Творческая работа своими руками. Детское творчество
Что такое творческая работа? Своими руками созданное произведение, поделка, написанный стих, сочиненная мелодия… Много чего можно отнести к этому понятию.
Ребёнок творит каждый миг своей жизни
На самом деле любая деятельность может назваться творческой, если человек выполняет её, подключив фантазию. Детское творчество заключается подчас в самых простых действиях, которые взрослым кажутся обыденными или даже вредными.
Вот малыш рвёт бумагу и хаотично разбрасывает обрывки по полу. Со стороны может показаться, что он просто хулиганит. Однако ребёнок, возможно, занят важным делом: он творит снежинки, которые засыпают землю.
Испорченные обои – это попытка изобразить что-то монументальное, крупное, что не умещается на листе. Изрезанные шторы, возможно, также являются воплощением творческого замысла – ребёнок хотел вырезать кружева на скучных однообразных портьерах.
Жизнь – это сказка, которую нужно видеть
Подключать фантазию, занимаясь чем-либо, нужно учить малышей с детства. Даже такую нудную работу, как перематывание клубков, легко превратить в творческую, если предложить «мотальщику» представить клубочки живыми существами, которые бегают по миске, разговаривают, ссорятся, мирятся – короче, живут своей «клубочной» жизнью. И тогда скучное занятие уже и не скучное вовсе, а творческая работа.
Своими руками перемотанные нитки под мамиными или бабушкиными пальцами превратятся в удивительную вещицу, в создании которой примет участие малыш.
Виды творческих работ
Именно поэтому отнести виды деятельности к конкретно обозначенным категориям достаточно сложно. Но если рассматривать непосредственно детское творчество, то следует выделить несколько достаточно обширных разделов. Это те варианты деятельности, в которых ребёнок может раскрыть свой потенциал. Например, можно выделить такие виды творчества, как:
- изобразительное;
- словесное;
- музыкальное;
- театрально-игровое.
Сюда же входят занятия конструированием, лепка, изготовление аппликаций. Л. С. Выготский предлагает включать их в изобразительное творчество. А вот исследовательская творческая работа – это уже научная деятельность. Она более всего подходит под категорию словесного творчества.
Музыкальными дети уже рождаются
Первым прикосновением к искусству человек обязан своей маме. Ведь это она сразу же после рождения малыша начинает напевать ему колыбельную. Первые протяжные «агу» – не попытка ли это спеть то, что накопилось в душе у младенца, поделиться с миром своими чувствами?
А вот кроха добралась до кастрюль и самозабвенно стучит половником по ним. Откуда у ребенка столько вредности? Он специально выводит из себя взрослых, вызывая головную боль шумом? Нет, конечно.
Мудрый взрослый понимает, что малышом выполняется важная творческая работа – своими руками он учится извлекать различные звуки, сравнивает их, складывает в определённый рисунок. Пусть пока делает он это неумело, но смотрите, как он старается!
А если в следующий раз вместо кастрюли предложить ему бубен, кастаньеты или треугольники? Можно вместе с ребёнком устроить самый настоящий маленький оркестр и сыграть удивительную мелодию.
Рисование – прикосновение к творчеству
А ещё дети очень любят рисовать. Этим видом деятельности они также начинают заниматься с раннего детства. И если во время еды малыш целенаправленно пачкает стол вареньем, разводит пальчиком лужицу сока, мажет кашей голову и одежду, возможно, он уже пробует себя в роли художника.
Совсем крошечным карапузам можно давать в этом возрасте пальчиковые краски, которые легко смываются с мебели и рук и без особого труда отстирываются с одежды и обивки. А обои в детской комнате лучше всего заменить дешёвыми, которые не жалко будет поменять через год.
Детишкам, которые уже ловко удерживают в кулачке карандаш, нужно предложить бумагу и показать, как здорово эта «волшебная палочка» умеет творить на белом поле удивительные вещи.
И пусть сначала ребёнок просто черкает на листе карандашами или ставит кисточкой бесформенные пятна. Главное в этой деятельности — не результат, а цель, которую он ставит перед собой.
Занятия изобразительным творчеством в детском саду
На занятиях дети уже не просто рисуют. Ими выполняется творческая работа на тему, заданную педагогом. Это может быть пейзаж либо натюрморт, сюжетная картина с изображением людей, животных, сказочных персонажей или предметов обихода.
Интересны детские творческие работы, в которых педагог ставит не чётко обозначенную задачу — нарисовать конкретный предмет, а предлагает самостоятельно придумать концепцию картины на ту или иную, достаточно широкую, тему. Таковыми могут быть темы «Мы не хотим войны!», «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?», «Береги природу, ведь она – наш дом!» и другие.
Слова «лепить» и «творить» часто бывают синонимами
К изобразительному творчеству, как говорилось выше, относят и лепку. Малыши при помощи пластилина, глины, полимерных масс, солёного теста, холодного фарфора пытаются вылепить то, что видят, любят, о чём им рассказывали или читали взрослые, что подсказывает фантазия. Такие творческие работы детей могут многое рассказать об их внутреннем мире. Потому-то так важно давать возможность малышам лепить не только на заданную тему, но и по собственному замыслу.
Коллективное творчество детей
Все замечали, что малыши иногда что-то творят совместно. Вот в песочнице они строят городок или прокладывают автотрассу, из снега сооружают крепости. Этот вид деятельности не только позволяет раскрыть творческий потенциал, но и учит работать в команде, что так пригодится им в будущей взрослой жизни.
Следует воспользоваться этим и в воспитательных целях на занятиях. Например, замечательная может получиться аппликация «Птичий городок», если ребята самостоятельно наклеят на ватман вырезанных из бумаги пернатых, их гнёзда, цветы, листья на ветках дерева или в траве под ним! Это прекрасная коллективная творческая работа. Своими руками сделанное и вывешенное на стене панно станет гордостью малышей, их родителей и педагогов.
Выставки детских поделок
В детских учреждениях часто проводится конкурс творческих работ по определённой тематике. Она может быть самой различной. Например, «Конкурс поделок из природного материала», «Творим из овощей сказочных персонажей», «Волшебный картон», «Что можно сделать из пластиковых бутылок?» и другие.
Дети и подростки целенаправленно учатся конструировать из подручных материалов предметы, композиции, которые можно использовать в быту или в качестве украшения жилища. Очень важно поставить перед детьми задачу, показать примеры уже выполненных кем-то работ, пояснить, что ценнее тот вариант, который сделан по собственному замыслу, а не скопирован.
Интересно то, что творческие работы учащихся зачастую бывают столь неожиданными в решениях, индивидуальными и настолько мастерски исполненными, что взрослые порой не верят в авторство школьника.
Мир дети познают через игру
Все дети любят ролевые игры. Участвуя в них, они разыгрывают целые импровизированные спектакли. Но умный педагог не станет пускать этот вид творческой деятельности на самотёк.
Во всех детских коллективах разрабатывается специальный творческий план работы в этой области. Здесь обязательно указываются цели, которых педагог стремится достичь через игру, необходимые навыки и умения участников, которые они закрепляют или познают в ходе действия, методические приёмы.
Например, в план внесена творческая игра «Магазин». Воспитатель ставит такие цели:
- Ознакомление с трудом взрослых людей, которые работают в магазине.
- Развитие навыков культурного общения в торговых точках.
- Закрепление названий продуктов, классификация их по качественным признакам.
Подготовительные методические приёмы, используемые для организации дидактической ролевой игры, могут быть следующими:
- Целевая экскурсия в магазин.
- Беседа с детьми о том, что покупают в торговых точках.
- Лепка из пластилина овощей и фруктов.
- Рисование на тему «Мы ходили в магазин».
- Игра с мячом «Съедобное-несъедобное».
- Дидактическое настольное лото «Из чего сделаны продукты».
Ролевые игры используют не только в детских садах и начальных классах. Очень эффективны они при изучении иностранных языков. Также игра в учителей на уроке очень нравится даже старшеклассникам – это учит подростков раскрепощаться, развивает навык выступления перед аудиторией, оценочную способность и рецензирование чужих ответов.
А всеми любимая игра «Море волнуется», когда ведущий задаёт показать различные фигуры, открывает у игроков самый настоящий актёрский талант.
Творческое дело – концерт
Часто в коллективах нужно собственными силами провести концерт. Хорошо, если все члены маленького общества знакомы между собой и знают, кто и на что способен. Но если коллектив ещё совсем молод, если ему от силы пару дней, как это бывает в летних лагерях отдыха в начале смены? Тогда организовать такое творческое дело поможет игра «Ромашка».
Нужно просто вырезать из картона много лепестков и разложить их на столе либо закрепить кнопками на стене. На обратной стороне каждого надо написать задание: прочитать стихи, спеть, станцевать, изобразить животное, рассказать смешную историю и так далее. Дети по очереди выбирают для себя лепесток и готовят своё выступление. Некоторые группируются друг с другом. Возможность заменить одно задание другим не следует запрещать, это всё-таки творческое дело, а не экзамен.
Словесное творчество
Отдельным пунктом стоит этот вид. Даже взрослые не все умеют интересно рассказывать об увиденном, тем более что-то придумывать. Но развивать этот талант требуется у всех с раннего детства.
Дети пробуют сочинять сказки, стихи, небылицы – это чудесно! Мудрые взрослые сразу же записывают все их творения. И пусть из малыша не вырастет впоследствии Бажов или Драгунский, Пушкин или Рождественский, первый литературный опыт останется приятным воспоминанием.
А вот навык изложения, формулировок, составления описаний потребуется и ребёнку в школе, и взрослому человеку в дальнейшем. Поэтому стоит обращать особое внимание на пересказы и изложения, составление рассказов по картинкам.
Исследовательская работа
Процесс познания мира происходит постоянно, с рождения и до глубокой старости. В каждом возрасте он имеет свой объём и свою скорость усвоения нового. Однако он практически никогда не останавливается.
Вот младенец мнёт и рвёт газету, засовывает в рот пальчики, игрушки. Это серьёзная исследовательская творческая работа. Малыш получает массу ощущений, знаний. Но он ещё слишком мал, чтобы делать выводы, понятные окружающим.
Позднее, уже тогда, когда ребёнок станет владеть речью, следует направлять его исследовательскую деятельность в нужное русло. С раннего детства дети должны учиться систематизировать полученные знания. Оформленная в письменном либо печатном виде, такая исследовательская работа может называться научным трудом.
Первые опыты малыш может проводить с луковицами, ставя стаканчики с растениями на подоконник. Ежедневные результаты наблюдений нужно фиксировать под присмотром взрослого с помощью записей либо рисунков. Готовый вариант отчёта — это уже настоящая исследовательская работа.
Можно организовать творческое исследование в области культуры и искусства. Например, интересной темой станет сравнение рисунков и орнаментов на посуде. Здесь начинающий «учёный» овладевает сравнительным анализом, учится находить сложное в простом, а простое — в сложном.
Более взрослые дети и тему для исследований выбирают более трудную. Это могут быть анализы художественных и музыкальных произведений, опыты с химическими элементами, сбор и систематизирование методов ухода за растениями и другие интересные варианты.
Коротко о главном
В каждом человеке есть творческий потенциал. И задача воспитателей, родителей, учителей — с помощью творческих заданий, коллективных дел помочь ему раскрыться, дать толчок для развития талантов подрастающей личности.
fb.ru
творческая работа — это… Что такое творческая работа?
- творческая работа
- Syn : творчество
Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.
- творческая личность
- творческая работа программиста-энтузиаста
Смотреть что такое «творческая работа» в других словарях:
творческая работа — Syn: творчество … Тезаурус русской деловой лексики
Творческая лаборатория «ПТАХ» — Творческая лаборатория «ПТАХ» (г. Пермь) Основана в начале 2008 года на базе Пермского государственного университета[1]. Организаторами лаборатории выступили бывшие студенты университета, представители активной творческой молодежи. Цели… … Википедия
работа — 1. Деятельность человека; занятие, труд. Об интересной, самоотверженной, быстрой, четкой работе. Активная, беззаветная, бесперебойная, бешеная, благодарная, бодрая, быстрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная … Словарь эпитетов
ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — 1. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ понятие и концепция философской системы Бергсона: введены в работе ‘Творческая эволюция’ см. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (БЕРГСОН). Изначально разрабатывались им в целях обоснования схемы соотношения интеллекта и интуиции… … История Философии: Энциклопедия
Работа — способ опосредования и осуществления (материализации) деятельности как процесса решения социальной задачи, достижения целей. Как предмет социологического исследования Р. выступает конкретной формой выражения организованности ч направленности… … Социологический справочник
Дипломная работа — У этого термина существуют и другие значения, см. Дипломная работа (значения). Дипломная работа (проект) один из видов выпускной квалификационной работы самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки… … Википедия
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся — индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на… … Российская педагогическая энциклопедия
Военно-историческая работа — целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и др. общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и… … Пограничный словарь
Владимир Наумов. Творческая биография режиссера — Режиссер, сценарист, народный артист СССР Владимир Наумович Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде, в семье известного кинооператора Наума Наумова Стража и актрисы Агнии Бурмистровой. Выросший в кинематографической семье, Владимир Наумов … Энциклопедия ньюсмейкеров
ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА — форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды Д. у. р.: п о характеру познавательной деятельности репродуктивная и… … Педагогический словарь
Военно-научная работа — организаторская и творческая деятельность военных кадров, направленная на развитие системы знаний о защите и охране ГГ и использование результатов военно научных исследований в пограничной политике, подготовке и строительстве войск и органов ПС… … Пограничный словарь
dic.academic.ru
Значение словосочетания ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Что такое ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА?
- Творческая работа — результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.
Творческая работа подразумевает создание чего-то нового и уникального (маловероятно, что два человека создадут одно и тоже произведение). Термин упоминается в законах разных государств и широко распространён. Также часто используется в контексте авторского права.
Источник: Википедия
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Насколько понятно и распространено слово пульман (существительное):
Это слово знает
каждый ребёнок
Достаточно
распространено
Нечасто встретишь
в повседневной ситуации
Узкоспециальный
термин
Впервые вижу
Другое
Не знаю
kartaslov.ru
Творчество
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.
Виды и функции творчества
Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».
Творчество как способность
Креативность (от англ. create — создавать, англ.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.
Критерии креативности
Критерии креативности:
- беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
- оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
- восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
- удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
По Торренсу
- Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
- Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
- Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
- Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
- Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
- Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму
Творчество как процесс (творческое мышление)
Стадии творческого мышления
Г. Уоллес
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
- Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
- Инкубация — временное отвлечение от задачи.
- Озарение — появление интуитивного решения.
- Проверка — испытание и/или реализация решения.
Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.
А. Пуанкаре
Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.
Стадии
- 1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».
- 2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
- 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».
- В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]».
- 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».
Теория
Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц — элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.
Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.
Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».
Из истории вопроса
Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:
Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.
Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.
Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.
Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.
Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.
Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.
- Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
- Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
- Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.
Стадии изобретательского процесса
П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.
- Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
- Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
- Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.
«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление; в конце третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт даёт замысел, второй — план, третий — поступок».
П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:
- Период интеллектуальной готовности.
- Усмотрение проблемы.
- Зарождение идеи — формулировка задачи.
- Поиск решения.
- Получение принципа изобретения.
- Превращение принципа в схему.
- Техническое оформление и развёртывание изобретения.
Факторы, мешающие творческому мышлению
- некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
- внешняя и внутренняя цензура
- ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
- желание найти ответ немедленно
Творчество и личность
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Характер связи творчества и личности
«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.
В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.
Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.
В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:
Личность есть не субстанция, а творческий акт.
Мотивация творчества
В. Н. Дружинин пишет:
В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.
Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.
Психическое здоровье, свобода и творчество
Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:
В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:
Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:
…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…
Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:
Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.
Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
www.braintools.ru
творческая работа — это… Что такое творческая работа?
- творческая работа
Syn: творчество
Тезаурус русской деловой лексики. 2011.
- твориться
- творческий
Смотреть что такое «творческая работа» в других словарях:
Творческая лаборатория «ПТАХ» — Творческая лаборатория «ПТАХ» (г. Пермь) Основана в начале 2008 года на базе Пермского государственного университета[1]. Организаторами лаборатории выступили бывшие студенты университета, представители активной творческой молодежи. Цели… … Википедия
работа — 1. Деятельность человека; занятие, труд. Об интересной, самоотверженной, быстрой, четкой работе. Активная, беззаветная, бесперебойная, бешеная, благодарная, бодрая, быстрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная … Словарь эпитетов
ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — 1. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ понятие и концепция философской системы Бергсона: введены в работе ‘Творческая эволюция’ см. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (БЕРГСОН). Изначально разрабатывались им в целях обоснования схемы соотношения интеллекта и интуиции… … История Философии: Энциклопедия
Работа — способ опосредования и осуществления (материализации) деятельности как процесса решения социальной задачи, достижения целей. Как предмет социологического исследования Р. выступает конкретной формой выражения организованности ч направленности… … Социологический справочник
Дипломная работа — У этого термина существуют и другие значения, см. Дипломная работа (значения). Дипломная работа (проект) один из видов выпускной квалификационной работы самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки… … Википедия
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся — индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на… … Российская педагогическая энциклопедия
Военно-историческая работа — целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и др. общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и… … Пограничный словарь
Владимир Наумов. Творческая биография режиссера — Режиссер, сценарист, народный артист СССР Владимир Наумович Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде, в семье известного кинооператора Наума Наумова Стража и актрисы Агнии Бурмистровой. Выросший в кинематографической семье, Владимир Наумов … Энциклопедия ньюсмейкеров
ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА — форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды Д. у. р.: п о характеру познавательной деятельности репродуктивная и… … Педагогический словарь
Военно-научная работа — организаторская и творческая деятельность военных кадров, направленная на развитие системы знаний о защите и охране ГГ и использование результатов военно научных исследований в пограничной политике, подготовке и строительстве войск и органов ПС… … Пограничный словарь
business_thesaurus.academic.ru
Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд
История успеха
Олеся Викторовна Богданова
ДОСЬЕ:
Место рождения: город Тверь
Образование: Тверской промышленно-экономический техникум.
Специальность: модельер-конструктор
Семейное положение: замужем. Два сына: Иван и Александр
Хобби: вязание
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для всех окружающих его людей. Творческая личность всегда стремится создавать какие-то новые, уникальные ценности. Это всегда талантливый человек с гуманитарным складом ума, который видит прекрасное там, где обычный человек не увидит никогда. Творческому человеку присущи такие качества, как любознательность, изобретательность, независимость, настойчивость и, конечно же, у него просто обязано играть воображение. В этот раз нам удалось пообщаться с ярким и по всем параметрам творческим человеком – хозяйкой салона-мастерской «Медея» Олесей Богдановой. Давайте приступим…
— Олеся Викторовна, поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями, как начиналась история вашего бизнеса?
— Первопричиной стал тот факт, что мне захотелось самостоятельно развиваться в плане бизнеса, ну и плюс ко всему – творчески состояться. Я начинала собственное дело совместно со своими подругами, тогда присутствовало огромное желание воплощать свои идеи в жизнь. В этом году уже восемь лет, как я занимаюсь этим бизнесом. До этого я работала на предприятии и, естественно, мне хотелось получать больше той зарплаты, которую платили там.
— Приходилось ли Вам в детстве самостоятельно шить шторы или что-нибудь из текстиля?
— Шторы в детстве никогда не приходилось шить, а вот то, что касается кукол – безусловно. Тогда я была ребенком Советского Союза. Мне очень нравилось шить одежду для кукол и одевать их. В детстве мама всегда покупала мне пупсов без одежды, я постоянно шила, шила, а когда научилась вязать, то, соответственно, в кукольном гардеробе появлялись новые вязаные вещи.
— Немного приоткроем завесу школьных лет. Вспомните, любили ли Вы ходить на уроки труда в школе, и какие оценки Вы получали по этому предмету?
— Я обожала посещать уроки труда в школе, и всегда получала по этому предмету только отличные оценки. Я была одной из первых учениц в классе, которая шила самые сложные вещи. Тогда, на уроках труда, мы шили фартуки, косынки, ночные сорочки, но я не останавливалась на этом и шла вперед, делала юбки, сарафаны, брюки и все, что не было включено в школьную программу.
— Каким тканям Вы отдаете предпочтение?
— Если говорить о производителе, то это европейские ткани, а о составе – мне нравятся искусственные волокна. Зачастую из таких тканей получаются очень интересные вещи. Что касается простоты работы, то здесь берут верх натуральные ткани, тот же хлопок гораздо податливей.
— Вы сможете сейчас вспомнить Вашу первую продажу? Какие ощущения сопровождали Вас в тот момент?
— Это скорее было не столько продажей, сколько воплощением самого дизайн-проекта. В тот момент я ощущала чувство гордости за себя. Я до сих пор помню тот день и тот объект, а с заказчицей, в итоге, мы стали подругами.
— Как много времени у Вас уходит на работу и остается ли свободное время для Ваших друзей и близких?
— Именно сейчас, в связи с нынешней обстановкой, на работу уходят практически все 24 часа в сутки, и, к сожалению, на общение с друзьями и близкими остается очень мало времени. Домашние дела приходится делать, так сказать, на бегу.
— Как Вы планируете провести это лето?
— Этим летом у меня намечается отдых, старший сын станет выпускником и в планах — выделить недельку для поездки на Черноморское побережье со стороны Крыма. До этого нам уже приходилось бывать в Крыму, там замечательная природа и чистейшее море.
— Вы – человек творческий, а все творческие люди, как губки впитывают все, что их окружает. Они находят все новые и новые источники вдохновения. А где черпаете вдохновение Вы?
— Если я готовлюсь к какому-нибудь новому проекту, то начинаю пролистывать разнообразные журналы, интересоваться тематической литературой. Да и в наши дни есть такая великая «штука», как Интернет. Он дает довольно много нужной и полезной информации. Иногда для того, чтобы почерпнуть вдохновение, стоит провести хотя бы какое-то время наедине с собой. Кроме того, я стараюсь выбираться на выставки, там тоже можно найти что-нибудь эдакое, что даст тот «глоток свежего воздуха», который так необходим.
— Каких, по Вашему мнению, правил должны придерживаться люди, которые планируют открыть собственное дело?
— Прежде чем начинать собственный бизнес, его нужно знать, любить и уметь делать – это самое основное, а остальное придет со временем.
— Пара теплых слов от Вас – нашим читателям.
— Хочется всем пожелать красивого отдыха и яркого лета. И помните, что нужно отдыхать не только телом, но и душой.
Мы благодарим Олесю Викторовну за уделенное время, за это замечательное интервью, желаем Вам творческих успехов, неисчерпаемого вдохновения и осуществления всех задуманных проектов.
Беседовала
Екатерина Яковлева
xn—-otbbimgbhuy.xn--p1ai
Как настроиться на творческую работу: вдохновение по заказу
Содержание:
Как настроиться на творческую работу? Этот вопрос волнует умы представителей самых разных профессий, ведь элемент творчества присутствует практически в каждой из них. Студент-выпускник вначале должен придумать идею для своего диплома, рекламщик — концепцию PR-компании, а про художников, музыкантов и писателей мы вообще молчим! В любом случае, приемы, помогающие настроиться на творческую работу, будут интересны и полезны каждому человеку.
Немного о творческой работе
Как мы уже писали выше, творческой работой может быть все что угодно. Человек может использовать креативность в различных сферах жизни: в техническом производстве, научных изобретениях, организации мероприятий, создании художественных произведений и даже в быту и повседневной жизни. Сущность творчества — в создании чего-то качественно нового, его итогом могут быть материальные или духовные продукты. Они всегда уникальны, а, главное, их не может повторить никто, кроме автора (хотя, возможно, и тот не сможет!). Это объясняется тем, что в процессе творчества автор вкладывает в работу частичку себя, своих возможностей и ресурсов, и именно это придает дополнительную ценность результатам его труда.
Настройка на творческую работу проходит ряд этапов в своем развертывании:
- Начальный. На этом этапе происходит подготовка к работе: вами должна быть сформулирована задача, и в течение некоторого времени предприняты какие-то попытки ее решить. Благодаря этому вы входите в смысловое поле творчества, погружаетесь в его контекст.
- Инкубационный. В этот период вам необходимо на время отвлечься от решения творческой задачи. Он может иметь разную продолжительность, которая зависит от целого ряда факторов: характера, типа задачи, возраста и многих других. Некоторые психологи полагают, что в этот период происходит бессознательная работа над решением задачи.
- Озарение. Это момент, ради которого живут многие творческие люди: внезапно, в ситуации, которая не имеет к проблеме никакого отношения, без каких-то размышлений на эту тему, к человеку приходит важный для него ответ. Это может быть глубинное понимание явления, ключ к решению задачи, схема или концепция чего-либо. Считается, что озарение возникает благодаря переструктурированию элементов ситуации, ее целостному охвату. Например, две средние идеи сталкиваются и перемешиваются, образуя одну великую.
- Завершительный. На этом этапе происходит завершение творческой работы. Решение найдено, и остается только проверить его “на прочность”, т.е. применить к реальности, доработать в нужном направлении и, в конце концов, реализовать. Как правило, эта стадия уже не так волнительна для творческого человека, но без нее создание законченных произведений или ценностей невозможно.
Для осуществления творческой работы человеку необходимы специальные способности, которые в современном мире зовутся креативностью. В понятие креативности входят хорошо развитые вербальные и образные способности, беглость, гибкость, скорость переключения с одного на другое, оригинальность, разнообразие идей и стратегий, способность видеть корень проблемы и сопротивляться влиянию стереотипов. Все эти особенности напрямую влияют на скорость и качество выполнения творческой работы.
Как настроиться на творчество
Зачастую это бывает гораздо сложнее, чем настроиться на обычные дела. Как, например, обстоит дело с тем, чтобы настроиться на подготовку к экзамену? Это, конечно, неприятно, но достаточно просто: вы устраняете помехи и просто садитесь учить. Однако с творчеством все гораздо запутаннее, ведь муза, приносящая вдохновение, капризна, а феномен творчества до сих пор полностью не разгадан. От того, что происходит в нашей голове во время творческой работы, зависят варианты настройки на нее.
Существуют качества, мешающие творчеству — это конформизм, внутренние и внешние ограничения, шаблонность, ригидность, а также желание немедленно найти ответ. Конформизм или некритичное принятие установок и мнений других людей мешает возникновению у вас собственных идей и уверенности в качестве. То же самое происходит с цензурой — она похожа на фильтр в психике человека, не пропускающий нужную информацию в сознание. Ригидность — это неспособность изменить свои действия или ход мыслей в соответствии с новыми требованиями ситуации. Она мешает человеку переключаться и делает его неготовым к созданию новых продуктов или идей. Ну, а желание найти ответ попросту сбивает мыслителя с толку, заставляя думать исключительно о нем, а не о сути решаемой задачи.
Вот такие препятствия. Что с ними делать, надеемся, ясно — всячески преодолевать (если вы, конечно, хотите заниматься творческой работой). Во-первых, расслабьтесь и освободитесь от спешки. Если вы не можете абстрагироваться от срочности выполняемого задания, попробуйте просто помедитировать — здорово прочищает сознание (а именно это нужно для того, чтобы произошло озарение).
Во-вторых, воспитывайте в себе тягу и устойчивость ко всему новому в противовес ригидности. Осуществить это достаточно легко — регулярно проделывайте несложные упражнения типа придумать пять синонимов к слову “красота” или, возвращаясь с работы, каждый вечер менять маршрут. Раз в неделю делайте небольшую перестановку в одной комнате. Каждый день изменяйте порядок вещей на рабочем столе. В общем, полно вариантов, как можно приучиться к постоянной новизне, а, кроме того, это наполнит вас новыми впечатлениями и настроит на творческий лад.
В-третьих, повышайте самооценку и избавляйтесь от конформизма. Стремление согласиться с чужим мнением — это отголосок неуверенности в себе, ведь когда вы знаете, что ваша идея или мнение — самые лучшие, вам не нужны ничьи другие. Туда же относится и цензура, как внешняя, так и внутренняя. Последняя, кстати, зачастую проистекает из всяких иррациональных и внушенных нам извне установок: “это пошло”, “это глупо”, “это никому не нужно” и т.д. … Их необходимо находить и оспаривать — если это сложно сделать самостоятельно, то заручитесь поддержкой важного и влиятельного человека.
Однако все эти вещи хороши на долгосрочную перспективу. Но что нужно сделать для того, чтобы настроиться на творческую работу прямо здесь и сейчас? Психологи описывают ряд техник и приемов, которые могут помочь вам в этом нелегком деле. Они согласуются с общими принципами творческой работы:
- Действуйте в соответствии с этапами становления. Сначала немного позанимайтесь стоящей перед вами задачей, а потом отложите ее подальше и займитесь чем-то другим, например, спортом (активизируется кровоток, в него вбрасываются гормоны, ускоряющие работу всех систем организма).
- Посмотрите как можно больше материалов, связанных с решением вашей творческой задачи — никто не знает, где вы почерпнете так необходимое вам вдохновение. Лучше, если это будут яркие и наглядные вещи, к тому же подобранные по разным модальностям (зрение, слух, осязание, вкус): фотографии, вырезки из глянцевых журналов, ритмичные песни, пряности или что-то еще.
- Вспомните о ресурсной для вас ситуации. Это воспоминание взбудоражит в вас положительные эмоции: радость, уверенность, спокойствие, гармонию, счастье — выбирайте ситуацию в зависимости от того, в каком состоянии вы нуждаетесь именно сейчас. Например, вид Ниагарского водопада подходит для погружения в спокойствие, а воспоминание о разудалом выпускном — для радостных переживаний.
- Если вам тяжело абстрагироваться от неприятных чувств, которые гложут вас именно сейчас, попробуйте найти себе приятное, но монотонное занятие. Например, выпишите на листе бумаги красивым каллиграфическим почерком все мысли, идеи и слова, которые могут относиться к решаемой вами задаче. Вы сфокусируетесь на процессе письма, отвлечетесь от неприятного состояния, а, может быть, даже набросаете пару интересных идей.
- Попробуйте взглянуть на задачу с разных точек зрения. Это может быть очень забавно и даже весело! Сперва посмотрите на разрабатываемый проект глазами ребенка — каким он должен быть чтобы привлечь его внимание? Потом глазами старушки — а ей что будет интересно? Потом глазами бизнес-леди, гомосексуалиста, работяги с завода, выпускницы филологического факультета — чем больше разных ролей вы примерите, тем больше энергетики и позитивных идей впитаете в себя.
- Подберите подходящие время и место. У вас наверняка есть место, вдохновляющее вас на творческие подвиги, а также время суток, в которое вам наиболее продуктивно работается? Так вот, не надо ломать себя — лучше использовать имеющиеся ресурсы и поместить себя в ту обстановку, в которой приход музы наиболее вероятен.
Мы рассмотрели самые различные аспекты творческой работы. Да, постоянно “креативить” — это тяжело, но ничто не сравнится с удовлетворением от созданного тобой шедевра, будь то текст новой статьи, идея рекламной стратегии или готовый бизнес-план. Мало кто знает, что творческая работа — это не просто витание в облаках, а кропотливый труд, успешно выполнять который вам помогут наши рекомендации. Творческих вам успехов!
jlady.ru