Задачи функции и компетенция вто – Цели, задачи и функции вто

Цели, задачи и функции вто

Всемирная торговая организация выделяет основные цели, задачи и функции своей деятельности, которые будут рассмотрены ниже.

ВТО выделяет следующие основные цели своей деятельности:

— получение наиболее благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;

— устранение дискриминации в торговле путем равного доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

— возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международной торговой политике при выработке новых правил международной торговли.

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Для достижения указанных целей ВТО решает следующие задачи:

1. Либерализация торговли. Либерализация торговли является инстру­ментом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах. По неодно­кратным заявлениям ВТО «развить свою экономику и промышленность можно, только «открыв себя» мировому рынку».

2. Глобализация торговли. Мировая торговля должна быть свободной, либеральной, глобальной.

3. Национальные самоограничения в области торговой политики. Государство, вступившее в ВТО, не сможет, как суверенное государство просто изменить свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить какие-либо условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров.

4. Ликвидация торговой и инвестиционной дискриминации. Если государство заключило соглашение о снятии ограничений в торговле с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к другим государствам.

5. Ликвидация дискриминации в области движения капитала. Государство не может ввести количественные и качественные ограничения для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (квоты, эмбарго, запрет, введение минимальной цены за экспорт и импорт). Так как общественные блага по правилам ВТО – тоже товар, подлежащий привати­зации, то все эти меры касаются и доступа иностранных инвесторов в сферу образования, медицинских услуг, страховой и банковской деятельности и т.д.

6. Ликвидация дискриминации в области регулирования валютных расходов. Государство не вправе регулировать уровень валютных расходов и не вправе предписать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны.

7. Ликвидация ограничений в области управления трудовыми ресурсами. Государствам запрещено обязывать инвесторов использовать товары, произведенные только в этой стране, или обязывать их принимать на работу население этой страны.

8. Признание статуса и полномочий суда ВТО. Каждая страна может предстать перед судом ВТО. Если страна хочет, например, ввести ограничения на экспорт своих ресурсов, то она этим уже «нарушает правила ВТО» и «принцип свободной торговли».

На основании установленных в ВТО целей и задач, Рабочей группой по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по торгово-таможенной политике и ВТО определены основные

функции ВТО:

1. Выполнение роли коллективного торгового договора по вопросам входящим в компетенцию пакета договоренностей ВТО.

  1. 2. Содействие выполнению и применению многосторонних торговых соглашений входящих в ее правовую структуру.

  2. 3. Функционирование в качестве центра организации и проведения многосторонних торговых переговоров.

  3. 4. Выполнение административных функций в отношении договорен­ности о правилах и процедурах разрешения споров.

  4. 5. Выполнение административных функций в отношении механизма проведения обзоров национальной торговой политики стран-членов ВТО.

6. Сотрудничество с МВФ и МБРР и заключение соглашений о сотрудничестве между другими экономическими организациями.

studfiles.net

Цель, задачи, функции и роль ВТО в регулировании международной торговли » Буквы.Ру Научно-популярный портал

развивает сотрудничество с другими международными организациями и институтами, вовлеченными в процесс формирования глобальной торговой политики.

Одной из задач ВТО является также постоянное наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление необходимых консультаций в области управления и регулирования торговли.

Высшим органом ВТО является конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Конференция собирается не реже одного раза в два года и может принимать решения по всем вопросам, входящим в компетенцию ВТО. В промежутках между конференциями аналогичные функции выполняет Генеральный совет, который отвечает за повседневную деятельность ВТО. В его задачи входит, в частности, организация работы по разрешению споров и проведению обзоров торговой политики.

В настоящее время (июль 2005 г.) полноправными участниками ВТО являются 148 государств, причем только 20 из них стали новыми членами: Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.) и Армения (февраль 2003 г.), Македония (апрель 2003г.), Непал (апрель 2004г), Камбоджа (октябрь 2004).

Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.

система ВТО занимает центральное место в регулировании системы международных экономических отношений, а устанавливаемые ВТО нормы являются, по существу, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие правила. Это побуждает присоединяться к системе ВТО.

В настоящее время деятельность ВТО, помимо реализации ранее заключенных соглашений и договоренностей, нацелена на решение двух основных задач. Во-первых, это содействие «интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговли». Во-вторых, это расширение областей и форм регулирования международной торговли и внешнеэкономической деятельности на многосторонней основе. Так, рядом западных стран настойчиво выдвигается тезис о необходимости увязывания торговых условий и многосторонних мер регулирования торговли с соблюдением странами трудовых и экологических стандартов, принятых развитыми государствами. Подобное увязывание обосновывается стремлением предотвратить получение искусственных конкурентных преимуществ странами, где указанные стандарты находятся на более низком уровне. Предложения о достижении соответствующих договоренностей в рамках ВТО вызывают тревогу и озабоченность государств, прежде всего развивающихся, которые опасаются, что в случае реализации указанных предложений они могут столкнуться с применением по отношению к их экспортным товарам специальных ограничительных мер.

Еще одно предложение сводится к принятию мер по обеспечению прозрачности государственных закупок, что позволило бы ограничить нарушение принципов справедливой конкуренции при выдаче заказов приоритетным поставщикам.

Предстоит также решить вопрос о характере и формах регулирования в будущем электронной торговли, под которой подразумевается трансграничная передача в коммерческих целях электронных сообщений, в первую очередь через Интернет. Пока что страны — члены ВТО договорились на временной основе не вводить таможенные сборы на подобные международные операции.

Актуальной задачей ВТО остается прием в члены организации около 30 новых членов, включая Россию и большинство стран СНГ. Подобное расширение ВТО должно усилить ее универсальный характер, повысить действенность функционирования многосторонней торговой системы и способствовать более глубокой интеграции вступающих стран в мировую экономику и международную торговую систему.

Россия стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее демографическому, промышленному и научному потенциалу, став при этом равноправным партнером на мировом рынке. В этом смысле присоединение к ВТО — абсолютно логичный и верный шаг. Присутствие в ВТО представляется позитивным и с позиций консолидации внутренних реформ и их успешного завершения, одним из важнейших условий присоединения является приведение внутреннего законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО. Законодательная среда внутри страны просто обязана стать более надежной и прогрессивной, — и гарантией исполнения целого ряда внутренних законов будет участие страны в ВТО, что в результате должно послужить целям проводимых экономических и социальных реформ.

Конкретными целями
присоединения для России можно считать следующие:

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Преимущества торговой системы ВТО заключаются в следующем:

выгоды ВТО для потребителей;

понижение стоимости жизни;

более широкий выбор товаров и услуг;

выгоды ВТО для экономики страны в целом;

Экономические выгоды:

повышение доходов;

повышение занятости;

повышение эффективности внешнеэкономической деятельности;

Политические выгоды:

1. Защита от лоббирования.

2. Борьба с коррупцией.

Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами:

обеспечение равных шансов для всех участников;

эффективный механизм разрешения споров;

укрепление международной стабильности .

Типичные заблуждения относительно ВТО :

ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов;

членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников;

участие в ВТО – это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой;

преследование коммерческих интересов в ВТО становится более приоритетной задачей, чем развитие»;

«коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды»;

«коммерческие интересы преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека»;

«ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными»;

«маленькие страны в ВТО бессильны»;

«ВТО – это инструмент мощного лоббирования»;

«у более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО»;

«ВТО – недемократичная организация»;

Условия участия в ВТО следующие: ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами-участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров.

Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет. Эти условия торговли не раз и навсегда данные. Они постепенно либерализуются в ходе регулярных «раундов» торговых переговоров в ВТО (очередной из них начался в январе 2002 года). Предусматриваются также и исключения или переходные периоды в их применении для отдельных стран, таможенных союзов или зон свободной торговли. Иными словами, условия торговли могут видоизменяться или варьироваться, в том числе при вступлении страны в ВТО.

Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей.

Однако, остро стоит вопрос о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы российский бизнес в его нынешнем состоянии был способен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а, главное, как избежать неприемлемых потерь при встречном открытии отечественного рынка для иностранной конкуренции.

В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом: «Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении».

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в 1999 г. — первой редакции перечня специфических обязательств по услугам и списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной международной экономической организации.

В настоящее время в состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входит 66 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг — 29.

Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве как на многостороннем (по системным вопросам — формальные и неформальные заседания Рабочей группы, по сельскому хозяйству — плюрилатеральные консультации с участием заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на двустороннем уровне (по доступу на рынок товаров и услуг, а также по отдельным элементам системного характера).

В настоящее время российской делегацией ведутся переговоры по четырем основным направлениям:

1. Переговоры по доступу на рынок товаров. Их основным предметом является определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО.

Ведение переговоров базируется на двух основных принципах.

Первый принцип – немедленно с момента присоединения Россия не снижает ставки пошлин действующего тарифа ни по одной позиции, а по истечении переходного периода используемые Россией ставки ввозных пошлин (конечный уровень связывания) могут быть несколько ниже его уровня, но исключительно в тех секторах экономики, где снижение ставок либо не оказывает существенного влияния на отечественных товаропроизводителей (отсутствующие или не производимые в достаточном количестве в Российской Федерации виды сельскохозяйственного и промышленного сырья или полуфабрикатов), либо там, где российская сторона заинтересована в поступлении зарубежных товаров (прогрессивное технологическое оборудование, компьютерная техника, медицинское, научное и контрольно-измерительное оборудование).

Второй принцип — присоединение России к какой-либо необязательной секторальной договоренности или инициативе в принципе не может быть предварительным условием присоединения России к ВТО. Однако по результатам двусторонних переговоров Россия может приблизиться к условиям какой-либо из таких договоренностей. Но это ни в коем случае не должно означать, что Россия согласна стать участником такой секторальной договоренности.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо тарифного аспекта, они включают обсуждение объемов государственной поддержки аграрного сектора и размеров экспортных субсидий.

26 сентября прошли многосторонние консультации по сельскому хозяйству с участием США, ЕС, стран Кернской группы (ведущих экспортеров сельхозпродукции), ряда стран Центральной и Восточной Европы, Азии и Лат.Америки (всего около 30 стран). Переговоры по данному направлению носят крайне сложный характер, т.к. позиции сторон по уровню разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельскому хозяйству и объему экспортных субсидий резко расходятся.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг. Их цель — согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. В марте с.г. Правительством Российской Федерации была утверждена в качестве основы для переговоров третья редакция предложений по доступу на рынок услуг (в редакции, одобренной на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО 12 марта 2002 г.).

4. Переговоры по системным вопросам. Их цель которых — определение мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. В целом требования стран-членов ВТО в этой сфере можно разделить на три части:

1. Несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам ВТО. Основная озабоченность членов ВТО касается ряда положений действующего законодательства в области таможенного дела, излишние требования, предъявляемые к импортным товарам в сфере ТБТ\СФС и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения положений ВТО в данной сфере. Это — стандартное требование ко всем присоединяющимся странам.

2. Применение Россией некоторых элементов регулирования, в принципе разрешенных в ВТО, может быть обусловлено определенными требованиями или обязательствами, которые фиксируются в докладе Рабочей группы. Это – «переговорные» требования.

3. Запросы, явно выходящие за рамки обязательств ВТО (требования «ВТО+»), такие как присоединение к необязательным соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, унификация внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин.

В начале октября системные вопросы и ход законотворческой работы обсуждались с делегацией США в Вашингтоне. В середине октября в Москве прошли полномасштабные переговоры по всем направлениям с делегациями КЕС и США.

Координация процесса присоединения возложена на Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Председателем Комиссии являлся заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Кудрин. В ее состав входят представители всех ветвей государственной власти и представители общественных организаций.

14 марта 2003 г состоялось заседание Правительства России, на котором был рассмотрен вопрос «Об итогах очередного раунда переговоров по присоединению России к ВТО». 25 мая 2003 г было проведено 11-е заседание Комиссии, на котором в целом была одобрены четвертая редакция российских предложений по доступу на рынок товаров и предложения по переговорной позиции в отношении ряда секторов услуг, определены подходы по сельскому хозяйству и работе по проекту Доклада РГ.

11 июля 2002 г. прошло заседание Правительства Российской Федерации, на котором были подведены итоге очередного раунда переговоров. 25 июля состоялось специальное заседание российского Правительства, посвященное рассмотрению вопроса «О позиции Российской Федерации на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации». Минэкономразвития России поручено подготовить предложения по дальнейшему обеспечению переговорного процесса.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации, предусматривающий разработку ряда законопроектов, которые позволят в основном решить проблему соответствия законодательства положениям ВТО. В их числе – Таможенный кодекс Российской Федерации (новая редакция), «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О госрегулировании внешнеторговой деятельности», подготовка новых законопроектов «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О лицензировании экспорта и импорта товаров в Российской Федерации», «О государственной помощи», «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 27 «Таможенные пошлины и таможенные сборы»)», «Об основах технического регулирования в Российской Федерации»).

В настоящее время в зависимости от стадии подготовки законопроекты находятся на рассмотрении в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации, внесены в Правительство Российской Федерации или находятся на стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 года № 832).

Проводится также экспертиза регионального законодательства и ведомственных нормативных актов на предмет соответствия нормам ВТО и работа по анализу международных договоров, разрабатываются новые международные соглашения, регулирующие проблемы, вытекающие из присоединения России к ВТО.

На регулярной основе проходят консультативные встречи российской делегации с представителями государств-членов ЕврАзЭС и стран СНГ, в ходе которых обсуждается проблематика их присоединения к ВТО. На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 13 мая 2002 г. принято решение о путях совершенствования взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС в ходе переговоров по присоединению к ВТО.

В оценках сроков вступления нашей страны в ВТО произошел заметный сдвиг.

Перенос сроков вступления в ВТО, по официальным данным, обусловлен тем, что представители ВТО на переговорах с Россией выдвигают дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этом важно отметить, что все эти требования являются не обязательными, а дополнительными, то есть нормы ВТО не предусматривают от страны-кандидата их безусловного выполнения.

Россия пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так, большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании с членами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг. Российская сторона предполагает по большинству пунктов усиление ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то как раз крайних мер не требуется.

Финансовый сектор не требует столь сильной защиты, на которой настаивает российская сторона. Сегодня в России действует двенадцати процентная квота на участие иностранных компаний на российском рынке, однако, фактически выбрана она не более чем на девять процентов. То есть иностранные банки не демонстрируют особенно сильного стремления проникнуть на российский рынок. Вряд ли с вступлением в ВТО что-то кардинально изменится. Западных банкиров интересуют в основном наши заёмщики. А они и так всем доступны через границу. Что же касается российских вкладчиков, то они им неинтересны, потому что уровень ставок привлечения в России сравнительно с Западом достаточно высок. Кроме того, Россия требует сохранить за Банком России возможность ввести ограничения на трансграничное оказание услуг.

Такая же несогласованность у чиновников и представителей бизнеса и по вопросам страхования. Сегодня все основные риски и так перестраховываются за рубежом, а существенная часть страховых резервов размещается в иностранные активы, то есть вывозится за границу. От открытия страхового рынка мало что изменится. Кроме того, появятся более качественные и разнообразные услуги.

Отстаивая искусственные бесполезные требования, как в разобранном выше примере с банковским сектором, мы бесцельно теряем резерв уступок, которые можно «обменять» на действительно необходимые уступки наших контрагентов по переговорам.

Есть на переговорах и реальные проблемы – это вопросы выравнивания внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблема интеллектуальной собственности.

По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция российских переговорщиков справедливо категоричная. Это требование неправомерно, а следовательно и неприемлемо. Заставлять Россию приводить внутренние цены на газ в соответствии с мировыми – всё равно, что требовать у Испании компенсации за большое количество солнечных дней в году, или требовать от Греции продавать на рынках оливки по той же цене, что и в Норвегии. Относительно дешёвые энергоносители являются естественным преимуществом России и следствием естественно сложившейся структуры нашей экономики, и определение уровня цен на газ и свет является исключительно прерогативой нашей страны.

С сельским хозяйством всё по-прежнему довольно сложно. Позиция Россия по вопросам сельского хозяйства пока что не определена. В МЭРТе надеются, что Минсельхоз скорректирует свои требования по условиям членства в ВТО, и Россия в ближайшее время найдет компромиссное решение. Основные меры защиты отрасли должны быть нетарифные, относящиеся к так называемой «зеленой корзине» (образование и подготовка кадров, наука и внедрение, развитие инфраструктуры и поддержка инвестиционных проектов и т.д.). Мы пока практически никаких нетарифных мер защиты своему сельскому хозяйству не предложили. Защищаться же увеличением тарифов и прямыми субсидиями нам никто не позволит, потому как это относится к запрещенным ВТО «красным» мерам защиты, а во-вторых, на это нет бюджетных средств.

И наконец, опасения у экономистов вызывает подписание обязательного для членства в ВТО соглашения об интеллектуальной собственности. «

Присоединение же к ВТО предполагает распространение национального режима на все виды иностранной интеллектуальной собственности независимо от того, охранялась она ранее на территории России или нет. И если раньше многие произведения, которые перепечатывались, воспроизводились на компакт-дисках или транслировались почти даром, а то и вовсе пиратски, то вступление в ВТО поставит крест на даровом пользовании чужим интеллектуальным продуктом.

Отраслевые последствия присоединения к ВТО для отдельных секторов российской экономики.

При данном макроэкономическом эффекте вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.

С одной стороны, расчеты (выполненные по второму сценарию) показывают, что в случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок связывания, заявленных в российском переговорном оффере, возможен импортозамещающий рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т.д. Кроме того, защита отечественного производителя должна строиться с учетом интересов российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой — со вступлением в ВТО возможно появление серьезных проблем в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей хозяйства.

Высоко-технологичные отрасли

Вариантны, в зависимости от степени поощерения технического прогресса в стране

Пищевая

Пока не способна насытить рынок, обострение импортной конкуренции

Мебельная

Встает на ноги.
Важен каждый процент защитного тарифа

Фармацевтика

Обострение конкуренции, но потребитель может выиграть на качестве импорта

Металлургия

Конкурентоспособность будет зависеть от цен на товары и услуги естественных монополий

Химия

Обострение конкуренции по малотоннажным химикатам, автомаслам и косметике

Авто и авиа

Смогут «выжить» только при господдержке

Транспорт

Сохранение конкурентной ситуации

Связь и информатика

Обострение конкуренции, но к частичному выигрышу потребителя

Торговля

Сохранение ситуации в оптовом звене. В розничной торговли — наступление зарубежных супермаркетов.

Наука

ВТО мало что изменит. Главные проблемы: недофинансирование, утечка умов

Менеджемент, финансы

Смогут выжить лишь при господдержке, но потребитель выиграет от конкуренции

Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей
промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом — до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.

Отечественная пищевая
промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего, мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а её крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортирует. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией.

Однако ключевым здесь является вопрос не о пошлинах, а о тех допускаемых ВТО объемах государственной поддержки сельского хозяйства, которые в России пока на порядок ниже, чем в ЕС или США, хотя отечественные аграрии работают в менее благоприятных климатических условиях. При запрошенных для поддержки в 13 млрд. долл. в год реальные бюджетные ассигнования на эти цели равны примерно 1 млрд. долл., что исключает согласие партнеров с запрошенной суммой, поэтому разрешение данного вопроса следует искать не в Женеве, а скорее внутри страны.

Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.

Столь же активна российская фармацевтика, увеличившая свою долю на рынке с 30% в 1997 г. до 50% в 2001 г. Её предприятия ставят задачу довести эту долю до 70%, но на переговорах заявленные Россией исходные ставки связывания, видимо, придется снижать. Это обострит конкуренцию, однако российский потребитель может от этого выиграть, так как многие отечественные аналоги лекарств (например, инсулина) по качеству уступают зарубежным.

Конкурентоспособность отечественной металлургии
как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть, прежде всего, не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий. Металлургия окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.

В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские наши нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков.

В марте с.г. Правительство предприняло очередную попытку реорганизации отечественного автостроения за счет через роста пошлин и привлечения иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россией предложений и могут не получить согласия ВТО.

Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин). Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении ее к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры, под которые подпадает 80% действующего гражданского авиапарка. Очевидно, что, если в этой отрасли не восстановить госзаказа или эквивалентных ему мер, перед российским гражданским авиастроением, включая составляющие его градообразующие предприятия, возникнет (и при, и без ВТО) проблема выживания.

Последствия для сферы услуг.
Отсутствие статистической и методологической базы не позволило выполнить каких-либо количественных измерений последствий вступления России в ВТО в сфере услуг. На практике все российские рынки услуг уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала.

По отдельным сферам услуг положение выглядит следующим:

Транспорт.
Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Главная проблема морского транспорта — нехватка тоннажа и уход судов под «удобные флаги». В результате отечественный флот перевозит ныне лишь 6% внешнеторговых грузов. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевозках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных моделях машин. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.

Связь.
Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило её слабость на его передовых направлениях — в связи и в информатике. Их развитие поддерживается в основном притоком иностранных инвестиций, которые контролируют 44% объема услуг связи. Присоединение России к ВТО явится лишь стимулом к дальнейшему притоку капитала, и российский потребитель от этого выигрывает. Можно ожидать от ВТО содействия в создании более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе в целях связи.

Торговля. Российский капитал является почти монопольным (99,7%) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т.п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО.

В науке и научном обслуживании при 4 — процентной доле иностранного капитала главной проблемой является её недофинансирование и отток кадров за рубеж. Вступление в ВТО мало что изменит.

Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.

Сложная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной защиты, хотя иностранный банковский капитал пока неактивен в освоении этого российского рынка. В то же время в перспективе ситуация может измениться. Что же касается отечественного страхования, то оно в его нынешнем не сложившимся виде может быть подорвано конкуренцией по правилам ВТО.

В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО в сфере услуг балансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные провайдеры.

Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами — членами этой организации.

Присоединение нашей страны к ВТО связано со значительным объемом законодательной и нормотворческой деятельности. России, по оценкам Минэкономразвития РФ, предстоит принять или пересмотреть около 100 законодательных актов и примерно 1000 ведомственных инструкций. Однако в итоге государство получит в свое распоряжение обширный и систематизированный блок современного делового законодательства, сопоставимого с международным правом.

bukvi.ru

Роль и функции ВТО :: BusinessMan.ru

Генеральное соглашение относительно тарифов и торговли, принятое в 1947 году, в 1995-м сменилось новой организацией — Всемирной торговой. И функции ВТО таким же образом регулируют отношения в политике коммерции между всеми участниками. Основой таких отношений является пакет документов Соглашения раунда торговых переговоров, состоявшихся в Уругвае и включающих множество сторон (1986-1994). Это и есть правовой базис международной торговли в современном мире.

О соглашении

Соглашением предусмотрен постоянно действующий форум тех стран, которые определяют функции ВТО участием в учреждённой организации. Форум нужен, чтобы урегулировать проблемы, влияющие на торговые отношения всех сторон, а также контролировать реализацию соглашений и все договорённости раунда в Уругвае. Основные принципы и правила ВТО:

  • взаимное предоставление РНБ (режим наибольшего благоприятствования) в торговле между странами-участницами;
  • взаимное предоставление НР (национальный режим) услугам и товарам иностранного происхождения;
  • применение преимущественно тарифных методов в регулировании торговли;
  • запрет на использование любых ограничений, в том числе и количественных;
  • выстраивание торговой политики в ключе транспарентности;
  • решение споров путём переговоров и консультаций.

Членство в ВТО даёт странам-участницам следующие преимущества:

  • Доступ на мировой рынок услуг и товаров происходит в более благоприятных условиях. Функции ВТО включают в себя стабильность и предсказуемость в развитии торговли со странами-участницами ВТО. Транспарентность является главным условием сосуществования стран в этой организации.
  • Доступность механизма ВТО и устранение всякой дискриминации в разрешении споров, обеспечение защиты национальных интересов в случае ущемления их партнёрами.
  • Реализация стратегических и текущих торговых и экономических интересов за счёт активного участия в выработке правил и их соблюдения в международных отношениях.

Права и обязательства

Все члены Всемирной торговой организации обязаны выполнять основные соглашения и юридические документы МТС (Многосторонние торговые соглашения). Страны ВТО таким образом полностью вписываются в систему многостороннего контракта или пакета соглашений во всех его нормах и правилах, которые контролируют почти 97 % товаров и услуг в мировой торговле. Организацией преследуются определённые цели по укреплению и развитию экономики всех стран-участниц, сосредотачиваются усилия по росту капиталовложений, расширению продаж, повышению доходов и увеличению занятости. Это универсальная организация, и страны ВТО решают глобальные задачи не только непосредственно в международной торговле, но и во всех смежных секторах мировой экономики.

ВТО действует комплексно на основе согласованных правил, которые регулируют поведение правительств в торговле. По сути, это правила, которые члены ВТО выполняют неукоснительно. Они действенны для всех государств и их субъектов в торговле. За счёт этого открываются, укрепляются и расширяются национальные рынки. Члены ВТО даже выполняют функции международного суда, разрешая всевозможные споры относительно торговых полномочий. Также ВТО служит форумом для переговоров по поводу конкретных деталей, которые обеспечивают либерализацию мировой торговли, её предсказуемость.

Функции ВТО

Они состоят в следующем:

  • Осуществляется административная и организационная деятельность Всемирной торговой организации, направленная на выполнение торговых соглашений между партнёрами, находящихся в компетенции ВТО.
  • Функция форума — в проведении многосторонних переговоров членов ВТО.
  • Разрешает торговые споры, возникающие между странами-участницами ВТО.
  • Осуществляется мониторинг торговой политики государств, партнёров по организации ВТО.
  • Развитие сотрудничества с международными институтами и организациями, которые участвуют в процессе формирования мировой экономической политики.

Одной из главных задач ВТО считается также постоянный контроль за состоянием международной торговли и обеспечение нуждающихся необходимыми консультациями в управлении и регулировании торговой политики.

Главный орган — конференция министров, представителей стран, участвующих в ВТО. Она проходит как минимум раз в два года и принимает решения во всех делах, касающихся этой организации. Остальное время в ВТО правит Генеральный совет, отвечающий за повседневную деятельность: разрешает споры, проводит обзоры в области торговой политики. Участниками ВТО в 2005 году являлись 148 стран, обладающих полными правами, ещё чуть более тридцати — в статусе наблюдателей, многие из них находятся в стадии присоединения к этой организации.

Август 2012 года

Именно в августе 2012 года состоялось официальное вступление России в ВТО. Аналитики со всех сторон освещали это событие в прессе, упоминая о длинных рядах плюсов и минусов, которые сопряжены с этим шагом. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги: чем обернулось для страны данное членство и как это отразилось на экспорте и импорте. Руководители нашего государства долго не решались на такой поступок. Вступление России в ВТО было последним среди «большой двадцатки». Хотелось получить новые возможности для развития экспорта, ожидалось создание благоприятных условий для распространения отечественных товаров на зарубежных рынках, для привлечения инвестиций, чтобы развивать собственные производства, повышать конкурентоспособность, улучшать качество. Российские инвесторы могли бы получить доступ к международным проектам, улучшить имидж страны.

Также ожидалась более интенсивная конкуренция в сфере финансов, и, как результат, снижение для населения и предприятий среднего и малого бизнеса кредитных ставок. Однако планы не осуществились. Более того, ставка Центрального банка России резко повысилась, деньги в экономике подорожали, кредиты перестали быть доступными. К докризисным отметкам ставки пока не вернулись. Россия и ВТО подружиться так и не смогли. Впрочем, те же тенденции существуют и для многих других стран, участвующих в этой организации: экспорт эффективного производства иногда слегка растёт, если у зарубежных конкурентов это получается слабее, но ни одна отрасль, требующая поддержки, в экспорте не преуспела, растёт только импорт.

Россия и ВТО

Российские предприятия тоже далеко не все смогли в зарубежный рынок вписаться: конкуренция с иностранными производителями слишком высока (если снизить пошлины — производство товаров внутри страны перестаёт быть выгодным), аграрный сектор у нас по климатическим условиям всегда был рискованным, состояние российского автопрома вынудило многие предприятия закрыться. Лишь очень немногие предприятия сумели с этим экстримом справиться и несколько улучшили свои показатели. В том числе и Lada получила прирост поставок на двадцать процентов в Казахстан и в четыре раза — в Европу. Сельское хозяйство экспортировало товары с ростом в пятнадцать процентов (двадцать миллиардов долларов). Но это, конечно же, капля в море. От сырьевой зависимости стране избавиться не удалось. Главная причина — конкуренция, конечно же. Во всяком случае, несмотря на все усилия, экспорт России Всемирная торговая организация (ВТО) значительно сократила. Здесь и падение цен на нефть сыграло свою роль. Что касается цветных металлов и калийных удобрений, то по этим пунктам экспорт немного вырос (8,7 % и 54,7 %).

Более всего мешают наращивать темпы международной торговли ограничительные меры. Статистика такова: уже в ноябре 2012 г. восемнадцать стран защищались от российских товаров (семьдесят три меры было принято, пять расследований проведено), а к концу 2015 года число стран, ограничивающих торговлю с Россией, увеличилось до двадцати семи, принятых мер зафиксировано уже сто двенадцать, а расследований — двадцать два. Применение защитных мер входит в цели ВТО, поскольку увеличенные поставки из-за рубежа наносят ущерб производителям данной страны.

Тем не менее гораздо чаще в той же Греции можно купить голландские цветы или испанское оливковое масло. Да и овощи чаще всего тоже не местные. Санкционная война (нет без добра никакого худа!) Россию от наплыва дешёвого импорта спасла, на продуктовых линейках до кризиса 2013 года продукция из-за рубежа явно довлела над отечественными товарами. Однако экономика начала расслаиваться на малорентабельные и высокодоходные сектора, и этот процесс продолжается. Конкуренция, конечно, растёт, но многие отрасли остаются без поддержки, даже стратегически важные. К тому же вожделенный доступ наших экспортёров на международные рынки явно не оправдался.

Санкции

Ограничения, существовавшие до этой санкционной войны ВТО и российских компаний, числом весьма выросли. Доступ перекрыт практически полностью ко всем передовым технологиям, прямые иностранные инвестиции катастрофически упали, дешёвые финансовые ресурсы перестали быть доступными. Спрашивается, зачем Россия пополнила ряды ВТО, если ни одна цель вступления не достигнута? А простые российские потребители совсем не заметили этого события, а должны были бы. Снижения цен на импорт не произошло, наоборот, наблюдается рост розницы.

Естественно для такой страны, как наша, при всех сложностях взаимодействия с США и ЕС следовать всем своим обязательствам и выполнять соглашения ВТО. Так происходило всегда, так происходит и теперь. Парадокс тут в том, что сами принципы и история ВТО находятся в огромном и самом прямом противоречии с любого плана ограничительными мерами. То есть экономических преференций нам ждать не стоит в связи с членством в ВТО. Дело в том, что сама система этой организации поставлена в центр регулирования экономических отношений между странами, а устанавливаемые этой системой нормы — практически международный торговый закон. Не члены ВТО находятся в положении аутсайдеров, поскольку к ним общие правила не применяются. Что и побуждает (то есть вынуждает) к присоединению к ВТО.

Разные случаи

У России совершенно особенный демографический, промышленный и научный потенциал, соответственным должно быть и её положение в ВТО, то есть абсолютное равноправие в партнёрстве на мировом рынке. Шаг вступления был бы верен и логичен, если бы в действиях ВТО таковая логика присутствовала в должной мере. Наше внутреннее законодательство вряд ли может быть приведено в соответствие с принципами и нормами этой организации. Главное — увидеть и правильно оценить все плюсы и минусы ВТО. Во-первых, равенства в рядах ВТО не было и нет. По данным за период с 1995 до 2002 года, США и Япония подавали в суд этой организации сто сорок три раза из двухсот пяти. Страны, которые победнее, подали остальные иски. А сорок девять самых бедных — ни разу ни на кого не пожаловались. Во всех без исключения спорах США оказывались победителями.

История весьма громкая и неприятная произошла совсем недавно (и, к сожалению, никакого вывода из её итогов не сделано, никто наказания не понёс, компенсации не получил, более того — эта же практика продолжается). В 1996 году ВТО обязала ЕС продавать на своей территории мясо, перенасыщенное гормонами роста. И за то, что ЕС несколько лет подряд не пускал этот продукт к ввозу, ВТО положила огромный штраф: за каждый год запрета Евросоюз заплатил Соединённым Штатам по сто семнадцать миллионов долларов США, а Канаде — по одиннадцать миллионов долларов канадских. За каждый год запрета! Через несколько лет учёные доказали вред этих гормонов роста — люди, которые употребляли ввезённое на территорию ЕС из США и Канады мясо, подверглись опаснейшим заболеваниям. Но случай этот последним не стал. С 2003-го три года длилась тяжба по поводу ГМО. ЕС не впускали сомнительную еду из США, последние — негодовали и судились. И что же? Суд ВТО признал ЕС виновными и не только положил снова штраф за три года запрета, но и настоял на продаже этих продуктов в дальнейшем.

История создания

ВТО основана в 1995-м и с тех пор является последователем ГАТТ (1947). В 1997 г. Женева отметила юбилей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Мносторонний товарообмен приобрёл полувековую историю. Последний раунд ГАТТ в Уругвае привёл к появлению ВТО, организации с более широкой сферой действия. Торговля распространилась на услуги и аспекты интеллектуальной собственности, касающиеся торговли. Механизм работы ГАТТ был адаптирован к современности и усовершенствован, кроме того, поменялся статус — ГАТТ формально не являлась международной организацией.

Генеральный директор ВТО — Роберту Карвалью ди Азеведу (Roberto Carvalho de Azevêdo. В прошлом Роберту Карвалью — бразильский дипломат, преемник Паскаля Лами на поприще ВТО. Избран в 2013 году. Правовая основа организации зиждется на многостороннем договоре — комплексе правовых документов: ГАТТ (ген. соглашение о торговле товарами), ГАТС (то же о торговле услугами), ТРИПС (то же о коммерческих аспектах и правах интеллектуальной собственности). Все соглашения ВТО ратифицированы парламентами государств-участников.

Структура

Генеральный совет ВТО делегирует функции трём советам: по торговле услугами, товарами и по правам интеллектуальной собственности. Далее работа распределяется по соответствующим комитетам каждого Совета, которые должны контролировать соблюдение принципов ВТО и выполнение соглашений. Существуют также и рабочие группы — постоянные и создаваемые. Третий совет — по правам собственности — помимо прочего занимается и конфликтами, связанными с фальсификацией товаров.

Комитеты многочисленны, каждый узкоспециализированный, рабочие группы решают вопросы окружающей среды, занимаются проблемами развивающихся стран и проводят процедуру региональных торговых соглашений, а также присоединения к ВТО. Секретариат ВТО в Женеве имеет пятьсот сотрудников, но решений он не принимает, это делают сами страны-участники, члены организации. Их руками проводятся техническая поддержка и анализ, оказывается правовая помощь, ведется работа и с прессой.

Основные соглашения

World Trade Organization декларирует создание недискриминационной системы торговли, где страны получают гарантированно справедливое и последовательное отношение к своему экспорту на чужих рынках, при этом обязуясь создавать равноценные условия для импорта на собственных. Однако слишком всё это гибко выстроено, за счёт чего действия одних стран сравнительно с другими получают гораздо больший простор. Принципы и правила отражены в МТС (Многосторонние торговые отношения), где затронуты продажа товаров, услуг, некоторые аспекты прав интеллектуальной собственности, механизмы обзора политики в области торговли и разрешение споров.

С 1947 года ГАТТ внедряло в жизнь ключевые принципы, которые были перенесены и в деятельность ВТО. Это форум, где проводятся переговоры относительно снижения пошлин, устранения торговых барьеров и дискриминации. К 1994 году понятия были расширены и уточнены. Основной свод правил ВТО относится к торговле товарами, его составляют соглашения о специфических секторах (текстиль, сельское хозяйство), отдельных темах (гос. торговля, стандарты различной продукции, субсидии, противодемпинговые действия и т.д.). Обеспечение доступа на рынок и недискриминация — фундамент принципов ВТО. Здесь же доступ на рынок, отмена количественных ограничений импортируемого товара, регулирование товарооборота, прозрачность и гласность вопросов торгового режима всех стран, участвующих в соглашении. Свободный экспорт и импорт услуг, вне зависимости от способов поставки (трансграничная это торговля или потребление определённых услуг за границей), тоже закреплены документально. Специфика продажи услуг требует исключений в режиме наибольшего благоприятствования — каждая страна решает это индивидуально. Отмена количественных квот проводится тоже выборочно, что обычно решают в ходе переговоров. Интеллектуальная собственность охраняется сводом правил по инвестициям в творчество и идеи, где оговаривается защита при осуществлении таких операций. Это могут быть торговые марки, авторские права, наименования товаров, географические названия, коммерческие секреты, дизайны, топологии микросхем и многое другое.

businessman.ru

история, принципы, задачи и функции, сфера компетенции, современные проблемы.

ГАТТ- Генеральное соглашение по тарифам и торговле — международное соглашение заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой Войны. После войны произошел спад производства. Необходимо было учесть довоенный опыт и не допустить спад во Внешней торговле. Цель Гатт- либерализация внешней торговли. Существовало 50 лет.

ГАТТ: 9 раундов из них 8 ГАТТ и 9 ВТО

1.Женевский раунд: 23 –ГАТТ вступило в силу

8.Уругвайский раунд: 125 – ГАТС, ВТО, снижение тамож.пошлин

9.Дохийский раунд: 1 января 2001 (Катар)

В 1994 году ГАТТ было переименовано в ВТО.

Разница Гатт-ВТО

ГАТТ-не организация, а соглашение(не было механизмов применения санкций к нарушителю)

ГАТТ-не было субъектом международного права.ВТО-организация признанная ООН. Режим ГАТТ был необязательным.

ГАТТ- не занималась регулированием сферы услуг ;ВТО-занимается

ГАТТ-ратифицированное соглашение а сфера услуг очень специфична в каждой отрасли. ВТО старалось заключить соглашения в каждой конкретной отрасли

Заслуга ГАТТ

— уменьшение средневзвешенной пошлины по промышленным товарам

-субидии для поддержки наиболее чувствительных отраслей.

-тарифные методы

-сужение использования нетарифных методов.

-ввод положения гласности.

Принципы ВТО/ГАТТ

-Режим наибольшего благоприятствования-страны участницы обязаны предоставлять режим для стран не менее благоприятный чем для другой страны

-Национальный режим(режим для иностранных товаров должен быть не хуже чем для иностранных)

-ГАТТ (взаимные уступки), ВТО (взаимное предоставление нац.режима т.и у. иностр.происхождения)

-ГАТТ (снижение тарифов), ВТО (преимущественно тарифные методы)

-ГАТТ (отказ от количественных ограничений), ВТО ( отказ от колич. и иных огранич)

-ГАТТ (предоставление консультаций), ВТО (разрешение споров путем консультаций)

-Справедливая конкуренция (разрешается применять санкции против нетарифных методов)

-Предсказуемость и транспарентность (прозрачность) торгового режима

-Специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран

Задачи:

1) ГАТТ (пересмотр и снижение ставок тамож.тар), ВТО (контроль за соблюд.договор.уругв.раунда)

2) ГАТТ (снижение/устранение тарифов), ВТО (проведение многосторон.переговоров)

3) ГАТТ (отмена нетарифн. Огранич), ВТО (разрешение торг.споров)

4) ВТО (мониторинг торг.полит)

5) ВТО(технич содействие развив.гос-вам)

Функции ВТО

-контроль за выполнением пакета документов Уругвайского раунда

(Уругвайский раунд-1994-соглашение о создании ВТО,принято соглашение о торговли услугами, тарифы снижены до 4%, генеральное соглашение о тарифах и торговле)

-проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами.

-разрешение торговых споров

-мониторинг национальной торговой политики стран членов

-техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО

-сотрудничество с международными специальными организациями

Сфера компетенции ВТО

-регуляция цен и тарифов

-снижение торговых барьеров

-выступает по спорным моментам такие как соглашение и охрана окружающей среды

Современные проблемы

Проблемы В ВТО на современном этапе наметились в ходе Дохийского раунда(2001-2008)

Цель Дохийского раунда – отрегулировать торговые взаимоотношения стран-членов ВТО

Развивающиеся страны должны были снизить таможенные пошлины в с/х сектор экономики.

Развитые-уменьшить объемы субсидирования с/х

Ни одна из сторон не хотела идти на уступки, считали свою позицию лучшей.

Позже пошли на уступки/ Развивающиеся страны могут увеличить ввозные пошлиы если ее импорт увеличится более чем на 40%/

Так и не пришли к общему мнению. Раунд провалился

Фактически переговоры Китая и США интересы других стран не учитывались. Их было не слышно




infopedia.su

Цели, задачи и функции ВТО

Поиск Лекций

Всемирная торговая организация выделяет основные цели, задачи и функции своей деятельности, которые будут рассмотрены ниже.

ВТО выделяет следующие основные цели своей деятельности:

— получение наиболее благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;

— устранение дискриминации в торговле путем равного доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

— возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международной торговой политике при выработке новых правил международной торговли.

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Для достижения указанных целей ВТО решает следующие задачи:

1. Либерализация торговли. Либерализация торговли является инстру­ментом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах. По неодно­кратным заявлениям ВТО «развить свою экономику и промышленность можно, только «открыв себя» мировому рынку».

2. Глобализация торговли. Мировая торговля должна быть свободной, либеральной, глобальной.

3. Национальные самоограничения в области торговой политики. Государство, вступившее в ВТО, не сможет, как суверенное государство просто изменить свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить какие-либо условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров.

4. Ликвидация торговой и инвестиционной дискриминации. Если государство заключило соглашение о снятии ограничений в торговле с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к другим государствам.

5. Ликвидация дискриминации в области движения капитала. Государство не может ввести количественные и качественные ограничения для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (квоты, эмбарго, запрет, введение минимальной цены за экспорт и импорт). Так как общественные блага по правилам ВТО – тоже товар, подлежащий привати­зации, то все эти меры касаются и доступа иностранных инвесторов в сферу образования, медицинских услуг, страховой и банковской деятельности и т.д.

6. Ликвидация дискриминации в области регулирования валютных расходов. Государство не вправе регулировать уровень валютных расходов и не вправе предписать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны.

7. Ликвидация ограничений в области управления трудовыми ресурсами. Государствам запрещено обязывать инвесторов использовать товары, произведенные только в этой стране, или обязывать их принимать на работу население этой страны.

8. Признание статуса и полномочий суда ВТО. Каждая страна может предстать перед судом ВТО. Если страна хочет, например, ввести ограничения на экспорт своих ресурсов, то она этим уже «нарушает правила ВТО» и «принцип свободной торговли».

На основании установленных в ВТО целей и задач, Рабочей группой по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по торгово-таможенной политике и ВТО определены основные функции ВТО:

1. Выполнение роли коллективного торгового договора по вопросам входящим в компетенцию пакета договоренностей ВТО.

2. Содействие выполнению и применению многосторонних торговых соглашений входящих в ее правовую структуру.

3. Функционирование в качестве центра организации и проведения многосторонних торговых переговоров.

4. Выполнение административных функций в отношении договорен­ности о правилах и процедурах разрешения споров.

5. Выполнение административных функций в отношении механизма проведения обзоров национальной торговой политики стран-членов ВТО.

6. Сотрудничество с МВФ и МБРР и заключение соглашений о сотрудничестве между другими экономическими организациями.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Задачи, цели и страны-участницы ВТО – Вести Экономика, 16.12.2011

Всемирная торговая организация (ВТО) стала преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Цели ВТО. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовой основой современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на торговые отношения, и контроля за выполнением соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО работает во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия. Неотъемлемой частью ВТО является механизм разрешения торговых споров.

Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Принципы и правила ВТО. Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле; взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и другие правила.

Задачи ВТО. Важнейшими задачами ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Преимущества членства в ВТО. Общие преимущества от членства в ВТО можно подытожить следующим образом: получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики; устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами; возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, а также освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Участники ВТО. В соответствии с соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все договаривающиеся стороны — участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда. Полноправными участниками ВТО являются 153 государства. Более 30 государств имеют статус наблюдателей в ВТО.

Вступление в ВТО. Процедура присоединения к ВТО, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводят на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами рабочей группы по присоединению к ВТО.

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающим из членства в ВТО (оформляется в докладе рабочей группы).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО. Россия в ВТО.

Стратегические задачи участия России в ВТО Эти задачи заключаются:

1. в содействии созданию многосторонней системы правил международной торговли, основанной на равенстве прав и обязательств ее участников, и эффективных процедур выработки, принятия и применения решений, проведении активной и конструктивной позиции по возможно большему числу направлений деятельности ВТО, что способствовало бы дальнейшему укреплению позиций России в мире, в том числе как полноправного участника международной торговли;

2. в обеспечении благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и капиталовложений на внешние рынки, защиты прав российских поставщиков и инвесторов;

3. в контроле за выполнением обязательств членами ВТО по направлениям, представляющим системный, текущий или потенциальный интерес для России и ее экономики;

4. в обеспечении выполнения обязательств России, принятых в процессе присоединения, выработке мер по нейтрализации возможного отрицательного воздействия членства в ВТО на экономику, на макро- и секторальном уровнях.

Место расположения штаб-квартиры ВТО — Женева, Швейцария, штат секретариата — около 640 сотрудников, бюджет — 196 млн швейцарских франков.

www.vestifinance.ru

Основы Всемирной торговой организации

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере

торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

ВТО начала действовать 1 января 1995 года. Правительства завершили Уругвайский раунд переговоров 15 декабря 1993 г., а в апреле 1994 г. министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. «Марракешская Декларация» от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать «укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире».

Всемирная торговая организация (ВТО) – крупнейшая международная экономическая организация, определяющая правила международной торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности и осуществляющая контроль за их исполнением. В ВТО сейчас входят 149 стран.

На данный момент из стран СНГ Россия, Казахстан, Украина не являются членами ВТО, но ведут активные переговоры по присоединению к этой организации.

На долю членов ВТО приходится более 95 процентов мировой торговли товарами и услугами. Особое значение ВТО играет для стран, которые активно вовлечены в международное сотрудничество.

Штаб-квартира ВТО располагается в Женеве, Швейцария.

Цель вто

  • … создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижении в либерализации торговли и всех достижении Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров …

16 Функции вто

Основными функциями организации являются:

  • Выполнение роли коллективного торгового договора по вопросам входящим в компетенцию пакета договоренностей ВТО.

  • Содействие выполнению и применению многосторонних торговых соглашений входящих в её правовую структуру.

  • Функционирование в качестве центра организации и проведения многосторонних торговых переговоров.

  • Выполнение административных функций в отношении договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

  • Выполнение административных функций в отношении механизма проведения обзоров национальной торговой политики стран-членов ВТО.

  • Сотрудничество с МВФ и МБРР и заключение соглашений о сотрудничестве между другими экономическими организациями.

Структура вто

Соглашение об учреждении ВТО включает приложения являющиеся неотъемлемыми частями Соглашения. Приложения содержат 29 юридических документов, которые охватывают практические все сферы от сельского хозяйства до текстиля и одежды, от услуг до правительственных закупок, а также нормы, регулирующие происхождение товара, и интеллектуальную собственность. Кроме того, имеется еще 25 деклараций, решений и договоренностей на уровне министров, в которых формулируются дополнительные обязательства и правила, которые берут на себя члены ВТО. Однако через все эти правовые документы, которые и образуют многостороннюю торговую систему, красной нитью проходят несколько простых, но основополагающих принципов.

Государства-члены ВТО на 15 апреля 1994 года

Государства-члены ВТО

на 1 января 2006 года

Высшим органом во всей организационной структуре ВТО является Конференция министров, на которой представлены все члены ВТО. Конференция выполняет функции ВТО. Конференция должна созываться не реже, чем раз в два года, и правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.

Повседневная работа ВТО выполняется рядом вспомогательных органов, главным образом Генеральным советом, в который также входят представители всех членов ВТО. Генеральный совет учрежден Соглашением о создании ВТО. Генеральный совет может заключить Соглашение о сотрудничестве с другими международными организациями. Генеральный совет подотчетен Конференции министров и обязан представлять ей отчеты о своей деятельности. Помимо выполнения регулярной работы от имени Конференции министров, Генеральный совет также действует в двух особых формах: в качестве Органа разрешения споров, который контролирует применение процедур урегулирования споров (см. ниже), а также в форме Органа обзора торговой политики для подготовки регулярных обзоров торговой политики отдельных членов ВТО (см. ниже).

Соглашение о создании ВТО учредило три других основных органа, а именно Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами осуществляет контроль за выполнением и функционированием всех соглашений, которые охватывают торговлю товарами (Приложение 1А к Соглашению об учреждении ВТО), хотя многие из этих соглашений предусматривают наличие собственных контролирующих органов. Два других совета отвечают за те соглашения ВТО, которые входят в сферу их компетенции (Приложения 1B и 1C). Советы могут создавать собственные вспомогательные органы по мере необходимости.

Конференция министров создала еще три органа:

— Комитет по торговле и развитию, который занимается вопросами, касающимися развивающихся стран.

— Комитет по платежным балансам, который отвечает за проведение консультаций между членами ВТО и странами, которые применяют ограничительные меры в торговле, в соответствии с положениями статей XII и XVIII ГАТТ в случае сложностей с платежным балансом.

— Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам, который отвечает за финансирование и бюджет ВТО.

Соглашения ВТО с ограниченным кругом участников, участие в которых носит добровольный характер, а именно по гражданской авиатехнике и правительственным закупкам создают свои собственные органы управления, которые подотчетны Генеральному совету. Однако, они используют единую для ВТО систему разрешения споров.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *