Признаки правового государства — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
- Люди
xn--e1aogju.xn--p1ai
Признаки правового государства — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
xn--e1aogju.xn--p1ai
Признаки правового государства — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
xn--e1aogju.xn--p1ai
понятие и признаки, элементы правового государства
Правовое государство — это понятие, которому дать чёткое определение довольно сложно. Но мы попробуем это сделать. Это такое государство, в котором власть подчиняется праву. Идея рассматриваемого нами понятия состоит в том, что полномочия правительства, президента, судов не безграничны. Пример — Соединённые Штаты Америки, где сама система так устроена, что ни одна из ветвей власти не может узурпировать её. Сегодня мы опишем основные признаки этой формы правления.…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Основные признаки правового государства
Итак, определение мы дали выше. Исходя из него, основной принцип, которым характеризуется современное правовое государство — это его разделение на три ветви — законодательную, судебную и исполнительную, которые контролируют друг друга и не допускают узурпации полномочий в одном лице, органе или социальном слое. Если это случится, то речь пойдёт о деспотизме страшных масштабов, как говорит теория Ш. Монтескье.
Это интересно: действующая Конституция РФ когда была принята?
Основные признаки правового государства:
- Имеется Конституционный суд. Это орган, который должен контролировать степень соответствия жизни общества и власти конституции страны с этой формой правления. Он должен оберегать конституционный строй и не допускать, чтобы выходили законы и принимались решения, которые противоречат главному документу современной страны.
- Верхновенство права. Если законодательный орган власти с этой формой правления принял закон, то никто не может его отменять. Любой другой нормативно-правовой акт, который числится, как подзаконный, не должен ему противоречить. Если же это случается, главным оказывается закон, к которому был выпущен акт. Если за законом закреплена возможность его использования для легализации произвола (который рассматривается, как полная противоположность праву), то его реализация должна соответствовать Конституции. Конституционный Суд имеет право возвращать в парламент законы, которые не соответствуют главному закону страны для внесения поправок.
- Под действием закона находится каждый независимо от того, является он должностным лицом, или нет. Пример произвола — когда государство неправовой формы правления выпускает новый закон и само же его нарушает.
- Ответственность между государством этой формы и личностью. То есть первый несёт ответственность за второго и наоборот. Пример, за нарушение закона могут посадить в тюрьму. Но если какой-то чиновник нарушает закон, он тоже может быть посажен. А если нет, люди имеют право идти и требовать, чтобы посадили. Это значит, что личность и государство влияют друг на друга, согласно теории правового государства.
- Возможность защиты прав и свобод человека в суде, наличие качественного механизма обеспечения условий для их реализации. Согласно теории правового государства, страна с этой формой правления не должна учитывать расовую, половую, возрастную принадлежность в принятии решений.
- Действенность надзора над соблюдением законов и других нормативных документов. Положительный побочный эффект этого — доверие людей к государству в целом, что приводит к единству общества. В этом случае люди идут в суд для того, чтобы восторжествовала справедливость, а не обращаются в другие структуры, которые могут предать ситуацию огласке или помочь другими методами, не связанными с принуждением, на какое имеет право только государство, подчиняющееся нормам права. Например, если одно из главных государственных лиц было уличено в коррупции, то в правовом государстве начнётся расследование касаемо его схем и последует ответственность за нарушение закона. Если президент уличён в подобном — его ждёт импичмент.
- Правовая культура. Поскольку ответственность между гражданами и государством взаимна, то законы, права и обязанности должны знать не только правовые структуры, но и каждый человек. И знать глубоко, так, чтобы можно было ими воспользоваться в нужной ситуации и проверить государственные структуры на соблюдение этих законов.
Элементы правового государства
Википедия перечисляет ещё такие принципы правовой формы государства. Кое в чём они повторяются, в некоторых аспектах — дополняют вышеописанные. Опишем в целом, чтобы лучше запомнилось. Вообще, идея правового государства строится на одной мысли — верховенство права, а всё, что нами перечисляется, это детали теории правового государства, необходимые чтобы стало более понятно. Итак, какие принципы правового государства можно выделить?Правление по закону
Главная задача государства — обеспечить условия, в которых только оно имеет право применять силу для обеспечения безопасности каждого гражданина. Закон имеет высшую силу. Нормы права могут меняться только в соответствии с процедурами, которые установлены Конституцией. В правовом государстве разработаны механизмы, которые способны заставить должностные лица подчиняться закону.
Равенство всех перед законом
То есть, каждый должен соблюдать законы, в том числе и те, кто их издаёт. Суды не должны учитывать количество денег, власти и статус людей, которые стали перед ними. Если от этой нормы отступают, то такое правосудие называется избирательным. Если на тебя в суд подал богатый миллиардер, то вряд ли приговор будет оправдательным. К сожалению, во многих странах сейчас именно избирательное правосудие.
Что значит «равенство перед законом» с правовой точки зрения? Есть два признака:
- Обобщенность правовых норм. Законы не должны быть узконаправленными, то есть указывать на конкретных лиц или социальные группы и не издаются под задачу с целью оправдать незаконные действия властей. Хотя это же требование может оказываться препятствием. Например, законы могут касаться определённой социальной группы (например, о поддержке молодёжи). Поэтому везде есть исключения. Главное, чтобы соблюдался главный принцип правового государства.
- Равный доступ к правовой системе. При избирательном правосудии одни группы населения имеют больше шансов выиграть дело, чем другие. Поскольку социальное неравенство нельзя искоренить, то верховенство права решает и проблему, связанную с тем, что одни люди богаче, а другие — беднее.
Выполнимость
Законы должны быть написаны так, чтобы люди могли их соблюдать. Хотя бы минимальные требования должны быть написаны понятным языком. Размытые законы открывают пространство для избирательного их применения. Неправильные действия властей может покрыть и создание законов, имеющих силу задним числом, противоречия между составляющими закона или слишком частое их изменение. Всего этого быть не должно. В правовом государстве никто не имеет права наказывать за то, что кто-то совершил действия, которые не были незаконными на тот момент.
Кроме того, в самом тексте закона надо прописать критерии, по которым человек считается виновным. Также они должны быть справедливыми, для чего должны быть открытые СМИ, свободные выборы в представительные органы.
Независимость судов
Они должны быть изолированы от других ветвей в том плане, что ни исполнительная, ни законодательная власть не может влиять на судебную систему правового государства. Если этого не будет, то к подсудимому будет применяться нелегитимное применение силы или же законы будут писаться для оправдания или осуждения конкретного человека.
Правосудие
Правосудие, как процесс, регламентируется системой права. Всё осуществляется по заданным правилам, не допускающим произвола судей. Система должна быть построена так, чтобы обычный человек, ничего не понимающий в юриспруденции, мог предвидеть кого оправдают, а кого накажут. Правосудие максимально прозрачное и охватывает все необходимые факты.
В неправовом государстве правосудие непредсказуемое (хотя в некоторых странах это уже стало настолько нормой, что понятно: олигарх выиграет любое дело), очень развита коррупция, которая даёт возможность избежать наказания тем, кто его заслуживает.
Для того чтобы назначить уголовное наказание, необходимо соответствие таким условиям:
- для принятия решения собраны все возможные факты, учтены все законы и аргументы, которые прозвучали в зале судебного заседания;
- судьи непредвзяты в своих решениях, не представляют интересы ни одной из ветвей власти;
- все улики собираются по процедурам, заранее прописанным и не нарушающим права человека;
- соблюдено право человека быть на каждом существенном этапе судового процесса;
- возможность подготовиться к защите и согласования действий с адвокатом;
- возможность оспорить аргументы, которые говорит прокурор;
- право доказать, что ты невиновен;
- право знать причины, по которым суд огласил приговор;
- предоставление возможности обжаловать решение в высшей судебной инстанции.
Например, если следствие использовало пытки для того, чтобы получить доказательства вины подсудимого, то суд обязан исключить из дела факты, изложенные в результате таких незаконных методов дознания. Даже факт, что преступник будет оправдан, не должен учитываться. Таким образом, страхуются граждане как от пыток в силу их неэффективности, так и от ложных приговоров, спровоцировавших введение правосудия в заблуждение.
Все перечисленные выше права и свободы несут позитивный посыл, заставляют государство следовать своим обязательствам. Кроме того, не должно быть задержек в системе правосудия, потому что в этом случае есть лазейки для того, чтобы оно стало избирательным.
Защита прав человека
В теории правового государства указано, что ни один закон не должен нарушать основные права человека. Но на деле нет чётких правил, описывающих в каких случаях свободы гражданина ужимаются законами, а когда нет. Так, в США не считают казнь лишением права человека на жизнь. В скандинавских странах высокие налоги вовсе не видятся нарушением права на частную собственность и так далее. Чтобы законодательная защита прав была эффективной, они должны входить в систему ценностей местной культуры.Другие элементы правового государства
Законность должна восприниматься, как культурная ценность. Именно от этого зависит, насколько подобная концепция будет устойчивой. Правовая культура государства — это прежде всего использование законов для реализации собственных интересов, выдвижение требований к государству издать определённый закон. Кроме того, в ценностях должна быть законопослушность.
Некоторые специалисты считают, что правовое государство требует, чтобы власть была децентрализована, а гражданское общество было развитым. Главное — не допустить узурпацию власти.
Критика правового государства
Перечислим коротко аргументы против правового государства:
- Если власть хорошая, то её не нужно ограничивать или обязывать.
- Анархисты считают, что власть невозможно ограничить в достаточной степени, чтобы соблюдалось верховенство права.
- Маркс считал, что правовое государство является лишь гарантом интересов буржуазии, поскольку правовое государство — это понятие, принадлежащее к капиталистическому строю. Тем не менее современные марксисты считают, что подобные оценки не соответствуют действительности.
- Технократы считают, что править должны разумные люди, которые сами способны принимать мудрые разумные решения. Для этого управлять должны люди компетентные. Такая система называется верховенством знания.
- Сама концепция процедурного правосудия критикуется за то, что суды оправдывают реальных преступников из-за того, что не были соблюдены все формальности. В свою очередь, если этого не делать, открывается широкий простор для произвола судей. Поэтому добиться полностью справедливого суда, что является ценностью правового государства, невозможно.
- Не все государства способны быть правовыми. Если общество не имеет развитой правовой культуры, все попытки сделать из страны правовую провалятся. В свою очередь, если общество имеет развитую правовую культуру, элементы правового государства будут появляться сами собой.
Выводы
Несмотря на всю вышеописанную критику, общие правила принятия решений властью не допускает откровенно безответственных решений. Да, разумный руководитель будет способен сам нести ответственность за свои действия и ему не требуются сдержки и противовесы, которые являются центральной категорией правового государства. Но много ли таких? Какая гарантия, что следующий руководитель действительно будет представлять интересы народа и не станет злоупотреблять своими полномочиями?
Сама концепция правового государства не допускает попадания в правительственные круги людей, которые не будут поддерживаться обществом. Например, президент может быть уволен в порядке импичмента, если перестаёт соответствовать интересам граждан. Это делает возможным приход к власти настоящих лидеров, а не диктаторов, прикрывающихся лидерством для решения своих корыстных задач. Теория правового государства на данный момент является самой эффективной.
obrazovanie.guru
4. Основные признаки правового государства.
Идея правового гос-ва сложилась в период перехода от абсолютной монархии к капиталистическим рыночным отношениям.
Правовое гос-во характеризуется следующими основными признаками:
Господство права – гос-во устанавливает правовые нормы, обязано их соблюдать и поддерживать правопорядок, при этом законы обязательны как для граждан, так для вех государственных органов без исключения.
Верховенство закона, т.е. законы, обладают высшей юридической силой в системе нормативных актов и подзаконные акты должны им соответствовать (в сталинские времена законы не работали).
3) Разделение властей на 3 ветви: исполнительная, законодательная, судебная.
4) Соблюдение и охрана прав и свобод человека.
Существование правового гос-ва связывается с наличием развитого гражданского общества, саморегулирующихся общественных организаций, с развитой правовой культурой и самосознанием граждан.
Правовое государство – это такое демократическое гос-во, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения власти.
5. Система органов государственной власти России.
Задачи и функции гос-ва реализуются посредством деятельности его органов, составляющих в совокупности механизм гос-ва.
Систему гос-ных органов России представляет:
1) Президент РФ: глава гос-ва, гарант конституции прав и свобод человека и гражданина, он принимает меры к охране гос-ва и суверенитета, независимости и целостности РФ, обеспечивает согласованно функционирование всех ветвей власти.
2) Федеральное собрание РФ: орган законодательной и исполнительной власти. Парламент состоит из 2-х палат:
— нижняя – гос.дума, которая состоит из 450 депутатов;
— верхняя – совет федерации, к-рая состоит из 2-х представителей субъектов федерации.
3) Правительство РФ, к-рое представляет исполнительную власть. В правительство входят министерства и ведомства.
Ведомства – к ним относятся федеральные службы, федеральные агентства, гос-ные комитеты, федеральные комиссии, федеральные надзоры.
4) Суды – судебная власть. Конституционный верховный и высший арбитражный суд. Органы прокуратуры.
5) Вооруженные силы, другие войска (пограничные) и воинские формирования (спец.подразделения: «Альфа» и др.).
Виды государственных органов:
по характеру компетенции:
— органы общей компетенции (президент, правительство РФ, федеративное собрание)
— органы специальной компетенции (налоговая служба, министерство внутренних дел)
2) по порядку выполнения полномочий:
— коллегиальные органы (федеральное собрание, решение принимается сообща)
— единичные органы (президент)
3) по территориальным пределам деятельности:
— федеральные или высшие органы власти
— органы власти субъекта
— местные органы
4) по способу формирования:
— первичные (президент, депутаты, гос. дума, формируется народом)
— производственный орган (кем-то назначается).
studfiles.net
17. Понятие, признаки правового государства
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.
Признаки правового государства:
главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
равенство всех перед законом;
разделение властей на три ветви;
реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
признание прав и свобод человека высшей ценностью;
взаимная ответственность личности и государства;
политический и идеологический плюрализм;
стабильность законности и правопорядка в обществе.
Базовыми принципами функционирования правового государства являются:
господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.
18. Конституция рф – основной закон государства и общества
КОНСТИТУ́ЦИЯ (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Конституция — основа всего текущего законодательства. В формальном смысле конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. Конституция является наивысшей правовой формой, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования властных органов.
Выделяют понятия юридической и фактической конституции.Юридическая конституция является системой правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, фактическую конституцию составляют реально существующие отношения.
В России действует Конституция Российской Федерации, которая является основным законом российского государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений. Конституция закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) Учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые распространяет; особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.
Конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народ выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государствам общества, которые утверждаю общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
studfiles.net
Признаки правового государства — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
xn--e1aogju.xn--p1ai