховный Совет. После этих неприятных ситуаций политический деятель все же решается вступить в президентскую гонку и его выбирает народ на 2 срок. С 1996 года начался второй срок управления страной Ельциным. В РФ снова наблюдается экономическая нестабильность, случается дефолт, и у политика на нервной почве ухудшается самочувствие. Борис Николаевич больше не может управлять Россией и преждевременно уходит в отставку. На его место приходит премьер-министр Владимир Владимирович в роли временного исполняющего обязанности.

Владимир Путин (годы правления: 2000-2008, 2012 и до нынешних дней)

Доверие россиян Путин получил во время, когда был на посту премьер-министра. В конце 90-х годов политик выступил с докладом, в котором описал, как должна развиваться Федерация и какое место в мире должна занимать. После озвучивания этой статьи рейтинг и доверие к Владимиру Владимировичу возрос и составил 49 процентов.

Во время проведения предвыборной кампании Путин обнародовал свои госреформы, которые он планирует провести в ближайшее время.

Реформы должны быть направлены на:
  • защиту внутреннего рынка от теневого сектора;
  • борьбу с нищетой и решение социальных проблем;
  • повышение уровня жизни россиян.

7 мая 2000 года Владимир Владимирович занял пост президента и приступил к реформированию. За годы правления глава России минимизировал олигархат, создал Госсовет, провел административную реформу, заменил социальные льготы на материальные выплаты. Не забыл про законодательную и налоговую реформу.

За два срока правления до 2008 года Путин сумел накопить достаточный золотовалютный резерв, были покрыты внешние задолженности РФ. С 2012 года политический деятель начал бороться с коррупционными схемами.

Дмитрий Медведев (управлял Россией с 2008 по 2012 годы)

Дмитрий Анатольевич начал управлять страной в очень нелегкое время. На протяжении 2 лет, когда он занимал должность главы РФ, проводилась масштабная антикризисная операция.

За время президентства Медведев успел:
  • модернизировать экономику в сфере IT-технологий и нововведений;
  • провести конституционную и антикоррупционную реформы;
  • провести «чистку» региональных руководителей;
  • решить «чеченский конфликт».

Минусами правления Медведева стали: увеличение численности безработных, ухудшение образовательной сферы. Также негативным стал недостаток лекарственных средств в стране и высокие цены на препараты. Хоть список президентов России не такой уж и большой, политики постарались сделать все, чтобы РФ вышла на новый уровень и стала экономически независимой.

pronedra.ru

Президент Российской Федерации — Википедия РУ

История

Должность президента РСФСР была учреждена 24 апреля 1991 года[4][5] на основании результатов всероссийского референдума, проведённого 17 марта 1991 года. Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР»[8], который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР»[9], который определял процедуру его избрания.

Тогда же закон «О Президенте РСФСР» был внесён на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР[10], который 24 мая 1991 года внёс в Конституцию (Основной Закон) РСФСР соответствующие поправки[11]. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР.

После первых выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность[12].

С принятием 25 декабря 1991 года Верховным Советом РСФСР закона о переименовании государства в Российскую Федерацию и внесением Съездом народных депутатов соответствующих изменений в Конституцию РСФСР 21 апреля 1992 года (которые вступили в силу 16 мая 1992 года[13]) было установлено современное наименование должности — президент Российской Федерации[5].

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 104 действовавшей в то время Конституции 1978 года (с внесёнными поправками), определение внутренней и внешней политики России находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов, а не президента, поскольку при построении органов государственной власти в виде советов вообще отрицался принцип разделения властей.

Президент во многом зависел от законодательной ветви власти, представленной на одном только республиканском уровне (то есть не включая союзные и местные законодательные органы) тремя нормотворческими органами — Съездом народных депутатов, Верховным Советом и Президиумом Верховного Совета. Желание президента Ельцина усилить исполнительную власть и политические разногласия между президентом и законодательной властью привели к конституционному кризису 1992—1993 годов, разгону Съезда народных депутатов и Верховного Совета России и установлению режима личной власти президента России в конце 1993 года.

24 декабря 1993 года в связи с принятием Конституции России 12 декабря 1993 года президент издал указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»[14], а 19 января 1994 года специальное приложение № 2 к нему[15] (отменившее ранее опубликованный текст приложения), которым окончательно признавались не действующими и не подлежащими применению законодательные акты о Верховном Совете, о народных депутатах, о Конституционном суде РСФСР, о местных Советах народных депутатов Российской Федерации, прежние акты о президенте Российской Федерации и другие нормы, противоречащие новой конституции.

Конституция Российской Федерации (см. об истории и проектах конституции России), принятая 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. В соответствии с ней президент является главой государства и имеет более широкие полномочия, по сравнению с положениями Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России 1978 года с внесёнными в неё изменениями.

Правовой статус

Президент Российской Федерации — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан Российской Федерации.

Правовой статус президента Российской Федерации закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации[16].

Наряду с полномочиями главы государства президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

В отличие от конституции Пятой французской республики, где политику государства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент Российской Федерации самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции Российской Федерации) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции Российской Федерации). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определённую президентом в его указах.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации и являются подзаконными актами. Однако президент может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Формально, правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность).

Ввиду такой двухступенчатости исполнительной власти термин «глава исполнительной власти» в Конституции Российской Федерации (как и Франции) отсутствует (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладают президент и правительство):

«На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Если акты правительства противоречат Конституции, федеральным законам Российской Федерации или указам президента, то они могут быть отменены президентом. » (статья 115 Конституции РФ). Но согласно статье 90 указы президента не могут противоречить федеральным законам, которые в свою очередь, согласно 109 статье, после отклонения президентом, при вторичном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации и повторном принятии его более двумя третями голосов, подлежит подписанию им в течение 1 недели.

«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).

Таким образом, выборы президента Российской Федерации с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.

По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определённых законов).

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного и Верховного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.)[17].

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране»[18], в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Порядок избрания

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Государственная дума в 1998 году обратилась в Конституционном суд с запросом о толковании Заключительных и переходных положений Конституции 1993 года. Депутаты А. К. Захаров и Е. Б. Мизулина считали, что Б. Н. Ельцин, избранный президентом ещё по конституции 1978 года, должен считаться президентом первого срока и по новой конституции. Конституционный суд от 5 ноября 1998 г. № 134-О установил, что «два срока полномочий подряд, о чём идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает»[19].

Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[20][21].

Согласно статье 36 п.1 этого закона (в редакции 2012 года[22]) для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 300 тысяч (для самовыдвиженцев) или 100 тысяч (для кандидатов от партий, не представленных в парламенте)  подписей граждан РФ, которые его поддерживают (в 2012 году — 2 млн подписей)[23]. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %. ЦИК должен проверить не меньше 20 % подписей, выбираемых случайно. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше количества, требуемого законом[23].

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 Конституции РФ).

Порядок вступления в должность

Полномочия президента Российской Федерации

На основании четвёртой главы Конституции Российской Федерации президент России осуществляет следующие полномочия:

  • назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
  • по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует администрацию президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
  • назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
  • распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;
  • обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства[26][27];
  • может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
  • вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • издаёт указы и распоряжения;
  • может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
  • в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;
  • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • осуществляет помилование.

В процессе осуществления своих полномочий президент Российской Федерации издаёт указы[28] и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Подчинённые органы

Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724[29] определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

Деятельностью других федеральных органов исполнительной власти руководит Правительство Российской Федерации.

Повседневная деятельность президента обеспечивается его администрацией. При президенте также действует ряд комиссий и советов.

Регалии президента Российской Федерации

Статьёй 7 Закона РСФСР от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР»[12] определялось, что президент РСФСР имеет круглую печать с изображением герба РСФСР и надписью «Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»; в ст. 9 того же закона указывалось, что в месте официального пребывания президента РСФСР и вице-президента РСФСР поднимается Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

После отмены данного закона указами президента Российской Федерации № 319 от 15 февраля 1994 года «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации», № 1138 от 5 августа 1996 года «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации», и № 906 от 27 июля 1999 года «Об утверждении описания символа президентской власти — Знака Президента Российской Федерации» символами президента были утверждены президентский штандарт, президентский знак и специальный экземпляр Конституции России.

После указа и. о. президента Российской Федерации № 832 от 6 мая 2000 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые указы президента Российской Федерации» специальный экземпляр Конституции утратил официальный статус символа президента России.

Резиденции

  Рабочий кабинет президента в Сенатском дворце (фото 2003 года)   Рабочий стол президента в рабочем кабинете   Рабочие телефоны в кабинете президента

Статус официально закреплённой за президентом России резиденции на начало 2009 года имели только четыре объекта[31]:

Рабочая резиденция президента Российской Федерации в Кремле располагается в здании Сената. В 14-м корпусе Кремля, рядом со Спасскими воротами, с 1991 по 2015 годы располагался второй рабочий кабинет президента[31]. Когда президент Российской Федерации находится в рабочей резиденции в Кремле, над Большим Кремлёвским дворцом поднимается президентский штандарт.

Для приёма гостей на высшем уровне используются:

Во время поездок или отдыха президент также использует неофициальные резиденции[33]:

В Санкт-Петербурге президент имеет два рабочих кабинета:

Список президентов России

Социальные гарантии после отставки

16 августа 1995 года президент России Борис Ельцин подписал указ № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих». 15 июня 1999 года вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина № 755 о внесении изменений и дополнений в предыдущий Указ. 11 ноября 1999 года председатель правительства Владимир Путин подписал постановление № 1233 о реализации дополненного Указа от 15 июня 1999 года[37].

31 декабря 1999 года, в день отставки Бориса Ельцина с поста президента России, был издан Указ президента «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», а 25 января 2001 года был принят одноимённый Федеральный закон[38][39][40].

Этим законом устанавливаются правовые, социальные и иные гарантии президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, и членам его семьи:

  • Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 % месячного денежного вознаграждения президента России.
  • В случае смерти президента члены его семьи имеют право на ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти.
  • Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности за деяния, совершённые им в период исполнения полномочий президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий президента Российской Федерации.

11 апреля 2001 года правительством Михаила Касьянова было издано постановление «Об обеспечении некоторых социальных гарантий Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий»[41]. В соответствии с этим постановлением решения об установлении, перерасчёте, приостановлении и прекращении в установленном порядке выплаты ежемесячного пожизненного денежного содержания президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, принимаются Министерством труда и социального развития России в порядке, определённом Положением об установлении, выплате и перерасчёте размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 № 1233 (см. выше).

См. также

Примечания

  1. 1 2 Согласно п. 3 раздела второго Конституции РФ (Заключительные и переходные положения), президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 года, осуществлял свои полномочия до истечения срока (5 лет), на который он был избран, т. е. до 1996 года
  2. ↑ Применяется в отношении президентов, избранных после принятия соответствующих поправок (т. е. начиная с выборов 2012 года)
  3. ↑ [1]
  4. 1 2 Глава 4. Президент Российской Федерации // Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л. В. Лазарева). — ООО «Новая правовая культура», 2009. — «1. В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введён Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведённого в России 17 марта 1991 г. (Ведомости РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510, 512; № 21. Ст. 708). В целях конституционного закрепления решения референдума Законом от 24 мая 1991 г. были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию 1978 г. (Ведомости РСФСР. 1991. № 22. Ст. 776).»
  5. 1 2 3 Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго „Заключительные и переходные положения“ Конституции Российской Федерации» — «Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 года „О Президенте РСФСР“ в соответствии с результатами проведённого 17 марта 1991 года референдума. 24 мая 1991 года институт Президента РСФСР был включён в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. При этом часть вторая её статьи 121.2 установила, что Президент РСФСР избирается сроком на пять лет; одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.
    12 июня 1991 года всенародным голосованием был избран первый президент РСФСР. Им стал Б. Н. Ельцин. С принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1991 года „Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика“ и с внесением соответствующих изменений в Конституцию РСФСР президент РСФСР стал именоваться президентом Российской Федерации.»
  6. ↑ Баранов Н. А. Курс «Политические отношения и политический процесс в современной России». Лекция 3. Современная реформа политической власти в России
  7. ↑ Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ//Право и жизнь. 2000. № 25
  8. ↑ Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1098-1 «О Президенте РСФСР» Архивировано 30 января 2012 года. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — Стр. 512.
  9. ↑ Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1096-I «О выборах Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — Стр. 510.
  10. ↑ Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1099-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О Президенте РСФСР“»
  11. ↑ Закон РСФСР от 24 мая 1991 года № 1326-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного закона) РСФСР»
  12. 1 2 Закон РСФСР от 27 июня 1991 года № 1494-I «О вступлении в должность Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 26. — Стр. 880.
  13. ↑ Закон Российской Федерации Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики // «Российская газета», 16 мая 1992 года, № 111 (447), с. 3—5. На титульном листе газеты отмечено, что указанный закон вступает в силу с момента опубликования.
  14. ↑ Указ президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Российская газета. — 14 января 1994 года. — № 11.
  15. ↑ Приложение № 2 к Указу президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Российская газета от 19 января 1994 года
  16. ↑ Конституция Российской Федерации
  17. ↑ Неприкосновенность президента РФ (неопр.). Конституционное право РФ. Яндекс.Словари (2002).
  18. ↑ Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране»
  19. ↑ Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго „Заключительные и переходные положения“ Конституции Российской Федерации»
  20. ↑ Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. — 16 января 2003 года. — № 6. (с изменениями от 21 июля 2005 года; 12, 25 июля, 30 декабря 2006 года; 26 апреля, 24 июля 2007 года)
  21. ↑ Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» ([2]) (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ; от 12.07.2006 г. № 106-ФЗ; от 12.07.2006 г. № 107-ФЗ; от 25.07.2006 г. № 128-ФЗ; от 30.12.2006 г. № 274-ФЗ; от 26.04.2007 г. № 64-ФЗ; от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ; от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ; от 09.02.2009 г. № 3-ФЗ; от 12.05.2009 г. № 94-ФЗ; от 03.06.2009 г. № 108-ФЗ; от 19.07.2009 г. № 196-ФЗ; от 19.07.2009 г. № 203-ФЗ; от 22.04.2010 г. № 63-ФЗ; от 27.07.2010 г. № 222-ФЗ; от 04.10.2010 г. № 263-ФЗ; от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ; от 14.06.2011 г. № 143-ФЗ; от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ; от 23.07.2011 г. № 259-ФЗ; от 25.07.2011 г. № 262-ФЗ; от 20.10.2011 г. № 287-ФЗ; от 02.05.2012 г. № 41-ФЗ; от 07.05.2013 г. № 102-ФЗ; от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ; от 21.10.2013 г. № 283-ФЗ; от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ; от 21.02.2014 г. № 19-ФЗ; от 12.03.2014 г. № 33-ФЗ; от 02.04.2014 г. № 51-ФЗ; от 24.11.2014 г. № 355-ФЗ; от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ; от 13.07.2015 г. № 231-ФЗ; от 28.12.2016 г. № 505-ФЗ; от 01.06.2017 г. № 103-ФЗ; от 18.06.2017 г. № 127-ФЗ; от 05.12.2017 г. № 374-ФЗ)
  22. ↑ 2 мая 2012 года N 41-ФЗ (В редакции Федерального закона от 22.02.2014 г. N 20-ФЗ)
  23. 1 2 Правила регистрации кандидатов-самовыдвиженцев на выборах президента РФ. Досье — Биографии и справки — ТАСС
  24. ↑ Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.
  25. ↑ Государство
  26. ↑ Послания Владимира Путина Федеральному собранию
  27. ↑ Послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию
  28. ↑ Тексты Указов президента РФ в Викитеке
  29. ↑ Указ президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
  30. ↑ С 6 мая 2000 года не является официальным символом президента Российской Федерации, однако продолжает считаться им по традиции.
  31. 1 2 Официальные резиденции президента Российской Федерации. Справка РИА Новости, 05.07.2009
  32. ↑ Путино-Дачное, журнал «Коммерсантъ» № 36 (387) от 12.09.2000
  33. ↑ Четырнадцатое поместье российского президента, СвободнаяПресса, 19 февраля 2010 года
  34. ↑ Президент России Борис Ельцин, объявив сегодня о своей отставке с поста главы государства, возложил исполнение обязанностей президента России на Председателя Правительства России Владимира Путина // Официальный сайт Президента России, 31 декабря 1999
  35. ↑ С 12:00 31 декабря 1999 года по 12:00 7 мая 2000 года Председатель Правительства России В. В. Путин был Исполняющим обязанности президента России. Официально избран президентом России 26 марта 2000 года и принял присягу президента России 7 мая 2000 года
  36. ↑ Медведев Дмитрий Анатольевич («Претенденты-2008»)
  37. ↑ Постановление № 1233 от 11 ноября 1999 г.
  38. ↑ Российская газета. 2000. 5 января.
  39. ↑ СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617
  40. ↑ Президент подписал Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» / Кремль, 13 февраля 2001 года
  41. ↑ Постановление от 11 апреля 2001 года № 286

Литература

  • Баглай М. В. Президенты Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. — 143 с. — (Норма). — ISBN 978-5-91768-254-9.

Ссылки

www.http-wikipediya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *