Вклад в развитие менеджмента генри форда – , . —

Г. Форд и его вклад в менеджмент

Один из основоположников научного менеджмента, американский, промышленник и предприниматель Генри Форд (1863—1947) разработал собственные принципы организации производства, которые он успешно внедрял на своих автомобильных предприятиях. В частности, в научный оборот современного производственного менеджмента введен термин «фордизм» — названная по имени Г. Форда система организации поточного производства, заключающаяся в его массовой унификации и конвейеризации.

Генри Форд первым создал и внедрил в производство сборки автомобилей технологическое устройство, которое получило название конвейера. Позже конвейеры стали широко использоваться в производствах самых различных отраслей. Ряд исследователей полагают, что фактически основной гений Г. Форда проявился не в производстве, а в маркетинге. Форд первым решил, что мир уже готов к получению автомобиля, использование приемов массового производства стало только одним из способов удовлетворения этой потребности. Вместо контроля за издержками для снижения цен Форд установил цену и поставил перед своей организацией задачу — добиться уменьшения издержек настолько, чтобы они не выходили за пределы установленной цены. На жаргоне менеджмента, Г. Форд попал в самое яблочко. Первый автомобиль модели «Форд-Т» был черным, простым и широкодоступным.

Известно выражение Форда: «Мне не нужен автомобиль с мотором, у которого больше свеч зажигания, чем у коровы сосков». Сложность заключалась в том, что, в то время как другие производители добавляли к своей продукции дополнительные свойства, Форд продолжал выпускать свою очень простую модель, которая очень резко потеряла привлекательность. Ожидания потребителей изменились, но гениальный Форд этого не заметил. Тем не менее и в настоящее время достижения Форда продолжают впечатлять. Он построил свой первый автомобиль в 1896 г., основал компанию в 1903 г., а с 1908 по 1927 г. выпустил 15 млн автомобилей модели «Форд-Т». В 1920 году на заводах Форда на производство одного автомобиля требовалась одна (!) минута.

Генри Форд принес в производство однообразность действий и взаимозаменяемость деталей. Прежний высокий профессионализм больше не требовался, а производство строилось вокруг четкого разделения функций. Форд верил в людей, которые не задумываются над другими функциями. Он не желал, чтобы инженеры общались с продавцами или его сотрудники принимали решения без его одобрения. Форда никогда не хвалили за его мастерство в управлении сотрудниками, но в то же время он имел такую широкую перспективу взглядов, которая намного опережала свое время. Также именно Г. Форд первым ввел у себя на предприятиях специальную социальную политику, которая предусматривала ежедневный заработок работников в 5 дол. США (при средней зарплате в 2,5 дол. США) при условии выполнения специальных социальных условий.

Генри Форд считал, что собственные рабочие предприятия и являются основными, постоянными и лучшими его потребителями. Поэтому подъем зарплаты рабочим до 5 дол. преследовал важную экономическую цель — повышение их покупательной способности, что приводило к увеличению производительной мощности предприятия. Примечательно, что Форд не ошибся и его подходы способствовали успешному развитию предприятия. Зарплата работникам должна повышаться при создании системы, которая приводит к снижению издержек производства. Этот принцип Г. Форд называл лозунгом «заработной платы». По мнению Г. Форда, труд, вложенный в продукцию, принадлежит в большей мере покупателю, чем производителю ее. Поэтому необходимо сделать вещи доступными, прежде всего для простого народа.

Особенность подходов Г. Форда еще и в том, что, согласно им, работа должна быть доставлена к работнику, а не наоборот. По его мнению, при выполнении всех работ надо организовывать труд так, чтобы работник при выполнении всех работ не делал никогда больше одного шага, и никогда не допускать, чтобы ему приходилось наклоняться вперед или в стороны. Он, по сути, по-своему развил уже обозначенные идеи Ф. Тейлора. Несмотря на то что Г. Форд создал конвейер, где была однообразная и тяжелая работа, он предпринимал различные меры для ее улучшения. По мнению Форда, кто не любит однообразной работы, тот не обязан оставаться при ней. В каждом отделении производственного процесса работа, в зависимости от сложности и мастерства, требующихся для ее выполнения, разделялась на классы А, В и С, из которых каждый в свою очередь охватывал десять различных функций. Работники из бюро личного состава направлялись сначала в класс С, научившись чему-нибудь — в класс В, и так далее до класса А, откуда они могли продвинуться или в инструментальную мастерскую, или на пост контролера. Если работники оставались при машинах (т.е. у конвейера), отмечал Форд, то только лишь потому, что им там нравится.

Форд также предпринимал меры для того, чтобы труд был безопасным. По его мнению, если рабочий вынужден слишком напрягаться и долго работать, он приходит в состояние такой усталости, что притупляется внимание, которое непосредственно провоцирует несчастные случаи. Одна часть задачи — в предупреждении легкомыслия и защиты машины от «дурацких рук». Генри Форд отмечал, что несчастные случаи главным образом объясняются следующими причинами1:

1) недостатки конструкции; 2) испорченные машины; 3) недостаток места; 4) отсутствие предохранительных приспособлений; 5) нечистоплотность; 6) плохое освещение; 7) плохой воздух; 8) неподходящая одежда; 9) легкомыслие; 10) невежество; 11) притупление внимания; 12) недостаток взаимодействия в работе.

Генри Форд считал, что главная цель капитала — не добывать как можно больше денег, а предпринимать меры для того, чтобы деньги вели к улучшению жизни. Он считал, что капитал, который не создает постоянно новой и лучшей работы, бесполезнее, чем песок. Форд отмечал, что нравственный принцип — это право человека на свой труд. И это его право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. И в том случае, если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет больше, чем хлеб, — крадет священное человеческое право. По мнению Г. Форда, если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать. Форд отмечал: «Всякая монополия и всякая погоня за наживой — зло. Для предприятия неизменно вредно, если отпадает необходимость напрягаться. Никогда не бывает предприятие таким здоровым, как тогда, когда оно, подобно курице, должно часть своего питания разыскивать само»

Таким образом, основоположники классического менеджмента впервые в мире перевели организацию труда из области интуитивных догадок в сферу точной науки. Труд должен быть организован максимально индивидуальным для каждого работника и, соответственно, индивидуально оплачиваться — вот главное кредо классического менеджмента.

  • < Назад
  • Вперёд >

banki-uchebnik.ru

Форд Генри: менеджмент его успешного предприятия

Генри Форд еще на зоре двадцатого века совершил революцию в управлении производством. В становлении своей империи по производству автомобилей, он руководствовался всего шестью принципами.

Нас восхищают достижения и успехи капиталистического общества, а также волнуют вопросы, какие экономические законы толкали экономику к развитию? В те времена мало кто уделял внимание науке управления, то есть фактически игнорировали менеджмент, но только не Автомобильный Король. Именно Форд Генри использовал менеджмент для эффективного управления собственным производством.

Предприниматели того времени, а некоторые и по сей день, соблюдают только правовые законы:

  • свобода предпринимательства;
  • неприкосновенность частной собственности;
  • уплата налогов.

Но пункты больше волнуют, тех, кто руководит страной и получает налоги граждан. А для развития собственного бизнеса важно соблюдать уже другие законы – законы управления. Поскольку от качества администрирования зависит успех всего предприятия.

Вклад Форда в менеджмент

Генри Форд воплощал идеи Тейлора об организации производства. У Форда не было специального образования, но он владел хорошими управленческими качествами. Он собрал команду специалистов, создал хорошие условия труда, и разработал для своих предприятий рациональную систему управления производством.

Генри Форд сделал огромный вклад в менеджмент, а некоторые его разработки по сей день используются в производственных процессах. На своем предприятии он использовал следующие управленческие идеи:

  1. Организовал при заводах училища ремесел. Это был первый опыт в Америке.
  2. Плата за труд на его предприятиях была в два раза больше, чем средние показатели в Америке, что вызвало недовольство других промышленников.
  3. Ввел на своих предприятиях 8 часовой рабочий день.
  4. Старательные, талантливые ученики имели возможность обучаться в его школе. Наиболее успешные из них получали стипендию.
  5. Создал исследовательский отдел, который занимался изучением, жизни и отдыха рабочих.
  6. Постоянно улучшал качество автомобилей. Активно участвовал в модернизации направленной на снижение цен.
  7. Рабочие места были максимально механизированы, и содержались в чистоте.
  8. Продуманное расположение станков, чтобы рабочий меньше тратил время на беготню.
  9. Для облегчения труда постоянно обновлялось оборудование, использовались новые технологии.

Книги Форда о менеджменте

Он использовал на своих предприятиях много новшеств. Форд не любил профсоюзы, и показал миру, как хороший хозяин заботится о своих рабочих. Свой путь к успеху, а также основы менеджмента Генри Форд изложил в книгах:

  1. «Моя жизнь, мои достижения». Рассказ самого Автомобильного Короля, как он управлял созданной им империей, может стать настольным учебником любого руководителя. У этого предпринимателя не всегда все было гладко. Эта книга о падениях, победах и о его методах руководства. Она будет очень полезна начинающим руководителям.
  2. «Моя жизнь». В этой книге собраны материалы о его методах руководства. Он описал свой путь, начиная от слесаря до промышленника, перевернувшего представление об управлении.
  3. «Сегодня и завтра». Популярно изложена практическая психология руководства. Идеи, освещенные в книге, не потеряли актуальности в современном мире.
  4. «Кодекс миллиардера». В книге изложены советы по управлению большим бизнесом.

В учебных пособиях описывается теория управления, а также описан его стиль руководства.

Основные принципы менеджмента по Форду

Он отдал предпочтение всего шести пунктам:

  1. Начинать планирование нужно с выявления целевой аудитории. В то время только Форд догадался начать производство недорогих автомобилей. Он искал и находил способы снизить цены на авто, чтобы любой работающий американец мог его купить.
  2. Получать доход от массового производства. Он выяснил, какую зарплату получает средний рабочий в Америке. Если его желанием было продавать машины работающим американцам, поэтому он стал искать пути снижения себестоимости. Если в 1908 году Ford T стоил 1,7 тысяч долларов, то в 1916 году 350 $. Снижение цен увеличило спрос.
  3. Увеличить производительность, уменьшить издержки благодаря оптимизации. Форд выяснил, что один опытный рабочий собирает двигатель за 10 часовую смену. Тогда весь процесс сборки разделили на 84 операции. В результате удалось собрать двигатель за 40 минут. Это принцип внедрили на все производство машин, и сборка автомобиля сократилась с нескольких месяцев до 12 часов.
  4. Ценить сотрудников. Он установил на своих производствах минимальную зарплату в 5 $ (сегодня эта сума равна 130$). Сначала его рабочие работали шесть дней в неделю, а затем он всех перевел на пятидневку. Такими новшествами Форд боролся с текучестью кадров. К тому же он строил жилые дома для своих рабочих.
  5. Много даешь – больше требуй. Он не любил профсоюзы и считал, что высокая производительность создает новые рынки и новые рабочие места. Форд сам заботился о своих рабочих, создавая для них комфортные условия труда. Но взамен он требовал четкой и слаженной работы.
  6. Если почивать на лаврах, успеха добиться невозможно. То есть сотрудник должен развиваться, если мечтает о повышении зарплаты или получить лучшие условия труда.

Следуя законам менеджмента, Генри Форд утвердился, как управленец большого бизнеса, за что и получил звание Автомобильного Короля.

[Всего голосов: 1    Средний: 5/5]

silamira.ru

Вклад Форда в развитие менеджмента

Генри Форд  (1863-1947) считается основателем всего американского автомобильного производства, он является продолжателем дела Фредерика Тейлора, он дополнил его теорию «научного маркетинга».

Вклад Форда в развитие менеджмента  огромен. Именно в начале 20 века зарождались те основные принципы маркетинга, которыми руководствуются и по сей день во многих странах мира.

Ознакомимся с главными положениями теории Форда:

1. Высокие зарплаты для всех рабочих, сокращение их рабочего графика хотя бы  до 48 часов в неделю.

2. Добиваться превосходного состояния всех машин на заводах, содержать их в полной чистоте и порядке.

Вклад Форда в развитие менеджмента  характеризуется также следующими вещами:

1. На базе его заводов возникали самые ранние училища ремесла во всей Америке.

2. На своих предприятиях Форд платил рабочим самую высокую зарплату, в два раза выше, чем средняя зарплата в Америке, этот факт вызвал недовольство предпринимателей.

3. Форд ввел 8-мичасовой рабочий день на своих заводах.

4. Особо успешные ученики получали возможность учиться в его собственной школе, где к тому же могли получать стипендии за свои достижения.

5. Построил собственную лабораторию социального направления, где изучали условия, в которых живут, работают и отдыхают его рабочие.

6. Всегда стремился к улучшению различных качеств своих автомобилей, к разработке новых моделей и снижению цен, что было выгодно для потребителей.

7.  Рабочие Форда никогда не занимались тяжким, непосильным трудом, это всегда делали машины, которых было на заводах в предостаточном количестве.

Вклад Форда в развитие менеджмента   состоит из таких принципов:

1.  Как можно больше пытаться разделять труд между работниками, чтобы трудиться было проще.

2.  Каждый цех, каждая группа рабочих специализируется на одной-двух областях.

3.  Глобально распространять новейшие технологии, специальные машины, облегчающие труд рабочих, и прочие средства на своих предприятиях.

4. Размешать машины, станки и другое оборудование таким образом, чтобы работать было легче и быстрее. Этим повышалась производительность рабочих.

5. Транспортные работы должны быть механизированы, люди не должны тащить на себе тяжести, надрываться.

6.  Ритм роста и появления продукции должен быть четко установлен планом и от него не должны откланяться.

Статья прочитана раз(a).

finamer.ru

Генри Форд и его вклад в развитие менеджмента

3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Научная школа менеджмента

2 Генри Форд и его вклад в развитие менеджмента

2.1 Управление организацией по Г.Форду

2.2 Г.Форд: Моя жизнь, мои достижения

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Когда мы говорим о неизменных успехах и достижениях западного общества, рано или поздно задумываемся, какие именно факторы привели к тому, что экономика этих стран так стремительно вырвалась вперед. Эксперты неизменно называют свободу предпринимательства, неприкосновенность частной собственности и многое другое. При этом есть еще кое-что — это наука управления, менеджмент.

Генри Форд (1863-1947) — основатель компании «Форд Мотор» и отец современной сборочной линии, применяемой в массовом производстве.

Сын фермера-иммигранта, получивший образование в сельской школе и овладевший азами механики, к началу 20-х годов прошлого века сумел стать полновластным хозяином индустриального гиганта, захватившего почти половину автомобильного рынка США и продававшего свою продукцию на всех континентах.

С момента основания «Форд Мотор» и до самой смерти Форд играл в ней руководящую роль благодаря недюжинной энергии, честолюбию, целеустремленности и властному характеру.

Генри Форд был важнейшей творческой силой того времени, обеспечившей создание массового высокопроизводительного сборочного конвейерного производства в целом, и развитие автомобильной отрасли и автомобилизации населения в частности. Сумел предвидеть будущее автомобиля как массового средства передвижения.

Он ввел понятие «фордизм», которое включало — массовое производство большого числа недорогих автомобилей и использование конвейера, что позволяло собрать автомобиль за 98 минут.

Он помог освобождению зарождавшейся автомобильной отрасли США от финансовой зависимости от Восточных штатов и добился сочетания высоко-производительного масштабного и вертикально интегрированного производства с высоким уровнем зарплаты и низкими ценами на продукцию.

В 1914 году Форд удивил мир, предложив заработную плату 5$ в день, которая более чем в два раза превышала прежнюю у большинства его работников. Ход оказался прибыльным — прекратилась постоянная текучесть кадров и в Форд стали приходить лучшие механики. В результате такого вложения в человеческие ресурсы и знания повысилась производительность труда, снизились и расходы на подготовку кадров. Форд назвал это «мотив заработной платы». Использование компанией вертикальной интеграции оказалось успешным.

Его нововведения широко копировались в других отраслях и странах, хотя автомобили Ford пользовались исключительной известностью, прежде всего, благодаря применению в них передовых технических достижений.

Форд был плодовитым изобретателем и получил 161 патент на свои изобретения. Как единоличный владелец компании, он стал одним из самых богатых и известных людей в мире.

Активная приверженность Форда к снижению затрат привела в результате к введению многих деловых и технических нововведений. Например, франшизная система с появлением дилерских центров компании в каждом городе Северной Америки и в крупных городах на остальных континентах.

Таким образом, данная тема и сегодня остается достаточно актуальной.

Целью данной работы является изучение и раскрытие вклада Генри Форда в развитие менеджмента.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 18 страниц.

1 Научная школа менеджмента

Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.

К менеджменту стали относится как к предмету научного изучения. Стали тщательно анализироваться бизнес-процессы, прежде всего технологические процессы, в том числе движения работников во время труда. Цель такого анализа — повышение производительности путем рационализации трудового процесса.

Исследования по теории организации на систематической основе стали проводиться в период 1890-1940 гг. наряду с углублением разработок по научному управлению. В центре внимания этих исследований — вся организация, а не работа, производимая отдельными звеньями или членами организации. Были сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности.

Идеи и концепции, образующие научную теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления была предпринята Ф.Тейлором. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого — работа, выполняемая в низовом звене организации. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций / Г.Я.Гольдштейн. — Таганрог: ТРТУ, 2006. — С.152.

Развитие этой школы происходило по двум направлениям — рационализация производства и исследование проблем управления. Главной заботой представителей этой школы была эффективность применительно к работе всей организации в целом.

Наибольший эффект от внедрения, система Тейлора получила на предприятиях Генри Форда, который благодаря научной организации труда добился революционного роста производительности и уже в 1922 году выпускал на своих заводах каждый второй автомобиль в мире.

Будучи талантливым инженером-механиком и изобретателем, Генри Форд, названный в свое время «автомобильным королем», позаимствовал у Тейлора основные принципы рационального функционирования предприятия и практически впервые внедрил их в полном объеме на своем производстве.

Форд построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса — поточная линия. Использованная им впервые в 1913 году в виде ленточного конвейера такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей и снизить затраты на их производство. Грачева К.А. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент). Учебник / К.А.Грачева, М.К.Захарова, Л.А.Одинцова и др.; Под ред. Ю.В.Скворцова, Л.А.Некрасова. — М.: Высшая школа, 2003. — С.47.

Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г.Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

Он применил максимальную специализацию, регламентированный ритм работы, механизацию транспортных операций, развивал предприятие как комплекс, обеспечивающий себя всем необходимым, отделял основное производство от его обслуживания. При этом Форд разделял не все взгляды Тейлора, т.к. больше тяготел к практике и потому, например был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами; требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии; внедрял абсолютное разделение труда на конвейере.

2.Генри Форд и его вклад в развитие менеджмента

2.1 Управление организацией по Г.Форду

Генри Форд продолжил дело Тейлора в области организации производства. Не имея серьезного образования, являясь изобретателем, практиком и просто энергичным человеком, Генри Форд все эти качества перенес и на свою деятельность как инженера и менеджера. Не доверяя специалистам с образованием, он соответствующим образом построил и управление в своей компании, подчеркивая отсутствие на своих предприятиях организации, должностей и административной.

Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применение им сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства. Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором времени стала одной из типичных черт промышленного производства, Г.Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию.

Заслуживает внимания и такое нововведение промышленника, как непрерывно перемещающиеся запасы, что практически явилось прообразом системы «точно вовремя».

Особого внимания заслуживает специфическое отношение Г.Форда к социально-трудовым отношениям. В соответствии со своими представлениями о структуре и методах управления Г.Форд считал, например, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производстве совершенно отвергалась, ибо «фабрика…не клуб».

«Важная роль» человека, о которой он говорил, отнюдь не понималась им как честное закручивание гаек на сборочном конвейере. Ему была не безразлична судьба тысяч рабочих. Он создавал условия для их духовного развития. Такие условия в тогдашней Америке были только в компании Форда.

Солидная зарплата, позволявшая снимать нормальное жилье для семейных. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. На всех предприятиях Форда тяжелые работы выполняли машины; жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств; обязательным параметрам производственной среды — чистота, гигиеничность, уют, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения различных операций — монотонных и требующих творческого подхода.

Достаточно широко известен факт установки Г.Фордом заработной платы 5 долларов в день (что приблизительно в 2 раза превышало среднюю зарплату в автомобилестроении США). Причем через некоторое время зарплата выросла до 6 долларов, однако вряд ли этот факт свидетельствует о стремлении предпринимателя к благотворительности как таковой. Более вероятной представляется версия, что при росте зарплаты и снижении цен на автомобили (которые относились к предметам роскоши) вырастет их потребление, а в вопросе прибыли, по утверждению самого Форда, он полагался на «размеры сбыта». Соответственно, это обеспечило бы наряду с ростом прибыли и реализацию идеи о доступности автомобиля.

Таким образом, Г.Форд был одним из основоположников современного представления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка через массовое производство и высокие зарплаты.

Следует однако отметить, что объявленные 6 долларов платили далеко не всем работникам. Часть из этой суммы составляла премию, для получения которой рабочий должен был удовлетворять ряду требований. Так, женатый человек должен был жить со своей семьей и заботиться о ней, холостой — вести здоровый образ жизни, молодой — содержать родителей.

Для социальной работы в компании был создан институт «социальных инженеров», имевших в своем распоряжении «сестер милосердия», которые ходили по домам рабочих, выясняли круг их интересов и настроений.

Проводя такую стратегию, Форд стал еще и «кризисным менеджером» громадного мегаполиса. С 1910 по 1920 год в связи с бурным развитием промышленности население Дейтройта удвоилось благодаря притоку не только разорившихся фермеров, но и эмигрантов-гастарбайтеров. Тучков В. Генри Форд — кризисный менеджер / В.Тучков // FinTimes.ru. — 2009. — №10. — С.17 В городе назревали социальные катаклизмы — криминализированные землячества не желали ассимилироваться. Многие новоиспеченные детройтцы не знали и знать не желали не только местного культурного уклада, но и английского языка.

Форд боролся с этими опасными демографическими явлениями на своих заводах. Он открыл бесплатную школу, где иммигранты учили язык, проходя заодно социальную адаптацию. Создал так называемый «социальный отдел», сотрудники которого посещали жилища рабочих, выявляя проблемные семьи. Выпивохам, посетителям притонов, поколачивающих домочадцев и тяготеющим к прочей асоциальности делалось предупреждение. Через три месяца можно было нарваться на второе и последнее предупреждение.

В результате Детройту удалось избежать превращения в криминальный Клондайк — столица мирового автопрома развивалась цивилизованно, что тоже задало социальные стандарты на весь XX век.

Благодаря таким асимметричным антикризисным мерам, предпринятым задолго до кризиса, Форду и удалось удивить мир, наращивая выпуск автомобилей и удваивая рабочим зарплату.

Форд считал, что индустрия должна иметь своих генералов, и притом — генералов высококвалифицированных. Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления. На предприятиях Форда было создано одно из первых ремесленных училищ в Америке.

Цель своей предпринимательской деятельность Форд видел в служении обществу: «Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в высшей степени рискованное…

Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалек». Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / Г.Форд. — М.: АСТ, 2005. — С.18. Это была своего рода социальная ответственность перед обществом.

Когда Форд установил 8-часовой рабочий день и ввел в своих заводах самую высокую оплату труда, это вызвало возмущение многих предпринимателей. При этом он был убежден в том, что если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.

Форд открыл необычные школы со стипендиями, предназначенными усердным и талантливым ученикам, создал социологическую лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга работников, а главное — постоянно заботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий, развитие сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей с одновременным регулярным снижением продажной цены.

Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в разнообразной деятельности.

Обобщая тейлоровскую систему управления Генри Форд, добавил к ней свои правила и изложил их в трех положениях:

1. При выполнении работ избегайте ненужных формальностей и обычного разделения компетенции.

2. Оплачивайте хорошо каждого рабочего — платите ему не менее шести долларов в день и следите за тем, чтобы он работал всего 48 часов в неделю, но не более.

3. Приведите все машины в наилучшее состояние, поддерживайте в порядке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.

Достижения Генри Форда безусловно способствовали процессу урбанизации, строительству дорог, росту городских предместий, способствовали прекращению физической изоляции фермеров, развитию сельского хозяйства и промышленности. Подобно Ф.Тейлору и Т.Веблену, Форд надеялся, что индустриализация поможет поставить на лидирующие позиции класс производителей вместо коррумпированных аристократов и финансовых тузов из восточных штатов США.

Историческое значение деятельности Форда становится особенно ясным при сравнении его взглядов с идеями Тейлора. Как отмечал создатель НОТ в России А.Гастев: «Тейлор разработал определенную организационную механику. С необычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд — это самое последнее слово тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью». Гастев А.К. Предисловие к русскому изданию книги А. Файоля «Общее и промышленное управление» / А.К.Гастев. — СПб.: РХГИ, 1998. — С.42.

Таким образом, влияние Форда на бизнес ХХ столетия и его вклад в организацию труда и производства сложно переоценить. До него в Америке не было делового человека такого масштаба.

Форд предопределил стратегию развития современного промышленного производства всего прошлого столетия. Суть этой стратегии заключается в производстве относительно недорогой продукции, но очень продуманно распространяемой. Согласно А.Чандлеру, самой сильным качеством Форда как создателя автомобильной индустрии США было понимание значения «производительности». Форд во многом сумел добиться своей цели — облегчения труда за счет использования механизмов и создания большого числа новых рабочих мест, разрабатывая систему занятости, производства и маркетинга.

Он действительно разработал в высшей степени рациональную и прекрасно организованную систему производства.

Сила его подхода к вопросам управления заключалась в его прагматичном новаторском внедрении возможного.

2.2 Г.Форд: Моя жизнь, мои достижения

Как уже отмечено выше, Генри Форд был одним из создателей «философии практики» XX века, он разработал теорию, получившую название «фордизм», и нашедшую отражение в его книгах, в частности в книге «Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра». Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / Г.Форд. — М.: АСТ, 2005. — 447 с.

«… Мы возлагаем на каждого целиком всю ответственность. У всякого работника своя работа. Начальник бригады отвечает за подчиненных ему рабочих, начальник мастерской — за свою мастерскую, заведующий отделением — за свое отделение, директор — за свою фабрику. Каждый обязан знать, что происходит кругом него. Название «директор» — неофициальный титул. Фабрика подчинена уже много лет одному-единственному руководителю. Рядом с ним стоят два лица, которые никогда не получали какого-нибудь определенного круга деятельности, но взяли самостоятельно на себя заведование некоторыми отделениями. В их распоряжении находится штаб, человек шесть сотрудников, из которых никто не имеет никаких особых обязанностей. Они сами выбрали себе работу — круг их обязанностей не ограничен раз и навсегда. Они всегда там, где их вмешательство необходимо.

Для людей, перед которыми только одна цель — работать и творить, путь открывается сам собою; каждый работник имеет доступ ко всем. Эта система до такой степени вошла в наш быт, что начальник мастерской ничуть не считает себя оскорбленным, если рабочий обращается через его голову непосредственно к руководителю фабрики.

Весь наш персонал, как для фабрики, так и для конторы, приглашается на службу различными отделами. Мы никогда не приглашаем сведущих людей — каждый должен начинать с низшей ступени рабочей лестницы, ибо прежний опыт у нас ни во что не ставится. Честному человеку у нас очень легко пробиться в люди; однако многие, умея работать, не умеют думать; такие люди продвигаются вверх лишь постольку, поскольку заслуживают этого своим прилежанием; для роли же начальников у них не хватает нужных свойств.

Я считаю, что в грандиозном процессе отбора на наших фабриках каждый в конце концов попадает туда, куда заслуживает. Волна всегда вынесет способного человека на нужное место; может быть, он не получил бы его, если бы организация была строгой, если бы существовала известная предписанная рутина. Но у нас так мало титулов, что всякий, кто по праву мог бы найти себе применение к чему-нибудь лучшему, очень скоро и получает это лучшее.

То, что для него нет «свободных» постов, не является препятствием, так как у нас, собственно говоря, нет никаких «постов». У нас нет готовых постоянных мест, наши лучшие работники сами создают себе место. Это не трудно для них, так как работы всегда много, и если нужно дать работу кому-нибудь, кто желал бы продвинуться вперед,— к его повышению не встретится никаких препятствий.

Назначение не связано ни с какими формальностями; данное лицо сразу оказывается при новом деле и получает новое вознаграждение. Так сделал свою карьеру весь наш персонал; руководитель одной из фабрик начал с машиниста; руководитель одного из самых важных отделов поступил к нам в качестве уборщика мусора. Во всем нашем производстве нет никого, кто не пришел бы к нам прямо с улицы; все, что мы сделали доныне, создано людьми, которые принесли к нам только один аттестат — желание работать.

Мы не обременены никакими традициями, разве только одной: «Все можно делать лучше, чем делалось до сих пор». Стремление все делать лучше, скорее и с меньшей затратой материала, чем прежде, заключает в себе решение почти всех производственных задач (С.317-318).

Дисциплина везде строгая, мелочных предписаний у нас нет. Несправедливые расчеты предупреждаются тем, что право расчета принадлежит только начальнику отделения личного состава, который пользуется им редко. Безусловно, необходимо быть строгим при неизвинительных прогулах.

Наши рабочие не могут приходить и уходить, когда им вздумается; им всегда предоставлено право просить начальника мастерской об отпуске; если же кто отсутствует, не заявив предварительно об этом, то по возвращении его мотивы строго проверяются и в случае необходимости направляются в медицинское отделение. Если они уважительны, то он может снова приняться за работу. В противном случае он может быть рассчитан.

Личного общения у нас почти нет; рабочие, выполнив свою работу, уходят домой — ведь фабрика, в конце концов, не клуб. Необходимой предпосылкой высокой работоспособности и здоровой обстановки на производстве являются опрятные, светлые и хорошо проветриваемые фабричные помещения.

Наши машины стоят тесно друг подле друга, ибо каждый лишний квадратный фут пространства уже ведет к некоторому повышению издержек производства; при каждой операции точно измеряется пространство, которое нужно рабочему; конечно, его нельзя стеснять — это было бы также расточительностью.

Неопытному человеку может показаться, что машины на наших фабриках просто громоздятся друг на друга; однако же они расставлены по научным методам не только в чередовании различных операций, но и согласно системе, которая каждому рабочему дает необходимый ему простор, но и ни одного квадратного дюйма лишнего. Эта тесная расстановка заставляет нас уделять большое внимание предохранительным приспособлениям и вентиляции (С.321).

Даже по старой системе процедура эта требовала только трех минут — казалось, она не заслуживает особого внимания. Для этого были поставлены два стола, у которых было занято 28 человек: в течение девятичасового рабочего дня они собирали всего-навсего 175 поршней — им требовалось ровно три минуты и пять секунд на штуку. Никто не наблюдал за этим, и многие поршни оказывались негодными при сборке мотора.

Весь процесс был, в общем, прост. Рабочий вытаскивал валик из поршня, смазывал его, вставлял на место шатун и валик, притягивал один винт и подтягивал другой, и дело было закончено. Наш наблюдатель подверг весь процесс точной проверке, но не был в состоянии сказать, почему на это требовалось целых три минуты. Он проверил тогда различные движения по хронометру и нашел, что при девятичасовом рабочем дне четыре часа уходило на хождение взад и вперед. Рабочие не уходили совсем, но они должны были двигаться то туда, то сюда, чтобы принести материал и отложить в сторону готовую часть. Во время всего процесса каждый рабочий делал восемь различных движений рукою.

Наблюдатель предложил новый план, причем он разложил весь процесс на три действия, поставил трех человек с каждой стороны и одного надсмотрщика на конце. Вместо того чтобы производить все движения, каждый человек проделывал только треть таковых — столько, сколько можно было сделать, не двигаясь в стороны. Группа рабочих была сокращена с 28 до 14 человек. Рекордная производительность 28 человек была 175 штук в день. А теперь семь человек в течение восьмичасового рабочего дня выпускают 2600 штук (С.326).

Около 90% нашего оборудования стандартизировано. Стандартные машины подразделяются на 250 различных групп, каждая из которых подразделяется на типы и виды; общее число видов исчисляется тысячами. В группах, носящих название токарных станков, прессов, пил, сверл и так далее, заключаются сотни различных видов, каждый из которых отличается и своей формой, и размерами.

И вот, несмотря на то, что мы выпускаем сегодня 8 тысяч автомобилей в день, у нас вложено меньше капитала в оборудование, чем когда наша продукция равнялась 3 тысячам автомобилей в день. Это объясняется исключительно стандартизацией. Это стандартизированное оборудование — результат двадцатилетней работы. Ныне эта система развилась до такой степени, что наши машины не труднее приобрести, чем какой-нибудь обиходный предмет.

То же относится к инструментам, употребляемым для производства машин. Все зубчатки, ключи, оси, рычаги, педали и другие части машин стандартизированы; комбинируя различным образом эти части, одинаковые по форме и размерам, мы имеем возможность строить машины для самых специальных целей. Такое упрощение вопроса оборудования является основой нашей производственной программы (С.337)».

Форда заслуженно считают создателем «отрасли отраслей» XX века и человеком, благодаря которому промышленная революция достигла кульминационной точки развития.

В заключении приведем пятнадцать принципов организации труда, выработанные Г.Фордом, которые не утратили своей актуальности и в наше время.

1. Действия, работа должны иметь смысл, общественную значимость.

2. Рабочее место не должно порождать безразличие к работе, незаинтересованность в работе, работник не должен быть изолированным в организации.

3. Администрация должна создать каждому работнику такие условия, чтобы он был в состоянии на своем рабочем месте показать, на что он способен, требования к работнику не должны быть заниженными.

4. Результаты труда не должны обезличиваться, они должны быть по возможности именными, то есть работа, идея, предложения всегда должны иметь автора, администрация не должна присваивать авторство.

5. Каждый работник имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу, ее организацию. Администрация должна наладить сбор предложений и реализовывать их в случае полезности для организации.

6. Работник должен представлять значимость своего труда, поэтому полезно периодически напоминать ему, насколько важны и его труд, и его роль в общей работе.

7. Каждый стремится к успеху. Успех — это реализованные цели. Каждому работнику полезно дать возможность постоянно достигать успехов, которые необходимо замечать, подчеркивать и отмечать.

8. Успех должен сопровождаться признанием и поощрениями, моральными и материальными.

9. Каждый работник трудится лучше, если он вовремя получает информацию, которая необходима ему для работы.

10. Все решения об изменениях в работе и рабочем месте должны приниматься администрацией организации с ведома работников, которых они затрагивают, с учетом их знаний и опыта.

11. Каждый работник должен иметь информацию об оценке его труда. Информация эта должна быть справедливой и дельной, чтобы работник мог скорректировать свое поведение.

12. Работнику целесообразно дать возможность для самоконтроля. Кроме того, если результаты труда будут очевидны, то интерес к труду значительно повышается.

13. Большинство людей стремится во время работы приобрести новые знания. При этом повышенные требования, которые содействуют развитию человека, воспринимаются им с большим интересом, чем заниженные. Работа не должна быть примитивной. По крайней мере, должны чередоваться операции с разными видами сложности.

14. Если качественная работа не вознаграждается, а приводит лишь к тому, что работника все больше загружают, то инициатива работника парализуется.

15. Работа должна дать ему возможность самому руководить своими действиями, принимать решения самостоятельно. В этом случае работник получает возможность самовыражения.

Заключение

Резюмируя вышеизложенный материал, кратко отметим следующее.

Генри Форд внес большой вклад в менеджмент. Он построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса — поточная линия, что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей.

Основные положения его философии таковы: высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше; обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Форд уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Основные принципы системы Г.Форда:

— Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;

— Непрерывность и подвижность процесса производства;

— Максимальный темп работы;

— Новая технология на основе поточного производства;

— Точность как стандарт и качество продукции;

— Определяющая роль технико-технологической системы;

— Экономический эффект системы;

— Не быть зависимым от человека, его слабостей.

Форд символ организационного и технического прогресса, сознательный создатель общества массового потребления и социальных гарантий. Оценка личности и деятельности Генри Форда по-прежнему вызывают много споров. В первые годы после смерти его, во многом основанная на интуиции, практическая управленческая деятельность и методы внедрения инноваций активно критиковалась, но затем получили широкое признание у исследователей проблем менеджмента как неотъемлемая составляющая эффективного поведения руководителя.

Список использованной литературы

1. Василевский А.И. История менеджмента: Курс лекций / А.И.Василевский. — М.: РУДН, 2005. — 264 с.

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций / Г.Я.Гольдштейн. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 453 с.

3. Клевалина Н. Генри Форд, король всея Америки / Н.Клевалина // Вокруг света. Рубрика «Люди и судьбы». — 2005. — №2. — С.22.

4. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов / А.И.Кравченко. — М.: Академический Проект, 2005. — 352 с.

5. Кузнецова Н.В. История менеджмента / Н.В. Кузнецова. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 216 с.

6. Грачева К.А. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент). Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.: Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. — М.: Высшая школа, 2003, — 470 с.

7. Орлов А.И. Менеджмент. Учебник / А.И. Орлов. — М.: Изд-во «Изумруд», 2003. — 298 с.

8. Орчаков О.А. Теория организации: Учебный курс / О.А. Орчаков. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 266 с.

9. Тучков В. Генри Форд — кризисный менеджер / В.Тучков // FinTimes.ru. — 2009. — №10. — С.17.

10. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / Г. Форд. — М.: АСТ, 2005. — 447 с.

11. Шпотов Б.М. Генри Форд: жизнь и бизнес / Б.М. Шпотов. — М.: КДУ, 2005. — 384 с.

referatwork.ru

Взгляды Генри Форда (1863-1947) на управление предприятием

Г.Форд не стал основоположником никакой научной школы менеджмента, однако, его наряду с Ф.У.Тейлором и А.Файолем считают одним из отцов современного менеджмента. И, несмотря на то, что ряд его принципов производства и утверждений диаметрально противоположны принципам современного менеджмента, его достижения и вклад в экономику США не позволяют игнорировать эту персоналию. Как сказал один американский журналист: «Книга Форда не понравится предпринимателям, но она поможет им обогатиться».

Г.Форд (1863-1947) – известный американский промышленник, создавший первый автомобиль с 4-тактным двигателем, вошел в историю как изобретатель конвейера и один из самых честных миллионеров, он вытащил Америку из экономической депрессии и стал символом американской экономики.

Знаменитая книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» – это катехизис механика-романтика. Его идеи и методы организации производства, описанные в данной книге, внедрены в деятельность тысяч предприятий и заслуживают внимания каждого человека, организующего свой бизнес.

Основные принципы производства:

  • Не бойся будущего и не относить почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам путь и средства к развитию.

  • Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, т.к. она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого смысла господство силы.

Минуты, которые мы уделяем конкурирующим предприятиям, убыточны для собственного дела. Лучше приложить все силы для усовершенствования хорошей идеи, чем гнаться за другими новыми идеями.

По мнению Г.Форда, перевес финансовых интересов губит принцип служения, т.к. весь интерес направлен к прибыли сегодняшнего дня. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке. Алчность к деньгам верное средство не добиться денег. Цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения.

Алчность есть род близорукости. В хищнической трате времени и сил кроется причина высоких цен и малого заработка.

  • Производить – это покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт. Законы работы подобны закону силы тяжести, кто им противиться, принужден испытать их могущество. Следует взять что-либо, доказавшее свою пригодность и устранить в нем все лишнее.

Административная (классическая) школа менеджмента

Большую часть своей долгой жизни Анри Файоль (1841-1925) отдал руководству горнодобывающими и металлургическими предприятиями. Последние годы своей жизни Файоль – так же, как в свое время Тейлор, – посвятил популяризации своих управленческих теории. Согласно Файолю, деятельность промышленных предприятий может быть разделена на шесть групп:

  1. Техническая деятельность (производство, выделка и обработка).

  2. Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).

  3. Финансовая активность (поиск и оптимальное использование капитала).

  4. Деятельность, направленная на обеспечение безопасности (защита собственности и персонала).

  5. Бухгалтерский учет (проверка фондов, балансовые отчеты, издержки, статистика).

  6. Управленческая деятельность (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль).

Определяя принципы менеджмента, А.Файоль не утверждает ни того, что принципы эти или их воплощение непреложны, ни того, что он приводит сколько-нибудь полный их список. Четырнадцати принципов управления А.Файоля:

  1. Разделение труда– принцип, цель которого «производить больше и лучше при тех же усилиях».

  2. Власть– «право отдавать распоряжения и требовать их выполнения».

  3. Дисциплина– «по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением».

4. Единство распорядительства– «подчиненный должен получать приказы только от одного начальника».

5. Единство руководства– «один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели».

6. Подчинение индивидуальных интересов общим– «заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия».

7. Вознаграждение персонала – «труды должны быть вознаграждены».

8. Централизация– «подобно разделению труда… присуща естественному порядку вещей».

9. Скалярная цепь– «властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней».

10. Порядок– наличие «места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте» (материальный порядок) и, но аналогии, «места для каждого лица и каждого лица па своем месте» (социальный порядок).

11. Справедливость– Файоль считал, что правосудие – это реализация принятых конвенций, справедливость же представлялась ему сочетанием правосудия и доброжелательности.

12. Стабильность состава персонала– имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы.

13. Инициатива– способность составлять план и обеспечивать его выполнение.

14. Корпоративный дух– созидание и поддержание определенной гармонии в организации. А. Файоль резко осуждает тех, кто придерживается принципа «разделяй и властвуй».

А. Файоль выделял пять основных элементов управления: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

studfiles.net

Вклад Генри Форда в развитие школы научного управления

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………стр.3

1. Генри Форд……………………………………………………………………………..стр.5

1.1. Краткая биография……………………………………………………………….…….стр.5

1.2. Достижения Генри Форда……………………………………………………………..стр.8

2. Школа научного управления…………………………………………………стр.13

2.1. Развитие идей научного менеджмента……………………………………………….стр.13

2.2. Принципы научного менеджмента…………………………………………………..стр.16

3. Вклад Генри Форда в развитие менеджмента………………………….стр.20

3.1. Принципы управления по Г. Форду…………………………………………………..стр.20

3.2. Экономические условия по Г. Форду …………………………………………………стр.24

4. Организация производства Генри Форда…………………………………….стр.28

4.1. Эффективность персонала, как важнейшая задача управления……………………..стр.28

4.2. Производственная система Г. Форда…………………………………………….…..стр.30

4.2. Финансовая политика………………………………………………………………….стр.33

4.3. Человеческий фактор на производстве……………………………………………….стр.35

Заключение…………………………………………………………………………….стр.38

Список используемой литературы……………………………………………стр.40

ВВЕДЕНИЕ

Обосновывая актуальность выбранной темы, хочу заметить, что на сегодняшний день не так уж много менеджеров, которые могут похвастаться таким вкладом в развитие менеджмента как Генри Форд.

Генри Форда обычно считают создателем «отрасли отраслей» XX века и человеком, благодаря которому промышленная революция достигла кульминационной точки развития. Его компания осуществляла производство и сборку практически всех узлов выпускавшихся автомобилей, используя постоянно движущуюся ленту главного сборочного конвейера и многочисленные снабжающие ее деталями вспомогательные линии, а также применяя принцип вертикальной интеграции взаимодействующих между собой подразделений.

Деньги и усилия людей расходовались таким образом, чтобы обеспечивать значительные объемы производства: начиная с 1914г. рабочие Генри Форда получали исключительно высокую зарплату; цены на продукцию были низкими; сбыт поддерживался на высоком уровне; расширение компании финансировалось из внутренних источников.

Генри Форду часто приписывают изобретение сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства, большинство из его идей и практических инноваций, обеспечивших процветание и известность и предпринимателю и компании, были известны в течение многих десятилетий, а иногда и веков. Кроме двигателя внутреннего сгорания и автомобиля как такового, эти изобретения и идеи включали в себя методы научного менеджмента, требующие измерения и изучения трудовых движений, а также планомерное применение заработной платы как стимула к труду; использование взаимозаменяемых деталей; планирование и стандартные процедуры контроля над запасами, выпуском продукции и ведением бухгалтерского учета; применение сборочных и производственных линий; и даже непрерывно движущееся конвейерное производство.

Однако Генри Форд действительно разработал системы производства, сборки и транспортировки, оказавшиеся беспрецедентными по своей мобильности и размерам и предвосхитившие появление в конце XX в. методов «точно вовремя». Главная мечта Генри Форда о массовой автомобилизации населения была, по сути, чисто американской, основанной на его симпатиях к равенству, мобильности, изменениям, реализму, прямоте и простоте. Способ, которым талант Генри Форда к саморекламе способствовал воспеванию и популяризации его достижений, его пренебрежение долгосрочной организацией дела и слабость управления компанией, обнаружившиеся вскоре после первоначального успеха, также были во многом типично американскими. В наши дни Генри Форд нередко ассоциируется с жесткими схемами производства и эксплуатацией рабочих, но существует немало оснований для того, чтобы считать его замечательным новатором и филантропом.

В работе рассматриваются социально-экономические аспекты политики Генри Форда, его социальные эксперименты, направленные на улучшение бедственного положения сотрудников предприятия. Кроме того, в курсовом проекте рассматриваются принципы управления и производственная система Генри Форда.

В качестве отправной точки исследования выступает 1914 г., как год, когда было объявлено о небывалой программе социального стимулирования рабочего «Ford Motor Company», которая получила название «пять долларов за рабочий день». Ей посвящена первая часть работы.

Вторая часть работы посвящена рассмотрению социальной политики Генри Форда. Особое внимание уделяется борьбе профсоюзов за возможность улучшения положения рабочих в компании Форда. Наибольшее внимание в данном разделе уделено развитию отношений между управленческой частью «Ford Motor Company», собственно Генри Фордом и профсоюзами. Эта тема наиболее интересна, так как складывание отношений между двумя этими структурами происходило весьма нетипично, революционно.

Основополагающей целью работы является стремление исследовать процесс производства Генри Форда и изучить его вклад в развитие школы научного управления, с точки зрения менеджера.

Наибольшую ценность работа представляет также для современных предпринимателей, бизнесменов и менеджеров, перед которыми встают извечные проблемы: повышение заинтересованности рабочего в общем деле, повышение эффективности работы, формирование отношения начальства к подчиненному, обхождение острых социальных противоречий.

ГЕНРИ ФОРД

1.1. Краткая биография

Производство практичных и недорогих автомобилей, которое организовал Генри Форд, позволило улучшить жизнь множества людей во всем мире. Внедрив конвейерную сборку, Форд не только наладил массовый выпуск автомобилей, но и направил развитие промышленности по новому пути.

Генри Форд появился на свет в поселке Спрингфилд, в штате Мичиган 30 июля 1863 года. Он был старшим из шести детей Уильяма и Мэри Форд, которые владели преуспевающим фермерским хозяйством. Детство Генри прошло на родительской ферме, где он помогал семье и посещал обычную сельскую школу. Огромный интерес к технике, который Генри Ф. проявил еще в очень юном возрасте, и позволил ему стать одним из самых знаменитых промышленников в мире.

В 12 лет Генри Ф. оборудовал небольшую мастерскую, где с увлечением проводил все свободное время. Именно там через несколько лет он сконструировал свой первый паровой двигатель. В 1879 году Генри Форд перебрался в Детройт, где устроился на работу помощником машиниста. Через три года он переехал в Дирборн и в течение пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте. В 1888 году он женился на Кларе Браент и вскоре занял должность управляющего на лесопильном заводе.

В 1891 году Генри Форд стал инженером компании Edison Illuminating, а через два года был назначен главным инженером компании. Приличный оклад и достаточное количество свободного времени позволили ему больше времени уделять разработке двигателей внутреннего сгорания.

Первый двигатель внутреннего сгорания Генри Ф. собрал на кухне своего дома. Вскоре он решил поставить двигатель на раму с четырьмя велосипедными колесами. Так в 1896 году появился квадроцикл – транспортное средство, которое стало первым автомобилем Форд.

Уволившись в 1899 году из компании Edison Illuminating, Генри Форд основал собственную фирму Detroit Automobile. Несмотря на то, что через год предприятие обанкротилось, он успел собрать несколько гоночных автомобилей. Он сам принимал участие в автогонках и в октябре 1901 года сумел победить чемпиона Америки Александра Уинтона.

Компания «Ford Motor» появилась в 1903 году. Ее основателями были двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом, который держал 25.5% акций предприятия и занимал должности вице-президента и главного инженера компании. Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика на Мэк Авеню в Детройте. Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями. Первый автомобиль компании был продан 23 июля 1903 года. В 1906 году Генри Форд стал президентом и основным владельцем компании.

В 1908 году Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель «T» – надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Именно по

mirznanii.com

Генри Форд и его вклад в развитие менеджмента

Задача предприятия  производить для потребления, а  не для наживы или спекуляции. Стоит  сообразить народу, что производитель  ему не служит, и конец его недалек». Это была своего рода социальная ответственность перед обществом.

Когда Форд установил 8-часовой рабочий день и ввел в своих заводах самую высокую  оплату труда, это вызвало возмущение многих предпринимателей. Однако он был  убежден в том, что если его  рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.

Форд открыл необычные школы со стипендиями, предназначенными усердным и талантливым ученикам, создал социологическую лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга работников, а главное — постоянно заботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий, развитие сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей с одновременным регулярным снижением продажной цены.

Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки  служат этому делу. Он являл собой  прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в разнообразной деятельности.

Обобщая тейлоровскую систему управления Генри Форд, добавил  к ней свои правила и изложил  их в трех положениях:

1. При выполнении  работ избегайте ненужных формальностей  и обычного разделения компетенции.

2. Оплачивайте  хорошо каждого рабочего — платите  ему не менее шести долларов  в день и следите за тем,  чтобы он работал всего 48 часов  в неделю, но не более.

3. Приведите  все машины в наилучшее состояние,  поддерживайте в порядке и  настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.

Достижения Генри  Форда безусловно способствовали процессу урбанизации, строительству дорог, росту городских предместий, способствовали прекращению физической изоляции фермеров, развитию сельского хозяйства и промышленности. Подобно Ф.Тейлору и Т.Веблену, Форд надеялся, что индустриализация поможет поставить на лидирующие позиции класс производителей вместо коррумпированных аристократов и финансовых тузов из восточных штатов США.

Историческое  значение деятельности Форда становится особенно ясным при сравнении  его взглядов с идеями Тейлора. Как  отмечал создатель НОТ в России А.Гастев: «Тейлор разработал определенную организационную механику. С необычной  технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд — это самое последнее слово тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью.

Таким образом, влияние Форда на бизнес ХХ столетия и его вклад в организацию  труда и производства сложно переоценить. До него в Америке не было делового человека такого масштаба.

Форд предопределил  стратегию развития современного промышленного  производства всего прошлого столетия. Суть этой стратегии заключается  в производстве относительно недорогой  продукции, но очень продуманно распространяемой. Согласно А.Чандлеру, самой сильным качеством Форда как создателя автомобильной индустрии США было понимание значения «производительности». Форд во многом сумел добиться своей цели — облегчения труда за счет использования механизмов и создания большого числа новых рабочих мест, разрабатывая систему занятости, производства и маркетинга.

Он действительно  разработал в высшей степени рациональную и прекрасно организованную систему  производства.

Сила его подхода  к вопросам управления заключалась в его прагматичном новаторском внедрении возможного.

2.2 Г.Форд: Моя  жизнь, мои достижения

Как уже отмечено выше, Генри Форд был одним из создателей «философии практики» XX века, он разработал теорию, получившую название «фордизм», и нашедшую отражение в его книгах, в частности в книге «Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра.

«… Мы возлагаем  на каждого целиком всю ответственность. У всякого работника своя работа. Начальник бригады отвечает за подчиненных  ему рабочих, начальник мастерской — за свою мастерскую, заведующий отделением — за свое отделение, директор — за свою фабрику. Каждый обязан знать, что происходит кругом него. Название «директор» — неофициальный титул. Фабрика подчинена уже много лет одному-единственному руководителю. Рядом с ним стоят два лица, которые никогда не получали какого-нибудь определенного круга деятельности, но взяли самостоятельно на себя заведование некоторыми отделениями. В их распоряжении находится штаб, человек шесть сотрудников, из которых никто не имеет никаких особых обязанностей. Они сами выбрали себе работу — круг их обязанностей не ограничен раз и навсегда. Они всегда там, где их вмешательство необходимо.

Для людей, перед  которыми только одна цель — работать и творить, путь открывается сам  собою; каждый работник имеет доступ ко всем. Эта система до такой степени вошла в наш быт, что начальник мастерской ничуть не считает себя оскорбленным, если рабочий обращается через его голову непосредственно к руководителю фабрики.

Весь наш персонал, как для фабрики, так и для конторы, приглашается на службу различными отделами. Мы никогда не приглашаем сведущих людей — каждый должен начинать с низшей ступени рабочей лестницы, ибо прежний опыт у нас ни во что не ставится. Честному человеку у нас очень легко пробиться в люди; однако многие, умея работать, не умеют думать; такие люди продвигаются вверх лишь постольку, поскольку заслуживают этого своим прилежанием; для роли же начальников у них не хватает нужных свойств.

Я считаю, что  в грандиозном процессе отбора на наших фабриках каждый в конце концов попадает туда, куда заслуживает. Волна всегда вынесет способного человека на нужное место; может быть, он не получил бы его, если бы организация была строгой, если бы существовала известная предписанная рутина. Но у нас так мало титулов, что всякий, кто по праву мог бы найти себе применение к чему-нибудь лучшему, очень скоро и получает это лучшее.

То, что для  него нет «свободных» постов, не является препятствием, так как у  нас, собственно говоря, нет никаких  «постов». У нас нет готовых постоянных мест, наши лучшие работники сами создают себе место. Это не трудно для них, так как работы всегда много, и если нужно дать работу кому-нибудь, кто желал бы продвинуться вперед,— к его повышению не встретится никаких препятствий.

Назначение не связано ни с какими формальностями; данное лицо сразу оказывается при  новом деле и получает новое вознаграждение. Так сделал свою карьеру весь наш  персонал; руководитель одной из фабрик начал с машиниста; руководитель одного из самых важных отделов поступил к нам в качестве уборщика мусора. Во всем нашем производстве нет никого, кто не пришел бы к нам прямо с улицы; все, что мы сделали доныне, создано людьми, которые принесли к нам только один аттестат — желание работать. 

Мы не обременены никакими традициями, разве только одной: «Все можно делать лучше, чем делалось до сих пор». Стремление все делать лучше, скорее и с меньшей затратой материала, чем прежде, заключает в себе решение почти всех производственных задач .

Дисциплина везде  строгая, мелочных предписаний у нас нет. Несправедливые расчеты предупреждаются тем, что право расчета принадлежит только начальнику отделения личного состава, который пользуется им редко. Безусловно, необходимо быть строгим при неизвинительных прогулах.

Наши рабочие не могут приходить и уходить, когда им вздумается; им всегда предоставлено право просить начальника мастерской об отпуске; если же кто отсутствует, не заявив предварительно об этом, то по возвращении его мотивы строго проверяются и в случае необходимости направляются в медицинское отделение. Если они уважительны, то он может снова приняться за работу. В противном случае он может быть рассчитан.

Личного общения  у нас почти нет; рабочие, выполнив свою работу, уходят домой — ведь фабрика, в конце концов, не клуб. Необходимой предпосылкой высокой работоспособности и здоровой обстановки на производстве являются опрятные, светлые и хорошо проветриваемые фабричные помещения.

Наши машины стоят тесно друг подле друга, ибо каждый лишний квадратный фут  пространства уже ведет к некоторому повышению издержек производства; при каждой операции точно измеряется пространство, которое нужно рабочему; конечно, его нельзя стеснять — это было бы также расточительностью.

Неопытному человеку может показаться, что машины на наших фабриках просто громоздятся друг на друга; однако же они расставлены по научным методам не только в чередовании различных операций, но и согласно системе, которая каждому рабочему дает необходимый ему простор, но и ни одного квадратного дюйма лишнего. Эта тесная расстановка заставляет нас уделять большое внимание предохранительным приспособлениям и вентиляции .

Даже по старой системе процедура эта требовала  только трех минут — казалось, она не заслуживает особого внимания. Для  этого были поставлены два стола, у которых было занято 28 человек: в течение девятичасового рабочего дня они собирали всего-навсего 175 поршней — им требовалось ровно три минуты и пять секунд на штуку. Никто не наблюдал за этим, и многие поршни оказывались негодными при сборке мотора.

Весь процесс  был, в общем, прост. Рабочий вытаскивал валик из поршня, смазывал его, вставлял на место шатун и валик, притягивал один винт и подтягивал другой, и  дело было закончено. Наш наблюдатель  подверг весь процесс точной проверке, но не был в состоянии сказать, почему на это требовалось целых три минуты. Он проверил тогда различные движения по хронометру и нашел, что при девятичасовом рабочем дне четыре часа уходило на хождение взад и вперед. Рабочие не уходили совсем, но они должны были двигаться то туда, то сюда, чтобы принести материал и отложить в сторону готовую часть. Во время всего процесса каждый рабочий делал восемь различных движений рукою. 

Наблюдатель предложил  новый план, причем он разложил весь процесс на три действия, поставил трех человек с каждой стороны и одного надсмотрщика на конце. Вместо того чтобы производить все движения, каждый человек проделывал только треть таковых — столько, сколько можно было сделать, не двигаясь в стороны. Группа рабочих была сокращена с 28 до 14 человек. Рекордная производительность 28 человек была 175 штук в день. А теперь семь человек в течение восьмичасового рабочего дня выпускают 2600 штук.

Около 90% нашего оборудования стандартизировано. Стандартные  машины подразделяются на 250 различных  групп, каждая из которых подразделяется на типы и виды; общее число видов исчисляется тысячами. В группах, носящих название токарных станков, прессов, пил, сверл и так далее, заключаются сотни различных видов, каждый из которых отличается и своей формой, и размерами.

И вот, несмотря на то, что мы выпускаем в настоящее  время 8 тысяч автомобилей в день, у нас вложено меньше капитала в оборудование, чем когда наша продукция равнялась 3 тысячам автомобилей  в день. Это объясняется исключительно стандартизацией. Это стандартизированное оборудование — результат двадцатилетней работы.

Ныне эта система  развилась до такой степени, что  наши машины не труднее приобрести, чем какой-нибудь обиходный предмет.

То же относится  к инструментам, употребляемым для  производства машин. Все зубчатки, ключи, оси, рычаги, педали и другие части машин стандартизированы; комбинируя различным образом эти части, одинаковые по форме и размерам, мы имеем возможность строить машины для самых специальных целей. Такое упрощение вопроса оборудования является основой нашей производственной программы .

Форда заслуженно считают создателем «отрасли отраслей» XX века и человеком, благодаря которому промышленная революция достигла кульминационной  точки развития.

В заключении приведем пятнадцать принципов организации труда, выработанные Г.Фордом, которые не утратили своей актуальности и в наше время.

1. Действия, работа  должны иметь смысл, общественную  значимость.

2. Рабочее место  не должно порождать безразличие  к работе, незаинтересованность  в работе, работник не должен быть изолированным в организации.

3. Администрация  должна создать каждому работнику  такие условия, чтобы он был  в состоянии на своем рабочем  месте показать, на что он способен, требования к работнику не  должны быть заниженными.

4. Результаты  труда не должны обезличиваться, они должны быть по возможности именными, то есть работа, идея, предложения всегда должны иметь автора, администрация не должна присваивать авторство.

5. Каждый работник  имеет собственную точку зрения  на то, как улучшить свою работу, ее организацию. Администрация должна наладить сбор предложений и реализовывать их в случае полезности для организации.

stud24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *